Автор: Наталья Викторовна Вахета
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №81 "Центр развития ребенка - Детский сад "Конек-горбунок"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: «Семейный клуб, как форма организации социального партнерства ДОУ и семьи»
Раздел: дошкольное образование
«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО
– ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».
В
настоящее
время
особую
актуальность
приобретают
вопросы
интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного
возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекватного,
доброжелательного
и
уважительного
отношения
к
людям
других
национальностей. Толерантность – одно их важных личностных качеств,
необходимых
для
успешной
социализации
ребенка
в
многонациональном
обществе.
Cемья
как
микросоциальное
пространство
для
ребенка
обладает
колоссальным
воспитательным
потенциалом
относительно
приобщения
к
национальным культурам и воспитания толерантного отношения к культурам
других
национальностей,
поскольку
именно
она
формирует
культурный
облик будущего человека.
Современный
ритм
жизни,
увеличение
количества
неполных,
конфликтных
семей,
занятость
родителей
наряду
с
низким
уровнем
их
психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-
родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации
контактов
родителей
с
ребенком,
исчезновении
совместных
форм
деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу.
Поэтому
формирование
социально-педагогической
культуры
родителей
является одной из важнейших задач современного общества.
Низкий уровень просвещенности родителей о свой национальности, о
с в о е й национальной
культуре:
языке,
быте,
праздниках,
традициях
и
обычаях,
о
культуре
межнационального
общения
и
способах
поведения
принятых в той или иной национальной культуре, а также умений грамотной
передачи детям этого содержания с учетом возрастных и психологических
особенностей их
развития, во
многом
затрудняет
процесс
приобщения
ребенка
как
свой
национальной
культуре,
так
и
культуре
других
национальностей.
Таким
образом,
актуальность
проблемы
формирования
социально-
педагогической культуры родителей предопределяется рядом противоречий:
между необходимостью реализации принципов толерантности в
масштабе мирового сообщества и низким уровнем осознания социумом
значимости
проявления
принимающих,
понимающих,
терпимых
отношений к проявлению иного в других людях;
между имеющим место глубоким теоретическим обоснованием
проблемы
формирования
межнациональной
толерантности
и
недостаточным
уровнем
реализации
различных
концептуальных
положений в практике образования;
между высоким потенциалом и воспитательными возможностями
семьи
в
ознакомлении
и
приобщении
к
национальной
культуре
и
недостаточным уровнем социально-педагогической культуры родителей в
вопросах формирования межнациональной толерантности
Обозначенные
противоречия
определили
проблему
исследования,
связанную с поиском путей повышения социально-педагогической культуры
родителей в вопросах интернационального воспитания детей.
Объект
исследования:
процесс
формирования
с о ц и а л ь н о -
педагогической культуры родителей.
Предмет исследования: клуб как форма взаимодействия детского сада
и семьи, направленная на повышение социально-педагогической культуры
родителей
Контингент исследования: родители детей дошкольного возраста.
Цель
исследования:
теоретическое
обоснование
и
апробация
программы работы семейного клуба как формы взаимодействия детского сада
и семьи, направленной на повышение социально – педагогической культуры
родителей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие
задачи:
1.
Обосновать
актуальность
проблемы
повышения
социально-
педагогической
культуры
родителей
в
вопросах
интернационального
воспитания детей дошкольного возраста.
2. Провести теоретический и ретроспективный анализ исследований по
проблеме формирования социально-педагогической культуры родителей
3.
Разработать
и
подобрать
диагностический
инструментарий
по
изучению
социально
-
педагогической
культуре
родителей
в
вопросах
интернационального воспитания;
4. Выявить уровень сформированности социально - педагогической
культуры родителей;
5. Разработать и апробировать программу работы семейного клуба по
повышению
социально
-
педагогической
культуры
в
в о п р о с а х
интернационального воспитания;
6. Оформить результаты исследования.
Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что клуб
может стать эффективной формой организации взаимодействия детского сада
с семьей с целью повышения этого уровня при соблюдении ряда условий:
- программно-целевое обеспечение работы клуба
-
выстраивание
работы
клуба
в
соответствии
с
принципами
системности,
последовательности,
логичности, культуросообразности,
регионализма
- наличие методических разработок по организации клубной формы
взаимодействия
детского
сада
с
семьей
с
включением
содержания
интернационального воспитания;
-
соблюдение
основных
принципов
построения
взаимодействия
с
семьей:
сотрудничества,
активности,
сознательности,
открытости
и
доступности и т.д.
В ходе подтверждения гипотезе и решении задач исследования был
проведен
теоретический
анализ
психолого-педагогических
аспектов
формирования
родительской
культуры
и
возможностей
организации
семейного клуба в рамках взаимодействия детского сада и семьи.
Он
показал
наличие
различных
подходов
к
определению
понятия
социально-педагогической культуры родителей, обобщенный анализ которых
позволил нам предположить что под социально-педагогической культурой
родителей
возможно
понимать
интегративное
качество,
представляющее
единство ценностей, деятельностных проявлений, сущностных сил личности
родителей, направленных на творческую реализацию процесса воспитания
ребенка
в
семье,
представленного
мотивационно-потребностный
(аксиологический),
содержательно-информативный
и
деятельностно-
технологический компонентами.
Анализ
разнообразия
активных
форм
и
оценка
их
потенциальных
возможностей
для
реализации
задач
ознакомления
с
национальными
культурами позволил нам определить, что наиболее целесообразной формой
можно
считать
организацию
семейного
клуба,
направленной
на
формирование социально-педагогической культуры родителей.
Подтверждение гипотезы потребовало проведение экспериментального
исследования включающего констатирующий, формирующий и контрольный
этап эксперимента.
На
базе
муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного
учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2» г. Кунгура был
проведен
первоначальный
этап
эксперимента,
имеющий
свой
целью
выявление
наличествующего
уровня
сформированности
социально-
педагогической
культуры
у
родителей.
Для
реализации
этой
цели
были
определены
показатели,
критерии
и
дана
характеристика
уровней
сформированности
культуры,
а
также
подобран
диагностический
инструментарий для оценки отдельных компонентов культуры родителей.
Анализ результатов показал, что знания и представления у родителей
об особенностях свой национальной культуре имеются, но в большинстве
случаев они носят отрывочный и бессистемный характер, к тому же, не
отличаются
аргументированностью. Также родители слабо представляют
возрастные
возможности
и
особенности
своих
детей,
что
во
многом
и
затрудняет процесс воспитания ребенка в духе диалога-культур. К тому же у
большинства родителей мы отметили наличие стереотипов в поведении по
отношению к представителям разных национальностей. Но вместе с тем
большинство из них показали достаточный уровень заинтересованности в
познании, как собственной национальной культуры ,так и культуры других
национальностей.
С
целью
повышения
уровня
социально-педагогической
культуры
нами был проведен формирующий этап эксперимента, предполагающий
реализацию
плана
–
программы
семейного
клуба
«Я
ЖИВУ
СРЕДИ
ЛЮДЕЙ».
В каждом месяце было запланировано по одной основной встрече с
родителями.
Кроме
этого,
план-программа
предполагал организацию
вспомогательных форм работы с родителями.
В
основное
содержание
работы
клуба
мы
решили
включить
ознакомление с многообразием национальной художественной литературой,
поскольку
именно
она
помогает
в
яркой,
образной
и
доступной
для
понимания детей форме передать некоторые национальные особенности.
Продуманные и предусмотренные нами формы работы, предполагали
встречи, на которых у родителей была возможность не только самим узнать
что-то
новое,
но
помочь
своим
детям
окунуться
в
мир
национальной
литературы.
Интересно и динамично проводились такие формы, как экскурсии в
библиотеку, где у родителей была возможность познакомиться с литературой
разных народов Пермского края, побеседовать на тему: «Волшебный мир
татарской литературы», а также попробовать прочитать произведения вместе
с детьми.
Достаточно продуктивно проходили такие формы работы как: игра
«Хоровод национальностей», игра – драматизация «В мире сказки», которые
имели
своей
целью
формирование
первоначальных
представлений
об
основных ценностях той или иной национальной культуры и знакомство со
сказками
разных
национальностей,
в
которых
эти
ценности
ярко
иллюстрировались.
С
целью
изучения
эффективности
внедрения
разработанного
нами
плана - проекта мы организовали контрольный этап эксперимента, методика
проведения
которого
в
полной
мере
соответствовала
методике
констатирующего этапа эксперимента.
Реализация
плана
–
программы
работы
семейного
клуба
способствовала
повышению
уровня
сформированности
содержательно-
информационного,
процессуально-технологического
и
мотивационно-
пот ребно стного ко м п о н е н т о в социально-педагогической
культуры
родителей.
В целом оценка результатов контрольного этапа эксперимента показала
наличие
положительной
динамики
в
росте
уровня
сформированности
социально-педагогической культуры.
Это
обусловлено
тем,
что
целенаправленно,
систематически
шло
ознакомление
родителей
с
культурой
разных
национальностей
(татары,
удмурты, башкиры) через реализацию плана – программы семейного клуба
«Я
живу
среди
людей»
и в
целом
удалось
«включить»
родителей
в
педагогическую деятельность детского сада.
Таким
образом,
гипотеза
исследования
подтверждена
все
задачи
исследования решены полностью.