Автор: Исмагилова Гульфия Ильдаровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "Начальная школа-детский сад №76"
Населённый пункт: г.Тюмень.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: семинар-практикум "Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛ А – ДЕТСКИЙ САД» №76 ГОРОДА ТЮМЕНИ
Семинар практикум
«Возможности логопедических занятий в формировании
здорового образа жизни детей»
Подготовила учитель-логопед:
Исмагилова Г.И.
Тюмень, 2017 г.
Форма проведения: семинар - практикум.
Аудитория: педагоги ДОУ.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Казалось бы, обычное слово для вежливого человека, но приветствуя,
таким образом, друг друга, мы желаем здоровья, это слово таит в себе и
тепло, и встречи, и пожелание здоровья. Тема моего семинара-практикума
«Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа
жизни детей».
Цели работы на логопедических занятиях:
• сохранение здоровья детей;
• максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми
недостатками и психическими процессами.
Основные задачи:
• обучить детей приёмам сохранения и формирования здоровья;
• скорректировать нарушения высших психических функций;
• скорректировать речевые процессы.
Особенности физического развития:
нарушение дыхания и голосообразования;
нарушения общей и мелкой моторики;
расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
повышенная утомляемость;
заметное
отставание
в
показателях
основных
физических
качеств:
силы, скорости, ловкости;
нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
нарушения оптико-пространственного праксиса;
неустойчивость внимания;
расстройство памяти (особенно слуховой);
несформированность мышления;
Из
особенностей
вытекают
задачи
по
развитию
данных
процессов,
которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых
занятиях
совместно
с
коррекцией
речевых
нарушений.
А
использование
здоровьесберегающих
технологий
способствует
интегрированному
воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в
более короткие сроки.
Ожидаемые результаты:
правильное речевое дыхание у детей;
сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
отсутствие напряжения и скованности у детей;
улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
использование
родителями
и
педагогами
здоровьесберегающих
технологий в занятиях с детьми.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного
развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему
высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности,
содержательнее
и
полноценнее
отношения
со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие. Формирование здорового образа жизни дошкольников на занятиях
логопеда
осуществляется
через
использование
следующих
здоровье
сберегающих технологий:
1.
Артикуляционная гимнастика.
Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи
– язык, губы, небо.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых
для правильного произношения звуков.
Регулярное выполнение поможет:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.
А сейчас остановимся на одних из важных логопедических упражнений
«Лопаточка»
Широкий
язык
высунуть,
расслабить,
положить
на
нижнюю
губу.
Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15сек.
«Чашечка»
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к
верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении
10 сек.
«Часики»
Высунуть широкий язык. Тянуться попеременно то к правому уху, то к
левому.
Двигать
языком
из
угла
рта
в
медленном
темпе
под
счет
взрослого. Удерживать язык в таком положении 10 сек.
«Лошадка»
Цокать языком .Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.
«Грибок»
Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно
оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 10 раз.
«Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к
подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под
счет.
«Вкусное варенье»
Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык
вглубь рта.
2.
Дыхательная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков
диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным
типом
дыхания).
Ведётся
работа
над
развитием
силы,
плавности,
длительности
выдоха.
Кроме
оздоровительного
значения
–
выработка
правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией
звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и
развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм
человека комплексное лечебное воздействие:
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в
кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных
регуляций со стороны центральной нервной системы;
улучшает дренажную функцию бронхов;
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
исправляет
развившиеся
в
процессе
заболеваний
различные
деформации грудной клетки и позвоночника.
А теперь мы с вами выполним дыхательные упражнения.
Вдох и выдох носом. Вдох носом, выдох ртом. Вдох ртом, выдох носом.
Вдох и выдох ртом.
Упражнение «Хомячок» — пошмыгать носом, рот закрыт.
Упражнение «Собачке жарко».
При этих упражнениях нужно чувствовать движения стенки живота.
С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.
Упражнение «Согреть руки» — выдох со звуком х-х-хо.
Упражнение «Остудить воду» — выдох со звуком ф-ф-ф.
3.
Зрительная гимнастика.
Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике
нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению
бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной
системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной
жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц,
укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения
при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный
эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей
и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной
гимнастики используем и как компонент общей релаксации.
4.
Развитие общей моторики (физминутки, логоритмика)
Чем
выше
двигательная
активность
ребёнка,
тем
интенсивней
развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в
игровой форме в середине занятия.
Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление
неправильных
поз,
запоминание
серии
двигательных
актов,
воспитание
быстроты
реакции
на
словесные
инструкции.
Сочетание
речи
с
определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих
логопедические занятия. Сюда же можно отнести и логопедическую ритмику.
Логопедическая ритмика - это одна из форм кинезотерапии, направленная
на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции
двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
5.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитию
мелкой
моторики
пальцев
рук
на
коррекционных
занятиях
уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует
умственному
и
речевому
развитию,
выработке
основных
элементарных
умений, формированию графических навыков.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому
развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно
поэтому пальчиковая гимнастика должна занимать прочное место в наших
занятиях с детьми.
У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация
мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия
(нарушение
письма).
Развитие
движения
пальцев
как
бы
подготовит
платформу для дальнейшего развития речи.
Целесообразно
сочетать
упражнения
по
развитию
мелкой
моторики
с
собственно речевыми упражнениями.
Стимулирование
активных
точек,
расположенных
на
пальцах
рук
при
помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие
орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.
6.
Логопедический массаж и самомассаж.
Логопедический
массаж
–
совокупность
приемов
механического,
дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых
непосредственно
на
поверхности
тела
человека
как
руками,
так
и
специальными аппаратами.
Виды логопедического массажа:
1.
Дифференцированный
логопедический
массаж
используется
для
ослабления
проявления
расстройств
иннервации
мышц
речевого
аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и
амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.
2.
Массаж язычной мускулатуры. При спастичности языка (повышенного
тонуса) – применяется расслабляющий массаж. При гипотонии языка –
стимулирующий. Цель – укрепить мышечный тонус.
Массаж осуществляется разными способами:
-
точечный
массаж
–
локальное
воздействие
расслабляющим
или
стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны).
- зондовый массаж (логопедические зонды, шпатели, зубные щетки.
При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов
проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с
мышцами и сосудами.
Также используются:
массаж и самомассаж лица;
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
Рассмотрим более подробно один из видов массажа —
это самомассаж
(выполняется
самим
ребенком),
он
активизирует
движение
лицевой
мускулатуры, улучшает тонус мышц лица.
Рекомендации: Длительность 5—10 мин. Каждое упражнение выполняется 4
—5 раз.
Уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе проделать самомассаж, делает
каждый на себе.
Для самомассажа мышц головы и шеи:
«Я
хороший»
—
поставить
ладони
обеих
рук
на
голове
ближе
ко
лбу,
соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз
через
уши
и
боковую
поверхность
или
к
плечам
(движения
медленные,
поглаживание).
Для лицевой мускулатуры
«Рисуем дорожки» — двигать пальцами от середины лба к вискам.
«Пальцевый душ» — легко постукивать пальцами по лбу.
«Глазки спят» — закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживать
3—5 с.
«Нарисуем усы» — двигать указательным и средним пальцами от середины
верхней губы к углам рта.
«Веселый клоун» — двигать указательным и средними пальцами от середины
нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.
«Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.
«Умыли личико» — легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от
середины лба вниз по щекам к подбородку.
И ещё уважаемые коллеги, хочется вам напомнить, чтобы вы не забывали,
про скороговорки.
Скороговорка – это своеобразный тренажер, а игровые задания – своего
рода развлечения. Развлечение, которое принесет помимо веселых забавных
минут
огромную
пользу
не
только
детям,
но
и
взрослым.
Маленькие,
коротенькие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки
правильной,
четкой
и
грамотной
речи.
Они
развивают
речевой
слух
и
дикцию, обогащают словарный запас.
Внимание на экран.
Перед
вами
скороговорка.
Прочитаем
ее
“глазами”.
Проговорим
скороговорку беззвучно. Теперь шепотом. Вполголоса. Медленно, в полный
голос. Быстро. Быстро-быстро.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Следующая скороговорка. Есть желающие?
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
- И последняя скороговорка. Давайте, проговорим ее вместе.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова
вдоль двора, дрова вширь.
Слайд №27.
Итак, вы сегодня познакомились с приемами работы по развитию речи, а
именно:
приёмы
логопедического
массажа,
упражнения
для
развития
правильного
дыхания
и
с
упражнениями
на
развитие
артикуляционного
аппарата.
Надеюсь,
данная
информация
вам
пригодится,
и
вы будете
её
использовать на своих занятиях с вашими детками.
Занимайтесь с ребёнком, и результаты вас обязательно порадуют!
Спасибо за внимание!