Напоминание

Кто как зимует?


Автор: Лесина Ирина Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: г.Тамбов МБДОУ "Детский сад №68 "Светлячок"
Населённый пункт: г. ТАМБОВ
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Кто как зимует?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

в старшей группе

тема: «Кто как зимует»

Цель: Расширение и уточнение представлений детей об образе жизни,

приспособленности диких животных, птиц, насекомых, рыб, к зиме.

Задачи:

закрепить имеющиеся у детей знания о том, как зимуют дикие звери и птицы;

уточнить представление о том, как они готовятся к зиме;

развивать умение детей рассуждать и делать выводы;

формировать навыки грамматически правильно строить своё высказывание,

отвечать на вопросы полным предложением;

развивать логическое мышление, внимание, память;

воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям,

птицам, насекомым.

Словарная работа: стужа, хищник, ельник, медведь-шатун, «наставник», перелётные,

зимующие (осёдлые) птицы, земляная лягушка.

Оборудование:

презентация «Кто как зимует»;

карточки к дидактическим играм;

звукозапись с голосами зверей и птиц;

фланелеграф;

Предварительная работа: чтение художественной литературы о жизни животных,

отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры: «Чей

хвост?», «Кто это?», «Четвёртый лишний» рассматривание альбома «Дикие

животные», чтение энциклопедии о животных

.

Содержание НОД:

В: Пришла на землю зима. Потонул лес в снегу, и спрятались под ним плоды и семена,

корни растений. Нет ни травки, ни листьев на деревьях.

- Ребята, а как вы думаете, боятся ли звери, которые живут в лесу, зимы?

- Что спасает их от зимней стужи? (тёплые шубки)

- Что спасает их от хищников? (быстрые ноги)

Звери сменили свои летние шубки на более тёплые зимние, поменяли их окраску.

-А что было бы, если звери не меняли окраску? Представьте, что зайчик зимой остался

бы серый. Что тогда? (его легко мог увидеть хищник или охотник)

-Почему же не страшен холод зверям? (потому что они подготовились к зиме)

- Расскажите, ребята, как подготовились звери к зиме. Как, например, готовился к зиме

медведь?

Ответы детей

Медведь ещё осенью отыскивает яму на склоне холма, заросшим частым ельником.

Когтями мишка надирает узкие полоски еловой коры и складывает их в яму, а сверху

прикрывает мхом, подгрызает ёлочки вокруг ямы, так что они образуют над ней

шалаш. Так получается берлога.

Медвежьего корма в лесу нет зимой. Медведь залегает в неё поздней осенью и спит до

самой весны. Живёт он за счёт жира, который накопил в своём теле ещё летом.

Зимой у мамы рождаются медвежата.

В: - Ребята, а почему именно зимой у медведицы рождаются медвежата?

Д: - У медведицы рождаются именно зимой медвежата, потому что только зимой у

медведицы есть свой «дом» - берлога.

В: - А представьте себе, что зима не наступила. Что было тогда с медведями?

Д: - Если бы не наступила зима, то медведи всё время ходили бы по лесу. Были злые. У

них не рождались бы медвежата.

В:- Да, было бы очень плохо и не правильно. Значит хорошо, что существует такое

время года, как зима. Кто ещё хочет добавить о медведях?

Д: - Медведь, которого подняли среди зимы, становится «шатуном». В поисках пищи

бродит по лесу, нападает на диких и домашних животных. В это время он очень

опасен.

В: - Как готовится к зиме белка?

Д: - Белка в дупле дерева делает себе кладовую, в которую складывает лесные орешки

и шишки. Кроме того, белка собирает грибы, сушит их на сучках сосны.

Белка делает запасы и всю зиму их ест. От холодов белку спасает пушистая тёплая

шубка, которая зимой меняет свою окраску: с рыжей на серую.

В: - Что делает ёж, чтобы пережить зиму?

Д:- Ёж на зиму устраивается на спячку. В ямке или под корнями дерева он устраивает

гнездо, в которое на иголках притаскивает опавшие листья. Там он спит до весны.

В: - Почему к зиме медведь и барсук накапливают жир, белка делает запасы, а заяц,

лиса и волк нет?

Д: - Зимой они не спят, а охотятся.

В:- Как охотится лиса? Как она зимой выслеживает свою добычу?

Д: - Лиса выслеживает свою добычу по следам и по запаху. У неё очень хороший нюх.

Охотится лиса в основном на зайцев и мышей. Она тщательно вынюхивает следы на

снегу, отыскивает норки мышат под снегом и ловит их. У лисы есть нора, в которой

она спит (но ни, как медведь, всю зиму) и тёплая шуба. Пушистым хвостом лиса

заметает следы. Ещё лиса может питаться ежами, сусликами и хорьками.

В: - А представьте себе, что было, если бы ни лисы охотились на зайцев, а наоборот:

зайцы на лис?

Д: - Тогда бы лисе пришлось менять свою рыжую шубу на белую, чтобы её не было

видно на снегу. И, может быть, научиться не бегать, а прыгать, чтобы быстро убегать

от охотника.

В: - Как проводит зиму заяц?

Д: - Заяц надевает белоснежную шубку, только кончики ушей остаются чёрными. Он

обгладывает кору с молодых осин и фруктовых деревьев. Ещё зайцы кормятся сеном.

В: - Да, тем зверям, которые ничего не запасли себе на зиму, нужно помогать. Как?

Например, зайцам?

Д:- Нужно их подкармливать: развешивать в лесу заготовленные ветки, раскладывать

сено, морковь, листья капусты, орехи и жёлуди.

В: - Как называются зайчата, которые рождаются зимой?

Д:- Они называются «настовиками».

В:- Почему?

Д:- Маленькие зайчата появляются тогда, когда на снегу образуется наст.

В: - Что можно сказать про волков?

Д: - Волки зимой очень злые, потому что голодные. На зиму они не делают никаких

запасов, поэтому всю зиму рыщут в поисках добычи. Обычно они ходят стаями,

поэтому очень опасны.

В: - Да, ребята, не боятся звери зимы. От стужи их спасает тёплая пушистая шерсть.

Меняется окраска, чтобы лучше спрятаться от хищников. И голод им не так страшен,

потому что они сделали себе запасы и всю зиму питаются ими.

А теперь давайте поговорим о том, как зимуют птицы.

Д: - Одни птицы улетают в тёплые края, а другие остаются зимовать здесь.

В: - Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края?

Д:- Птицы, которые улетают в тёплые края, называются перелётные.

В:- Назовите их.

Д: - Ласточки, скворцы, жаворонки, утки, стрижи, грачи.

В: - Как называются птицы, которые остаются зимовать здесь?

Д: - Птицы, которые остаются на зиму здесь называются зимующие (осёдлые).

В: - Назовите их.

Д: - Вороны, воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири.

В: - Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

Д: - Перелётные птицы улетают в тёплые края, потому что боятся холодов. Им нечем

питаться. Они не приспособлены делать запасы корма на зиму.

В: - Летом эти птицы живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением

холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. А

представьте себе, что зима не проходит. Что тогда было бы с перелётными птицами?

Д: - Тогда птицы не вернулись бы к нам с юга. Навсегда остались жить там.

В: - А если бы у нас всё время было бы лето?

Д: - Тогда птицы никуда не улетали бы, а жили у нас.

В: - А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

Д: - Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные

зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок

под крыльями, самое ужасное – голод.

В: - Ну и чем же питаются птицы зимой?

Д: - Птицы зимой питаются семенами различных растений, остатком пищи. На земле

клюют овёс, пшено, хлебные крошки. Синички любят не солёное сало.

В: - А почему нельзя обрывать рябину? Кому она может пригодиться?

Д:- Рябиной питаются снегири.

В: - Да, ребята, зимой птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у

людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и

голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе

они могут погибнуть.

Как можно помочь птицам?

Д: - Нужно делать кормушки, насыпать туда корм.

В: - А где, ребята, проводят зиму насекомые?

Д:- Зимой насекомые не летают. Они спят, запрятавшись в трещины коры деревьев и

кустарников, под листья, в землю. Бывает, что они забиваются в щелочки.

В: - Что было бы, если они не прятались?

Д: - Если бы насекомые зимой не спрятались, то замёрзли, погибли бы.

В: - Правильно. А как зимуют лягушки? Рыбы? Дети?

Д: - Рыбы и лягушки опускаются на дно рек, озёр и там спят. Лягушки закапываются в

ил. Если лягушка земляная, то она прячется в землю. С наступлением весны они

просыпаются.

В: - А вы знаете, что трудно зимой бывает и рыбам? Воздух не проходит через лёд и

воду, и рыбы часто погибают от его недостатка. Как им можно помочь?

Д: - Зимой во льду надо проделывать проруби (лунки).

В: - Да, ребята, мы обязательно должны помочь пережить зиму всем: и зверям, и

птицам, и рыбам. Иначе, они могут погибнуть.

Есть даже пословицы об этом. Какие?

Пословицы.

1.

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

2.

Кто умеет добрым быть, то сможет природу беречь и любить.

3.

Лес зимой, словно седой.

4.

По снегу грибы не ищи.

В: - А теперь поиграем. Игра называется «Четвёртый лишний». Посмотрите на

картинки и скажите, какая картина лишняя и почему?

1.

ворона-ласточка-заяц-воробей

2.

журавль-голубь-синица-медведь

3.

волк-лиса-барсук-ворона

4.

медведь-барсук-белка-ворона

5.

бабочка-стрекоза-лиса-комар

6.

жук-заяц-муравей-таракан

7.

окунь-карась-муравей-щука

8.

олень-лось-ёж-карась

9.

муха-заяц-бабочка-пчела

10. шмель-сом-карп-карась

А теперь другая игра: «Закончи предложение»

1.

Лиса бегает, а заяц….прыгает

2.

Лиса тявкает, а волк….воет

3.

Белка зимой серая, а заяц….белый

4.

Сорока летает днём, а сова…ночью

5.

У зайца длинные уши, а у лисы длинный ….хвост

6.

Лиса живёт в норе, а медведь… в берлоге

7.

Ворона чёрная, а лебедь…белый

8.

У оленя ноги длинные, а у ежа…короткие

9. Медведь ходит медленно, а заяц прыгает… быстро

В: - Спасибо вам, ребята, вы порадовали меня своими знаниями. Где побывали? Что

узнали нового? Что понравилось?



В раздел образования