Напоминание

Консультация для родителей «Ребенок раннего возраста с КИ. Как помочь заговорить?»


Автор: Федичкина Евгения Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Буратино" г. Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей «Ребенок раннего возраста с КИ. Как помочь заговорить?»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Ребенок раннего возраста с КИ. Как помочь

заговорить?»

Подготовила:

учитель-логопед Федичкина Е.А.

2020

В последние десятилетия в категории лиц с нарушениями слуха выделена новая

особая группа - дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации (КИ). КИ - это

система мероприятий включающая: комплексное диагностическое обследование и отбор

пациентов

кандидатов

на

кохлеарную

имплантацию;

хирургическая

операция;

послеоперационная слухоречевая реабилитация пациентов.

До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в

соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой

тугоухостью,

оглохший

(сохранивший

речь

или

теряющий

ее).

После

включения

и

настройки процессора кохлеарного импланта пороги слуха ребенка составляют 25-40 дБ и,

значит, соответствуют 1 степени тугоухости.

КИ будет приносить максимальную пользу ребенку, только если:

- КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;

- КИ правильно настроен;

-

созданы

хорошие

условия

для

восприятия

звуков,

поскольку

дети

и

КИ

испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;

- есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;

- созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в

разных ситуациях общения (взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой

детей);

-

у

ребенка

появляется

положительный

опыт

в

развитии

навыков

слушать

и

общаться;

- в процесс абилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители,

братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, педагоги и т.д.

Ребенок с КИ учится слушать, понимать речь окружающих и говорить во время

целенаправленных занятий и спонтанно, где родители и семья играют самую главную роль.

Основная задача родителей – развивать у малыша умение слушать, понимать слова и

говорить.

Для

этого

необходимо

постоянное

общение

родителей

с

ребенком,

сопровождение речью своих действий, привлечение внимание ребенка к любым звуком

окружающего мира и неоднократное воспроизведение этих звуков сначала взрослым, а

затем самим ребенком. Родителям необходимо говорить с ребенком во время ежедневных

дел, когда они кормят, одевают, моют ребенка, ухаживают за ним. Взрослые должны

использовать любую обстановку: это может быть и работа за столом, и тот момент, когда

они стирают, готовят пищу, делают уборку квартиры и т.д.

Малыш будет развиваться быстрее, если родители дополнительно будут заниматься

с ним в игровой форме. Малышу с нарушенным слухом интересны многие действия и игры,

которые интересны нормально развивающимся детям. Если ребенок играет сам, можно

присоединиться к его игре. Во время этих игр задача родителей заинтересовать ребенка

слушать

разные

звуки

и

производить

действия

с

предметами,

вызывающими

звуки,

стимулировать его самого произносить разные звуки, смотреть на взрослого и предметы, на

которые он смотрит, подражать его действиям и звукам.

Многие упражнения дети могут выполнять на полу, на улице во время прогулки.

«Сидячие» упражнения можно чередовать с двигательными. Такое чередование не даст

малышу устать, а наоборот, будет способствовать возникновению у него интереса к

занятиям.

Занятия с ребенком раннего возраста проводятся по 7-10 минут 3-5 раз в день. Для

одного занятия выбираются 3-6 игр. В выбранные игры можно играть несколько дней, пока

ребенок сохраняет интерес к игре, это позволит ему запоминать действия взрослого и

звуки, предугадывать их и научиться на них отвечать. Если ребенок капризничает, не хочет

общаться, следует выбрать другое время.

Занятие нужно начинать с интересного упражнения и заканчивать тем, которое

ребенок больше всего любит. При этом не давать малышу особенно перенасыщаться. Не

нужно ждать, когда малышу надоест игра, и он сам откажется от нее. Взрослый должен

тактично прекратить занятие, обещая ребенку, что снова будет играть с ним, но немного

погодя.

При переходе к новым упражнениям следует систематически включать материал из

пройденных ранее игр. К трудным для ребенка упражнениям нужно будет возвращаться

регулярно, может быть, даже длительное время.

Игрушки,

которые

часто

используются

в

занятиях,

надо

иметь

в

нескольких

экземплярах, например 4-5 разных собачек, 3-4 картинки с изображением разных собак и т.

д. Сразу после занятий игрушки необходимо убирать в шкаф, а для свободной игры ребенка

предлагать другие.

Примеры развивающих игр с ребенком

1.

Положите себе в карман игрушку-пищалку ребенка. Когда малыш находится

недалеко от вас, пошумите игрушкой, дайте ему время найти ее. Позвольте ребенку

самостоятельно вынуть ее из вашего кармана и поиграть с ней. Поиграйте с ним в игру:

закройте свои глаза руками и побудите ребенка спрятать игрушку в его кармашке или под

футболкой (с помощью второго взрослого). Побудите малыша пошуметь игрушкой. Ищите

игрушку, показывая ему, как трудно ее найти.

2.

Положите

в

красивый

мешок

несколько

игрушечных

музыкальных

инструментов

ксилофон

с

палочками,

колокольчик,

барабан,

дудку,

браслет

с

бубенчиками, погремушку, маракас, шарманку. Доставайте из мешочка инструменты по

одному и играйте на них. После того как ребенок научится узнавать звучания разных

инструментов, спрячьте их в разных комнатах. Пусть другой взрослый издаст с помощью

одного из них звук, а вы с малышом найдите эту игрушку, переходя из комнаты в комнату.

3.

Спрячьтесь

под

одеялом,

когда

ребенок

входит

в

комнату.

Когда

он

приблизится, скажите «ку-ку» или позовите его по имени и сбросьте одеяло. Спрячьтесь

под одеялом вместе с ребенком пусть папа или другой взрослый подойдет к вам, крича «ау!

ау!», и вас найдет. Пока малыш не поймет смысл игры и не сможет ждать под одеялом

спокойно, вы должны действовать быстро.

4.

Учите ребенка различать один и много звуков, используя барабан (или

коробку) с палочками. Сидя напротив малыша, ударяйте в барабан один раз или много раз,

затем передайте палочку ребенку — пусть он сделает то же самое. На следующем этапе

возьмите две палочки и дайте одну ребенку. Ударяйте в барабан по очереди с ребенком.

Сначала он учится различать количество звучаний, видя ваши действия. После того как это

у него получится, поиграйте на барабане, спрятавшись от него. Таким же образом учите его

различать один и два звука, а потом один, два и три звука.

5.

Нарисуйте короткие и длинные линии на большом листе бумаги. Поиграйте

на этих линиях в поезд, используя их как дорожки. Пропевайте долгие и короткие звуки,

когда вы ведете поезд по линиям. Вы можете также выбирать различные звуки или слова,

которые покажутся вам подходящими, варьируя длину гласного звука («е-е-е-е-ду»), или

протяжно произносите «ту-ту-у-у» подражая поезду.

6.

Выберите две куклы и две контрастные мелодии — быструю и медленную.

Одна кукла танцует под быструю мелодию, другая под медленную. Помогите ребенку

различить и повторить ваши движения с куклами. После того как он несколько раз

повторил

движения,

проиграйте,

спойте

мелодию

и

попросите

ребенка

выбрать

соответствующую куклу.

7.

Играйте с ребенком в пальчиковую игру «Сорока-белобока».

8.

Положите

в

красивую

коробку

машинку-грузовик,

2

небольшие

куклы,

собачку, 2 стульчика, 2 чашки, 2 тарелки, 2 ложки, миску. Изобразив заинтересованное

лицо, предложите ребенку заглянуть в нее. Начните вместе вынимать из нее предметы,

показывая и рассказывая малышу о том, что с ними можно делать: погрузите игрушки в

грузовик, называя их (машина «би-би», Ляля, Маша, собака — «ав-ав», ложка — «ам-ам»,

стул...), покатайте их, произнося звук «рррр», «би-би-и-и», затем выгрузите, посадите кукол

на стульчики, покормите, напоите их, покормите собачку. Обращайте внимание ребенка на

звуки, которые вы произносите, и побуждайте его их повторять.

Для

вызывания

у

ребенка

интереса

к

действиям

взрослого,

желания

взаимодействовать с ним и подражать его действиям, для создания благоприятных условий

для развития у малыша слуха и речи важно, чтобы при общении с ребенком взрослый

следовал ниже описанным правилам.

1.

При общении взрослый следит, чтобы его глаза находились на одном уровне

с глазами ребенка;

2.

Взрослый стимулирует ребенка смотреть на лицо взрослого, устанавливать

контакт «глаза в глаза»;

3.

Взрослый помогает ребенку концентрировать совместное внимание на одном

предмете или действии и учит ребенка следить за взглядом взрослого (взрослый и ребенок

вместе смотрят на один и тот же предмет);

4.

Взрослый следует за направлением взгляда ребенка и говорит о том, на что он

смотрит;

5.

Взрослый проявляет искренний интерес к игре и действиям ребенка;

6.

Взрослый обращает внимание ребенка на разные звуки, которые возникают

во время их совместных действий, а также на случайно возникающие звуки, показывает

ребенку предмет или действие, которое вызывает звук, дает ребенку возможность самому

повторить этот звук;

7.

Взрослый

реагирует

на

каждый

взгляд

ребенка

или

звук,

который

он

произносит, и говорит то, что мог бы сказать ребенок в этой ситуации;

8.

Взрослый постоянно говорит о том, что он делает вместе с ребенком, о том,

что интересует малыша, что делает малыш;

9.

При общении с ребенком взрослый говорит не быстро, короткими фразами с

четкой артикуляцией (не отдельными словами, а немного нараспев), выделяя ключевые

слова интонацией и повторяя их;

10.

Взрослый

оставляет

паузы

между

своими

фразами,

давая

ребенку

возможность ответить;

11.

Взрослый часто задает ребенку

вопросы, комментируя

свои действия и

действия малыша;

12.

Взрослый

подражает

звукам,

произносимым

ребенком,

поощряет

подражание или повторение ребенком произносимых им слов и фраз;

13.

Взрослый моделирует (показывает, повторяет) действия, жесты, мимику,

звуки, которым хочет научить ребенка;

14.

Взрослый

поощряет

стремление

ребенка

подражать

его

действиям

или

жестам;

15.

Взрослый подражает действиям, жестам, мимике ребенка;

16.

Взрослый

сопровождает

речь

выразительной

мимикой

и

естественными

жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие на малыша и помочь ему понять

просьбу взрослого;

17.

Взрослый

создает

привычные

для

ребенка

ситуации,

повторяя

соответствующие действия и фразы, что помогает ребенку запоминать их;

18.

При обучении взрослый использует ситуации,

удивляющие ребенка, что

способствует

поддержанию

внимания

ребенка

к

взаимодействию

со

взрослым и

его

действиям;

19.

При обучении взрослый использует случайные ситуации, что создает условия

для развития спонтанного слухового восприятия, стимуляции инициативы ребенка;

20.

Взрослый

всегда

хвалит

и

поощряет

ребенка

за

выполнение

действий,

которых он от него ждет, и даже за попытку выполнения.

Старайтесь

каждое

занятие,

даже

самое

скучное

сделать

интересным.

У

вас

обязательно появится выдумка и фантазия. Ребенок должен всегда чувствовать, что вам

самим интересно на занятии. Он должен видеть в вас напарника, а не «учителя». Никогда не

раздражайтесь, будьте терпимы, доброжелательны, чаще улыбайтесь. Не показывайте

ребенку своего отчаяния или недовольства, если у него что-либо не получается, он в этом

не виноват. На все нужно время, и трудности будут преодолены.

Используемая литература.

1.

Королева И.В. Развивающие занятия с детьми с нарушением слуха раннего

возраста: Учебно-методическое пособие / И.В. Королева.- Санкт-Петербург: КАРО, 2017;

2.

Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в

семье. М.: Просвещение,1991.

3.

Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста / Пер. с нем.

М.: Академия, 2002.



В раздел образования