Автор: Шкурат Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос.Черновский СП Детский сад " Кораблик"
Населённый пункт: Самарская обл, Волжский р-он
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Роль воспитателя в организации и руководстве сюжетно-ролевой игрой"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов:
«Роль воспитателя в организации и руководстве
сюжетно-ролевой игрой»
Особая роль в развитии детей принадлежит сюжетно-ролевой игре. В дошкольном
возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельно-
стью ребенка. Но будет ли она определять психическое развитие детей и активно
влиять на их всестороннее воспитание, - это зависит от взрослых. Игра издавна
использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применя-
ла ее для воспитания детей самых разных возрастов. В одних играх на первый
план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в тре-
тьих – художественного. Особый характер носит игра, которую дети создают
сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с пред-
метами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, раз-
влечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображае-
мых явлений не заданы заранее взрослыми, они основываются на жизненном опы-
те детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофер ве-
дет машину, летчик – самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры назы-
ваются творческими, сюжетно-ролевыми.
Роль взрослого в играх детей обусловлена не только чисто «техническими»
средствами;
педагогическое
воздействие
на
игровую
деятельность
ребят
во
многом определяется личностью самого воспитателя.
Пробудить интерес детей к игре может лишь тот педагог, который не только
умеет «всколыхнуть» их эмоции, владеет теорией и практикой игры, но и является
просто неравнодушным человеком.
Воспитатель не может стоять в стороне от играющих в ролевые игры детей,
он должен уметь наблюдать за игрой для того, чтобы вовремя дать ей новую
жизнь, новое направление.
В разветвленной детской игре воспитатель является партнером - координа-
тором: он посоветует, что делать в тупиковой ситуации (если на станции скопи-
лись неразгруженные вагоны, то их следует разгрузить, а товар отправить в мага-
зины, доставить в детский сад), вовлечет детей в игру так, чтобы предоставить
каждому на выбор роли, в которых они будут взаимодействовать попарно, втроем.
При нехватке ролей следует объяснить детям, что для игры в магазин будут необ-
ходимы еще и менеджеры, грузчики, водители, кассиры, и т.д.
Для того, чтобы дети смогли почувствовать себя уверенно в игре, нужно
дать им возможность проиграть все роли, которые есть в игре. Таким образом,
происходит обмен ролями, накапливается игровой опыт; каждый ребенок побывал
в роли грузчика, машиниста, кассира.
Воспитатель, наблюдающий детскую игру, не должен прерывать ее, без на-
добности вмешиваться в детские отношения.
Если игра явно завершится не скоро, следует тактично и твердо заранее
предупредить детей о том, что надо сделать перерыв в игре или оставить ее до
следующего раза.
Для развития сюжетно-ролевой игры воспитатель должен расширять жиз-
ненный и игровые представления детей, раскрывая смысл отношений
м е ж д у
людьми в профессиональной деятельности; читать книги и рассказывать о про-
фессиях, водить на экскурсию, в том числе и по детскому саду, и продолжать зна-
комить с трудом работников дошкольного учреждения; побуждать к разговору о
профессиях родителей; водить их в зоопарк, учить наблюдать за природой, отра-
жать свои впечатления в игре.
Педагог должен подбирать художественную литературу соответствующего
содержания, которая смогла бы увлечь детей, дать сюжет для игры.
Хорошим
действенным
средством
для
развертывания
сюжета
являются
игры-упражнения, в которых у детей формируется умение придумывать истории и
сказки. Такие упражнения будят фантазию, развивают речь и первоначальные на-
выки сюжетосложения.
Таким образом, игра при правильном ее формировании решает задачи ум-
ственного, нравственного, физического, эстетического развития каждого ребенка,
начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется лич-
ность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной дея-
тельности, в труде, в общении с людьми.