Напоминание

"В поисках пропавших цифр"


Автор: Хуббатова Наталья Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "Солнышко"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область
Наименование материала: Конструкт НОД по ФЭМП
Тема: "В поисках пропавших цифр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конструкт НОД по ФЭМП

Тема: «В поисках пропавших цифр»

Возрастная группа: подготовительный возраст (6-7 лет)

Форма работы: подгрупповая

Цель:

создание

условия

для

развития

познавательной

инициативы

дошкольников

в

процессе

овладения

элементарными

математическими

представлениями.

Задачи:

Образовательные:

закреплять понятия «число», «цифра»;

закреплять счет в пределах 10;

совершенствовать умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа,

цифры;

продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на

наглядной основе;

закреплять знания о геометрических фигурах и умение составлять из них простые

изображения предметов;

закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой.

Развивающие:

развивать логическое мышление, память, воображение, внимание, сообразительность;

развивать умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов;

способствовать

формированию

мыслительных

операций,

развитию

речи,

умению

аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

воспитывать интерес к математическим играм, чувство коллективизма, стремление

оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Интеграция

образовательных

областей: познавательное развитие, речевое

развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, мольберты, схема

цифролёта,

детали

для

сборки

цифролёта

(геометрические

фигуры),

изображение кошки и робота, клубок, мячик, прилавок магазина с муляжами

продуктов, кошельки по количеству команды с монетами, посылка с орешками,

белка, елки, мольберт с домиком и магнитными картинками животных, озеро с

лебедями, картинка с зашифрованными цифрами, почтовый ящик, презентации

с изображениями домиков и почтового отделения Простоквашино, карточки с

цифрами.

Предварительная

работа:

со ставление

и

решение

логиче ских

и

арифметических задач, решение примеров, отгадывание загадок.

Методы и приемы:

практический: выполнение заданий;

наглядный: рассматривание картинок, предметов;

словесные:

беседа,

вопросы,

ответы,

словесные

инструкции,

сравнение,

художественное слово;

игровой: сюрпризный момент, проблемная ситуация.

Ход деятельности

Этап деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность

детей

Планируемый результат

I этап

Организационный

Приветствие

Сюрпризный момент

Введение в тему

Создание

проблемной ситуации

Собирает детей вокруг себя.

-Ребята,

а

хотите

сегодня

поздороваться

друг с другом необычно?

1 хлопок – здороваемся спинками, 2 хлопка

– здороваемся за руку, 3 хлопка –

обнимаемся.

-Как здорово и приятно! Правда, ребята!

Хорошее у вас настроение?

Итак, настроение отличное, и вы готовы

отвечать на мои вопросы?

-Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать

загадки

и

решила

сейчас

загадать

одну

вам.

П р о ж и в а ю т

в

у м н о й

книжке

Хитроумные

братишки.

Десять

их,

но

братья

эти

Сосчитают все на свете.

(цифры, числа)

-Правильно,

молодцы!

А

чем

цифры

отличаются от чисел?

-А сколько цифр вы знаете?

-А сколько чисел?

-Ребята, а для чего ещё необходимы

цифры?

-Ребята,

а

вы

представляете,

как

раз

сегодня утром нам пришло сообщение о

цифрах

от

почтальона

Печкина. Давайте

Встают в круг.

Приветствуют друг друга.

В ы п о л н я ю т

д в и ж е н и я

в

соответствии со словами.

Внимательно слушают

воспитателя, проявляют интерес.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают загадку.

Отвечают на вопросы,

высказывают свои предположения.

Создание эмоционально-

положительного настроя на

деятельность.

Привлечение внимания, создание

мотивации у детей.

послушаем его вместе.

Включает

сообщение

от

почтальона,

в

котором он рассказывает историю о том,

как в Простоквашино пропали вдруг все

цифры.

Жизнь

в

Простоквашино

стала

невозможной (пропали номера с домов и

даже

с

почтового

отделения,

пропали

цифры с циферблатов часов, невозможно

даже

набрать

номер

телефона,

чтобы

позвонить

спасателям

и

прочее…).

Предполагает, что они находятся в городе

Цифроград. В конце сообщения он просит

помощи у детей.

-Ребята,

вы

готовы

помочь

жителям

Простоквашино?

А

знаете,

что

нужно

сделать?

Давайте

отправимся

в

город

Цифроград на цифролёте и узнаем, как мы

можем помочь.

- Ой, а цифролёт развалился, когда цифры

убежали. Но мы можем его починить, ведь

у

нас

остались

детали

и

чертёж,

по

которому мы можем его собрать.

-Ура, цифролёт готов. Но осталась одна

лишняя деталь. Что с ней делать, возьмём

с собой на всякий случай. Все займите

свои места. Пуск!

Внимательно слушают.

Соглашаются помочь в решении

проблемной ситуации.

Выполняют задание, собирают

цифролёт по

образцу.

После выполнения задания

обнаруживают,что одна деталь

остаётся лишней (лишний

треугольник). Эту деталь решают

взять с собой, вдруг пригодится.

Заходят

за

мольберт,

на

котором

собирали цифролёт.

Н а ч и н а ю т

о б р а т н ы й

отсчёт:10,9,8,7,6,5,4,3,2,1

пуск….!

Цифролёт

не

взлетает.

Путём

рассуждений

дети

приходят

к

выводу, что 10 – это не цифра и

с ч и т а т ь

н а д о

н а ч и н а я

с

9,8,7.6.5.4.3.2.1.0.! Пуск!

Го т о в н о с т ь

к

с о в м е с т н о й

деятельности.

Активное

взаимодействие

с

воспитателем.

II этап

Основной

Решение проблемной

ситуации

-Вот

мы

и

прилетели

в

Цифроград,

но

отдыхать

нам

некогда,

нужно

двигаться

дальше. Но куда же нам идти? Кто нам

подскажет?

Изображают полёт и приземление.

Включение в совместную

деятельность.

Активное взаимодействие с

воспитателем.

Раздаётся звуковой сигнал из почтового

я щ и к а ,

н а ход я щ е г о с я

в

г р у п п е .

Воспитатель предлагает заглянуть в него.

-Ура!

Одна

цифра

вернулась,

мы

её

нашли!

А

где

же

искать

остальные

цифры? Давайте посмотрим, может быть

эта фигура укажет нам дорогу дальше?

Напоминает детям про оставшуюся деталь

(треугольник)

и предполагает, что это и

может быть ключ к разгадке.

Предлагает

рассмотреть

окружающие

предметы.

-Давайте внимательно рассмотрим кошку,

робота, из каких фигур они состоят?

-А не спряталась ли где-то здесь цифра?

-Ребята,

как

вы

думаете,

а

зачем

здесь

клубок?

-Что-то этот клубок мне напоминает.

Проявляют

интерес

к

предмету,

который издаёт звук. Подходят к

нему, открывают почтовый ящик и

находят в нём цифру 3.

Обсуждают, как деталь может им

п о м о ч ь .

В с п о м и н а ю т,

ч т о

треугольник

это

геометрическая

фигура,

у

которой

3

угла

и

3

стороны, 3 вершины.

Н а х о д я т

д в е

к а р т и н к и

и з

геометрических фигур - робот из

разных фигур, и кошка из одних

треугольников.

О б р а щ а ю т

в н и м а н и е ,

ч т о

оставшийся треугольник является

деталью

кошки

(часть

хвоста)

и

возвращают деталь на место.

Из треугольников.

Внимательно

рассмат ривают

кошку

и

обнаруживают,

что

м о р д о ч к а

к о ш к и

н е

и з

т реугольников.

Она

в

в и д е

восьмёрки.

Радуются

очередной

найденной

цифре.

Находят рядом с кошкой клубок.

Высказывают

предположения

(наверно, это её игрушка).

Высказывают

предположения,

на

что похож мячик.

Он похож на колобок,

Он пузат и круглобок.

На него похожа Кошка,

Если сложится в клубок.

-Правильно, молодцы!

-Кошка играет с клубком, а мы давайте с

вами тоже поиграем.

Игра с мячом « Назови соседей числа»

Воспитатель

кидает

мячик

детям

по

очереди.

Назови соседей цифры 4, 6, 7,9……..

Воспитатель хвалит ребят.

-Нам

пришёл

денежный

перевод

от

жителей деревни. Они очень переживают,

что путь предстоит долгий и деньги могут

нам пригодиться.

Во спитатель

до стаёт

из

ко н в е рт а

кошелёчки

с

приклеенными

на

них

монетками.

-Ребята, а куда мы можем отправиться с

нашими деньгами?

-Магазин скоро закрывается, поэтому нам

не

смогут

дать

вам

сдачу,

пожалуйста,

выберите товары по вашему количеству

денег.

Отвечают

на

вопросы:

например

соседи цифры 4 – 3 и 5; соседи

числа 6 – 5 и 7… и т.д.

Из

ящика

раздаётся

звуковой

сигнал, дети снова открывают его

и достают цифру 0 и ещё какой-то

конверт.

Ответы детей (кафе, магазин).

Находят

в

зале

«магазин»,

на

витрине

магазина

муляжи

продуктов, у каждого товара есть

ценник.

На

витрине

прикреплён

логотип

магазина

Пятёрочка,

но

без цифры.

(Варианты

сочетаний

монет

на

кошелёчках

различны.

Д ети

складывают

в

уме

цифры,

и

делают свои покупки). На полке

н е с к о л ь к о

т о в а р о в

н а

предложенную сумму. Также есть

Физминутка

-Ребята, а как магазин называется? Может

кто-нибудь прочитать?

-Мы нашли цифру 5!

-Молодцы,

ребята!

Предлагаю

немного

отдохнуть и размяться.

Проводит физминутку.

Мы на плечи руки ставим,

Начинам их вращать,

Так осанку мы исправим,

Один-2-3-4-5!

Чтобы лучше нам размяться,

Будем ниже наклоняться.

Наклоняемся вперед,

А потом наоборот.

Не ленитесь приседать!

Один -2-3-4-5!

Мы 7 раз в ладоши хлопнем,

8 раз ногами топнем

Мы попрыгаем немного

И пройдемся по дороге

Руки вверх и потянутся

Руки вниз и улыбнуться.

Обращает внимание на какую-то посылку.

-Ребята,

смотрите,

кто-то

забыл

в

магазине

посылку!

Нужно

доставить

посылку по адресу. Но как это сделать,

ведь на ней нет адреса?

«альтернативные товары», которые

н е

д о л ж н ы

п р и год и т ь с я

в

п у т е ш е с т в и и .

Д е т и

самостоятельно

выбирают

и

аргументируют свой выбор.

«Пятёрочка»!

Замечают, что в названии магазина

не хватает части логотипа – цифры

5. Она упала и они находят её.

Выполняют

движения

согласно

словам.

Р а с с м ат р и в а ю т

п о с ы л к у

и

замечают, что на ней нарисованы

орехи,

и

внутри

что-то

гремит.

Высказывают

предположения,

кому

могли

послать

посылку.

Внимательно

осмотрев

группу,

- Ребята, друзья белочки построили новый

дом для животных,

но забыли, кто на

каком

этаже

живёт.

Поможем

расселить

семьи животных?

1.Семья белочек живёт не на первом и не

на последнем этаже.

2.Семья совушек любит жить выше всех.

3.Семья

мышей

живёт

дальше

всех

от

сов.

4.Чтобы семье медведей

подняться на

свой

этаж, надо пройти только мимо семьи

мышей.

5.Семья лисичек живёт на этаж ниже, чем

семья белочек.

-Молодцы ребята, не спряталась ли здесь

тоже какая-нибудь цифра?

Кого мы заселяли в домики?

Внимательно

вслушайтесь

в

слово

СЕМЬЯ. Что оно обозначает?

Раздаётся звуковой сигнал.

Воспитатель

достаёт из ящика цифру 7. Хвалит детей.

-Ребята,

а

всех

ли

животные

остались

довольны? Не забыли ли мы кого-то?

поч ему

он

один,

наверно

о н

заблудился, как нам помочь ему?

замечают

под

ёлочкой

белку

и

отправляются к ней.

Подходят

к

игрушечной

белке,

сидящей

под

ёлочкой.

Рядом

н а х о д и т с я

м о л ь б е р т ,

с

расположенным на нём домиком.

У домика пустые окошки, рядом

картинки с животными.

Соглашаются помочь.

Распределяют картинки с семьями

зверят

в

следующем

порядке:

Совы – 5 этаж, Мыши -1 этаж,

медведи – 2, белки -4, лисички – 3

этаж)

Когда

все

зверята

расселились

правильно,

о стаётся

тол ь ко

картинка с лебедем.

Р а с с у ж д а ю т.

В

р а з г о в о р е

выясняется ответ.

- Слово СЕМЬЯ – 7 Я!

Вспоминают

об

о ст ав шемся

лебеде.

Предлагают

найти

его

семью.

Перед детьми стоит выбор – семья

гусей и лебединое озеро.

Находят

в

лебединое

озеро

и

отправляют малыша к маме.

Рассматривая

озеро

с

лебедями

-Ребята, сколько здесь лебедей, какие они

красивые. Может спросить их, не видали

ли

они

здесь

какие-нибудь

цифры?

Молчат. Придётся нам самим искать.

-Ура! Вот мы нашли цифру 2!

Воспитатель предлагает детям выложить

цифры в числовую линейку и выяснить,

какие осталось найти цифры.

- Осталось найти цифры 1,4,6,9.

-Ребята,

мы

с

вами

узнали,

что

лебедь

очень

похож

на

цифру

2,

может

и

о с т а л ь н ы е

ц и ф р ы

гд е - т о

з д е с ь

спрятались?

обнаруживают,

что

они

очень

похожи на цифру 2.

Дети

выкладывают

числовую

прямую

из

цифр

0,2,3,5,7,8.

Обсуждают,

каких

цифр

н е

хватает.

Внимательно

осматривают

озеро.

Находят зашифрованные цифры в

рыбках, траве, в птицах.

III этап

Заключительный

-Молодцы! Вы нашли все цифры и теперь

мы отправляемся в Простоквашино, чтобы

вернуть

пропавшие

номера

с

домов,

а

главное

-

номер

почтового

отделения.

Занимайте места на цифролёте. Пуск!

-А вот мы и в Простоквашино?

П о к а з ы в а е т

к а р т и н к у

д е р е в н и

Простоквашино с домиками без номеров

на интерактивной доске.

-Как же узнать, какой номер откуда?

Занимают

места

на

цифролёте,

снова закрывают глаза, обратный

отсчёт 9.8.7.6….1.СТАРТ!

Внимательно

рассмат ривают

картинку деревни и замечают, что

в

квадратиках,

где

должен

быть

номер дома, какие-то точки. Если

дети не

догадываются,

то

воспитатель

подсказывает

им,

что

жители

д е р е в н и

р е ш и л и

з а м е н и т ь

пропавшие цифры точками. Дети

считают сколько точек и соотносят

количество с цифрой.

Прикрепляют

цифры

на

дома.

Таким образом, все дома обретают

номера.

Рефлексия

-Здорово! Но наше путешествие окончено,

пора нам возвращаться.

Ещё раз хвалит всех детей.

Анализирует

деятельно сть

д е т е й ;

подводит

детей

к

самооценке

своей

деятельности.

Имитируют возвращение в сад на

цифролёте.

О т в е ч а ю т

н а

в о п р о с ы .

Высказывают

сво е

м н е н и е ,

делятся впечатлениями.

Умеют оценивать результат своей

д е я т е л ь н о с т и ,

с п о с о б н ы

выражать свои чувства.



В раздел образования