Автор: Гура Анастасия Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ д\с №106 г. Орска
Населённый пункт: Оренбургская область, г.Орск
Наименование материала: Статья
Тема: Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Занимательная
математика
в
развитии
логического
мышления
дошкольников
.
Логика – это наука о способах доказательств и опровержений;
совокупность научных теорий, рассматривающих определенные способы
доказательств и опровержений.
Мышление – высшая степень человеческого познания. Оно позволяет
получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира,
которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной степени
познания.
Умственное воспитание ребенка тесно связано с сенсорным
воспитанием, т.е. умением видеть, слышать, осязать. Воспринимать
окружающий мир, формировать чувственные познания на основе развития
ощущений и восприятия – все это сенсорное воспитание, значение которого
в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики
(Ф.Фребель, М.Мантессори, О.Декроли), а также извесные представители
отечественной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец,
А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) считали, что сенсорное воспитание,
направленое на обеспечение полноценного сенсорного развития, - одна из
основных сторон дошкольного воспитания. И развитие логического
мышления невозможно без усвоения ребенком сенсорных эталонов:
- основных цветов спектра: красного, оранжевого, желтого, зеленого
голубого, синего, фиолетового;
- геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, овала
прямоугольника;
- величин предметов по следующим признакам: большой – маленький,
толстый – тонкий, высокий – низкий, широкий – узкий.
Работа по усвоению сенсорных эталонов – длительный и сложный
процесс, который осуществляется на протяжении всего дошкольного
возраста. Ребенок должен не только видеть и слышать, но и действовать с
предметами – ощупывать, производить различные движения: переставлять,
собирать вместе, отбирать по размеру, форме, цвету. Он стремится внести
порядок в свои разрозненные знания о мире.
Необходимо бережно относиться к детским высказываниям, не
иронизировать, не смеяться: нетактичность взрослого может затормозить
мыслительную активность ребенка, которая имеет бесценное значение для
его развития.
Умственное развитие ребенка осуществляется через освоение детьми
представлений о количественных, пространственных, временных отношений,
способах действий. И если представления не задели чувственной сферы
ребенка (интерес, любопытство, чувство радости от результатов работы),
включается механическое, формальное запоминание, которое имеет
ограниченные возможности применения знаний. Перенос их в аналогичные
ситуации производится с трудом, а в нестандартные – становится вообще
невозможным. Поэтому необходимо воспитать у дошкольника интерес к
самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и
достижений поставленной цели. Чтобы труд дошкольника в познании
математики был интересен и доступен. Поскольку основная деятельность
детей – игра, поэтому и познание математики должно иметь занимательный
характер.
Занимательный математический материал служит одним из
дидактических средств, способствующих развитию математических
представлений детей. Его многообразие дает основание для его
классификации на три основные группы (исходя из логики действий,
осуществляемых тем, кто решает задачу):
1.
Математические развлечения (головоломки, ребусы, лабиринты,
игры на пространственное преобразование, загадки, задачи-шутки и
др.) Они интересны по содержанию, занимательны по форме,
отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата.
2.
Математические логические игры и задачи – это игры в которых
смоделированы математические построения, отношения
закономерности. Это игры с блоками, словесные, шашки, шахматы и
др. Для нахождения необходимо проанализировать условия
правила и содержание.
3.
Дидактические игры и упражнения – это словесные игры и игры с
наглядным материалом.
Занимательный материал можно включать в основную часть НОД
по формированию элементарных математических представлений
или использовать когда наблюдается снижение умственной
активности.
Пытаясь думать, рассуждать, приводя различные доводы и
опровергая сам себя, нащупывая правильный путь рассуждения,
ребенок развивает логическое мышление, для этого используются
задачи-шутки.
Занимательный материал не только развлекает детей, дает
возможность им отдохнуть, но и заставляет задуматься, развивает
самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие
нестандартного мышления. Для этого подходит такой вид
занимательного материала как загадки – настраивают детей на
внимание, умение запомнить ее содержание, аргументировать свой
ответ.
Особое значение предается задачам-смекалкам. Они развивают у
детей элементы математического мышления в математической
инициативе, сообразительности, логичности, гибкости и
критичности ума. Задачи-смекалки интересны своей
занимательностью, желанием решить их самостоятельно.
Дети эмоционально откликаются на приемы занимательной
математики. Они с желанием решают задачи шутки и головоломки, с
удовольствием занимаются настольными играми с математическим
уклонам. Что дает свои результаты: детей не тяготят занятия,
повышается интерес к логическим играм и упражнениям.