Напоминание

Народный танец, как средство сохранения традиций русской культуры.


Автор: Елена Анатольевна Яковлева
Должность: МБУ ДО
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: Нижегородская обл. г. Балахна
Наименование материала: Статья
Тема: Народный танец, как средство сохранения традиций русской культуры.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Народный танец, как средство сохранения традиций русской

культуры.

В

наши

дни

современные

танцевальные

направления

все

увереннее входя в мир хореографии. Конечно танец-это искусство,

которое помогает физическому развитию, но способны ли данные

направления сохранить традиции русского

народа их историю, обычаи

воспитать патриотизм и любовь к родному краю.

Среди всех видов хореографического искусства, важное значение имеет

именно народный танец, который является одной из форм эстетического

воспитания

с

разнообразным

содержанием

хореографические

па,

в

его

основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и

кадриль.

Народный

танец

является

неотъемлемой

частью

духовной

культуры народа, это корни, связывающие человека с историей своей земли,

своего

отечества,

раскрывающие

духовное

богатство

родного

народа.

Народный танец как один из видов искусства передавался из поколения в

поколение используя свою манеру исполнения, характер и специфические

положения и движения рук. Именно народный фольклор является ярким

выражением художественно-исторической памяти народа, отражает обычаи

и традиции народа. Поэтому я считаю, что начинать изучение народного

танца в хореографических коллективах необходимо с раннего возраста. В

процессе

занятий

народным

танцем

у

детей

формируются

духовные

ценности будущего гражданина. В моем коллективе изучение народным

танцем начинаю с 5 лет. Учу правильно ставить руки выполнять различные

притопы, ковырялочки, ритмические хлопки, шаги, бегунок, лодочки. Все

задания выполняются по пара это

развивает чувство ответственности перед

товарищами,

умение

считаться

с

их

интересами.

Уже

с

этого

возраста

начинаю

ставить

самые

простые

постановки.

Это

«Хороводы»,

«Матрешки»,

«Сапожки».

Для

детей

более

старшего

возраста

лексика

намного усложняется и постановки становятся сложнее- это «Весенний

хоровод»,

«Праздничная»

«Перепляс»

«Деревенские

забавы»,

«За

околицей». За 20 лет моей работы в коллективе мною были поставлены

композиции не только русских народных плясок, но и танцы других народов

такие

как

«Казачий»,

«Тарантелла»,

«Цыганский»,

«Испанский»,

«Украинский»,

«Финская

полька».

Все

они

отличаются

своей

лексикой,

характером, манерой исполнения, но объединяет их одно -это народный

танец. Я считаю, что дети должны знать не только русский танец, но и

танцы народов мира это дает возможность детям познакомиться с культурой

и обычаями костюмом других народов познать эмоциональный настрой

свойственный этим людям.

Для достижения хорошего исполнения урок народного танца строю таким

образом,

чтобы

движения

чередовались

правильно

и

гармонично,

переключаю нагрузку с одних групп мышц и связок на другие, рационально

распределяя

силовые

нагрузки,

не

утомляя

и

не

перегружая

суставно-

мышечный

аппарат.

Разучиваю

с

детьми

элементы

русского

народного

танца, а также танцевальные комбинации только на середине зала.

При

изучении

основных

элементов

требую

от

учащихся

согласованного

движения ног, рук, корпуса и головы, т. е. развиваю координацию движений.

Каждый

освоенный

элемент

усложняю

и

соединяю

его

с

другими

элементами: постепенно увеличивать темп музыкального сопровождения,

усложнять координацию рук корпуса и головы.

Для начала продумываю сюжет, затем подбираю музыкальный материал и

только

потом

определяюсь

с

лексикой.

Но

иногда

при

прослушивании

музыкального произведения сюжет возникает сам собой, и это вдохновляет

на создание танца.

Рисунки танца создаю сначала на бумаге по несколько раз пересматриваю

перерисовываю, добиваясь правильных переходов построения из одного

рисунка

в

другой.

Проработанные

схемы

переношу

на

доску

мелом

и

подробно

объясняю

детям

кто

где

стоит

и,

кто

куда

идет.

Это

дает

возможность детям увидеть общую картинку танца и рисунок перестроения.

Данная

методика

помогает

мне

при

постановочной

работе

и

дает

возможность детям быстро сориентироваться в танцевальном пространстве.

Но

нужно

помнить,

что

каждая

танцевальная

композиция

должна

соответствовать физическим и возрастным возможностям детей.

При

работе

над

лексикой

танца

мною

применяется

модульно-блочная

система, которая помогает хорошо усвоить новый материал. Для этого я

использую поэтапное формирование знаний и умений. Разучиваю новые

танцевальные

элементы,

которые

прорабатываются

по

несколько

раз

и

собираются

в

связки

(модули)

работаю

над

каждой

отдельно,

связки

собираются в комбинации (блоки), а затем создается рисунок танец. И вот

когда

танец

готов

и

все

элементы

отработаны

начинаю

работать

над

эмоциональным

выражением

движении

и

артистизмом

детей,

так

как

техника

исполнения

и

эмоциональное

выражение

должны

быть

взаимосвязаны иначе танец потеряет свою целостность.

Занятия провожу по группам. Количество детей в группе до 15 человек это

дети

от

6

лет

до

16.

Построение

урока

определяю

4

условиями:

соразмерностью

отдельных

частей

урока;

подбором

упражнений

и

последовательностью

выполнения;

чередованием

нагрузки

и

отдыха

с

учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Все

танцевальные

движения

по

степени

сложности

подбираю

также

в

соответствии

с

возрастными

возможностями

ребенка.

Не

исключаю

и

индивидуальные данные. Более сложные движения, обязательно чередую с

простыми.

Это

могут

быть

как

сложные

дробные

выстукивания

либо

простые притопы, которые можно чередовать с простыми проходками и

движениями плеч, головы и хлопками.

Обязательно во время занятий чередую нагрузку с отдыхом, но не более 5

минут так как длительные паузы могут привести к расхолаживанию детей,

потери

внимание

и

их

сложнее

организовать

к

последующей

работе.

Структура занятия состоит из трех частей: подготовительная, основная,

заключительная. Где в первой части идет экзерсис у станка, во второй

середина и изучение новых элементов народного танца их отработка, так же

постановочная

работа.

И

в

заключительной

части

подведение

итогов

и

повторение изученных номеров.

В

первой

части

своих

занятий

использую

словесный

метод,

с

использованием

терминологии,

который

помогает

передать

детям

информацию ставит перед ними задачу, указывает пути ее решения. Также

метод многократного еше повторения, который использую не только при

работе у станка, но и при усвоении определенных танцевальных движений и

выполнении творческих заданий.

В основной части при изучении различных шагов, дробных выстукиваний,

вращений, ритмических хлопков мною используется наглядный метод, где

приходится несколько раз показываю каждый танцевального элемента под

счет и музыку. Затем проверяю усвоение новых знаний умений через новые

движения,

экспериментирование,

контроль,

(опрос).

многократное

повторение детьми определенных комбинаций движений.

Особое

место

на

занятиях

отвожу

проблемному

методу,

который

даёт

возможность детям искать самостоятельно, без моей помощи, различные

варианты движений. Детей ставлю в пары, тройки и даю задание составить

небольшие

комбинации.

Которые

состоят

из

народных

танцевальных

элементов.

А

иногда

младших

ставлю

в

пары

со

старшими.

Даю

возможность

детям

самим

реализовывать

свои

собственные

интересы,

проявить

фантазию.

Этот

метод

помогает

учащимся

раскрепоститься,

обрести

внутреннюю

и

внешнюю

свободу

и

уверенность

с

помощью

образных упражнений, сочинения маленькие комбинаций все дети активно

взаимодействуют между собой происходит обучения в сотрудничестве. Это

помогает мне отследить р

Большое значение на уроке народного танца

играет роль музыкальное сопровождении и мастерство аккомпаниатора. Все

музыкальные

произведения

должны

соответствовать

тематике

урока

и

возрастными особенностями детей. На уроке народного танца использую

только

народную

музыку

различных

жанров.

Например,

хороводная

подойдет для различных проходок, шагов, припаданий, а камаринская и

барыня для каблучных движений, хлопушек, дробушек. Но рассчитывать на

то что дети сами научатся чувствовать музыку нельзя. Я рассказываю им, о

чем музыкальный материал, каков характер и манера исполнения данной

тематики, особенно это необходимо при постановочной работе иначе дети

не смогут проявить себя эмоционально при исполнении танца.

В

заключительной

части

повторяем

ранее

поставленные

номера

затем

подвожу итоги, кого-то поощряю, а кого-то эмоционально стимулирую это

позволяем детям самим проанализировать свою работу и решить какие

концертные номера готовы для показа, и кто заслужил сольное выступление.

Так же при работе с детьми мною используются здоровье сберегающие

технологии, так как здоровье детей всегда стояло и будет стоять на первом

месте.

В

объединение

я

принимаю

дети

с

различными

физическими

данными,

поэтому

каждый

ребенку

вначале

года

обязан

предоставить

медицинскую справку о состоянии здоровья от врача. В процессе обучения

провожу

беседы,

лекции,

которые

дают

знания,

умения

и

навыки

по

здоровому образу жизни. И это способствует их общему оздоровлению,

укреплять

иммунную

систему,

что

важно

для

физического

развития

воспитанников.

В своей работе я использую

- пальчиковую гимнастику (развитие моторики рук);

- упражнения для развития координации;

- псих гимнастику (для снятия эмоционального напряжения);

- игры-релаксации (для снятия нервного напряжения);

- динамические паузы;

Таким

образом,

практика

работы

по

раннему

приобщению

детей

к

ознакомлению

с

народным

танцем,

использование

возможностей

традиционных

и инновационных

методов

которые

представляет

собой

применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций

на основе приема «от простого к сложному».

Создании танца это творческий процесс он требует долгой кропотливой

р а б о т ы . Это

коллективное

творчество

и

это

развивает

чувство

ответственности

у

ребят

друг

перед

другом,

чувство

коллективизма

и

взаимовыручки.

Автор:

Педагог детской хореографии 1 категории

Яковлева Елена Анатольевна



В раздел образования