Автор: Синичкина Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 6
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: публикация
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологическое образование"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №6 г. Томска
Публикация на тему:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
через экологическое образование
Подготовила воспитатель:
Синичкина Т.В.
Томск 2020
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
через экологическое образование
Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это
ее земля, природа, богатства.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в
этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими
духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма
– любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчи-
вый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления
от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на от-
ношение человека к природе, к Родине.
Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического со-
знания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных
видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направле-
нии способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразова-
тельной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответ-
ствии с ФГОС.
Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательны-
ми областями: познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, социально-ком -
муникативная, физическая культура. Кроме того, природоведческие знания интегрируются:
в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогул-
ки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную ак-
тивность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников)
в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматри-
вание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий)
в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и
др.)
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отноше -
ния к природе необходимо прежде всего учитывать региональный компонент (ближайшее при -
родное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Педагогически осмысленное приоб-
щение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расшире -
нию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привя-
занности к ней.
Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет ре-
шать следующие задачи:
- воспитывать чувство гордости, любви и привязанности к Родине;
- обогащать знания детей о природе;
- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к приро-
де в различных ситуациях;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Целесообразно проводить «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к
природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и за -
ботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам.
Предлагаются следующие темы «уроков доброты»:
— «Что значит быть добрым»,
— «Когда я был добрым по отношению к природе»,
— «Кого можно считать заботливым»,
— «Любить природу- что это значит».
Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником
их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирова-
ние осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивно -
го отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения: «В гости к
Лесовичку», «Путешествие в тайгу».
Опытническо-экспериментальная деятельность является одним из главных способов по-
знания окружающей действительности, в ходе которой дети учатся не только наблюдать, но и
размышлять, творить, экспериментировать. Осуществляется экспериментальная деятельность
дошкольников по теме: «Огород на окошке», «Деревья нашего двора».
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные эмоции,
а также стремление рисовать, мастерить поделки из природного материала. Поэтому дальней -
шая работа по формированию патриотических чувств также проводится на занятиях по худо -
жественно-творческой деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием патриотических чувств
ведется и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстра-
ции, фотоальбомы о родном крае, городе, предметы народного прикладного искусства, лэпбу-
ки.
Обязательным компонентом работы в течение года является природоохранная детская деятель -
ность. Ведь охранять природу-это значит охранять Родину. Целесообразно всем воспитателям,
детям и родителям выходить с «экологическим патрулем» для наведения порядка на террито -
рии детского сада, площадки, близлежащего окружения (парк и т.п.), проводить акции «Чи-
стый город», «Береги птиц». Тем самым, дети участвуют в общем деле, становится сопричаст-
ным к жизни города, социума.
Работа по формированию патриотических чувств через экологию строится в тесном взаи -
модействии с родителями: проводятся тематические консультации, привлекаются к организа -
ции мини-музеев, принимают участие в конкурсах и в выставках поделок из природного и бро -
сового материала. Предлагаемая система работы по формированию патриотического сознания
через экологическое образование способствует развитию основ чувства гордости за свою ма-
лую Родину, воспитанию любви к родным местам, приобщению к элементарным нормам и
правилам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, окружающим миром.
Литература
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». – СПб, Детство-пресс», 2004.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг». – М., «Просвещение»,
2013.
Журнал «Дошкольное воспитание»: 1294, 195, 798.
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М., «Просве-
щение», 2001.