Комплексно тематическое планирование творческого объединения "Вдохновение" старший дошкольный возраст.
Автор: Панамарёва Вера Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Солнышко" Населённый пункт: г. Новый Уренгой, р-он. Коротчаево Наименование материала: Методическая разработка Тема: Комплексно тематическое планирование творческого объединения "Вдохновение" старший дошкольный возраст. Раздел: дошкольное образование
гроза» И.А.
Лыкова
стр. 194 (подгот. груп).
Задачи: - развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности;
- удовлетворение потребности детей в самовыражении;
Цель: -создание условий для развития творческого потенциала личности детей;
- формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности;
- учить видеть красоту созданного изображения в передаче форм, плавности, изящности линий;
- развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов;
Актуализация проблемы
Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XXI века: качественный скачок в развитии
новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих
новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи.
Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем
иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена,
которую мы все заплатим за отсутствие творческости". ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей
общества
в
развитии
творчества
подрастающего
поколения
и
поиске
одарённых
детей.
Раннее
выявление,
воспитание
и
обучение
талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем.
При организации работы с детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы
возможность развития и проявления творческой активности детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми
формами одаренности. Занятия позволят развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в
процессе рисования.
Пояснительная записка
Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычайной педагогической ценности. «Детское
творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» (Л.С.
Выготский), следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося
вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы,
взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая
личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность
и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные
способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки.
Работы
отечественных
и
зарубежных
специалистов
свидетельствуют,
что
художественно
–
творческая
деятельность
выполняет
терапевтическую
функцию,
отвлекая
детей
от
грустных,
печальных
событий,
обид,
снимая
нервное
напряжение,
страхи.
Вызывает
радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы
объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика
изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно
профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми,
далекими от
реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно
привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия
окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Ожидаемые результаты:
Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
Развивать навыки по составлению сюжетов.
Дети учатся цветоведенью.
Экспериментируют красками.
Овладение детьми определенными знаниями.
Развивается связная речь.
Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Формируются умения и навыки в процессе рисования.
Развиваются личные качества.
Сформированность способов самоконтроля.
Выявление и осознание ребенком своих способностей.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я
даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы изменяются
по принципу постепенного усложнения материала.
СПИСОК ДЕТЕЙ:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Т.И. Бобкова, В.Б. Красносельская, Н.Н. Прудыус «Художественное развитие детей 6 – 7 лет»
2.
С.М. Вайнерман, А.С. Большев «Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству»
3.
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Подготовительная группа. Планирование, конспекты, методические
рекомендации.
4.
И.А. Лыкова «Изобразительная творчество в детском саду». Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолёте и
в машине времени. Занятия в ИЗОстудии.
5.
В.Н. Волчкова., Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада ИЗО»
№
Интеграция
Занятие№1
И.А. Лыкова
стр. 28
(Рисование
игрушечных
мишек с
натуры.Зна
комство с
эскизом,
как этапом
планирован
ия).
-Принести в
детский сад
любимую игрушку
мишку.
Формировать умение
детей рисовать игрушки
с натуры. Познакомить с
эскизом как этапом
планирования работы
(создавать контурный
рисунок карандашом или
углем), передавать цвет и
фактуру любимы
материалами по выбору;
передавать в рисунке свое
отношение к
изображению.
Стихотворение;
Рассматривание;
. Чтение рассказа
В. Драгунского
«Друг детства».
- Физминутка;
- Практическая
часть;
Бумага белая и
тонированная
разного размера,
простые
карандаши,
цветные
карандаши,
пастель,
гуашевые краски,
кисти, баночки с
водой, палитры,
салфетки, (3 – 5)
разных мишек
2.
-Восприятие
художественн
ой
литературы;
-
Продуктивная
;
-
Коммуникати
вная; Музыка;
«Наши
любимы
игрушки»
Занятие №2
И.А. Лыкова
стр.30
( Создание
образа
любимой
игрушки по
замыслу с
передачей
особенност
ей
внешнего
вида
любимых
игрушек и
Любимые
игрушки.
Продолжать
совершенствовать
умение детей, передавая
характерные
особенности их внешнего
вида (форму, цвет и
соотношение частей).
Инициировать свободное
высказывание детей на
темы из личного опыта
(описывать игрушки).
Вызвать желание
- Стихи;
- Музыка;
-Беседа о
любимых
игрушках.
-Составление
описательных
загадок с целью
уточнения
представлений о
внешнем виде
игрушек.
БумагаА4
-гуашь;
-кисть из
щетины;
-бумага для
акварели;
-цветные
карандаши;
-баночка с водой;
-квачи;
своего к
ним
отношения
).
вступать в игровое и
речевое взаимодействие
со сверстниками.
- Физминутка;
- Практическая
часть ;
-Рассматривание
детских работ,
обсуждение.
3.
-Восприятие
художественн
ой
литературы;
-
Продуктивная;
-Коммуникатив
ная; Музыка;
«Веселые
портреты»
И.А. Лыкова
стр.32
(Знакомство
с
портретны
м жанром и
освоение
изобразител
ьно-
выразитель
ных
средств).
Репродукции
художников
портретистов.
Учить детей рисовать
портрет. Развивать
цветовое восприятие
(подбирать цвет,
карандаш в соответствии
с цветом волос и глаз).
- Музыка
П.Чайковского,
«Времена года»;
-Рисование
портретов
палочками на песке
(на земле) во время
прогулке;
-Рассматривание
фотографий,
художественных
открыток и
репродукций
известных
художников -
(Серова, Репина,
Крамскова).
-Практическая
часть;
-Обсуждение
детских работ;
-Бумага для
акварели;
-гуашь;
-цветные
карандаши;
-тонкая мягкая
кисть;
-жесткая кисть;
-палитра;
-салфетка;
4.
-Восприятие
художественн
ой
литературы;
-
Продуктивная;
-Коммуникатив
ная; Музыка;
«Посмотри в
свое окно»
Занятие №1.
(Рисование по
замыслу.
Коллективная
композиция для
оформления
интерьера. И.А.
Лыкова стр. 40
Поиск
«видов» за
окном и
самостояте
льный выбор
изобразител
ьно-
выразитель
ных средств
для создания
пейзажа.
Пейзаж
Продолжать знакомить
детей рисовать сюжеты
по замыслу, составлять
коллективную композицию
– панно или слова «мир»,
«родина». Выявить уровень
развития графических
умений и композиционных
способностей.
Формировать навыки
сотрудничества.
Воспитывать
любознательность,
интерес к познанию
окружающего мира и его
отражения в рисунке.
-Рассматривание
репродукций,
художественных
открыток,
иллюстраций в
книгах, настенных
календарях;
-Беседа;
-Объяснение и
показ
воспитателя;
-Физминутка;
-Практическая
часть;
-Рассматривание
детских работ;
-Лист бумаги
белого или светло -
голубого цвета
одинакового
размера;
- краски акварель;
-цветные
карандаши;
-фломастеры.
-кисти разного
размера;
-гуашь;
-квачи;
-жесткая кисть;
Путешествие в тапочках. «Мир дома» - Октябрь.
5.
-Восприятие
художественн
ой
литературы;
-
Продуктивная;
-Коммуникатив
ная; Музыка;
«Что – что с
нами растёт.
Комнатные
растения».
И.А. Лыкова
стр. 46
Знакомство
со
спецификой
реалистичн
ого
рисования
комнатных
растений с
натуры,
развитие
восприятия.
Комнатные
растения
Вызвать интерес к
рисованию комнатных
растений с натуры.
Показать зависимость
изобразительной техники
от внешнего вида того или
иного растения.
Формировать умение
обследовать натуру и
планировать работу
(выбор эстетического
объекта, рассматривание,
создание карандашного
эскиза, выбор
художественных
инструментов и
-Экскурсия в
экологическую
комнату;
-Рассматривание
живых растений;-
Подготовка
эскизов, беглые
зарисовки
-Объяснение и
показ
воспитателя;
-Физминутка;
-Практическая
часть;
-Рассматривание
детских работ;
-Лист бумаги
белого и светло-
голубого цвета
разного размера;
-разные
художественные
материалы;
-гуашь;
-акварель;
-кисти разного
размера;
-картинки для
поощрения;
материалов, рисование,
оформление, авторская
подпись).
Инициировать поиск
изобразительных средств
для передачи характерных
признаков (общий абрис
растения; строение и
окраска стеблей, листьев,
цветов; форма и величина
цветочного горшка ).
Уточнить и расширить
понимание термина
«натура». Развивать
эстетическое восприятие,
зрительную память,
чувство формы.
Воспитывать интерес к
познанию природы и
отражению представлений
в изодеятельности.
6.
-Восприятие
художественн
ой
литературы;
-
Продуктивная;
-Коммуникатив
ная; Музыка;
«Кто – кто
рядом с нами
живёт? Наш
уголок
природы».
И.А. Лыкова
стр. 48
Создание
коллективно
й
композиции,
образов
домашних
животных.
Домашние
животные.
Вызвать интерес к
изображению обитателей
уголка природы с натуры.
Продолжать учить
создавать образы
знакомых животных.
Инициировать поиск
изобразительно
выразительных средств
для передачи характерных
признаков (форма и
пропорции, поза и
-Экскурсия в
экологическую
комнату,
наблюдение за
животными в
уголке природы,
-Рассматривание;
-Беседа;
-Физминутка;
- Подготовка
эскизов.
-Практическая
-БумагаА4
-гуашь;
-кисти разного
размера;
-жесткая кисть;
-тычки;
-палитра;
-простой
карандаш;
-вода;
-салфетка;
движение). Развивать
эстетическое восприятие ,
зрительную память,
чувство
формы.воспитывать
интерес к познанию
природы и отражению
представлений в
изодеятельности.
часть;
-Обсуждение и
рассматривание
детских работ;
7.
-Восприятие
художественн
ой
литературы;
-
Продуктивная;
-Коммуникатив
ная; Музыка;
«Красивые
салфетки для
кафе»
(Декоративное
рисование по
мотивам
народной
росписи.
И.А. Лыкова
стр. 68
Создание
образов
красивых
домашних
вещей с
центрическ
им
орнаментом
, развитие
чувства
ритма и
композиции.
Салфетка.
Познакомить детей с
золотой хохломой как
видом народного
декоративно-прикладного
искусства. Учить
замещать
художественные
элементы, определяющие
специфику золотой
хохлома: назначение
предметов, материал,
технология изготовления (в
самых общих чертах,
доступно детскому
восприятию), колорит,
узор. Учить рисовать
узоры из растительных
элементов (травка,
кудрина, ягоды, цветы).
Развивать технические
умения, умело пользоваться
кистью (кончиком,
свободно двигать в разных
направлениях).
- Экскурсия в мини-
музей народного
декоративно-
прикладного
творчества.
-Рассказ
воспитателя;
-Вопросы к детям;
-Физминутка;
-Практическая
часть;
-Рассматривание
детских работ;
- Бумажные
формы: круглые,
квадратные,
-тонированные и
белые листы;
-гуашь;
-палитра;
-кисти разного
размера;
-салфетка;
-вода в баночке;
8.
-Восприятие
художественн
ой
литературы;
-
Продуктивная;
-Коммуникатив
ная; Музыка;
«Красивая
посуда для
детского кафе»
Декоративное
рисование по
мотивам
народной
росписи.
И.А. Лыкова
стр. 67
Создание
образов,
красивых
домашних
вещей с
центрическ
им
орнаментом
, развитие
чувства
ритма и
композици).
Керамическая
посуда.
Познакомить детей с
гжельской росписью, как
видом народного
декоративно-прикладного
искусства. Учить
замещать
художественные
элементы, определяющие
специфику синего цвета:
назначение предметов,
материал, технология
изготовления (в самых
общих чертах, доступно
детскому восприятию),
колорит, узор. Учить
рисовать узоры из
растительных элементов.
Развивать технические
умения, умело пользоваться
кистью (кончиком,
свободно двигать в разных
направлениях).
Воспитывать
эстетическое отношение к
бытовой культуре и
предметам искусства.
-Экскурсия в мини-
музей народного
декоративно-
прикладного
творчества
-Беседа;
-Стихотворение;
-Рассматривание
репродукций;
-Физминутка;
-Практическая
часть;
-Рассматривание и
обсуждение
детских работ;
-Бумажные
силуэты белого
фона:
- ваза, чашка,
кувшин и т.д.;
-краски гуашь;
-вода в баночке;
-кисти разного
размера;
-салфетка;
-палитра;