Автор: Янбукова Лилия Валериевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №110
Населённый пункт: Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности развития детей с нарушениями слуха и СДВГ"
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития детей с нарушениями слуха и СДВГ
Клиника СДВГ
Все разнообразие симптомов аномального развития, в первую очередь,
определяется различной мерой и в зависимости от болезнетворного фактора,
обусловившего нарушенный ход развития. Среди проявлений, наблюдаемых
во всех случаях аномального развития, прежде всего выделяется тот дефект,
который
возникает
как
прямой
результат
воздействия
болезнетворного
фактора и в основе которого лежит тот или иное органическое поражение.
Дети с ЗПР, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) не
являются
умственно
отсталыми,
но
в
тот
же
время
стойко
не
успевают
вследствие полиморфной клинической симптоматики – незрелости сложных
форм
поведения.
Целенаправленной
деятельности
на
фоне
быстрой
истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности .Основой этих
симптомов является перенесенное органическое заболевание центральной
нервной системы.
Социально-психологические факторы модифицируют проявление ранних
повреждений головного мозга и влияние генетических механизмов. Вероятно,
значение биологических факторов имеет решающее значение в первые годы
жизни
ребенка,
но
затем
возрастает
роль
социально-психологических
факторов.
Клиническое проявление заболевания определяются тремя основными
симптомокомплексами:
невнимательностью,
гиперактивно стью,
импульсивностью.
В дошкольном возрасте основными проявлениями заболевания являются
минимальная
статико-моторная
недостаточность,
диспраксия
–
так
называемая неуклюжесть.
Эмоциональное развитие детей с СНВГ, как правило, запаздывает, что
проявляется
неуравновешенностью,
вспыльчивостью,
заниженной
самооценкой.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное
развитие,
общение
с
окружающим,
а
на
этой
основе
задерживается
умственное развитие, ущербно формируется личность.
Первичный симптом, возникнув в детском возрасте, препятствует
нормальному
развитию
психики
ребенка
и
приводит
к
отклонениям
вторичного порядка. В зависимости от роли первично пострадавшей функции
в психическом развитии ребенка мы наблюдаем те или иные вторичные
дефекты,
которые
не
обусловлены
самостоятельным
органическим
поражением
и
носят
характер
функциональных
нарушений.
Вторично
нарушаются именно те процессы, развитие которых в норме зависит от
первично пострадавшей функции. В ходе аномального развития первичный
дефект
и
вторичная
симптоматика
находятся
в
закономерном
взаимодействии.
Не
только
первичный
симптом
создает
условия
для
возникновения
вторичной
симптоматики,
но
и
вторичная
симптоматика
усугубляет первичный симптом.
Своеобразие слухового анализатора в отличие от прочих анализаторов
состоит в особой роли в развитии речи и ее функционировании как средства
общения.
То
есть
речь
–
ближайшая.
В
первую
очередь,
зависящая
от
слухового анализатора психической функции.
Наряду с первичным недостатком слухового анализатора отличаются и
отклонения
в
развитии
и
функционировании
речи
и
связанных
с
ней
психических процессов. У такого ребенка возникает своеобразие в развитии
восприятий мышления и всей познавательной деятельности.
Клинические
проявления
заболевания
определяются
тремя
основными
симтомокомплексами:
невнимательностью,
гиперактивностью,
и
импульсивностью.
Особенности поведения: появляются до 8 лет; обнаруживаются, по меньшей
мере, в двух сферах деятельности( в школе - дошкольных учреждениях, дома,
в процессе труда, играх); не обусловлены психотическими, тревожными,
аффективными,
диссоциативными
расстройствами
или
психопатиями;
вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Невнимательность: (из перечисленных ниже признаков не менее 6 должны
сохраняться в течение 6 месяцев и более): неспособность вслушиваться в
обращенную речь; неспособность доводить выполняемую работу до конца;
неспособность
организовать
свою
деятельность;
избегание
нелюбимой
работы,
требующей
усидчивости;
потеря
предметов,
необходимых
для
выполнения
заданий(письменные
принадлежности,
книги
и
т.д.);
забывчивость в повседневной деятельности; отвлекаемость на посторонние
стимулы.
Гиперактивность:
( из перечисленных ниже признаков не менее 4 должны
сохраняться
в
течение
6
месяцев
и
более):
суетлив,
не
может
сидеть
спокойно; вскакивает
с места без разрешения; бесцельно бегает, ерзает,
карабкается в неадекватных для этого ситуациях; не может играть в тихие
игры, отдыхать.
Импульсивность:
выкрикивает
ответ,
не
дослушав
вопрос;
не
может
дождаться своей очереди.
Необходимо отметить возрастной критерий начала заболевания: симптомы
СДВГ
появляются
до
8
лет.
Появление
похожей
симптоматики
в
более
старшем возрасте является признаком других заболеваний.
Выделяют СДВГ с преобладанием гиперактивности, СДВГ с преобладанием
невнимательности
и
комбинированный
тип
заболевания.
Последний
тип
является наиболее распространенным.
-простая
форма
-
характеризовалась
симптомами
асинхронии
развития:
невнимательность, гиперактивность, первичная форма энуреза;
-осложненная форма - характеризовалась тем, что к симптомам асинхронии
развития
присоединялись
«вторичные»
симптомы:
тики,
головные
боли,
вторичная форма энуреза, заикание, расстройство социального поведения.
Нейрофизиологические исследования у детей с СДВГ ведутся в основном, с
помощью
методов
электроэнцефалографического
обследования.
Биоэлектрическая активность головного мозга у таких детей характеризуется:
усилием тета - и дельта - активности в передних зонах коры и уменьшением
представленности в этих областях бета - ритма. Соотношение тета - ритма и
бета - ритма у детей с СДВГ в несколько раз выше, чем у здоровых детей, что
свидетельствует
о
некотором
замедлении
биолектрической
активности
головного мозга.
Таким образом, данные количественной ЭЭГ свидетельствуют о замедлении
биоэлектрической активности головного мозга у детей с СДВГ. Подобные
изменения могли быть вызваны нарушением фронтостриарных соотношений
при данном заболевании.
Лечение СНВГ должно быть комплексным, проводится врачом
–
детским
психоневрологом
и
должно
включать
в
как
медикаментозную
терапию,
так
и
психотерапевтические
методы.
Ведущим
звеном
в
психокоррекции
детей
является
изменение
поведения
родителей
по
отношению
к
ребенку.
Очень
важным
является
«позитивный»
подход
к
ребенку,
ставящий
своей
целью
повышение
самооценки
ребенка
и
профилактику тревожно-депрессивных расстройств. В рамках этого подхода
предлагается чаще хвалить ребенка.
Астенические расстройства.
Встречаются у детей с нарушением слуха с комплексными расстройствами, в
анамнезе которых множественные соматические отклонения.
Астенические расстройства могут являться как причиной дезадаптации, так и
клиническим проявлением данного состояния. Астения – бессилие, слабость.
Под
астенией
понимают
патологическую
усталость
после
нормальной
активности,
сопровождающуюся
снижением
энергии,
необходимой
для
обеспечения нормальной жизнедеятельности и внимания, резкое снижение
работоспособности.
Обычно
астения
сопровождается
вяло стью,
сонливостью,
раздражительностью.
В
сознании
преобладает
чувство
усталости, разбитости.
В
отличие
от
астенических
расстройств
физиологическая
утомляемость
характеризуется:
слабой
выраженностью
астенических
симптомов;
появлением астенических симптомов на короткое время (несколько дней) при
нагрузках,
недосыпании;
исчезновением
астенических
симптомов
после
отдыха;
Н а и б о л е е
ч а с т о
в ы д е л я ю т с я
ф и з и о г е н н ы е ,
п с и хо г е н н ы е
и
мультифакториальные
(сочетанное
воздействие
физиче ских
и
психологических факторов) астении.
С
учетом
этиологии,
патогенеза
и
клинических
проявлений
различают
следующие виды физиогенных астений:. цереброгенная астения (поражение
головного
мозга
травматического,
сосудистого,
инфекционного,
интоксикационного
генеза),
соматогенная
астения,
церебросоматогенная
астения.
В особую группу выделяются адаптационная астения(астения негативной
адаптации),
включающая:парцеальные
астении(перцепторно-оптическую,
перцепторно-акустическую,
перцепторно-оптико-акустическую);
астению
при десинхронозе; астению переутомления.
В патогенезе астенических расстройств ведущую роль играют изменение
активности
ретикулярной
формации
(чаще
снижение
активирующих
влияний) и дисфункция лимбико-ретикулярного комплекса.
В детской практике встречаются астении преимущественно психогенного
происхождении
-
неврастения,
для
которой
характерно:
повышенная
утомляемость, физическая усталость, общая слабость после незначительной
умственной
или
физической
нагрузки,
мышечные
боли,
головокружение,
головные боли напряжения, нарушение сна, неспособность расслабиться,
раздражительность,
диспепсия.
Вторичными
симптомами
являются
подавленность и тревожность.
Общая
картина
заболевания
характеризуется
полиморфностью
клинических
проявлений.
Собственно
астенические
явления
(общая
слабость,
утомляемость,
истощаемость,
вялость,
сонливость,
адинамия)
сочетаются
с
головными
болями,
головокружением,
тошнотой,
мнестическими
затруднениями.
Эти
жалобы
не
проходят
после
отдыха.
Регистрируется повышенная чувствительность к внешним раздражителям и к
ощущениям
из
внутренних
органов,
что
находит
отражение
в
многочисленных соматических жалобах.
Детские
астении
сопровождаются
расстройствами
сна.
Сон
становится
поверхностным,
беспокойным,
нередко
сопровождается
устрашающими
сновидениями. Дети плохо засыпают и с трудом просыпаются, после сна
отсутствует чувство отдыха. В дневное время может отмечаться сонливость.
Коррекция
третичных
отклонений
в
рамках
сложного
дефекта
проводится
соответствующими
специалистами,
но
первичное
(нарушение слуха) и вторичное ( нарушение речи и своеобразие психики
на основе депривационного
синдрома)
специалистами сурдологами и
сурдопедагогами.