Напоминание

«Семейный клуб, как форма организации социального партнерства ДОУ и семьи»


Автор: Наталья Викторовна Вахета
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №81 "Центр развития ребенка - Детский сад "Конек-горбунок"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: «Семейный клуб, как форма организации социального партнерства ДОУ и семьи»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО

– ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».

В

настоящее

время

особую

актуальность

приобретают

вопросы

интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного

возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного,

доброжелательного

и

уважительного

отношения

к

людям

других

национальностей. Толерантность – одно их важных личностных качеств,

необходимых

для

успешной

социализации

ребенка

в

многонациональном

обществе.

Cемья

как

микросоциальное

пространство

для

ребенка

обладает

колоссальным

воспитательным

потенциалом

относительно

приобщения

к

национальным культурам и воспитания толерантного отношения к культурам

других

национальностей,

поскольку

именно

она

формирует

культурный

облик будущего человека.

Современный

ритм

жизни,

увеличение

количества

неполных,

конфликтных

семей,

занятость

родителей

наряду

с

низким

уровнем

их

психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-

родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации

контактов

родителей

с

ребенком,

исчезновении

совместных

форм

деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу.

Поэтому

формирование

социально-педагогической

культуры

родителей

является одной из важнейших задач современного общества.

Низкий уровень просвещенности родителей о свой национальности, о

с в о е й национальной

культуре:

языке,

быте,

праздниках,

традициях

и

обычаях,

о

культуре

межнационального

общения

и

способах

поведения

принятых в той или иной национальной культуре, а также умений грамотной

передачи детям этого содержания с учетом возрастных и психологических

особенностей их

развития, во

многом

затрудняет

процесс

приобщения

ребенка

как

свой

национальной

культуре,

так

и

культуре

других

национальностей.

Таким

образом,

актуальность

проблемы

формирования

социально-

педагогической культуры родителей предопределяется рядом противоречий:

между необходимостью реализации принципов толерантности в

масштабе мирового сообщества и низким уровнем осознания социумом

значимости

проявления

принимающих,

понимающих,

терпимых

отношений к проявлению иного в других людях;

между имеющим место глубоким теоретическим обоснованием

проблемы

формирования

межнациональной

толерантности

и

недостаточным

уровнем

реализации

различных

концептуальных

положений в практике образования;

между высоким потенциалом и воспитательными возможностями

семьи

в

ознакомлении

и

приобщении

к

национальной

культуре

и

недостаточным уровнем социально-педагогической культуры родителей в

вопросах формирования межнациональной толерантности

Обозначенные

противоречия

определили

проблему

исследования,

связанную с поиском путей повышения социально-педагогической культуры

родителей в вопросах интернационального воспитания детей.

Объект

исследования:

процесс

формирования

с о ц и а л ь н о -

педагогической культуры родителей.

Предмет исследования: клуб как форма взаимодействия детского сада

и семьи, направленная на повышение социально-педагогической культуры

родителей

Контингент исследования: родители детей дошкольного возраста.

Цель

исследования:

теоретическое

обоснование

и

апробация

программы работы семейного клуба как формы взаимодействия детского сада

и семьи, направленной на повышение социально – педагогической культуры

родителей.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие

задачи:

1.

Обосновать

актуальность

проблемы

повышения

социально-

педагогической

культуры

родителей

в

вопросах

интернационального

воспитания детей дошкольного возраста.

2. Провести теоретический и ретроспективный анализ исследований по

проблеме формирования социально-педагогической культуры родителей

3.

Разработать

и

подобрать

диагностический

инструментарий

по

изучению

социально

-

педагогической

культуре

родителей

в

вопросах

интернационального воспитания;

4. Выявить уровень сформированности социально - педагогической

культуры родителей;

5. Разработать и апробировать программу работы семейного клуба по

повышению

социально

-

педагогической

культуры

в

в о п р о с а х

интернационального воспитания;

6. Оформить результаты исследования.

Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что клуб

может стать эффективной формой организации взаимодействия детского сада

с семьей с целью повышения этого уровня при соблюдении ряда условий:

- программно-целевое обеспечение работы клуба

-

выстраивание

работы

клуба

в

соответствии

с

принципами

системности,

последовательности,

логичности, культуросообразности,

регионализма

- наличие методических разработок по организации клубной формы

взаимодействия

детского

сада

с

семьей

с

включением

содержания

интернационального воспитания;

-

соблюдение

основных

принципов

построения

взаимодействия

с

семьей:

сотрудничества,

активности,

сознательности,

открытости

и

доступности и т.д.

В ходе подтверждения гипотезе и решении задач исследования был

проведен

теоретический

анализ

психолого-педагогических

аспектов

формирования

родительской

культуры

и

возможностей

организации

семейного клуба в рамках взаимодействия детского сада и семьи.

Он

показал

наличие

различных

подходов

к

определению

понятия

социально-педагогической культуры родителей, обобщенный анализ которых

позволил нам предположить что под социально-педагогической культурой

родителей

возможно

понимать

интегративное

качество,

представляющее

единство ценностей, деятельностных проявлений, сущностных сил личности

родителей, направленных на творческую реализацию процесса воспитания

ребенка

в

семье,

представленного

мотивационно-потребностный

(аксиологический),

содержательно-информативный

и

деятельностно-

технологический компонентами.

Анализ

разнообразия

активных

форм

и

оценка

их

потенциальных

возможностей

для

реализации

задач

ознакомления

с

национальными

культурами позволил нам определить, что наиболее целесообразной формой

можно

считать

организацию

семейного

клуба,

направленной

на

формирование социально-педагогической культуры родителей.

Подтверждение гипотезы потребовало проведение экспериментального

исследования включающего констатирующий, формирующий и контрольный

этап эксперимента.

На

базе

муниципального

бюджетного

дошкольного

образовательного

учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2» г. Кунгура был

проведен

первоначальный

этап

эксперимента,

имеющий

свой

целью

выявление

наличествующего

уровня

сформированности

социально-

педагогической

культуры

у

родителей.

Для

реализации

этой

цели

были

определены

показатели,

критерии

и

дана

характеристика

уровней

сформированности

культуры,

а

также

подобран

диагностический

инструментарий для оценки отдельных компонентов культуры родителей.

Анализ результатов показал, что знания и представления у родителей

об особенностях свой национальной культуре имеются, но в большинстве

случаев они носят отрывочный и бессистемный характер, к тому же, не

отличаются

аргументированностью. Также родители слабо представляют

возрастные

возможности

и

особенности

своих

детей,

что

во

многом

и

затрудняет процесс воспитания ребенка в духе диалога-культур. К тому же у

большинства родителей мы отметили наличие стереотипов в поведении по

отношению к представителям разных национальностей. Но вместе с тем

большинство из них показали достаточный уровень заинтересованности в

познании, как собственной национальной культуры ,так и культуры других

национальностей.

С

целью

повышения

уровня

социально-педагогической

культуры

нами был проведен формирующий этап эксперимента, предполагающий

реализацию

плана

программы

семейного

клуба

«Я

ЖИВУ

СРЕДИ

ЛЮДЕЙ».

В каждом месяце было запланировано по одной основной встрече с

родителями.

Кроме

этого,

план-программа

предполагал организацию

вспомогательных форм работы с родителями.

В

основное

содержание

работы

клуба

мы

решили

включить

ознакомление с многообразием национальной художественной литературой,

поскольку

именно

она

помогает

в

яркой,

образной

и

доступной

для

понимания детей форме передать некоторые национальные особенности.

Продуманные и предусмотренные нами формы работы, предполагали

встречи, на которых у родителей была возможность не только самим узнать

что-то

новое,

но

помочь

своим

детям

окунуться

в

мир

национальной

литературы.

Интересно и динамично проводились такие формы, как экскурсии в

библиотеку, где у родителей была возможность познакомиться с литературой

разных народов Пермского края, побеседовать на тему: «Волшебный мир

татарской литературы», а также попробовать прочитать произведения вместе

с детьми.

Достаточно продуктивно проходили такие формы работы как: игра

«Хоровод национальностей», игра – драматизация «В мире сказки», которые

имели

своей

целью

формирование

первоначальных

представлений

об

основных ценностях той или иной национальной культуры и знакомство со

сказками

разных

национальностей,

в

которых

эти

ценности

ярко

иллюстрировались.

С

целью

изучения

эффективности

внедрения

разработанного

нами

плана - проекта мы организовали контрольный этап эксперимента, методика

проведения

которого

в

полной

мере

соответствовала

методике

констатирующего этапа эксперимента.

Реализация

плана

программы

работы

семейного

клуба

способствовала

повышению

уровня

сформированности

содержательно-

информационного,

процессуально-технологического

и

мотивационно-

пот ребно стного ко м п о н е н т о в социально-педагогической

культуры

родителей.

В целом оценка результатов контрольного этапа эксперимента показала

наличие

положительной

динамики

в

росте

уровня

сформированности

социально-педагогической культуры.

Это

обусловлено

тем,

что

целенаправленно,

систематически

шло

ознакомление

родителей

с

культурой

разных

национальностей

(татары,

удмурты, башкиры) через реализацию плана – программы семейного клуба

«Я

живу

среди

людей»

и в

целом

удалось

«включить»

родителей

в

педагогическую деятельность детского сада.

Таким

образом,

гипотеза

исследования

подтверждена

все

задачи

исследования решены полностью.



В раздел образования