Напоминание

" Звуки вокруг нас"


Автор: Чечихина Ольга Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/с "Сказка"
Населённый пункт: г. Губкинский Тюменская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: " Звуки вокруг нас"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Индивидуальный познавательно - исследовательский проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Звуки вокруг нас».

Чечихина Ольга Васильевна,

г. Губкинский , МАДОУ ЦРР- д/с « Сказка»

Пояснительная записка.

Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка» - детский сад «Сказка».

Вид, тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети подготовительных к школе групп, родители воспитанников,

воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность:

Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные.

В дошкольном возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его

мир.

Одним

из

объектов

познания

являются звуки,

которые

окружают

его

повсюду.

Необходимым

становится

создание

условий

для

активного

экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального опыта.

Развитие исследовательских, проектировочных способностей ребенка – одна

из важнейших задач современного образования. Одним из эффективных средств

решения

данной задачи является проектная деятельность, в ходе которой дети

у ч а т с я проводить

самостоятельные

исследования,

собирать доступную

информацию об объектах исследования, расширяют свой кругозор.

Проект « Звуки вокруг нас» позволяет детям более внимательно относиться к миру

окружающих нас звуков, направлен

на развитие поисково-познавательной,

исследовательской деятельности старших дошкольников. Дети с бо́

льшим интересом

используют полученные знания, участвуют в совместном музицировании, активно

принимают участие во всех видах деятельности. Проектная деятельность позволяет

объединить в один коллектив педагога – старшего товарища и наставника, детей,

родителей.

Цель проекта: Создание условий для расширения опыта исследовательской деятельности.

Обогащение представлений детей о звуках окружающего мира, их возникновении и

влиянии на развитие человека.

Задачи проекта:

1. Расширять представление детей о мире окружающих нас звуков.

2. При помощи исследовательской деятельности научить определять

происхождение звуков, учиться их классифицировать.

3. Развивать у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков,

сравнивать их.

4. Способствовать позитивной социализации детей, их личностному развитию,

развитию инициативы и творческих способностей.

5 . Формировать

активную родительскую позицию н а основе

продуктивного

сотрудничества ДОУ и семьи( совместная деятельность при изготовлении шумовых

инструментов из различных материалов)

Методы проекта:

Познавательный: сбор информации по теме проекта.

Опытно- экспериментальная деятельность:

Наглядный: использование ТСО, мультимедийные презентации, энциклопедии,

тематические картинки.

Словесные: беседы, чтение энциклопедической литературы, объяснения.

Ожидаемые результаты.

Дети овладеют необходимыми знаниями о разнообразном мире звуков.

У

детей

появятся

новые

умения

и

навыки

при

работе

с

разными

информационными

источниками

самостоятельно

и

с помощью взрослого

(книги, телепередачи, видеофильмы, интернет, наблюдения, беседы).

У дошкольников будут развиваться умения анализировать, сравнивать, обобщать,

делать выводы, обоснованно отвечать на вопросы, составлять рассказ на основе

полученных знаний и опыта, формироваться социализация.

На основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи сформируется активная

родительская позиция.

Этапы реализации проекта.

Этапы реализации

проекта

Содержание работы

Участники

1.Подготовительный

этап

Определение идеи проекта и его

названия; сбор информации для

реализации идеи.

Участник проекта и

дети подготовительной

к школе группы,

родители, музыкальный

руководитель.

2.Основной этап

Реализация проекта « Звуки

вокруг нас»

Организованная образовательная

деятельность: -

исследовательская деятельность: «

Почему все звучит? Как

распространяется звук? Откуда

берется голос?

-тематические беседы,

-познавательная деятельность:

«Звуки шумовые и музыкальные»,

-муз.- дидактические игры «

Музыка или шум», «Угадай, что

звучит?; настольная игра : «Звуки

и шумы»

-музыкальная викторина.

Чтение энциклопедий.

Продуктивная деятельность:

- изготовление настольной игры: «

Звуки и шумы»

-участие в мастер-классе по

изготовлению самодеятельных

игрушек – шумелок;

Оформление стенда по теме «

Звуки вокруг нас» для защиты

проекта.

Разработка проекта.

Участник проекта и

дети подготовительной

к школе группы,

родители, воспитатели,

музыкальный

руководитель.

3. Заключительный этап.

Презентация проекта

Педагоги и

Презентационный

«Звуки вокруг нас» в ДОУ.

Участие в муниципальном этапе

конкурса « Я – исследователь».

специалисты ДОУ;

дети, участники

проектов.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I. Подготовительный этап

Учитывая особенности возраста детей, я выстраивала работу над проектом на основе

познания, исследования и активного вовлечения детей в проектную деятельность,

осуществляемую в рамках совместной образовательной деятельности взрослых и детей.

Приступая к реализации познавательно-исследовательского проекта, мы остановились

на следующих этапах:

1.Выбор темы проекта, выдвижение гипотезы.

2. Экспериментальная деятельность

3. Сбор материала.

4.Обобщение полученных данных

5. Подготовка проекта

а) сообщение, стендовая информация;

б) картотека исследовательской деятельности, изготовление настольной игры,

изготовление музыкальных инструментов шумового оркестра из бросового материала.

6. Защита проекта.

II. Основной этап

Гипотеза: Начав работу над проектом, мы решили узнать, что такое звук, его свойства и

нужны ли человеку звуки окружающего мира?

На втором этапе проводилась опытническая деятельность:

«Почему все звучит?», цель: подвести детей к пониманию причин возникновения

звука (колебание предметов);

«Как распространяется звук», цель: объяснить, как распространяются звуковые

волны;

«Откуда берется голос?», цель: подвести к пониманию причин возникновения

звуков речи;

«Музыка или шум?», цель: научить определять происхождение звуков и различать

музыкальные и шумовые звуки;

В ходе проведенных экспериментов у детей происходило накопление познавательного

опыта:

- наблюдение: слушание звуков природы, улицы, дома, деревянных, металлических,

стеклянных звуков;

- учились слушать и слышать звуки вокруг нас.

-находили ответы на вопросы: Что такое звук и как он возникает?

Пути передачи звуковой

волны. Как устроено ухо человека?

Какие звуки существуют? Чем отличается шумовой

звук от музыкального?

Участница проекта активно работала с разными информационными источниками

самостоятельно

и

при

помощи взрослого

( книги,

телепередачи,

видеофильмы,

интернет, наблюдения, беседы)

.

К поиску информации были активно подключены

родители. В ходе организованной образовательной деятельности и индивидуальной

работы музыкальным руководителем были проведены беседы о разнообразии мира

звуков,

который

нас

окружает.

С

детьми

были

просмотрены

презентации

и

видеофильмы

на

данную

тему.

В

ходе беседы

о пользе и вреде звуков, у детей

обогатились

знания

о здоровом образе жизни на основе работы органов слуха,

расширились

представления

об особенностях слухового восприятия людей и

животных.

В ходе практической деятельности были проведены дидактические игры:

«Слушаем шум», где детям предлагалось прослушать фонограммы различных

театральных шумов. (диск А.Буренина «Театральные шумы»)

«Что звучит?» - на развитие умений определять предмет по звуку. В процессе

данной игры у детей хорошо развивается слуховое внимание и воображение.

«Музыка или шум?»

Детям нужно было определить происхождения звука, различать музыкальные и шумовые

звуки.

В рамках преемственности между детским садом и детской школой искусств им. Г.

Свиридова для детей был проведен концерт учащихся и преподавателей школы искусств.

Педагоги познакомили детей с разными группами инструментов, их звучанием. Детям

показали процесс возникновения звука в каждой группе музыкальных инструментов,

какую красивую музыку можно на них сыграть.

В ходе организованной образовательной деятельности, была проведена беседа о значении

музыки в жизни человека.

Для успешной реализации проекта и оформления информационного стенда

был подобран иллюстративный и познавательный материал на данную тему. Была

создана ресурсная база для реализации проекта:

- создание тематического альбома «Музыкальные инструменты»

- изготовление настольной игры: « Звуки и шумы».

Данную игру участница проекта провела со

старшими дошкольниками.

С детьми подготовительной к школе группы был

проведен мастер – класс по изготовлению

музыкальных инструментов из бросового материала.

Дети с большим энтузиазмом отнеслись к этой идее.

В самый кратчайший срок был собран весь

необходимый материал. Целью мастер- класса было

научить детей основным навыкам изготовления

музыкальных инструментов и их применение в

повседневной жизни, в свободной деятельности

детей в группе, В мастер – классе приняли активное участие родители. Интересные

инструменты они сделали вместе со своими детьми.

Подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что человеку для жизни

необходимо слышать все звуки: шумовые звуки, речевые, музыкальные! Человек

слышит шумовые звуки на улице, звуки природы и это помогает ему в

безопасности. При помощи речевых он общается, получает информацию.

Музыкальные звуки позволяют ему слушать музыку, наслаждаться ею. Без звуков

окружающего мира жизнь человека будет лишена ярких красок.

Перспективы развития проекта:

В результате работы над проектом:

У ребенка возросла заинтересованность, вовлеченность в процесс «добывания»

знаний, желание самостоятельно узнавать новое и делиться со сверстниками

своими знаниями.

Повысился интерес к занятиям музыки, выступлениям на публике.

Наметилась позитивная социализация ребенка, способствующая его личностному

развитию, развитию инициативы и творческих способностей.

Ребенок овладел необходимыми знаниями, умениями, навыками для поддержания

интереса и желания привлечь других детей к музыкальной деятельности.

Ш. Заключительный этап

Презентационный.

Презентация проекта «Звуки вокруг нас» в ДОУ.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Опыт №1 «Музыка или шум?»

Цель: научить детей определять происхождение

звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материал: металлофон, балалайка, ксилофон, деревянные ложки,

металлические пластины. Коробочки со «звуками» наполненные горохом,

макаронами, крупой; мешочки с бумагой.

Ход опыта. Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые).

Музыкальный руководитель определяет вместе с детьми, какие из них

музыкальные. Дети называют предметы, извлекая два-три звука, вслушиваясь

в них. Музыкальный руководитель проигрывает на одном из инструментов

несложную знакомую детям мелодию и спрашивает, узнали ли они эту

песню. Затем выясняет, получится ли она, если просто по шуршать

«волшебным мешочком» или погреметь коробочкой «со звуком». (Нет).

Как назвать то, что получится? (Шум). Дети рассматривают коробочки «со

звуками» и извлекая звук сравнивают его одинаковый он или нет. Почему?

Заглянув в коробочки, дети узнают, что в них разное наполнение, а разные

предметы «шумят» по-разному. Затем дети извлекают звук, из каждой

коробочки стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из детей

завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из разных

предметов. Ребенок, у которого завязаны глаза, угадывает название

музыкального инструмента или звучащего предмета.

Опыт № 2 «Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание

предметов.

Материал: Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон,

пустой аквариум, стеклянная палочка, натянутая на гриф струна (гитара,

балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход опыта. Музыкальный руководитель предлагает выяснить, почему

предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают после серии

опытов.

1.

Дети рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее

«голос» (если линейку не трогать, она не издает звуков). Затем один

конец линейки прижимают к столу, а за свободный конец дергают –

возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой.

(Она дрожит, колеблется). Рукой останавливают дрожание и

уточняют, продолжается ли звук. (Он прекращается).

2.

Дети рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее

звучать (подергать; сделать так, чтобы струна дрожала), а потом

остановить ее звучание зажав рукой или каким-нибудь предметом).

3.

Дети сворачивают лист бумаги в трубочку, дуют в нее, держа ее

пальцами легко, не сжимая. Выясняют, что почувствовали. (Звук

заставил ее дрожать, пальцы почувствовали дрожание). Делается

вывод, что звучит только то, что дрожит (колеблется).

4.

Дети разбиваются на пары. Один ребенок выбирает предмет и

заставляет его звучать, второй касается пальцами и проверяет, есть ли

дрожание; объясняет, что нужно сделать для того, чтобы звук смолк.

(Прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание

предмета).

Опыт № 3 «Откуда берется голос?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звуков речи,

дать понятие об охране органов речи.

Материал: Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов

речи.

Ход опыта. Музыкальный руководитель предлагает детям «пошептаться» -

сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить

эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали.

(Сказали громким голосом). Откуда выходили громкие звуки? (Из горла).

Ребята подносят руку к шее и произносят слова то шепотом, то очень громко,

то тише и объясняют, что при этом чувствуют: когда говорили громко – в

горле что-то дрожало; когда говорили шепотом – дрожания не было. Педагог

рассказывает детям о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые

связки сравнивают с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать

слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводится опыт

с натянутой на линейку тонкой нитью: из нее извлекают тихий звук, если

подергать за нить. Выясняем, что нужно сделать, чтобы звук стал громче.

(Дернуть посильнее – звук усилится). Музыкальный руководитель объясняет,

что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень

сильно, устают, их можно повредить (ведь если сильно дернуть за нить, она

порвется). Дети уточняют, что разговаривая спокойно, без крика, человек

бережет свои голосовые связки.

Опыт № 4 «Как появилась песенка?»

Цель: выявить причину возникновения высоких и низких звуков

зависимость звучащих предметов от размера.

Материал: Ксилофон, металлофон, деревянная линейка.

Ход опыта. Музыкальный руководитель предлагает детям сыграть на

музыкальном инструменте простую мелодию, затем повторить ее в другом

регистре. Выясняем одинаково ли звучат мелодии. (Первый раз – нежнее,

второй раз - грубее). Обращаем внимание на размер трубочек или пластинок

инструмента, повторяем эту же мелодию в высоком регистре и делаем вывод:

у трубочек большого размера звук грубее (ниже), у трубочек маленького

размера – тоньше (выше). В песенках встречаются высокие и низкие звуки.



В раздел образования