Автор: Соколова Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида "Малышка"
Населённый пункт: с.Выдрино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мониторинг музыкальной деятельности в соответствии с ФГОС ДО от 1,5 до 7 лет"
Раздел: дошкольное образование
Мониторинг музыкальной деятельности в младшей группе (3-4 года)
№
Ф.И.О. ребенка
Соц.-ком.
развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое развитие
Итоговый
показатель
по
каждому
ребенку
(среднее
значение)
Т а н ц у е т
в
парах
Слушает
музыкальное
произведение
д о
к о н ц а .
Узнает
знакомые
песни.
Различает
и
называет
музыкальные
инстру-
менты:
металлофон,
барабан. Замечает из-
менения
в
звучании
(тихо — громко)
П о е т ,
н е
отставая и не
опережая
других
Чисто
и
я с н о
произносит
слова,
передает
характер песни
Эмоциональн
ая
передача
и г р о в ы х
и
сказочных
образов
Может
подыгрывать
на
ударных
музыкальных
инструмента
х
Умеет выполнять тан-
цевальные
движения:
кружиться
в
парах,
притопывать
попеременно
ногами,
двигаться под музыку
с предметами
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сент
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Итоговый
показатель
по
группе (среднее значение)
Мониторинг музыкальной деятельности в первой младшей группе (1,5-3 года)
№
Ф.И.О. ребенка
Соц.-комм-ное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Худ-эстет. разв.
Физическое развитие
Итоговый
показател
ь
п о
каждому
ребенку
(среднее
значение)
Выполня
ет
команды
педагога
Танцует
р я д о м
с о
сверстником
,
не
толкая
е г о ,
н е
мешая ему
Понимает
о
ком или о чем
п о е т с я
в
песне
Определяет
музыкальные
инструменты
(может показать,
какой
инструмент
звучал)
Активность
при
подпевании
фраз в песне и
в
с о л ь н о м
пении
Внимательно
слушает
с п о к о й н ы е
и
бодрые
пе сни,
эмоционально
р е а г и р у е т
н а
содержание
Умеет
передавать
образы
(птичка
л е т а е т,
з а й к а
прыгает,
мишка
идет)
Способен
воспроизводит
ь
д в и ж е н и я ,
показываемые
взрослым
Умеет
марширова
ть,
бегать,
кружиться
се
ма
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
ма
сен
м
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Итоговый
показатель
по
группе (среднее значение)
Мониторинг музыкальной деятельности в средней группе (4-5 лет)
№
Ф.И.О. ребенка
С.-ком. разв
Познавательное развитие
Речевое развитие
Худ.-эстетическое развитие
Физ. развитие
Итоговый
показатель
по каждому
ребенку
(среднее
значение)
Умеют
двигаться
в
п а р а х
п о
к р у г у
в
т а н ц а х
и
хороводах
Слушает
музыкальное
произведение
д о
к о н ц а .
Узнает
знакомые
песн и
п о
мелодии.
Замечают
выразительные
средства
муз.произведения:
т и х о ,
г р о м к о ,
медленно, быстро,
различают
звуки
по высоте
Четко
произносит
с л о в а ,
п о е т
выразительно,
передавая
характер
музыки,
поет
протяжно
Умеют
импровизи
ровать
мелодии на
заданный
текст
Эмоц-но-образное
исполнение муз-
но-игровых
упражнений и
сценок, используя
мимику,
пантомиму
И г р а ют
н а
простые
мелодии
на
ложках,
погремушках
,
б араб ан е,
металлофоне
Умеет
выполнять
танцевальные
движения:
пружинка, подскоки,
кружение по одному
и
в
парах.
Может
выполнять движения
с предметами
сен
май
сен
ма
сен
май
сент
май
сент
май
сен
май
сент
май
сен
май
сен
май
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21.
22
Итоговый
показатель
по
группе (среднее значение)
Мониторинг музыкальной деятельности в старшей группе (5-6 лет )
№
Ф.И.О. ребенка
Соц-к. развитие
Познав. развитие
Речевое развитие
Худ-но-эстетическое развитие
Физическое развитие
Итоговый
показатель
по каждому
ребенку
(среднее
значение)
Может исполнять
знакомые песенки
небольшими
группами,
с о бл юд а я
п р и
э т о м
о б щ у ю
динамику и темп
Различает
жанры
муз.
произведений,
имеет
п редп оч т ен и я
в
с л у ш а н и и
м у з .
произведений.
Сочинять
мелодии
различного
характера:
колыбельная,
задорный
марш,
плавный
вальс,
веселая плясовая
Само-
стоятельно
инсценирует
содержание
песен,
изображает
сказочных
ж и в о т н ы х
и
птиц
И г р а е т
н а
д е т с к и х
м у з .
инструментах
несложные песни
и мелодии; может
петь в сопровож-
д е н и и
м у з .
инструмента
Ум е е т
в ы п о л н я т ь
т анцева льны е
д в и-
жения
(поочередное
выбрасывание
ног
в
прыжке,
выставление
н о г и
н а
п я т к у
в
полуприседе,
шаг
с
продвижением
вперед
и в кружении)
Может
ритмично
двигаться
по
характеру
музыки
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Итоговый показатель по группе
(среднее значение)
Мониторинг музыкальной деятельности в подготовительной группе (6-7 лет)
№
Ф.И.О. ребенка
Социально-
коммуникативно
е развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое
развитие
Физическое развитие
Итоговый
показатель
по
каждому
ребенку
(среднее
значение)
Умеет играть на
муз.
инструментах
в
о р ке с т р е
и
в
ансамбле, петь в
коллективе,
не
опережая
и
не
опаздывая
Знает
элементарные
муз.
Понятия
(ритм
и
темп),
жанры
(опера,
концерт,
симфонический
концерт)
Может
самостоятельн
о
импровизиров
ать
мелодии
на
заданную
т е м у
п о
образцу и без
него,
используя
знакомые
песни,
пьесы
и танцы
У м е е т
п е т ь
самостоятельно,
индивидуально,
коллект и в н о,
с
музыкальным
сопровождением и
без него
Может
придумать
движения,
отражающие
содержание
песни
Может
исполнять
различные
о б р а з ы
п р и
инсценирован
и и
п е с е н ,
театральных
постановок
Умеет
выразительно
и
ритмично
двигаться
в
с о о т в е т с т в и и
с
характером
музыки,
п е р ед а в а я
в
т а н ц е
эмоционально-образное
содержание
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
сен
май
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Итоговый показатель по группе (среднее
значение)
Выводы:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диагностика музыкальной деятельности
во всех группах (от 1,5 до 7 лет)
дошкольной образовательной организации
на 201___/2___учебный год
Музыкальный руководитель:
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группами детей,
вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования
общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем
больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных
областей,
соответствующих
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
дошкольного
образования,
приказ
Министерства
образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в
группе
и
при
необходимости
индивидуализировать
его
для
достижения
достаточного
уровня
освоения
каждым
ребенком
содержания
образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным
областям:
1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и
конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и
включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем
считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров,
округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального
учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по
столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций
(в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для
ведения учета обще- групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и
выделять детей с проблемами в развитии. Эго позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и
оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения
по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно
считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации
педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту,
а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. (Указанные
интервалы
средних
значений
носят
рекомендательный
характер,
так
как
получены
с
помощью
применяемых
в
психолого-педагогических
исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение ре-
зультатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в подготовительной к школе группе
Инструментарий
педагогической
диагностики
представляет
собой
описание
тех
проблемных
ситуаций,
вопросов,
поручений,
ситуаций
наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить,
что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем чтобы уточнить
качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке
определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги
дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в
соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно
отметить,
что
диагностируемые
параметры
могут
быть
расширены
Сокращены
в
соответствии
с
потребностями
конкретного
учреждения, поэтому каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь
определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных
образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
наблюдение;
проблемная (диагностическая) ситуация;
беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
индивидуальная;
подгрупповая;
групповая.
Обратите внимание, что описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это
объясняется
разным
наполнением
развивающей
среды
учреждений,
разным
контингентом
воспитанников,
разными
приоритетными
направлениями образовательной деятельности конкретной организации.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки №
1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
2. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
3.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильевой М.А. “От рождения до школы”, 2016 год