Автор: Лесина Ирина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: г.Тамбов МБДОУ "Детский сад №68 "Светлячок"
Населённый пункт: г. ТАМБОВ
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Кто как зимует?
Раздел: дошкольное образование
Конспект
в старшей группе
тема: «Кто как зимует»
Цель: Расширение и уточнение представлений детей об образе жизни,
приспособленности диких животных, птиц, насекомых, рыб, к зиме.
Задачи:
закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;
уточнить представление о том, как они готовятся к зиме;
развивать умение детей рассуждать и делать выводы;
формировать навыки грамматически правильно строить своё высказывание,
отвечать на вопросы полным предложением;
развивать логическое мышление, внимание, память;
воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям,
птицам, насекомым.
Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные,
зимующие (осёдлые) птицы, земляная лягушка.
Оборудование:
презентация «Кто как зимует»;
карточки к дидактическим играм;
звукозапись с голосами зверей и птиц;
фланелеграф;
Предварительная работа: чтение художественной литературы о жизни животных,
отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Чей
хвост?», «Кто это?», «Четвёртый лишний» рассматривание альбома «Дикие
животные», чтение энциклопедии о животных
.
Содержание НОД:
В: Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена,
корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях.
- Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?
- Что спасает их от зимней стужи? (тёплые шубки)
- Что спасает их от хищников? (быстрые ноги)
Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.
-А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался
бы серый. Что тогда? (его легко мог увидеть хищник или охотник)
-Почему же не страшен холод зверям? (потому что они подготовились к зиме)
- Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме
медведь?
Ответы детей
Медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником.
Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху
прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней
шалаш. Так получается берлога.
Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до
самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.
Зимой у мамы рождаются медвежата.
В: - Ребята, а почему именно зимой у медведицы рождаются медвежата?
Д: - У медведицы рождаются именно зимой медвежата, потому что только зимой у
медведицы есть свой «дом» - берлога.
В: - А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями?
Д: - Если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые. У
них не рождались бы медвежата.
В:- Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое
время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?
Д: - Медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи
бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень
опасен.
В: - Как готовится к зиме белка?
Д: - Белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки
и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.
Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая
шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.
В: - Что делает ёж, чтобы пережить зиму?
Д:- Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает
гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.
В: - Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц,
лиса и волк нет?
Д: - Зимой они не спят, а охотятся.
В:- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу?
Д: - Лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх.
Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на
снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой
она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса
заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.
В: - А представьте себе, что было, если бы ни лисы охотились на зайцев, а наоборот:
зайцы на лис?
Д: - Тогда бы лисе пришлось менять свою рыжую шубу на белую, чтобы её не было
видно на снегу. И, может быть, научиться не бегать, а прыгать, чтобы быстро убегать
от охотника.
В: - Как проводит зиму заяц?
Д: - Заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он
обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.
В: - Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как?
Например, зайцам?
Д:- Нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать
сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.
В: - Как называются зайчата, которые рождаются зимой?
Д:- Они называются «настовиками».
В:- Почему?
Д:- Маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.
В: - Что можно сказать про волков?
Д: - Волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких
запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями,
поэтому очень опасны.
В: - Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть.
Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен,
потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.
А теперь давайте поговорим о том, как зимуют птицы.
Д: - Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать здесь.
В: - Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края?
Д:- Птицы, которые улетают в тёплые края, называются перелётные.
В:- Назовите их.
Д: - Ласточки, скворцы, жаворонки, утки, стрижи, грачи.
В: - Как называются птицы, которые остаются зимовать здесь?
Д: - Птицы, которые остаются на зиму здесь называются зимующие (осёдлые).
В: - Назовите их.
Д: - Вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири.
В: - Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края?
Д: - Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем
питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму.
В: - Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением
холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А
представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами?
Д: - Тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там.
В: - А если бы у нас всё время было бы лето?
Д: - Тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас.
В: - А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
Д: - Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные
зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок
под крыльями, самое ужасное – голод.
В: - Ну и чем же питаются птицы зимой?
Д: - Птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле
клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало.
В: - А почему нельзя обрывать рябину? Кому она может пригодиться?
Д:- Рябиной питаются снегири.
В: - Да, ребята, зимой птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у
людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и
голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе
они могут погибнуть.
Как можно помочь птицам?
Д: - Нужно делать кормушки, насыпать туда корм.
В: - А где, ребята, проводят зиму насекомые?
Д:- Зимой насекомые не летают. Они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и
кустарников, под листья, в землю. Бывает, что они забиваются в щелочки.
В: - Что было бы, если они не прятались?
Д: - Если бы насекомые зимой не спрятались, то замёрзли, погибли бы.
В: - Правильно. А как зимуют лягушки? Рыбы? Дети?
Д: - Рыбы и лягушки опускаются на дно рек, озёр и там спят. Лягушки закапываются в
ил. Если лягушка земляная, то она прячется в землю. С наступлением весны они
просыпаются.
В: - А вы знаете, что трудно зимой бывает и рыбам? Воздух не проходит через лёд и
воду, и рыбы часто погибают от его недостатка. Как им можно помочь?
Д: - Зимой во льду надо проделывать проруби (лунки).
В: - Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем: и зверям, и
птицам, и рыбам. Иначе, они могут погибнуть.
Есть даже пословицы об этом. Какие?
Пословицы.
1.
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
2.
Кто умеет добрым быть, то сможет природу беречь и любить.
3.
Лес зимой, словно седой.
4.
По снегу грибы не ищи.
В: - А теперь поиграем. Игра называется «Четвёртый лишний». Посмотрите на
картинки и скажите, какая картина лишняя и почему?
1.
ворона-ласточка-заяц-воробей
2.
журавль-голубь-синица-медведь
3.
волк-лиса-барсук-ворона
4.
медведь-барсук-белка-ворона
5.
бабочка-стрекоза-лиса-комар
6.
жук-заяц-муравей-таракан
7.
окунь-карась-муравей-щука
8.
олень-лось-ёж-карась
9.
муха-заяц-бабочка-пчела
10. шмель-сом-карп-карась
А теперь другая игра: «Закончи предложение»
1.
Лиса бегает, а заяц….прыгает
2.
Лиса тявкает, а волк….воет
3.
Белка зимой серая, а заяц….белый
4.
Сорока летает днём, а сова…ночью
5.
У зайца длинные уши, а у лисы длинный ….хвост
6.
Лиса живёт в норе, а медведь… в берлоге
7.
Ворона чёрная, а лебедь…белый
8.
У оленя ноги длинные, а у ежа…короткие
9. Медведь ходит медленно, а заяц прыгает… быстро
В: - Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Где побывали? Что
узнали нового? Что понравилось?