Автор: Федичкина Евгения Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Буратино" г. Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Консультация для родителей «Ребенок раннего возраста с КИ. Как помочь заговорить?»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Ребенок раннего возраста с КИ. Как помочь
заговорить?»
Подготовила:
учитель-логопед Федичкина Е.А.
2020
В последние десятилетия в категории лиц с нарушениями слуха выделена новая
особая группа - дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации (КИ). КИ - это
система мероприятий включающая: комплексное диагностическое обследование и отбор
пациентов
–
кандидатов
на
кохлеарную
имплантацию;
хирургическая
операция;
послеоперационная слухоречевая реабилитация пациентов.
До момента подключения речевого процессора ребенок может характеризоваться в
соответствии с устоявшимися классификациями как глухой, слабослышащий с тяжелой
тугоухостью,
оглохший
(сохранивший
речь
или
теряющий
ее).
После
включения
и
настройки процессора кохлеарного импланта пороги слуха ребенка составляют 25-40 дБ и,
значит, соответствуют 1 степени тугоухости.
КИ будет приносить максимальную пользу ребенку, только если:
- КИ хорошо работает и ребенок постоянно его носит;
- КИ правильно настроен;
-
созданы
хорошие
условия
для
восприятия
звуков,
поскольку
дети
и
КИ
испытывают трудности при обучении слушать в шумных помещениях;
- есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки;
- созданы условия для развития соответствующих коммуникативных навыков в
разных ситуациях общения (взрослый с ребенком, ребенок с ребенком, взрослый с группой
детей);
-
у
ребенка
появляется
положительный
опыт
в
развитии
навыков
слушать
и
общаться;
- в процесс абилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребенке: родители,
братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, педагоги и т.д.
Ребенок с КИ учится слушать, понимать речь окружающих и говорить во время
целенаправленных занятий и спонтанно, где родители и семья играют самую главную роль.
Основная задача родителей – развивать у малыша умение слушать, понимать слова и
говорить.
Для
этого
необходимо
постоянное
общение
родителей
с
ребенком,
сопровождение речью своих действий, привлечение внимание ребенка к любым звуком
окружающего мира и неоднократное воспроизведение этих звуков сначала взрослым, а
затем самим ребенком. Родителям необходимо говорить с ребенком во время ежедневных
дел, когда они кормят, одевают, моют ребенка, ухаживают за ним. Взрослые должны
использовать любую обстановку: это может быть и работа за столом, и тот момент, когда
они стирают, готовят пищу, делают уборку квартиры и т.д.
Малыш будет развиваться быстрее, если родители дополнительно будут заниматься
с ним в игровой форме. Малышу с нарушенным слухом интересны многие действия и игры,
которые интересны нормально развивающимся детям. Если ребенок играет сам, можно
присоединиться к его игре. Во время этих игр задача родителей заинтересовать ребенка
слушать
разные
звуки
и
производить
действия
с
предметами,
вызывающими
звуки,
стимулировать его самого произносить разные звуки, смотреть на взрослого и предметы, на
которые он смотрит, подражать его действиям и звукам.
Многие упражнения дети могут выполнять на полу, на улице во время прогулки.
«Сидячие» упражнения можно чередовать с двигательными. Такое чередование не даст
малышу устать, а наоборот, будет способствовать возникновению у него интереса к
занятиям.
Занятия с ребенком раннего возраста проводятся по 7-10 минут 3-5 раз в день. Для
одного занятия выбираются 3-6 игр. В выбранные игры можно играть несколько дней, пока
ребенок сохраняет интерес к игре, это позволит ему запоминать действия взрослого и
звуки, предугадывать их и научиться на них отвечать. Если ребенок капризничает, не хочет
общаться, следует выбрать другое время.
Занятие нужно начинать с интересного упражнения и заканчивать тем, которое
ребенок больше всего любит. При этом не давать малышу особенно перенасыщаться. Не
нужно ждать, когда малышу надоест игра, и он сам откажется от нее. Взрослый должен
тактично прекратить занятие, обещая ребенку, что снова будет играть с ним, но немного
погодя.
При переходе к новым упражнениям следует систематически включать материал из
пройденных ранее игр. К трудным для ребенка упражнениям нужно будет возвращаться
регулярно, может быть, даже длительное время.
Игрушки,
которые
часто
используются
в
занятиях,
надо
иметь
в
нескольких
экземплярах, например 4-5 разных собачек, 3-4 картинки с изображением разных собак и т.
д. Сразу после занятий игрушки необходимо убирать в шкаф, а для свободной игры ребенка
предлагать другие.
Примеры развивающих игр с ребенком
1.
Положите себе в карман игрушку-пищалку ребенка. Когда малыш находится
недалеко от вас, пошумите игрушкой, дайте ему время найти ее. Позвольте ребенку
самостоятельно вынуть ее из вашего кармана и поиграть с ней. Поиграйте с ним в игру:
закройте свои глаза руками и побудите ребенка спрятать игрушку в его кармашке или под
футболкой (с помощью второго взрослого). Побудите малыша пошуметь игрушкой. Ищите
игрушку, показывая ему, как трудно ее найти.
2.
Положите
в
красивый
мешок
несколько
игрушечных
музыкальных
инструментов
—
ксилофон
с
палочками,
колокольчик,
барабан,
дудку,
браслет
с
бубенчиками, погремушку, маракас, шарманку. Доставайте из мешочка инструменты по
одному и играйте на них. После того как ребенок научится узнавать звучания разных
инструментов, спрячьте их в разных комнатах. Пусть другой взрослый издаст с помощью
одного из них звук, а вы с малышом найдите эту игрушку, переходя из комнаты в комнату.
3.
Спрячьтесь
под
одеялом,
когда
ребенок
входит
в
комнату.
Когда
он
приблизится, скажите «ку-ку» или позовите его по имени и сбросьте одеяло. Спрячьтесь
под одеялом вместе с ребенком пусть папа или другой взрослый подойдет к вам, крича «ау!
ау!», и вас найдет. Пока малыш не поймет смысл игры и не сможет ждать под одеялом
спокойно, вы должны действовать быстро.
4.
Учите ребенка различать один и много звуков, используя барабан (или
коробку) с палочками. Сидя напротив малыша, ударяйте в барабан один раз или много раз,
затем передайте палочку ребенку — пусть он сделает то же самое. На следующем этапе
возьмите две палочки и дайте одну ребенку. Ударяйте в барабан по очереди с ребенком.
Сначала он учится различать количество звучаний, видя ваши действия. После того как это
у него получится, поиграйте на барабане, спрятавшись от него. Таким же образом учите его
различать один и два звука, а потом один, два и три звука.
5.
Нарисуйте короткие и длинные линии на большом листе бумаги. Поиграйте
на этих линиях в поезд, используя их как дорожки. Пропевайте долгие и короткие звуки,
когда вы ведете поезд по линиям. Вы можете также выбирать различные звуки или слова,
которые покажутся вам подходящими, варьируя длину гласного звука («е-е-е-е-ду»), или
протяжно произносите «ту-ту-у-у» подражая поезду.
6.
Выберите две куклы и две контрастные мелодии — быструю и медленную.
Одна кукла танцует под быструю мелодию, другая под медленную. Помогите ребенку
различить и повторить ваши движения с куклами. После того как он несколько раз
повторил
движения,
проиграйте,
спойте
мелодию
и
попросите
ребенка
выбрать
соответствующую куклу.
7.
Играйте с ребенком в пальчиковую игру «Сорока-белобока».
8.
Положите
в
красивую
коробку
машинку-грузовик,
2
небольшие
куклы,
собачку, 2 стульчика, 2 чашки, 2 тарелки, 2 ложки, миску. Изобразив заинтересованное
лицо, предложите ребенку заглянуть в нее. Начните вместе вынимать из нее предметы,
показывая и рассказывая малышу о том, что с ними можно делать: погрузите игрушки в
грузовик, называя их (машина «би-би», Ляля, Маша, собака — «ав-ав», ложка — «ам-ам»,
стул...), покатайте их, произнося звук «рррр», «би-би-и-и», затем выгрузите, посадите кукол
на стульчики, покормите, напоите их, покормите собачку. Обращайте внимание ребенка на
звуки, которые вы произносите, и побуждайте его их повторять.
Для
вызывания
у
ребенка
интереса
к
действиям
взрослого,
желания
взаимодействовать с ним и подражать его действиям, для создания благоприятных условий
для развития у малыша слуха и речи важно, чтобы при общении с ребенком взрослый
следовал ниже описанным правилам.
1.
При общении взрослый следит, чтобы его глаза находились на одном уровне
с глазами ребенка;
2.
Взрослый стимулирует ребенка смотреть на лицо взрослого, устанавливать
контакт «глаза в глаза»;
3.
Взрослый помогает ребенку концентрировать совместное внимание на одном
предмете или действии и учит ребенка следить за взглядом взрослого (взрослый и ребенок
вместе смотрят на один и тот же предмет);
4.
Взрослый следует за направлением взгляда ребенка и говорит о том, на что он
смотрит;
5.
Взрослый проявляет искренний интерес к игре и действиям ребенка;
6.
Взрослый обращает внимание ребенка на разные звуки, которые возникают
во время их совместных действий, а также на случайно возникающие звуки, показывает
ребенку предмет или действие, которое вызывает звук, дает ребенку возможность самому
повторить этот звук;
7.
Взрослый
реагирует
на
каждый
взгляд
ребенка
или
звук,
который
он
произносит, и говорит то, что мог бы сказать ребенок в этой ситуации;
8.
Взрослый постоянно говорит о том, что он делает вместе с ребенком, о том,
что интересует малыша, что делает малыш;
9.
При общении с ребенком взрослый говорит не быстро, короткими фразами с
четкой артикуляцией (не отдельными словами, а немного нараспев), выделяя ключевые
слова интонацией и повторяя их;
10.
Взрослый
оставляет
паузы
между
своими
фразами,
давая
ребенку
возможность ответить;
11.
Взрослый часто задает ребенку
вопросы, комментируя
свои действия и
действия малыша;
12.
Взрослый
подражает
звукам,
произносимым
ребенком,
поощряет
подражание или повторение ребенком произносимых им слов и фраз;
13.
Взрослый моделирует (показывает, повторяет) действия, жесты, мимику,
звуки, которым хочет научить ребенка;
14.
Взрослый
поощряет
стремление
ребенка
подражать
его
действиям
или
жестам;
15.
Взрослый подражает действиям, жестам, мимике ребенка;
16.
Взрослый
сопровождает
речь
выразительной
мимикой
и
естественными
жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие на малыша и помочь ему понять
просьбу взрослого;
17.
Взрослый
создает
привычные
для
ребенка
ситуации,
повторяя
соответствующие действия и фразы, что помогает ребенку запоминать их;
18.
При обучении взрослый использует ситуации,
удивляющие ребенка, что
способствует
поддержанию
внимания
ребенка
к
взаимодействию
со
взрослым и
его
действиям;
19.
При обучении взрослый использует случайные ситуации, что создает условия
для развития спонтанного слухового восприятия, стимуляции инициативы ребенка;
20.
Взрослый
всегда
хвалит
и
поощряет
ребенка
за
выполнение
действий,
которых он от него ждет, и даже за попытку выполнения.
Старайтесь
каждое
занятие,
даже
самое
скучное
сделать
интересным.
У
вас
обязательно появится выдумка и фантазия. Ребенок должен всегда чувствовать, что вам
самим интересно на занятии. Он должен видеть в вас напарника, а не «учителя». Никогда не
раздражайтесь, будьте терпимы, доброжелательны, чаще улыбайтесь. Не показывайте
ребенку своего отчаяния или недовольства, если у него что-либо не получается, он в этом
не виноват. На все нужно время, и трудности будут преодолены.
Используемая литература.
1.
Королева И.В. Развивающие занятия с детьми с нарушением слуха раннего
возраста: Учебно-методическое пособие / И.В. Королева.- Санкт-Петербург: КАРО, 2017;
2.
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в
семье. М.: Просвещение,1991.
3.
Штрасмайер В. Обучение и развитие ребенка раннего возраста / Пер. с нем.
М.: Академия, 2002.