Напоминание

Грани педагогики


Авторы: Харахорина Марина Александровна, Волкова Ирина Петровна
Должность: Воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ЧОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад №67 ОАО «Российские железные дороги»
Населённый пункт: г Челябинск
Наименование материала: Развитие эмоционального интеллекта младших дошкольников как условие науки нейропедагогика
Тема: Грани педагогики
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАК УСЛОВИЕ НАУКИ НЕЙРОПЕДАГОГИКА

Частное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего

школьного возраста «Начальная школа - детский сад №67 открытого

акционерного общества «Российские железные дороги»

Воспитатели:

Волкова И.П.

Харахорина М.А.

2020 год

ЦЕЛЬ:

РАЗВИТЬ СПОСОБНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ОПРЕДЕЛЯТЬ И

САМОРЕГУЛИРОВАТЬ ХАРАКТЕР ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ.

ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с базовыми эмоциями. Научить грамотно интерпретировать

собственные эмоции и координировать свои действия в зависимости от

преобладающей составляющей эмоциональной сферы.

Научить воспитанников замечать эмоциональное состояние близких людей и проводить

закономерности окружающей действительности и внутреннего состояния человека.

Познакомить с приемами здоровьесберегающих технологий.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (EQ) – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА РАСПОЗНАВАТЬ ЭМОЦИИ, ПОНИМАТЬ

НАМЕРЕНИЯ, МОТИВАЦИЮ И ЖЕЛАНИЕ, КАК СВОИ СОБСТВЕННЫЕ, ТАК И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, А ТАКЖЕ

СПОСОБНОСТЬ ПРАВИЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭМОЦИЯМИ.

Ум - око души, но не сила ее; сила души - в сердце.

Люк де Клапье Вовенарг

.

Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным

явлениям окружающей действительности. Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным.

То, какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они

его воспитывают. Правильные представления о моральном облике человека, о его отношении к другим людям, к самому себе,

к своим трудовым и гражданским обязанностям должны стать для ребенка образцами для подражания.

Главным

является

то,

что

формирование

эмоций,

воспитание

нравственных,

эстетических

чувств

содействует

более

совершенному отношению человека к окружающему миру, и обществу, способствует становлению гармонически развитой

личности.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию,

которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных

– пресна и бесцветна.

Работая с детьми, мы пришли к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний,

умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в

свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои

успехи и неудачи.

Опираясь на существование 7 базовых эмоций: радость, гнев, удивление, страх, презрение, отвращение. Базовые эмоции

контролируются нейронными процессами и характерны для всех представителей рода на планете. Возможно выделить

эмоции на которых базируется детское поведение.

Радость

Доверие

Интерес

Удивление

Страх

Отвращен

ие

Грусть

Гнев

Целью воспитателя должно быть не безусловное

подавление эмоций, а формирование у ребенка

способности

к

сохранению

их

равновесия

и

управления

ими,

потому

что

каждая

эмоция

имеет свою ценность и значение. Очень важно с

малых лет научить детей способам обуздания

своих эмоций. Дети должны знать , что человек

не может повлиять на то, когда и какие чувства у

него возникают, но он может решить , как и в

какой форме их проявлять.

Эмоциональные

нарушения

обусловлены

двумя

группами

причин:

конституциональными

(тип

нервной системы ребенка, биотонус, соматические

о с о б е н н о с т и ,

т о

е с т ь

н а р у ш е н и е

функционирования

каких-либо

органов)

и

особенностями

взаимодействия

ребенка

с

социальным

окружением

(опыт

общения

со

взрослыми,

сверстниками

и

особо

значимой

группой – семьей.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ.

Сюжетно – ролевые игры

Дидактические игры и наглядные пособия

Оптимизация двигательной деятельности

Развитие эмоций в непосредственной деятельности: трудовая деятельность,

художественно – эстетическая деятельность, конструирование, НОД

Нестандартные методы: сказкотерапия, психогимнастика, арттерапия, песочная

терапия, музыкальная релаксация, ароматерапия, пантомимика и многие др.

Важным этапом дошкольного развития является сюжетно-ролевая игра, где подчинение правилу вытекает из самой

сути игры. Через освоение правил ролевого поведения в игре ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные

в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и

явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни

людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. Социальный мотив закладывается в сюжетно-

ролевой игре. Игра - это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе

взрослых отношений.

«Делаем причёску кукле Кате» Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия

с названием роли. Воспитывать чувство доверия, привязанности, заботы.

«Помоги Мише собрать игрушки в детском саду» Цель: Ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей,

умение играть небольшими группами. Способствовать социализации детей.

«Кукла Катя заболела» Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с

названием роли. Воспитывать сострадание, заботу, интерес к профессии врача.

«Зайка - почтальон» Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные

навыки ролевого поведения. Чувство заинтересованности к профессии.

«Магазин игрушек» Цель: Создавать у детей бодрое, радостное настроение, активизировать коммуникативные навыки

детей. Воспитывать чувство радости.

«В детский сад пришёл мастер по ремонту игрушек» Цель: Подводить к пониманию роли в игре, активизировать

коммуникативные навыки детей и диалоговую речь. Воспитывать бережливость, опрятность.

«Едем в детский сад на машине» Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать

начальные навыки ролевого поведения. Эмоциональный отклик на происходящее.

Театрализованные игры:

«Король» Цель: Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

«Бабушка Маланья» Цель: Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью

мимики, жеста, пластики.

«Превращение предмета» Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и

фантазию.

«Одно и то же по-разному» Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными

причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

«Кругосветное путешествие»

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

«Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем»

Цель: поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать

творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

В младшем дошкольном возрасте, ознаменованном кризисом трёх лет, когда дети мир вокруг

воспринимают через призму «Я сам», «Моё», это будут игры, позволяющие отвлечься от эмоций

(злости, гнева, грусти, обиды).

Для подавления злости можно предложить сыграть в игру «Ласковые лапки». Малыши закрывают

глаза, оголяют по локоть руку, а воспитатель водит по руке предметами различных фактур:

кусочком меха, бусами, ватой и пр., спрашивая при этом, какой зверёк прикасается (кошка, улитка,

бабочка и пр.).

Так же с негативными эмоциями помогает справляться прием ароматерапии. «Пахучий мешочек»:

малыши берут по мешочку-саше с содержимым, обладающим характерным запахом

(апельсиновым, лимонным, ароматом сирени, розы и пр.). Ребёнок должен отгадать, что в

мешочке.

Справиться с эмоцией грусти поможет прием «Птенец». Представьте себе, что у вас в руках

маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперёд ладонями верх. А теперь согните руки в

локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них

птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте

ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он ещё

прилетит к вам.

Так же в нашей практике существует необычный прием приветствия. Сейчас мы будем здороваться друг с другом,

передавая по кругу свечку (свечка – игрушка с лампочкой) Сначала давайте посмотрим на неё. Видите, как колышется

пламя свечи, какое оно красивое. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё

исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например:

«Миша,

я

рад

тебя

видеть».

Этот

метод

позволяет

расширить

сенсорные

представления;

снять

эмоциональное

напряжение; настроиться на совместную работу.

Прием «Зеркало»

Воспитатель предлагает детям посмотреть в зеркало и выполнить несложные задания:

- Улыбнуться, как ясное солнышко.

- А затем нахмуриться, как тёмная тучка (брови нахмурены);

- Удивитесь, как зайчик, который встретил в лесу колобка (брови приподняты, рот слегка приоткрыт, глаза широко

раскрыты);

- А теперь рассердитесь, как злой голодный волк (брови нахмурены, зубы сжаты);

- Прищурьте глазки, как хитрая лиса;

- А теперь обрадуйтесь, как козлятки, когда их мама коза вернулась домой (широкая улыбка, смех).

Игру можно проводить с детьми утром или вечером в ходе режимных моментов. Также можно использовать одно

большое зеркало или маленькие для каждого ребёнка.

«БОКСЕР».

Выплеснуть гнев для малыша иногда бывает важнее, чем для взрослого. В роли груши

выступает газета: два ребенка растягивают широкий лист и крепко держат его, а третий со всей

силы бьет в центр. При этом разрешается выкрикивать фразы, например: «Злость, уходи!»

Если ребенку хочется просто покричать, без слов, это тоже допускается. (Если газета рвётся

легко, необходимо увеличить количество слоёв).

«Сундучок на замок».

Дети садятся в круг, а ведущий по очереди подходит к каждому из них с сундучком (небольшой

коробкой, желательно украшенной соответствующим образом), чтобы малыши шепотом

поведали в приоткрытую крышку все свои возможные неприятности и обиды. Чтобы участников

не смущала тишина, нужно включить спокойную музыку. Когда все переживания будут собраны,

ведущий объявляет, что магический круг замкнулся, а замочек закрылся, и все плохое осталось

внутри. Сундучок истратил всю свою энергию и отправляется на подзарядку, после чего снова

будет готов к работе.

«Определи настроение воробья». Воспитатель вносит игрушку – воробья и читает детям стихотворение:

«Воробей по лужице прыгает и кружится». Просит детей определить настроение воробышка и изобразить, как он прыгал

и кружился, прыгая по лужице.

«Грустный зайка» Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Зайка». Проводит беседу с детьми по содержанию

стихотворения: «О ком говорится в стихотворении? Что с ним случилось? Какое у него настроение?» Затем предлагает

желающему ребёнку изобразить печального зайчика, а остальным детям пожалеть его, сказать ласковые слова, тем

самым изменив настроение зайчика.

«Пирамида любви»

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто

нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он

любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет

свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.

«Мама и детеныш»

Цель: Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Описание игры: Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой – детеныша. Затем

меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать , жалеть, спасать

детенышей, а детеныши реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель, Это может быть семья

кошек, обезьян, лошадей.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУБИКА ЭМОЦИЙ.

Изготовить кубик эмоций не составит труда. Из плотного картона делаем кубик и обклеиваем его

стороны изображениями с эмоциями (смайликами). Будет отлично, если смайлики сделать из

тактильного материала (фетра, гофры, дерматина…) Использовать кубик можно как в НОД, так и в

режимных или конфликтных моментах. Например: Маша загрустила по маме. Все желающие дети

встают в круг и показывают на кубике ту эмоцию, которая происходит с ними сейчас, пытаются

объяснить почему. Выясняем что у Маши настроение грустное. Воспитатель задает вопрос: Что же

можно сделать, чтобы развеселить Машу? Спеть песенку, обнять, погладить по голове, полистать

вместе красочные картинки и т.д. Потом можно предложить ребенку бросить кубик на пол и

изобразить выпавшую эмоцию, а после снова вернуться к веселому настроению.

В конфликтной ситуации ребенок может взять в руки кубик и подойти к воспитателю, показать

свою эмоцию на кубике и попытаться объяснить причину и попросить помощи.

Кубиком эмоций можно оценивать эмоциональный отклик детей на те или иные мероприятия,

игры в детском саду. А уходя домой всем показать, с каким настроением ты покидаешь детский

сад сегодня.

СОВЕТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА УПРАЖНЕНИЙ НА

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.

Вводная часть (1–2 минуты). Этот этап предполагает мотивацию детей, а также актуализацию

опорных знаний воспитанников.

Объяснение условий и собственно игра (5 –7 минут).

Заключительный этап (1–2 минуты). Воспитатель благодарит всех участников. Заканчивается

занятие релаксационным упражнением (на снятие мышечного напряжения, музыкальная

терапия, упражнения с приемами медитации). В среднем и старшем дошкольном возрасте на

этом этапе вводится рефлексия, то есть дети дают оценку своему участию в игре, а также

делятся впечатлениями.

Пример:

Этап

Содержание

Вводный

…- Сегодня мы отправляемся в сказочную страну под названием «Царство эмоций», и войти в неё нам поможет

«волшебный цветок». Детям предлагается встать вокруг волшебного цветка, чтобы не мешать друг другу, протянуть

над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.

Основной

•… Наш волшебный цветок привёл нас в «Царство эмоций», здесь нас ожидают разные игры и задания. Не мешая

друг другу, дети отходят в сторону, и садятся в круг на стулья.

— Посмотрите, какой красивый мешочек нам оставили жители сказочной страны. Это мешочек настроений, он

расскажет нам, какие эмоции, и настроение бывают у жителей сказочного царства.

Ребёнок, не глядя, вынимает из волшебного мешочка маленький мешочек определённого цвета. Звучит музыка,

характеризующая этот цвет.

Педагог: Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку,

определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)

Это мешочек не обычный, он с заданием.

— А вы можете показать сейчас, своё настроение своим выражением лица, своими эмоциями?.

… Нахмурьтесь, как осенняя грозовая туча;

•как рассерженный человек;

•как злая волшебница.

2. Улыбнитесь, как

•кот на солнце;

•как самый счастливый человек на свете;

•как летний солнечный денёк;

•как хитрая лиса.

3. Разозлитесь, так

•как ребёнок, у которого отняли любимую игрушку;

•как человек, которого ударили…

Заключительны

й

Молодцы! Отлично поработали! А теперь можно поиграть в игру «бабочки» - релаксационное упражнение под музыку.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ.

Кроме подавленного настроения исследователи отмечают целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок

находится в стрессовом состоянии:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3. Малыш становится беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о

дискомфортном психологическом состоянии. Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к

ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов,

стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в

соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря

аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой,

передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них

наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало

активность, также говорят о неблагополучии психоэмоционального состояния.

Признавайте точку зрения ребенка и сопереживайте ему

Важно признавать мнения ребенка, придавать им ценность и сопереживать ребенку. Простое понимание родителей помогает решить

многие проблемы детей. Сопереживание не означает, что вы должны во всем соглашаться с ребенком, но означает, что вы его

понимаете. Это один из лучших способов развить у него эмоциональный интеллект, поскольку дети учатся сопереживанию на примере

окружающих.

Позвольте ребенку самовыразиться

Убедитесь, что в вашем доме царит атмосфера, в которой ребенок может свободно самовыражаться и где ему разрешено свободно

выражать свои чувства. Если ребенок не признает страха, злости и т.д., это не избавит его от этих чувств. Поэтому лучше всего позволить

ребенку свободно выражать эмоции. Помогите ему определять и называть его чувства, чтобы, становясь старше, он мог их различать.

Говорите с ребенком

Если ребенок сам не хочет разговаривать или ему трудно выражать свои чувства, то вы должны поговорить с ним. Выделите время для

ребенка в своем насыщенном графике, спросите его, как он себя чувствует. Рассказывайте ему о своих эмоциях, чтобы научить его

свободно выражать чувства.

Научите ребенка решать проблемы

Еще одно, что вы можете сделать для своего ребенка, – научить его справляться с его эмоциями и решать проблемы, которые с ними

связаны. Сначала вы должны помочь ребенку решить его проблемы – это мотивирует его решать свои проблемы в будущем

самостоятельно и разовьет его эмоциональный интеллект.

Обсуждайте с ребенком ваши собственные проблемы

Когда ребенку исполнится 3 - 4 года, вы можете начать обсуждать с ним незначительные проблемы. Советуйтесь с ребенком – это

придаст ему чувство значимости и самостоятельности, а также даст почувствовать себя взрослым. Это также поможет развить у ребенка

эмоциональный интеллект.

5 ПРАВИЛ ДЛЯ ВЗРОСЛОГО:

Специалисты сходятся во мнении, что именно высокий уровень развития эмоционального

интеллекта

является

залогом

успешности

в

жизни.

В

дошкольном

возрасте

развитие

эмоциональный сферы приобретает особую значимость, так как в этот период у ребенка

происходит активное формирование его самосознания и самооценки. У родителей есть много

возможностей способствовать развитию эмоционального интеллекта малыша. Обсуждайте с

ребенком

эмоции

и

причины

их

возникновения,

открыто

выражайте

свои

чувства

и

не

запрещайте это делать малышу.



В раздел образования