Автор: Лугачева Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №104
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Пластилинография как средство развития мелкой маторики рук.
Раздел: дошкольное образование
ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ РУК МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Лугачева Т.А., воспитатель
г. Томск МБДОУ №104
Пластилинография –
это
нетрадиционная
техника
изобразительного
искусства,
принцип
которой
заключается
в
создании
лепной
картины
с
изображением
полу
–
объёмных
и
объёмных
картин
при
помощи пластилина с
использованием
дополнительных материалов.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии
является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения
собственными руками).
Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста,
позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в
творчество детей.
Работая с детьми, я сталкиваюсь с такой проблемой как повысить мотивацию ребят к
творческой деятельности. Не раз встречала детей, у которых плохо развита мелкая
моторика рук. Всё это подталкивает на то, как организовать творческую деятельность,
которая бы воздействовала на эмоциональное состояние ребёнка и была бы направлена
на развитие мелкой моторики рук.
Занимаясь пластилинографией,
дети
получают
знания,
умения,
навыки,
так
же
происходит закрепление информации полученной в непосредственной образовательной
деятельности
по
ознакомлению
с
окружающим,
коммуникации,
рисованию,
осуществляется
знакомство
с
миром
разных
предметов
в
процессе
частичного
использования
бросового
материала,
расширяются
возможности
изобразительной
деятельности детей. У детей развивается мелкая моторика, координация движения рук,
глазомер.
Проводимая
мной
работа
показывает,
что
системность
и
поэтапность
занятий
с
и с п о л ь з о в а н и е м
н е т р а д и ц и о н н о й
т е х н и к и
в
и з о б р а з и т е л ь н о й
деятельности «Пластилинографии»,
способствовала
формированию
и
развитию
творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Развитие
творческих
способностей
у
детей дошкольного возраста отслеживала по
разработанной мною педагогической диагностике.
Данная техника «пласилинография» - хороша тем, что она доступна детям, начиная
с младшего возраста позволяет быстро достичь желаемого результата, тем самым вносит
определённую
новизну
в
деятельность
детей,
делает
ее
более
увлекательной
и
интересной.
• Дети экспериментируют с пластилином.
• У детей продолжают развиваться сенсорные способности.
• Стараются выполнять задания самостоятельно, без моей помощи (самостоятельно
выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства
изображения, доводят начатое дело до конца) .
Анализ
уровня
развития
изобразительной
деятельности,
процесса
и
продуктов
детского
творчества,
количество
участников
конкурсного
движения
показывает,
что
использование
нетрадиционной
техники
работы
с пластилином дает
толчок
к
положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников.
На
занятиях
с
использованием
нетрадиционной
техники пластилиновой
графики, развивается:
-опыт при экспериментировании с формой, цветом, при решении задач по созданию
выразительных образов;
-знания детей об окружающем мире;
-активный и пассивный словарь ребенка.
Пластилинография способствует
умениям
правильно
держать
карандаш.
Принцип
данной
нетрадиционной
техники
заключается
в
создании
лепной
картины
с
изображением
выпуклых,
объектов
на
горизонтальной
поверхности.
Каждое
новое
изображение,
содержит
знакомые
формы
и
выполняется
уже
известными
ребенку
приемами,
но
при
этом
дополнено
новыми,
более
сложными,
рисование
на
файле
плотном, стекле еще не знакомыми ему элементами.
Техника пластилиновой графики
в
лепке
уникальна.
Дети
с
удовольствием
придумывали новые, интересные темы для картин, использовали в своих работах разные
приёмы
лепки.
Первые
успехи
вызывали
у
детей
желание
создавать
композиции
в
собственном, самостоятельном творчестве. Они с удовольствием принимают участие в
занятиях, коллективных работах. Это техника необычная, привлекает к себе внимание и
интерес не только детей но и взрослых. В одной работе дети могут использовать
множество
приёмов:
круговое
раскатывание,
прямое
и
сдавливание,
выкладывание
кружочков один на другой в определённом порядке и цвете.
Много работ дети подарили родителям.
Работая с детьми над индивидуальными и коллективными картинами, я сделала
вывод, что работая с пластилином, дети помогали друг другу, старались вместе довести
работу до конца.
Используя в работе разные рабочие материалы: пластилин, стеки, бросовый материал
способствовало нам получать интересные, увлекательные работы.
Подводя итог нашей работе с пластилином, мы поняли, что у детей сформировалась
любознательность, наблюдательность, самостоятельность и умение оценивать не только
других, но и себя. Дети научились планировать свою деятельность, прогнозировать и
оценивать ее результаты.
Тем
самым
проявляют
уважение
к
индивидуальным
работам
своих
товарищей,
помогают им контролировать свою деятельность в работе.
Лепка
даёт
удивительную
возможность
моделировать
мир,
удивляет
своей
необычностью,
повышает
сенсорную
чувствительность
(способствует
тонкому
восприятию
формы,
фактуры,
цвета, пластики,
развивает
воображение,
формирует
умение
планировать
работу
по
реализации
замысла,
предвидеть
результат,
а
самое
главное - способствует развитию творческой личности.
Пластилинография
способствует
более
успешному
освоению
образовательной
программы. Реализуется познавательная активность детей. Весь подбираемый материал
для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на
имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых
объектов
и
явлений,
активизирует
образы
и
представления,
хранящиеся
в
долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить
их, применять побольше.