Напоминание

"Особенности развития детей с нарушениями слуха и СДВГ"


Автор: Янбукова Лилия Валериевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №110
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности развития детей с нарушениями слуха и СДВГ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности развития детей с нарушениями слуха и СДВГ

Клиника СДВГ

Все разнообразие симптомов аномального развития, в первую очередь,

определяется различной мерой и в зависимости от болезнетворного фактора,

обусловившего нарушенный ход развития. Среди проявлений, наблюдаемых

во всех случаях аномального развития, прежде всего выделяется тот дефект,

который

возникает

как

прямой

результат

воздействия

болезнетворного

фактора и в основе которого лежит тот или иное органическое поражение.

Дети с ЗПР, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) не

являются

умственно

отсталыми,

но

в

тот

же

время

стойко

не

успевают

вследствие полиморфной клинической симптоматики – незрелости сложных

форм

поведения.

Целенаправленной

деятельности

на

фоне

быстрой

истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности .Основой этих

симптомов является перенесенное органическое заболевание центральной

нервной системы.

Социально-психологические факторы модифицируют проявление ранних

повреждений головного мозга и влияние генетических механизмов. Вероятно,

значение биологических факторов имеет решающее значение в первые годы

жизни

ребенка,

но

затем

возрастает

роль

социально-психологических

факторов.

Клиническое проявление заболевания определяются тремя основными

симптомокомплексами:

невнимательностью,

гиперактивно стью,

импульсивностью.

В дошкольном возрасте основными проявлениями заболевания являются

минимальная

статико-моторная

недостаточность,

диспраксия

так

называемая неуклюжесть.

Эмоциональное развитие детей с СНВГ, как правило, запаздывает, что

проявляется

неуравновешенностью,

вспыльчивостью,

заниженной

самооценкой.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное

развитие,

общение

с

окружающим,

а

на

этой

основе

задерживается

умственное развитие, ущербно формируется личность.

Первичный симптом, возникнув в детском возрасте, препятствует

нормальному

развитию

психики

ребенка

и

приводит

к

отклонениям

вторичного порядка. В зависимости от роли первично пострадавшей функции

в психическом развитии ребенка мы наблюдаем те или иные вторичные

дефекты,

которые

не

обусловлены

самостоятельным

органическим

поражением

и

носят

характер

функциональных

нарушений.

Вторично

нарушаются именно те процессы, развитие которых в норме зависит от

первично пострадавшей функции. В ходе аномального развития первичный

дефект

и

вторичная

симптоматика

находятся

в

закономерном

взаимодействии.

Не

только

первичный

симптом

создает

условия

для

возникновения

вторичной

симптоматики,

но

и

вторичная

симптоматика

усугубляет первичный симптом.

Своеобразие слухового анализатора в отличие от прочих анализаторов

состоит в особой роли в развитии речи и ее функционировании как средства

общения.

То

есть

речь

ближайшая.

В

первую

очередь,

зависящая

от

слухового анализатора психической функции.

Наряду с первичным недостатком слухового анализатора отличаются и

отклонения

в

развитии

и

функционировании

речи

и

связанных

с

ней

психических процессов. У такого ребенка возникает своеобразие в развитии

восприятий мышления и всей познавательной деятельности.

Клинические

проявления

заболевания

определяются

тремя

основными

симтомокомплексами:

невнимательностью,

гиперактивностью,

и

импульсивностью.

Особенности поведения: появляются до 8 лет; обнаруживаются, по меньшей

мере, в двух сферах деятельности( в школе - дошкольных учреждениях, дома,

в процессе труда, играх); не обусловлены психотическими, тревожными,

аффективными,

диссоциативными

расстройствами

или

психопатиями;

вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.

Невнимательность: (из перечисленных ниже признаков не менее 6 должны

сохраняться в течение 6 месяцев и более): неспособность вслушиваться в

обращенную речь; неспособность доводить выполняемую работу до конца;

неспособность

организовать

свою

деятельность;

избегание

нелюбимой

работы,

требующей

усидчивости;

потеря

предметов,

необходимых

для

выполнения

заданий(письменные

принадлежности,

книги

и

т.д.);

забывчивость в повседневной деятельности; отвлекаемость на посторонние

стимулы.

Гиперактивность:

( из перечисленных ниже признаков не менее 4 должны

сохраняться

в

течение

6

месяцев

и

более):

суетлив,

не

может

сидеть

спокойно; вскакивает

с места без разрешения; бесцельно бегает, ерзает,

карабкается в неадекватных для этого ситуациях; не может играть в тихие

игры, отдыхать.

Импульсивность:

выкрикивает

ответ,

не

дослушав

вопрос;

не

может

дождаться своей очереди.

Необходимо отметить возрастной критерий начала заболевания: симптомы

СДВГ

появляются

до

8

лет.

Появление

похожей

симптоматики

в

более

старшем возрасте является признаком других заболеваний.

Выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности, СДВГ с преобладанием

невнимательности

и

комбинированный

тип

заболевания.

Последний

тип

является наиболее распространенным.

-простая

форма

-

характеризовалась

симптомами

асинхронии

развития:

невнимательность, гиперактивность, первичная форма энуреза;

-осложненная форма - характеризовалась тем, что к симптомам асинхронии

развития

присоединялись

«вторичные»

симптомы:

тики,

головные

боли,

вторичная форма энуреза, заикание, расстройство социального поведения.

Нейрофизиологические исследования у детей с СДВГ ведутся в основном, с

помощью

методов

электроэнцефалографического

обследования.

Биоэлектрическая активность головного мозга у таких детей характеризуется:

усилием тета - и дельта - активности в передних зонах коры и уменьшением

представленности в этих областях бета - ритма. Соотношение тета - ритма и

бета - ритма у детей с СДВГ в несколько раз выше, чем у здоровых детей, что

свидетельствует

о

некотором

замедлении

биолектрической

активности

головного мозга.

Таким образом, данные количественной ЭЭГ свидетельствуют о замедлении

биоэлектрической активности головного мозга у детей с СДВГ. Подобные

изменения могли быть вызваны нарушением фронтостриарных соотношений

при данном заболевании.

Лечение СНВГ должно быть комплексным, проводится врачом

детским

психоневрологом

и

должно

включать

в

как

медикаментозную

терапию,

так

и

психотерапевтические

методы.

Ведущим

звеном

в

психокоррекции

детей

является

изменение

поведения

родителей

по

отношению

к

ребенку.

Очень

важным

является

«позитивный»

подход

к

ребенку,

ставящий

своей

целью

повышение

самооценки

ребенка

и

профилактику тревожно-депрессивных расстройств. В рамках этого подхода

предлагается чаще хвалить ребенка.

Астенические расстройства.

Встречаются у детей с нарушением слуха с комплексными расстройствами, в

анамнезе которых множественные соматические отклонения.

Астенические расстройства могут являться как причиной дезадаптации, так и

клиническим проявлением данного состояния. Астения – бессилие, слабость.

Под

астенией

понимают

патологическую

усталость

после

нормальной

активности,

сопровождающуюся

снижением

энергии,

необходимой

для

обеспечения нормальной жизнедеятельности и внимания, резкое снижение

работоспособности.

Обычно

астения

сопровождается

вяло стью,

сонливостью,

раздражительностью.

В

сознании

преобладает

чувство

усталости, разбитости.

В

отличие

от

астенических

расстройств

физиологическая

утомляемость

характеризуется:

слабой

выраженностью

астенических

симптомов;

появлением астенических симптомов на короткое время (несколько дней) при

нагрузках,

недосыпании;

исчезновением

астенических

симптомов

после

отдыха;

Н а и б о л е е

ч а с т о

в ы д е л я ю т с я

ф и з и о г е н н ы е ,

п с и хо г е н н ы е

и

мультифакториальные

(сочетанное

воздействие

физиче ских

и

психологических факторов) астении.

С

учетом

этиологии,

патогенеза

и

клинических

проявлений

различают

следующие виды физиогенных астений:. цереброгенная астения (поражение

головного

мозга

травматического,

сосудистого,

инфекционного,

интоксикационного

генеза),

соматогенная

астения,

церебросоматогенная

астения.

В особую группу выделяются адаптационная астения(астения негативной

адаптации),

включающая:парцеальные

астении(перцепторно-оптическую,

перцепторно-акустическую,

перцепторно-оптико-акустическую);

астению

при десинхронозе; астению переутомления.

В патогенезе астенических расстройств ведущую роль играют изменение

активности

ретикулярной

формации

(чаще

снижение

активирующих

влияний) и дисфункция лимбико-ретикулярного комплекса.

В детской практике встречаются астении преимущественно психогенного

происхождении

-

неврастения,

для

которой

характерно:

повышенная

утомляемость, физическая усталость, общая слабость после незначительной

умственной

или

физической

нагрузки,

мышечные

боли,

головокружение,

головные боли напряжения, нарушение сна, неспособность расслабиться,

раздражительность,

диспепсия.

Вторичными

симптомами

являются

подавленность и тревожность.

Общая

картина

заболевания

характеризуется

полиморфностью

клинических

проявлений.

Собственно

астенические

явления

(общая

слабость,

утомляемость,

истощаемость,

вялость,

сонливость,

адинамия)

сочетаются

с

головными

болями,

головокружением,

тошнотой,

мнестическими

затруднениями.

Эти

жалобы

не

проходят

после

отдыха.

Регистрируется повышенная чувствительность к внешним раздражителям и к

ощущениям

из

внутренних

органов,

что

находит

отражение

в

многочисленных соматических жалобах.

Детские

астении

сопровождаются

расстройствами

сна.

Сон

становится

поверхностным,

беспокойным,

нередко

сопровождается

устрашающими

сновидениями. Дети плохо засыпают и с трудом просыпаются, после сна

отсутствует чувство отдыха. В дневное время может отмечаться сонливость.

Коррекция

третичных

отклонений

в

рамках

сложного

дефекта

проводится

соответствующими

специалистами,

но

первичное

(нарушение слуха) и вторичное ( нарушение речи и своеобразие психики

на основе депривационного

синдрома)

специалистами сурдологами и

сурдопедагогами.



В раздел образования