Напоминание

"Роль воспитателя в организации и руководстве сюжетно-ролевой игрой"


Автор: Шкурат Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос.Черновский СП Детский сад " Кораблик"
Населённый пункт: Самарская обл, Волжский р-он
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Роль воспитателя в организации и руководстве сюжетно-ролевой игрой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов:

«Роль воспитателя в организации и руководстве

сюжетно-ролевой игрой»

Особая роль в развитии детей принадлежит сюжетно-ролевой игре. В дошкольном

возрасте заложены большие возможности, чтобы игра стала ведущей деятельно-

стью ребенка. Но будет ли она определять психическое развитие детей и активно

влиять на их всестороннее воспитание, - это зависит от взрослых. Игра издавна

использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применя-

ла ее для воспитания детей самых разных возрастов. В одних играх на первый

план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в тре-

тьих – художественного. Особый характер носит игра, которую дети создают

сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с пред-

метами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу, их отдых, раз-

влечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображае-

мых явлений не заданы заранее взрослыми, они основываются на жизненном опы-

те детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий (шофер ве-

дет машину, летчик – самолет, мама учит дочку, а не наоборот). Такие игры назы-

ваются творческими, сюжетно-ролевыми.

Роль взрослого в играх детей обусловлена не только чисто «техническими»

средствами;

педагогическое

воздействие

на

игровую

деятельность

ребят

во

многом определяется личностью самого воспитателя.

Пробудить интерес детей к игре может лишь тот педагог, который не только

умеет «всколыхнуть» их эмоции, владеет теорией и практикой игры, но и является

просто неравнодушным человеком.

Воспитатель не может стоять в стороне от играющих в ролевые игры детей,

он должен уметь наблюдать за игрой для того, чтобы вовремя дать ей новую

жизнь, новое направление.

В разветвленной детской игре воспитатель является партнером - координа-

тором: он посоветует, что делать в тупиковой ситуации (если на станции скопи-

лись неразгруженные вагоны, то их следует разгрузить, а товар отправить в мага-

зины, доставить в детский сад), вовлечет детей в игру так, чтобы предоставить

каждому на выбор роли, в которых они будут взаимодействовать попарно, втроем.

При нехватке ролей следует объяснить детям, что для игры в магазин будут необ-

ходимы еще и менеджеры, грузчики, водители, кассиры, и т.д.

Для того, чтобы дети смогли почувствовать себя уверенно в игре, нужно

дать им возможность проиграть все роли, которые есть в игре. Таким образом,

происходит обмен ролями, накапливается игровой опыт; каждый ребенок побывал

в роли грузчика, машиниста, кассира.

Воспитатель, наблюдающий детскую игру, не должен прерывать ее, без на-

добности вмешиваться в детские отношения.

Если игра явно завершится не скоро, следует тактично и твердо заранее

предупредить детей о том, что надо сделать перерыв в игре или оставить ее до

следующего раза.

Для развития сюжетно-ролевой игры воспитатель должен расширять жиз-

ненный и игровые представления детей, раскрывая смысл отношений

м е ж д у

людьми в профессиональной деятельности; читать книги и рассказывать о про-

фессиях, водить на экскурсию, в том числе и по детскому саду, и продолжать зна-

комить с трудом работников дошкольного учреждения; побуждать к разговору о

профессиях родителей; водить их в зоопарк, учить наблюдать за природой, отра-

жать свои впечатления в игре.

Педагог должен подбирать художественную литературу соответствующего

содержания, которая смогла бы увлечь детей, дать сюжет для игры.

Хорошим

действенным

средством

для

развертывания

сюжета

являются

игры-упражнения, в которых у детей формируется умение придумывать истории и

сказки. Такие упражнения будят фантазию, развивают речь и первоначальные на-

выки сюжетосложения.

Таким образом, игра при правильном ее формировании решает задачи ум-

ственного, нравственного, физического, эстетического развития каждого ребенка,

начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется лич-

ность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной дея-

тельности, в труде, в общении с людьми.



В раздел образования