Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологическое образование"


Автор: Синичкина Татьяна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 6
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: публикация
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через экологическое образование"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №6 г. Томска

Публикация на тему:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

через экологическое образование

Подготовила воспитатель:

Синичкина Т.В.

Томск 2020

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

через экологическое образование

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это

ее земля, природа, богатства.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в

этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими

духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма

– любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчи-

вый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления

от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на от-

ношение человека к природе, к Родине.

Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического со-

знания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных

видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направле-

нии способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразова-

тельной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответ-

ствии с ФГОС.

Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательны-

ми областями: познавательно-исследовательская, художественно-эстетическая, социально-ком -

муникативная, физическая культура. Кроме того, природоведческие знания интегрируются:

в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогул-

ки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную ак-

тивность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников)

в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматри-

вание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий)

в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и

др.)

При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отноше -

ния к природе необходимо прежде всего учитывать региональный компонент (ближайшее при -

родное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Педагогически осмысленное приоб-

щение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расшире -

нию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привя-

занности к ней.

Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет ре-

шать следующие задачи:

- воспитывать чувство гордости, любви и привязанности к Родине;

- обогащать знания детей о природе;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к приро-

де в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Целесообразно проводить «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к

природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и за -

ботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам.

Предлагаются следующие темы «уроков доброты»:

— «Что значит быть добрым»,

— «Когда я был добрым по отношению к природе»,

— «Кого можно считать заботливым»,

— «Любить природу- что это значит».

Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником

их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирова-

ние осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивно -

го отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения: «В гости к

Лесовичку», «Путешествие в тайгу».

Опытническо-экспериментальная деятельность является одним из главных способов по-

знания окружающей действительности, в ходе которой дети учатся не только наблюдать, но и

размышлять, творить, экспериментировать. Осуществляется экспериментальная деятельность

дошкольников по теме: «Огород на окошке», «Деревья нашего двора».

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные эмоции,

а также стремление рисовать, мастерить поделки из природного материала. Поэтому дальней -

шая работа по формированию патриотических чувств также проводится на занятиях по худо -

жественно-творческой деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием патриотических чувств

ведется и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстра-

ции, фотоальбомы о родном крае, городе, предметы народного прикладного искусства, лэпбу-

ки.

Обязательным компонентом работы в течение года является природоохранная детская деятель -

ность. Ведь охранять природу-это значит охранять Родину. Целесообразно всем воспитателям,

детям и родителям выходить с «экологическим патрулем» для наведения порядка на террито -

рии детского сада, площадки, близлежащего окружения (парк и т.п.), проводить акции «Чи-

стый город», «Береги птиц». Тем самым, дети участвуют в общем деле, становится сопричаст-

ным к жизни города, социума.

Работа по формированию патриотических чувств через экологию строится в тесном взаи -

модействии с родителями: проводятся тематические консультации, привлекаются к организа -

ции мини-музеев, принимают участие в конкурсах и в выставках поделок из природного и бро -

сового материала. Предлагаемая система работы по формированию патриотического сознания

через экологическое образование способствует развитию основ чувства гордости за свою ма-

лую Родину, воспитанию любви к родным местам, приобщению к элементарным нормам и

правилам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, окружающим миром.

Литература

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». – СПб, Детство-пресс», 2004.

Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг». – М., «Просвещение»,

2013.

Журнал «Дошкольное воспитание»: 1294, 195, 798.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М., «Просве-

щение», 2001.



В раздел образования