Напоминание

Сложные слова


Автор: Лысенко Арина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 12
Населённый пункт: г. Хилок
Наименование материала: План-конспект урока по русскому языку
Тема: Сложные слова
Раздел: начальное образование





Назад




Русский язык

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ

.

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»

Цель: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать

чувство языка.

Задачи:

1.

Учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных о и е.

2.

Повторить орфограммы.

3.

Развивать орфографическую зоркость, память, мышление, операции анализа и синтеза.

4.

Развивать речь учащихся: расширять словарный запас.

5.

Воспитывать любовь к русскому языку, чувство товарищества и взаимопомощи, аккуратность в работе

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

1.

Организационный

момент

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Девочки и мальчики, садитесь, пожалуйста.

-Меня зовут Арина Александровна , сегодня я проведу у вас урок рус-

ского языка.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

Уметь

организовывать

свою

дея-

тельность

2. Актуализация

– Откройте тетрадь.

Познавательные УУД

знаний.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

1. Повторение.

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.

Орфограммы-буквы

гласных

и

орфограммы-буквы

согласных

часто

собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о

них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они

шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от

них оставалось.

Учитель вывешивает таблички (либо они появляются на слайде).

Безударные согласные удвоенные непроизносимые

– Вспомните полные названия этих орфограмм.

2. Работа в парах.

– Приведите примеры слов с этими орфограммами.

3. Словарная работа.

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы скорее их найдите,

Правильно слова спишите.

На доске запись:

Шыроко, голупь, ворабьи, мухолофка.

1.Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.

2. Составьте предложение со словом мухоловка.

3. Выделите корень в слове мухоловка.

1. Развиваем умения извлекать

информацию из схем,

иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в

виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности

объектов.

4. На основе анализа объектов

делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать

по признакам.

6. Ориентироваться на развороте

учебника.

7. Находить ответы на вопросы в

иллюстрации.

Ученик работает у доски.

3.Формулировани

е проблемы,

планирование

деятельности.

Поиск решения.

4.Физ. минутка

5.Развитие умений

– Я увидела в тетрадях учеников следующее:

– Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в

слове мухоловка?)

– Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.)

Запись на доске:

мухоловка – ловит мух.

– Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.

– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.

– Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?

– Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня.)

– Ребята, как вы

думаете, какая тема нашего, сегодняшнего урока?

(Сложные слова)

- Давайте поставим цель урока.

–Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, 2 – нагнулся, 3 – нагнулся.

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на мысочки встать.

Упр.

124

развивается

умение

определять

лексическое

значение

сложных слов с опорой на значение двух корней.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать

своё предположение на основе

работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной

задачей.

3. Прогнозировать предстоящую

работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и

личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и

понимать других.

2. Строить речевое высказывание в

соответствии с поставленными

задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной

форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать

своё отношение к героям, выражать

свои эмоции.

2. Оценивать поступки в

соответствии с определённой

–применение

знания.

Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с

каждым словом только опорные сочетания:

Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать

волны и т.д.

- Давайте с вами сделаем вывод, что такое сложные слова? А теперь

давайте сравним с авторским определением.

Работа с определением (с. 106).

Какие

слова

называются

сложными?

Прочитайте

определение

и

сравните со своей формулировкой. Нарисуйте схему сложного слова. ( )

Приведите свой пример сложного слова.

Работа по учебнику.

а) Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.

Коллективное выполнение задания с мотивацией выбора слова.

– Из каких слов сложилось это слово?

– Сколько в нём корней? (Два.)

– Выпишите это слово и выделите в нём корни.

б ) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных.

Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах

выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так

как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же

слово, например вода.

В

какой

группе

оказалось

слово водопад?

(Мнения

могут

разделиться.)

– Объясните,

что

обозначает

слово водопад.

(Поток

воды,

который

падает с высоты.)

– В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)

– Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе

ситуацией.

3. Формируем мотивацию к

обучению и целенаправленной

познавательной деятельности.

однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с

корнем пад-.)

ΙV. Итог урока.

Итак,

ребята,

давайте

закрепим

наши

знания,

полученные

на

сегодняшнем уроке, выполнив задания на карточках.

– О каких словах вы сегодня узнали?

– Что такое сложные слова?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

V. Домашнее

задание.

Упр.1 стр. 115



В раздел образования