Напоминание

Игра - ведущий вид деятельности в детском саду


Автор: Питеркаева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №7
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игра - ведущий вид деятельности в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра - ведущий вид деятельности

дошкольника.

Введение.

Дошкольное детство – самый ответственный первый период психического развития детей,

в котором закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка.

Именно в этом возрасте взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях,

принимают в его развитии самое активное участие. И так как ребенок активно изучает

окружающий его мир – мы взрослые должны учитывать возрастные особенности ребенка

и особенности ведущего типа его деятельности.

Ведущая деятельность детей дошкольного возраста, по мнению психологов и педагогов,

является игра (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, А. Н. Леонтьев, А. С.

Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский и др.) . Они отмечают ее важную роль в

формировании психики ребенка и считают, что игра - это основа всего последующего

развития ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и

развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для

последующей жизни в обществе.

Но в последнее время многие родители и педагоги в работе с детьми пытаются

перевести ребенка с игровой деятельности, как ведущей для дошкольного возраста, к

учебной, что негативно сказывается на психологи

ческом развитии личности ребенка.

Ведь

именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция

сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности. В игровой деятельности

дошкольник замещает предметы, берет на себя ту или иную роль и начинает действовать

в соответствии с этой ролью. Хотя ребенок может брать на себя роль коня или страшного

зверя, чаще всего он изображает взрослых людей: маму, воспитательницу, шофера,

летчика. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми

в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Значение игры очень

трудно переоценить. Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении

детьми действий взрослых и отношений между ними, в особой условной форме. Игра как

форма организации жизнедеятельности детей. Одним из положений педагогической

теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности

детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры

принадлежала Фребелю. Он разработал систему игр, преимущественно дидактических и

подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду. Все

время прибивания ребенка в детском саду было расписано в разных видах игр. Завершив

одну игру педагог вовлекает ребенка в новую.

Игра – отражение жизни. Игра имеет значение и для формирования дружного детского

коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования

положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в

поведении отдельных детей, и еще для многого другого.

Игра для детей дошкольного возраста – источник глобальных переживаний динамичности

собственного Я, проба силы самовоздействия. Ребенок осваивает собственное

психологическое пространство и возможность жизни в нем, что дает импульс к развитию

всей личности в целом.

Виды игр:

сюжетно-ролевые,

подвижные,

театрализованные,

дидактические игры.

Режиссерские

Строительные

Народные, хороводные

Игры с песком, игры-эксперименты

Игры-забавы

Задачи игровой деятельности:

- развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр.

- развивать инициативу, организаторские способности,

- воспитывать умение действовать в команде.

Дидактические игры.

По инициативе педагогов и воспитателей чаще всего организуются дидактические игры,

цель которых – умственное развитие.Дидактическая игра представляет собой

многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом

обучения детейдошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных

вида:

- игры с предметами ( игрушками, природным материалом),

- настольно-печатные

- словесные игры.

Игры с предметами.

В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся

сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с

их помощью дети знакомятся с свойствами предметов и их признаками: цветом,

величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию,

установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми

знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в

определении предмета по какому- либо одному качеству, объединяют предметы по этому

признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития

отвлеченного, логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающееся друг от друга по

свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между

предметами.

В средней группе дают предметы, в которых разница между ними становится менее

заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного

запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего

предмета. Играя, дети приобретают умения складывать из частей целое

, нанизывать

предметы ( шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко

выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это

позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач

,например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики),

или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в

строителей, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого

делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности,

которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным

содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре,

подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Настольно- печатные игры .

Интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото,

домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры

Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на

имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх

требуется использовать приобретенное ранее знания в новых связях, в новых

обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи;

описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;

находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам;

признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие

речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию

словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться

логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования

мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические

игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и

обучении детей

старшего дошкольного возраста, так как способствуют

подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога,

быстро находить

нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,

применять знания в соответствии с поставленной задачей. С помощью словесных игр у

детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс

мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает

легко, не замечая, что его учат.

Сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра ребёнка в своём развитии проходит несколько стадий: это

ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-

ролевая игра, игра-драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребёнок: сначала его

действия с предметом –игрушкой носят манипулятивный характер, затем он усваивает

различные способы действия с предметами, в которых отражены его представления об их

существенных свойствах. Появление в игре обобщённых действий, использование

предметов-заместителей, объединение действий в единый сюжет, называние ребёнком

себя именем героя – всё это свидетельствует о переходе к сюжетно-ролевой игре. В этих

играх начинают отражаться человеческие взаимоотношения, нормы поведения,

социальные контакты. Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой

деятельностью. В ней дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг. Развитие игрового

творчества связано с постепенным обогащением содержания игры. Здесь важна роль

самодеятельной игры детей, так как в ней происходит творческая переработка,

преобразование и усвоение всего того, что ребёнок берёт из жизни. Главная задача -

научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в

профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им

возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к

выводу, что есть возможность поиграть в строителей

Примеров сюжетно- ролевых игр можно привести много. Это игры в «Скорую

помощь», «Больница», « Магазин», « Школа» и т.д. Главное в сюжетно- ролевой игре –

ее коллективный характер. Именно в ходе

сюжетно- ролевой игры дети учатся общаться, действовать в соответствии с определенной

ролью, озвучивать эту роль, выражать свое мнение в ходе игры.

Главная задача воспитателя – насыщеннее детей новыми впечатлениями,

создание положительной эмоциональный атмосферы, развитие представлений об

окружающем мире.

Игры со строительным материалом

.

В этих играх детей привлекает работа с песком, снегом, строительными кубиками. Причем

эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек.

Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете,

форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели.

Все эти игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют

развитию взаимоотношений, учат внимательно относится другим детям, общаться со

сверстниками и взрослыми. Кроме того, дети учатся доводить начатое дело до конца,

видеть результат коллективной работы, ее пользу. В детском саду для строительных игр

создаются специальные условия: оборудуется место для игры, подбирается набор

игрушечно- строительного материала и т.д. Воспитатель помогает детям изобразить на

бумаге замысел будущей стройки, учит детей, особенно младшего возраста, собирать

детали, крепить их, эстетически оформлять.

Театрализованные игры.

Эти игры особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочного

героя, героев мультфильмов. Именно эти игры увеличивают словарный запас детей, учат

диалогической речи, умению последовательно передавать в речи и действиях сюжет

сказки, рассказа. Воспроизведя в игровой форме образы своих героев, дети передают и

основные характеристики персонажей – хитрость, жадность, щедрость и т.п. Все эти

качества передаются в манере игры и, способствуют нравственному и эстетическому

развитию.

Музыкальные игры

Эти игры проводятся как во время занятий, так и в другие режимные моменты жизни

детей в детском саду. Любые игры требуют музыкального сопровождения. Но к

специальным музыкальным играм относятся хороводы, игры – импровизации,

ритмические игры. Особенно дети любят хороводные игры, так как в них они учатся не

только узнавать мелодию, но и петь, воспроизводить звуки отдельных музыкальных

инструментов для перестроения, для начала новой песни или нового ритмического

движения.

Музыкальные игры развивают у детей умение

узнавать музыку, ее темп, характер, ритм. Задача воспитателей – в процессе игры научить

детей слушать музыкальное сопровождение и получать эмоциональный настрой от жанра

музыки. С помощью музыкальных игр воспитывается эстетическое отношение детей к

действительности, формируется и развивается их музыкальность. Вся работа проводится

воспитателем совместно с музыкальным руководителем. Он организует групповые

движения под определенную музыку, помогает разучивать хороводные песни и народные

музыкальные игры.

Подвижные игры

Для решения задач физического воспитания педагоги дошкольных учреждений должны

использовать. Эти игры учат детей быть доброжелательными, не смеяться над

проигравшим, формирует умения, смекалку. Дети осваивают ритмические движениями в

такт мелодии, соревнуются в скорости и т.д.

Заключение.

Во всех играх, независимо от направленности или характера, всегда присутствуют

игрушки.Развитие самостоятельности в игре зависит от того , как взрослые организуют

условия для детских игр: какие игрушки покупают, как обогащают детский опыт, помогают

реализовать его в игре, предоставляют место и время для игры.

Игрушка побуждают

малыша к совместным действиям со взрослыми и сверстниками, вызывает новые

впечатления, обогащают чувственный опыт, дает представление о предметах реальной

жизни. Поэтому особенно важно покупать ребенку игрушки по возрасту.

Игрушки, которые нравятся взрослым, далеко не всегда оказываются ценными для

ребенка. При покупке их важно руководствоваться не только новизной и

привлекательностью игрушки, но и ее педагогической ценностью. Иногда простая коробка

из под обуви бывает ребенку дороже красивой электрифицированной игрушки, так как в

играх ее можно использовать по разному: устроить в ней комнату для куклы, сделать из

нее машину, пароход и т.д.

Для ценных в воспитательном отношении игр ребенку

нужны разные игрушки: образные ( изображающие людей и животных), предметы

домашнего обихода (посуда, мебель, и др.), моторные, двигательные, конструктивные,

строительные, дидактические – обучающие ( матрешки, башенки, мозаика и т.д.). Чем

разнообразнее виды игрушек у, дошкольника, тем разнообразнее его игры.

Это не

значит, что у ребенка должно быть обязательно много игрушек. Обилие их не улучшит

детской игры, наоборот, приучает ребенка играть без инициативы, без увлечения,

небрежно обращаться с игрушками. Разные виды игрушек одинаково нужны и мальчикам,

и девочкам. Если девочки играют только в куклы и не имеют строительных,

конструктивных, двигательных, моторных игрушек, родители лишают их радости такой

игры, в которой развиваются воображение, конструктивные способности. Игры мальчиков

только с машинами, игрушечным оружием обедняют игровой замысел, перевозбуждают

еще не окрепшую нервную систему детей. Не имея опыта игры с образными игрушками,

мальчики и в детском саду играют больше с мальчиками. С девочками они не находят

общей темы для игры. Это затрудняют их включение в игровой коллектив, сужает круг

друзей.

В семье, особенно если ребенок растет один, опыт общения со взрослыми он

закрепляет в играх с образными игрушками , который выступает его своеобразными

партнерами: он разговаривает с мишкой, сам за него отвечает, советуется с ним, обучает

тому, что узнает сам, переносит усвоенные им правила поведения на отношения с

игрушкой. Нередко дети особенно привязываются к той или иной игрушке, обычно

образной.Привязанность к игрушке возникает, если взрослые поддерживает игровой

интерес детей, показывают, как можно играть, воспитывают бережное отношение к

игрушкам. Такие игрушки имеют обычно свое имя, постоянное место в игровым

хозяйстве (кукла Машенька, Мишутка, Чебурашка). Игры с образными игрушками

способствуют формированию у детей доброты, отзывчивости к окружающим взрослым и

детям. В процессе знакомства с игрушкой дети с помощью воспитателя не только ее

рассматривают, но и думают, где, в какой игре ее можно использовать. Детей приучают

ухаживать за игрушками, после игры убирать каждую игрушку на отведенное ее место. Но

маленькие дети, наигравшись, устают и часто отказываются убирать за собой игрушки.

Можно применить игровые методы, которые обычно помогают больше, чем упрашивания

или требования взрослых. Можно, например, сказать: «Давай с тобой вместе уложим всех

спать, они (игрушки) тоже устали»; или «Давай с тобой играть в «Магазин». Возьми

корзину, ты будешь продавец. Я буду называть их, а ты клади в корзину и подавай мне. Я

унесу их к себе домой» и т.п.

Создание условий для игровой деятельности является одним из важных факторов

успешного воспитания дошкольника в семье и в детском саду.

Литература

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.

2. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983.

3. Логинова В. И. и др. Дошкольная педагогика. М. Просвещение.1988

4. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 1991.

5. maam



В раздел образования