Напоминание

"Организация учебного процесса и структура урока обучающихся с ОВЗ. Из опыта работы в классе эстрадного пения. Методические рекомендации преподавателям ДШИ, ДМШ, вокальных студий."


Автор: Проняева Елена Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 1"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Организация учебного процесса и структура урока обучающихся с ОВЗ. Из опыта работы в классе эстрадного пения. Методические рекомендации преподавателям ДШИ, ДМШ, вокальных студий."
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУСССТВ №1»

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Организация учебного процесса

и структура урока обучающихся с ОВЗ.

Из опыта работы в классе эстрадного пения.

Методические рекомендации преподавателям ДШИ»

Преподаватель «ДШИ № 1»

Проняева Елена Анатольевна

г. ТУЛА

2020 г.

Содержание

1.

Введение.

«Норма» в педагогике и особенности современных детей.

2.

Современный урок для детей с ОВЗ.

Особенности детей с нарушениями зрения.

3.

Примерная структура индивидуального урока для детей

с нарушением зрения. Учебный предмет «Эстрадное пение».

4.

Особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

(СДВГ).

5.

Примерная структура группового занятия для детей с СДВГ.

Учебный предмет «Вокальный ансамбль».

6.

Особенности детей с церебральным параличом.

7.

Примерная структура индивидуального занятия для детей с ДЦП.

Учебный предмет «Эстрадное пение».

8.

Особенности детей с расстройством аутистического спектра.

9.

Примерная структура индивидуального занятия для детей с РАС.

Учебный предмет «Эстрадное пение».

10. Какими личностными качествами должен обладать преподаватель.

11. Литература.

ВВЕДЕНИЕ

«Норма» в педагогике и особенности современных детей.

Образовательная интеграция признается сегодня объективной реальностью и

ставит

систему

образования

перед

необходимостью

переосмысления

позиции

педагога в образовательном процессе, поиска путей подготовки педагогов к работе

в новых условиях (с «иными» детьми), а также перед необходимостью определения

роли и доли участия родителей в процессе обучения детей с ОВЗ

в различных

образовательных условиях.

Что же такое «норма» в педагогике?

С педагогической точки зрения «нормальным» считается развитие, которое дает

ребенку

возможность

усваивать

содержание

образования в

обычных

педагогических условиях.

Показателями нормального развития ребенка являются:

соответствие

уровня

развития

ребенка

уровню

большинства

детей

его

возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого

он является;

соответствие

развития

ребенка

его

собственному

общему

пути,

определяющему

формирование

индивидуальных

свойств,

способностей

и

возможностей;

соответствие развития ребенка требованиям общества, определяющим как

актуальные

формы

его

поведения,

так

и

дальнейшие

перспективы

его

адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

Для определения психического развития, отличающегося в своем формировании и

проявлении

от

«нормы»,

используют

понятия «отклоняющееся

развитие»

и

«нарушения развития».

Понятие «отклоняющееся развитие» в специальной литературе определяется как

«отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития

или ее отдельных составляющих (психических функций, функциональных систем)

за

пределы

социально

психологического

норматива,

определяемого

для

конкретной

образовательной,

социокультурной,

этнической

ситуации,

вне

зависимости от знака этого изменения (опережение или запаздывание)».

П о д нарушением

развития

принято

понимать

любое

нарушение

в

развитии,

возникающее

в

младенчестве

или

детском

возрасте,

которое

характеризуется

задержкой биологически необходимых психических функций.

Какие же особенности присущи современным детям?

Современный мир непрерывно меняется. Если в XX веке ребенок развивался в

условиях малого социума (семьи, дворовой компании, пионерской организации) с

четкой

привязкой

к

конкретному

взрослому,

то

сегодня

ребенок

поставлен

в

ситуацию

разорванных

связей.

Социальные

изменения

привели

к

изменениям

психологическим.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального

информативного общества. Все технические новшества становятся бытием

подрастающего поколения. Компьютерные игры, интерактивные игрушки и

музейные экспозиции, рекламные ролики и новинки кинематографа. Как влияет

технический прогресс на психику ребенка? Сегодня этим вопросом ученые

озадачены всерьез.

Специалист

в

области

раннего

языкового

развития

Н.А.

Горлова

называет

следующие

особенности

современных

детей

дошкольного

и

младшего

школьного возраста: преобладание системно –смыслового сознания над системно

–структурным;

повышение

тонуса

организма,

настойчивости,

требовательности,

чувствительности,

эмоциональности,

потребности

к

восприятию

информации;

возбудимость,

гиперактивность,

тревожность,

агрессивность.

Дети

хорошо

информированы.

Но

у

большой

информированности

есть

оборотная

сторона.

Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не

опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют

задержку психического и речевого развития. Большинство детей 5 лет нуждаются в

помощи логопеда. Современный ребенок говорит много (если говорит), но плохо,

отмечается бедность и примитивность речи.

Неконтролируемый информационный поток ведет к недостаточности

эмоционально- личностного и эмоционально –делового общения с родителями в

младенчестве и раннем детстве, что приводит к увеличению количества детей, не

усваивающих программы обучения в детском саду и школе.

Нейропсихолог Т.В. Ахутина видит основную причину неуспеваемости в

снижении произвольного внимания (наряду с плохой экологией и стрессами).

Наблюдения за детьми показывают, что в детских садах стало встречаться такое

явление, как отсутствие так называемых «середнячков». Дети в группе делятся

на успевающих и не успевающих, на усваивающих и не усваивающих программу

обучения.

Психолог Е.О. Смирнова по результатам наблюдений и исследований делает

неутешительный вывод о негативном влиянии на детей неконтролируемого потока

информации - неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком –либо

занятии, отсутствии заинтересованности делом. Этот вид заболевания особенно ярко

проявляется в обучении и характеризуется

гиперактивностью, ситуативностью

поведения, повышенной рассеянностью. Современные дети находятся в постоянном,

непрерывном

движении,

их

трудно

удержать

на

одном

месте.

Ребенок

может

одновременно слушать сказку и строить из конструктора. В организованных видах

деятельности зачастую не могут сосредоточиться, им по – прежнему нужны игровые

и

заинтересовывающие

моменты.

Время

произвольной

концентрации

внимания,

характерное для возраста, не увеличилось.

Подрастающее поколение обладает «клиповым сознанием», вскормленным рекламой

и музыкальными роликами. Еще один вывод О. Е. Смирновой - резкое снижение

фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-

то занять себя, они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения

сказок, для создания

собственного

воображаемого

мира.

Их

ничего

не

интересует

и

не

увлекает.

Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им

неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало

более

поверхностным

и

формальным:

детям

не

о

чем

разговаривать,

нечего

обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых

развлечений.

Среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения

современного

ребенка,

академик

Д.

И.

Фельдштейн

называет

ориентацию

общества

и,

соответственно,

детей на

потребление,

маргинализацию,

рост

девиаций,

ограничение

детской

самостоятельности

родителями.

Итог

«омоложение» болезней, лечащихся антидепрессантами, повышение тревожности и

агрессивности, снижение контроля поведения и развитие зависимостей. Появились

дети, не желающие взрослеть.

Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, Д. И.

Фельдштейн

обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и

подростков:

1.

Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

2.

Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.

3.

Уход из жизни ребенка сюжетно –ролевой игры и, как следствие, снижение

произвольности и мотивационно – потребностной сферы.

4.

Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость

внутреннего плана действий.

5.

Недостаточная

сформированность

мелкой

моторики

и,

следовательно,

графических

навыков

у

детей

дошкольного

возраста

указывают

на

неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за

произвольность.

6.

Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в

принятии решений.

7.

Рост «экранной» зависимости.

8.

Ограничение

общения

со

сверстниками,

появление

чувства

одиночества,

растерянности, неверия в себя.

9.

Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

10.

Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение

объема рабочей памяти у подростков.

11.

Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.

12.

Рост

каждые

десять

лет

на

10

-15

%

основных

форм

психических

заболеваний.

13.

Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

14.

Увеличение численности одаренных детей.

15.

В

подростковом

возрасте

-

рост

индивидуализации,

критичности

по

отношению

к

взрослым,

поиск

смысла

жизни

и

утверждение

своей

уникальности.

16.

Изменения

в

ценностных

ориентациях

подростков

(I

м е с т о

интеллектуальные:

образованность; II

-

волевые:

настойчивость,

ориентированность

на

достижения; III – соматические: хорошее здоровье,

презентабельная

внешность).

В

иерархии

ценностей

последние

места

занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные.

Современный урок для детей с ОВЗ.

Особенности детей с нарушением зрения.

Основной

формой

обучения

в

школе

сегодня

по

–прежнему

остаётся

традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей –педагоги, не

один

десяток

лет

проработавшие

в

школе,

а

значит,

придерживающиеся

традиционной классической методики обучения.

Но современные дети, как уже было отмечено ранее, значительно отличаются от

своих

сверстников

последнего

десятилетия XX века.

С введением ФГОС при

обучении детей с ОВЗ меняется подход и к современному уроку.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на

фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его

построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи

и тренинга.

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство

обучения, воспитания и развития.

При работе с детьми с ОВЗ приходиться вносить существенные коррективы в

учебный

процесс.

Для

этого

преподавателю

нужно

знать

особенности

каждой

категории детей, нуждающихся в особых образовательных условиях.

В своей педагогической практике я работала и работаю с детьми с нарушениями

зрения;

с

синдромом

дефицита

внимания

и

гиперактивности

(СДВГ);

с

нарушениями опорно –двигательного аппарата; с расстройствами аутистического

спектра (РАС).

Кратко остановлюсь на особенностях, особых образовательных потребностях и

структурах уроков каждой из вышеперечисленных категорий.

Какие особенности присущи детям с нарушением зрения?

В зависимости от степени расстройства зрительной функции дети с нарушением

зрения

делятся

на

слепых (незрячих)

и слабовидящих,

а в последнее

время

выделяют подкатегорию детей с пониженным зрением (пограничное зрение между

слабовидением и нормой).

Речь незрячего ребенка развивается теми же темпами, как у зрячего, однако по

своему

содержанию

она

более

формальна

и

бедна

конкретными

связями

с

предметным

окружающим

миром.

Незрячий

ребенок

сохраняет

значительные

возможности психофизического развития и возможность полноценного познания.

Большое

значение

для

прогноза

психического

развития

ребенка

имеют

индивидуальные особенности интеллектуальной, эмоционально –волевой сферы и

личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

Характерными чертами личностных особенностей детей с нарушениями зрения

являются нарушение

социальных

контактов

и изменения

в

динамике

потребностей, сужение круга интересов.

Своеобразие характера и поведения

сказывается

на

развитие

отрицательных

черт:

в

одних

случаях

неуверенности,

пассивности, склонной к самоизоляции; в других

- повышенной возбудимости,

раздражительности.

Дети с нарушением зрения очень «зажаты», обладают специфическими

двигательными

навыками,

своеобразной

мимикой

и

пантомимикой

(отсюда

возникают трудности коммуникации), в движениях отсутствует пластика; снижен

запас конкретных представлений, процессов и явлений окружающего мира (снег,

туман, иней, роса и. т.д.); в отношениях с собеседниками преобладает вербальное

общение; в образах – преобладание понятийного над чувственным.

Незрячие дети, как правило, имеют музыкальный слух, часто -

абсолютный;

хорошо

интонируют, но в работе над кантиленой, плавностью,

осознанием и построением музыкальной фразы возникают большие трудности;

имеются проблемы и с метро – ритмическими ощущениями. В большинстве

случаев преобладает «высокое дыхание»

даже при

многолетних

вокальных

занятиях

и

специальных

упражнениях;

присутствует

зажатость

гортани,

неразвитость артикуляционных мыщц; при пении восходящих мелодических линий

и особенно скачков происходит непроизвольное неконтролируемое поднятие бровей,

что в свою очередь негативно влияет на работу языка и положение гортани. Всё

это, конечно сильно препятствует выработке правильных певческих навыков, голос

(чаще всего –высокий) имеет специфическую тембральную окраску - «жесткий»,

«прямолинейный», «гортанный» , иногда с оттенком «гнусавости».

Незрячие дети очень ранимы и чутко реагируют на интонационную окраску

речи

преподавателя.

Поэтому

учителю

нужно

быть

предельно

внимательным,

тщательно подбирать слова, думать не только о том, ЧТО сказать, но и КАК, с какой

интонацией в голосе.

Безусловно, музыка, и в частности занятия эстрадным пением, обеспечивают

положительный настрой, ведут к формированию позитивного мировосприятия и

мироощущения, а это имеет огромную ценность и для плодотворного настоящего и

для успешного будущего любого ребенка, а тем более ребенка – инвалида.

Работая много лет с категорией детей, имеющей ОВЗ, можно сделать вывод,

что заниматься с ними пением гораздо проще и доступнее, чем обучать игре на

музыкальных инструментах.

Составляя сетку расписания, преподавателю нужно быть готовым к тому,

что реальная длительность урока с ребенком – инвалидом может варьироваться

(от

20

до

60

минут).

Причины

могут

быть

как

объективными,

так

и

субъективными. Поэтому я всегда оставляю достаточно свободного времени между

занятиями, чтобы не происходило «накладок» с началом последующих

занятий.

Если у вас в классе занимаются несколько детей – инвалидов, составьте расписание

так, чтобы минимум раз в неделю занятия проходили «друг за другом». Это даст

детям и их родителям ещё одну возможность общения между собой.

Примерная структура индивидуального урока

для детей с нарушением зрения.

Учебный предмет «Эстрадное пение»

(вид урока - комбинированный)

I . ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Тщательная

подготовка

помещения (класса, зала), настройка звуковой

аппаратуры,

создание

условий для свободного перемещения

ребёнка в

определённом пространстве.

Дети с ОЗВ (и особенно дети с нарушением зрения) очень чувствительны к

пыли, резким и неприятным для каждого конкретного ребенка запахам (запаху

пищи,

духов

и

т.д.),

громким

внезапным

звукам

музыкальной

аппаратуры

(«свистящий» микрофон, «фонирующие» колонки, громкая фонограмма); яркому,

«бьющему в глаза» свету.

Психологический

настрой

преподавателя

и

его

методическая

подготовленность к уроку.

Постоянный контакт с родителями ребенка с ОВЗ.

При необходимости,

все нюансы занятия следует заранее

обсудить с мамой

(текущий

психологический

и

эмоциональный

настрой

ребенка,

готовность

ребенка к усвоению новых знаний, предпочтительные темы песен, любимые

упражнения, степень готовности домашнего задания и т.д.).

II. СТРУКТУРА УРОКА

Вводная

часть.

Позитивная

установка

в

отношениях

с

ребенком

(доброжелательная беседа (тема - по желанию самого ребенка) о том, как он

провел день, с кем общался, что было нового, интересного и т.д.). Как правило,

дети с удовольствием идут на контакт, если кто –то тактично проявляет интерес

к их жизни. Разрешите ребенку приносить с собой на урок любимую игрушку.

Сначала, конечно, он будет часто отвлекаться на неё, но чувствовать себя

станет намного психологически комфортнее и увереннее.

Не забывайте, что общение – это одно из главных составляющих, для чего

именно приходит к вам ребенок с ОВЗ.

Не жалейте времени на уроке

для позитивного общения с учеником и

родителями.

Это

время,

кажущееся

на

первый

взгляд

потраченным

впустую, обязательно вернется позитивной мотивацией к учебе, успехами

вашего ученика и благодарными улыбками его родителей.

Присутствие родителей (чаще всего

– мамы)

на всех занятиях

в течение

первого

года

обучения обязательно.

Родители

зависимости

от

психологического

настроя,

степени

самостоятельности

ребенка

и

усвоения

программы)

могут

также

присутствовать

на

занятиях выборочно и

на

протяжении всех лет обучения.

1.

Игровые

упражнения

для

формирования

фонационного

дыхания

и

правильной дикции.

Младшим школьникам ( тем более дошкольникам) не рекомендуется

говорить о физиологии певческого процесса: дыхании, атаке звука, работе

разных групп мышц и т.д. Как правило, постоянные напоминания

«не

поднимай

плечи»,

«вдох

бери

через

нос» во время

упражнений

очень

закрепощают малыша, он или будет слишком стараться выполнить всё в

точности и перестанет вообще

полноценно

дышать в упражнении,

или

совсем откажется работать на уроке и «замкнется», станет капризничать.

Все

скучные упражнения нужно превращать в игру:

шелест листьев под

ногами (звуки «С», «Ш»), жужжание насекомых («З»,

«Ж»), пение птиц

(кукушки, петухи, утята, чириканье воробьёв, стук дятлов, уханье совы),

голоса

животных (кошка,

котёнок,

щенок,

большой

пёс,

корова,

овечка,

козочка, лошадка и т. д.), кваканье лягушек.

2.

Игровое распевание.

Первые певческие навыки связаны с певческой установкой: правильное

положение

корпуса,

плеч,

рук,

ног.

Особое

внимание

нужно

уделить

правильному

положению

головы

и

подбородка

незрячего

ребёнка.

При

необходимости (первое время без напоминаний ребёнку, с помощью мамы)

корректировать малейшие изменения.

Почему я настаиваю всегда на присутствии мамы на уроках?

Вокальные

занятия

невозможны

без

тактильных

ощущений,

большинство упражнений

будут понятны незрячему ребенку только

после физического

контакта с ним.

Прикосновения

родного

для

незрячего ребенка человека избавят его от лишнего стресса, а вас – от

возникновения неловких ситуаций на занятиях.

Распевки для занятий, особенно с начинающими, стараюсь брать на

основе подражания звукам мира животных (в разговорном регистре – «гав»

или «тяф», средний и высокий – «мяу», «а –у» и вой волка), адаптирую для

детей и фонопедические распевки В.В. Емельянова.

Распевка должна быть образной, лаконичной, яркой, позитивной и

понятной для ребенка,

и получаться с первого –второго раза (это очень

важно!).

Замечу, что «отвлеченные», но очень популярные вокальные (не

спорю, полезные) распевки, например, «Ми –мэ – ма- мо –му», не всегда

нравятся детям с ОВЗ.

К такому типу распевок ребенка нужно готовить постепенно, бывает,

что

не один месяц.

Поэтому на своих занятиях я использую попевки на

материале детского фольклора, популярных

детских песен,

авторские

упражнения.

К сожалению, в настоящее время большинство детей имеют

логопедические

проблемы.

Поэтому

большое

внимание

на

занятиях

эстрадным пением уделяется формированию правильных ощущений в работе

артикуляционного аппарата (здесь без помощи мамы не обойтись, потому что

незрячему ребенку помогает именно тактильный показ: «губки трубочкой»,

«гласный

О, А, Э», свободное раскрытие

нижней челюсти, мимические

упражнения для щёк, эстетическая вокальная улыбка, язык «лодочкой» и

т.д.).

На распевках, помимо интонационных задач,

решаем

и дикционные,

учимся эмоционально –смысловой окраске звука.

3.

Корректировка эмоционального и физического состояния ученика.

Нужно помнить, что дети на занятиях всегда в большей или меньшей степени

пребывают в состоянии стресса (другая обстановка – школьный кабинет;

незнакомый

взрослый человек - некоторые дети с ОВЗ

длительное время

привыкают к преподавателю, новые задания на уроке и т.п.), поэтому в

течение урока нужно обязательно

интересоваться

самочувствием ребенка,

требуется ли ему перерыв в занятии, не хочет ли он пить, не устал ли он

сидеть или стоять и т.п.

4.

Исполнение песен

(проверка домашнего задания, новый музыкальный

материал).

Обязательно проверяйте домашнее задание (если

оно

задавалось) у

ребенка с ОВЗ. Для ребенка очень важна оценка его труда! Он готовился, он

старался (а дети –инвалиды и их родители, как правило, очень ответственно

подходят к выполнению домашний заданий)! За домашнюю работу я всегда

хвалю детей, даже если исполнение «оставляет желать лучшего».

Что касается поощрения, похвалы и подчеркивания успехов

непосредственно в работе на уроке – избегайте заниженных и завышенных

требований и

будьте честны с учеником и его родителями! Если он поёт

или работает на уроке недостаточно хорошо или совсем плохо, не стесняйтесь

об

этом

ему

сказать

(естественно,

в

тактичной

форме).

Постоянное

«захваливание» ученика приводит к появлению завышенной самооценки,

небрежному

отношению

и

снижению

мотивации

к

учебе,

отсутствию

самокритики и, как следствие –к неудачным выступлениям на концертах,

фестивалях и конкурсах, к непониманию и неприятию

объективной

оценки

своего

выступления

другими

людьми

и

всплеску

негативных эмоций.

5.

Подведение

итогов

занятия,

информация

о

домашнем

задании,

инструктаж по его выполнению.

Детям очень нравится, когда преподаватель обращается к ним с просьбой

помочь

вспомнить,

над

чем

работали

на

уроке,

чтобы

сделать

соответствующие записи в дневнике.

Тем самым, в игровой форме решаются сразу несколько задач: активизация

внимания ученика, включение памяти, воображения, корректировка знаний,

обсуждение допущенных ошибок и их коррекция, самостоятельная трактовка

выполнения домашнего задания, эмоциональный настрой на разучивание той

или иной песни.

А для преподавателя – это не только подведение итогов, но и анализ,

корректировка и план следующего занятия.

Особенности детей с СДВГ.

Какие особенности присущи детям с синдромом дефицита внимания и

гиперактивностью (СДВГ)?

СДВГ у детей не всегда легко распознать. Это нарушение может

скрываться

за

внешне

безобидными

проявлениями

непослушания,

рассеянности, импульсивности. Сегодня СДВГ у детей – серьезная проблема

для всего общества: не только медицинская, но и социальная. Таких детей в

России по разным оценкам от 4 до 18 %, то есть это почти каждый пятый

ребенок.

В отношениях с учеником с СДВГ придерживайтесь «позитивной

модели».

Речь

преподавателя

должна

быть

спокойной,

сдержанной,

доверительной. Избегайте, по возможности, любые шутки и сравнения (даже

безобидные) в сторону ребенка с СДВГ. По своему опыту знаю, что у таких

детей, к сожалению,

слабо развито

чувство юмора,

и они

чрезвычайно

ранимы. Что, в свою очередь, совершенно не мешает им в нелестной форме

отзываться о неудачах других детей.

Обязательно определите вместе с ребенком рамки поведения - что ему

можно на уроке и чего нельзя. По возможности, игнорируйте нежелательное

поведение ребенка (особенно, если это групповые занятия), не «награждайте»

его вниманием, иначе ваш урок превратится в череду постоянных замечаний и

безуспешных попыток «собрать» внимание ученика и наладить дисциплину.

Прививайте уважение к окружающим людям, культурное речевое общение,

научите ребенка поддерживать зрительный контакт во время общения, а также

сосредотачиваться, так как в общении дети часто перебивают собеседника.

Избегайте

утомления

таких

детей,

поскольку

оно

ведет

к

снижению

самоконтроля и нарастанию гиперактивности, и к окончанию занятия ученики

с СДВГ могут стать совершенно неуправляемыми. В таких случаях, занятие

нужно прекратить немедленно.

Примерная структура группового занятия

для детей с СДВГ.

Учебный предмет «Вокальный ансамбль»

(вид урока - комбинированный)

I . ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Тщательная подготовка помещения, настройка звуковой аппаратуры.

В

классе

(зале),

где

планируется

проводить

занятие,

не

должно

быть

отвлекающих факторов (яркие плакаты на стене, много маленьких игрушек и

т.д.)

Использование

на занятиях звуковой аппаратуры (вокальный микрофон) в

первый год обучения нежелательно. Для детей с СДВГ микрофон является

сильнейшим отвлекающим фактором. Требуется продолжительное

время и

терпение преподавателя, чтобы дети научились грамотно и бережно работать

с микрофонами. Я это делаю

постепенно, дозированно по времени и в

качестве вознаграждения за определенные успехи ребенка.

Психологический

настрой

преподавателя

и

его

методическая

подготовленность к уроку.

Постоянный контакт с родителями ребенка с СДВГ.

II. СТРУКТУРА УРОКА

Вводная

часть. Позитивная установка в отношениях с детьми.

Советую не

задавать

очень

много

вопросов

детям (достаточно одного – о погоде или о

сегодняшнем

настроении,

самочувствии

и

т.д.),

иначе

ваше

занятие

превратиться в череду рассказов детей на тему «как я провел день и какие у

меня планы на следующую неделю».

Разрешить или нет ребенку приноситьс собой на урок любимую игрушку –

этот вопрос решается в индивидуальном порядке. Для некоторых детей игрушка

- это психологический комфорт, а для других постоянный отвлекающий фактор

Присутствие родителей

на занятиях допускается в исключительных

случаях. Как правило, при родителях у

детей с

СДВГ

самоконтроль

понижается еще больше. Родители, чувствуя свою вину за поведение ребенка,

начинают высказывать ему своё недовольство, делать замечания весь урок

(учитывая психологические особенности ребенка с СВДГ,

он вряд ли сможет

сконцентрировать внимание на выполнении заданий преподавателя).

1.

Игровые упражнения для формирования фонационного дыхания и правильной

дикции.

См.

« Примерная структура индивидуального урока

для детей с нарушением

зрения.Учебный предмет

«Эстрадное пение» (вид урока -

комбинированный).

Детям с СДВГ можно давать упражнения и посложнее, главное – это грамотное

распределение по количеству, степени сложности и времени усвоения каждого

упражнения.

Не

забывайте

-

как

правило,

утомление

детей

с

СДВГ

ведет

не

к

«торможению» и вялости, а к нарастанию гиперактивности.

2.

Игровое распевание.

Будьте готовы к тому, что освоение правильной певческой установки

окажется для ребенка с СДВГ одной из самых сложных задач, а в ряде

случаев – невыполнимой. Зная особенности таких детей, советую не заострять

внимание

на

некоторых

небрежностях

в

выполнении

этого

задания,

а

заинтересовать ребенка интересными игровыми упражнениями. В остальном,

рекомендации схожи.

3.

Корректировка эмоционального и физического состояния ученика.

Дети с

СДВГ подвержены чрезмерной двигательной активности и

суетливости, поэтому не удивляйтесь и будьте готовы к тому, что во время урока

в любое время ребенок может встать со своего места, без спроса взять бутылку с

водой,

чужую

игрушку,

телефон

и

т.п.,

даже

выйти

из

класса.

Проявите

терпение и настойчивость в корректировке такого поведения.

Чаще

меняйте

виды

деятельности,

имейте

в

своём

педагогическом

арсенале

много

игр

(театральных,

музыкальных,

ритмических,

на

расслабление, на внимание). Это даст вам своеобразную «методическую

подушку безопасности», если по каким –либо причинам запланированный

ход урока нарушен.

4.

Исполнение

песен

(проверка

домашнего

задания,

новый

музыкальный

материал).

Песни для детей с СДВГ должны быть небольшими по объёму, яркими,

разнообразными и понятными по образному содержанию, несложными по

мелодическому и ритмическому рисунку. Песен должно быть много.

Не требуйте от детей тщательной проработки всего репертуара. Репертуар

должен быть разделен на «концертный», «репетиционный, учебный»

и «для

души».

Задания должны быть конкретными. Каждое задание ребенок должен

завершать в короткий промежуток времени. Чередуйте проверку домашнего

задания с прохождением нового материала.

Учите больше на уроке, обязательно повторите домашнее задание со всеми

детьми одновременно перед тем, как будете проводить индивидуальный опрос.

Даже, если ребенок и занимался дома, вряд ли он с первого раза сможет

безошибочно продемонстрировать вам

свои знания. А

дети с СДВГ, как

правило, очень неуверенно себя чувствуют, когда им приходится выполнять

задание индивидуально. Они очень сильно стесняются других детей, зрителей в

зале, «зажимаются», некоторые испытывают сильнейший стресс.

В таких случаях преподаватель (вместе с родителями) должен точно определить

в какой форме (индивидуальной, мелко –групповой или групповой) с учетом

особенностей

и

образовательных

потребностей

такого

ребенка

будет

осуществляться контроль над освоением образовательной программы.

Что

касается

поощрения,

похвалы,

подчеркивания

успехов

и

непосредственной работы на уроке – здесь актуальны те же рекомендации, что

были даны ранее в структуре урока для детей с нарушением зрения.

5.

Подведение

итогов

занятия,

информация

о

домашнем

задании,

инструктаж по его выполнению.

Преподаватель должен уметь ёмко, но лаконично

подвести итоги занятия,

отметить

как

положительные,

так

и

отрицательные

моменты

урока.

Не

перегружать домашнее задание. Убедиться в том, что всем детям понятен

способ достижения положительного результата домашнего задания.

Особенности детей с детским церебральным параличом.

Какие особенности присущи детям с детским церебральным параличом?

Детский

церебральный

паралич

(ДЦП)

проявляется

в

виде

различных

психомоторных и речевых нарушений.

Задержано и нарушено формирование всех двигательных функций; имеются

нарушения умственной работоспособности, что проявляется в виде синдрома

раздражительной

слабости,

включающего

два

основных

компонента:

1)

повышенную

истощаемость

психических

процессов,

2)

чрезвычайную

раздражительность, плаксивость, капризность.

Дети с ДЦП быстро утомляются в незнакомой обстановке и в процессе

монотонной деятельности.

Быстрая утомляемость может выражаться в виде

двигательной

расторможенности,

эмоционально

неустойчивых

реакциях,

агрессивном поведении, отрицательной реакцией на просьбы взрослого.

Исходя из вышеперечисленного, структура и содержание урока для таких

детей будет немного отличаться от занятий со слабовидящими детьми.

Примерная структура индивидуального урока

для детей с ДЦП.

Учебный предмет «Эстрадное пение»

(вид урока - комбинированный)

I . ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Тщательная

подготовка

помещения

(проветривание,

избавление

от

посторонних запахов)

Дети с ДЦП

очень чувствительны к пыли, резким и неприятным

запахам

(запаху пищи, духов и т.д.), громким внезапным звукам музыкальной аппаратуры

(«свистящий» микрофон, «фонирующие» колонки, громкая фонограмма).

Использование звукоусиливающей аппаратуры (микрофоны, колонки) для

занятий в детьми с ДЦП

младшего школьного возраста категорически

неприемлимо! Все занятия проводятся только в акустическом варианте без

усиления голоса микрофоном и под аккомпанемент фортепиано.

Психологический

настрой

преподавателя

и

его

методическая

подготовленность к уроку.

Постоянный контакт с родителями ребенка с ОВЗ.

При необходимости,

все нюансы занятия следует заранее

обсудить с мамой

(текущий

психологический

и

эмоциональный

настрой

ребенка,

готовность

ребенка к усвоению новых знаний, предпочтительные темы песен, любимые

упражнения, степень готовности домашнего задания и т.д.).

II. СТРУКТУРА УРОКА

Вводная часть.

Рекомендации по структуре урока с незрячими детьми схожи.

Напомню, что общение – это одно из главных составляющих, для чего

именно приходит к вам ребенок с ОВЗ.

Присутствие родителей (чаще всего

– мамы)

на всех занятиях

в течение

первого

года

обучения обязательно.

Родители

зависимости

отпсихологического настроя, степени самостоятельности ребенка

и усвоения

программы)

могут

также

присутствовать

на

занятиях выборочно и

на

протяжении всех лет обучения.

1. Игровые упражнения для формирования фонационного дыхания и правильной

дикции.

См. «Примерная структура индивидуального урока для детей с нарушением

зрения. Учебный предмет «Эстрадное пение» (вид урока - комбинированный).

Рекомендации схожи за исключением выбора оптимального для ребенка с ДЦП

темпа урока и меньшего количества упражнений.

2.

Игровое распевание.

См. «Примерная структура индивидуального урока для детей с нарушением

зрения. Учебный предмет «Эстрадное пение» (вид урока - комбинированный).

Рекомендации схожи за исключением выбора оптимального для ребенка с ДЦП

темпа урока и меньшего количества упражнений.

3.

Корректировка эмоционального и физического состояния ученика.

См. «Примерная структура индивидуального урока для детей с нарушением

зрения. Учебный предмет «Эстрадное пение» (вид урока - комбинированный).

Рекомендации схожи.

4.

Исполнение песен (проверка домашнего задания, новый музыкальный

материал).

См. «Примерная структура индивидуального урока для детей с нарушением

зрения. Учебный предмет «Эстрадное пение» (вид урока - комбинированный).

Рекомендации схожи только в пункте «проверка домашнего задания».

Учитывая

особенности

психического

развития

ребенка

с

ДЦП,

педагогическая установка должна быть только позитивной.

Речь преподавателя должна быть доверительной, спокойной, сдержанной.

Чаще хвалите ребенка, подчеркивайте успехи, решайте

непосредственно на

уроке возникшие трудности.

Довольно часто

невропатический вариант инфантилизма, который

проявляется в несамостоятельности, повышенной внушаемости, пугливости, и

неуверенности в своих силах мешает восприятию ребенком нового учебного

материала на уроке. В моей практике был случай, когда девочка с ДЦП почти год

чрезвычайно раздражительно реагировала на мои попытки разучить с ней что –

то

новое

на

уроке.

Приходилось

придумывать

очень

много

способов

привлечения ее внимания:

песня (упражнение) тщательно

разучивались на

уроке с мамой – и ребенок постепенно втягивался в этот процесс; все вместе

обучали игрушки – учили песенки с зайчиками, мишками и др; заранее

договаривались с мамой, какие песни будут разучиваться на следующем занятии,

чтобы дома можно было заранее подготовить ребенка (дать послушать песню в

записи, разучить текст песни).

5.

Подведение

итогов

занятия,

информация

о

домашнем

задании,

инструктаж по его выполнению.

См. «Примерная структура индивидуального урока для детей с нарушением

зрения. Учебный предмет «Эстрадное пение» (вид урока - комбинированный).

Рекомендации схожи.

Особенности детей с расстройствами аутистического спектра.

Что такое расстройства аутистического спектра (РАС)? Какие общие

особенности характеризуют детей с РАС?

РАС – спектр психологических характеристик, описывающих широкий

круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии

и

коммуникациях,

а

также

жестко

ограниченных

интересов

и

часто

повторяющихся поведенческих актов.

В расстройство аутического спектра

входят:

аутизм

(«autismus» : от

греч.

Autos

(«сам»)

«ненормальное

самолюбование») –

синдром

Каннера;

синдром

Аспергера;

детское

дезинтегративное

расстройство;

неспецифическое

первазивное

нарушение

развития.

Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и

свертсниками, уходе в себя, отсутствие или атипичность реакций на внешние

воздействия,

пассивности

и

сверхранимости

в

контактах

со

средой,

«погружение» в свой собственный мир.

Представленное определение дает

понимание о наиболее выраженных дефицитах, которые оказывают негативное

влияние на учебный процесс.

Среди общих особенностей аутичных детей можно назвать: снижение или

даже отсутствие

потребности

в общении – «экстремальное одиночество»,

«отрешенность», погруженность в мир собственных переживаний; стремление

к

постоянству

(«бесконечное

повторение

однообразного

поведения»)

стереотипность

в

движениях

и

манипуляциях

с

предметами,

пристрастие

к

одним и тем же играм; захваченность стереотипными интересами – одной темой

в

разговоре,

в

речи

(повторение

одних

и

тех

же

звуков,

слов,

фраз);

обедненность,

однообразие,

неадекватность

эмоций,

искаженность

эмоционального реагирования, часто сочетающиеся с повышенной ранимостью;

отсутствие

фиксации

взгляда,

непереносимость

взгляда

в

глаза;

раннее

проявление страхов; особая характерная задержка и нарушение развития речи

(эхолалия, большое количество слов –штампов и фраз –штампов, отсутствие

обращений в речи, не используют мимику и жесты; необычный темп, ритм ,

мелодика, интонации речи), недостаточность использования речи как средства

коммуникации.

Обязательным условием успешного обучения и воспитания аутичного

ребенка является установление эмоционального контакта с ним, определение

мотивации

и

формирование

заинтересованности

в

результатах

предстоящей

деятельности.

Контакт с родителями ребенка обязателен на протяжении всего периода

обучения.

Исключается любое давление или нажим (даже прямое обращение к

ребенку), программа обучения строится с опорой на те виды деятельности, в

которых ребенок успешен, важно избегать приемов формального механического

научения.

Учитывая стереотипию

поведения

и

деятельности

аутичного

ребенка, обучать его нужно сразу тому, что будет необходимо в его дальнейшей

учебной деятельности.

Примерная структура индивидуального урока

для детей с РАС.

Учебный предмет «Эстрадное пение»

(вид урока - комбинированный)

Применительно к структуре музыкального занятия для детей с аутизмом –

это

дозированная

коммуникация

на

уровне

«учитель

–ученик»

без

форсирования и с сохранением дистанции;

чередование сложных и легких

заданий; дозированное введение новизны; формирование учебного стереотипа

(последовательная индивидуальная подача материала, не нарушая стереотипа

поведения

в рамках занятия), например: весь урок посвящаем одной теме –

«Домашние животные».

Хорошо зарекомендовали себя тематические занятия о кошках и собаках.

Далее

выстраиваем

структуру

урока

(например,

«Путешествие

песика

Барбосика»)

таким

образом,

чтобы

все

виды

деятельности

ребенка

(упражнения, игры, наглядные пособия, мягкие игрушки) были связаны между

собой и подготавливали собственно разучивание песни «О пёсике Барбосике».

1.Упражнения

на

дыхание

(дышим

как

пёсик:

Барбосик

отправился

в

путешествие; испугался чего –то, побежал; устал, прилег отдохнуть.

И т.п.).

Тактично напоминаем ребенку о правильной певческой установке.

2.

и

3.

Фонопедические

упражнения,

игры,

распевки

и

корректировка

эмоционального и физического состояния ученика.

Фонопедические упражнения: песик лает, скулит, рычит.

Работа над артикуляцией и дикцией: корректировка артикуляционных

проблем осуществляется на основе выбора из текста песни нескольких

словосочетаний, представляющих

как сложность для ребенка, так и

довольно лёгких для проговаривания.

Игра

(динамическая

пауза,

смена

вида

деятельности,

можно

использовать мягкие игрушки) на основе содержания песни – Барбосик

идет на День рождения к Зайчику. Танец Зайчика можно «исполнить»,

используя

музыкальный

материал

песни.

Можно

использовать

осторожностью, учитывая

гиперчувствительность ребенка к резким

звукам)

детские

шумовые

инструменты

и

исполнить

ритмический

рисунок мелодии песни.

Распевка:

Барбосик поёт -

распевка

на мотиве мелодии «О песике

Барбосике».

4. Разучивание и исполнение песни «О песике Барбосике».

Важно придерживаться особого замедленного темпа ведения занятия, с

дозированным,

но

достаточным

для

усвоения

материала

количеством

повторений.

Дети

с

аутизмом

могут

иметь

серьезные

проблемы

с

гиперчувствительностью

к

прикосновениям,

визуальным

стимулам,

громким

звукам и яркому свету. Кроме этого, у таких детей часты случаи нарушения

сна. Это выражается в повышенной раздражительности и агрессивности. Как ни

странно, такое поведение помогают скорректировать подвижные игры.

При

первых

признаках

усталости

ребенка

(резкая

смена

настроения,

проявление

агрессии,

попытки

нанести

себе

повреждения)

сразу

прекратить занятие.

5. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании, инструктаж

по его выполнению.

Подведение итогов занятия проводится в виде

похвалы и подчеркивания

успехов ребенка. Информация о домашнем задании (если оно необходимо), а

также инструктаж по его выполнению даётся только родителям ребенка

Какими личностными качествами должен обладать преподаватель.

Профессионально –личностная готовность преподавателя к работе с детьми с ОВЗ

предполагает сформированность целого комплекса качеств, направленного не только

на обучение и воспитание ребенка, но и на его комфортное состояние в классе и

дома. Преподаватель должен обладать интегральными личностными качествами:

доброжелательность, терпение, любовь к детям, умением создать

комфортную

атмосферу на занятии.

Преподаватель должен обладать такими личностными качествами как:

милосердие,

эмпатия (способность понимать, сопереживать, поставить себя на место ребенка),

толерантность,

педагогический оптимизм,

достаточным уровнем контроля и саморегуляции,

использовать поток информации о ребенке для оптимизации педагогической работы,

креативность,

творческим подходом к решению проблем,

перцептивными умениями

(способностью определять эмоциональное состояние

воспитанника

по

его

внешнему

виду,

жестам,

мимике,

движениям),

самокритичностью и чувством юмора;

умением мгновенно реагировать на малейшие изменения в поведении и настроении

ребенка, переключив его внимание на более комфортный вид деятельности (игра,

беседа, шутка, веселый рассказ, любимая песня, любимые воспоминания ребенка и

т.д.).

Я работаю с детьми с ОВЗ в индивидуальной и инклюзивной форме более

10 лет, и убедилась в том, что некоторые рекомендации по работе с «иными детьми»,

которые в огромном количестве

можно сейчас

найти на просторах Интернета,

красивы, удобны и правильны с точки зрения

методики преподавания, веяний

времени

в

применении

на

практике

оказываются

нежизнеспособными,

неконкретными и, я бы сказала, слегка надуманными.

Я не призываю преподавателей не изучать материалы по обучению и

воспитанию

детей с ОВЗ,

нет, это

необходимо. Преподаватели ДШИ, ДМШ

должны иметь соответствующие навыки, специальные знания и умения для работы с

детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ. Но я уверена, что именно, психологическая

готовность самого

преподавателя обучать

и развивать

детей с особыми

образовательными

потребностями, личностные

качества

и

опыт

коллег

практиков

должны

стать основополагающими в

разработке особой методики

преподавания занятий детям с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горлова Н.А. Современные дошкольники: какие они?// Обруч: образование,

ребенок, ученик. 2009. № 1. С. 3-6.

2. Играем и поём! Методическое пособие с аудиоприложением для

преподавателей ДМШ и ДШИ / автор –составитель Е.А. Проняева. – Тула, 2016

г. – 78 с.

3. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в

вопросах и ответах. Направления, формы и особенности обучения и

воспитания. Инструктивно –методические материалы/ сост. Е. А. Лапп, Е.В.

Шипилова.- Волгоград: Учитель, 2016. – 199 с.

4. Поколение в памперсах или коллективный портрет современного

дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9.

5. Поколение невнимательных. Интервью с Т. Ахутиной // «Школьный

психолог».

6. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.:

Дрофа. 2008. 270 с.

7. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого –педагогических

исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его

развития // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства

образования и науки Российской Федерации. 2010. № 4. С. 20 -32.



В раздел образования