Автор: Лысенко Арина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 12
Населённый пункт: г. Хилок
Наименование материала: План-конспект урока по русскому языку
Тема: Сложные слова
Раздел: начальное образование
Русский язык
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
И ИХ ПРАВОПИСАНИЕ
.
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова»
Цель: путём наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова, развивать
чувство языка.
Задачи:
1.
Учить составлению и записи сложных слов при помощи соединительных гласных о и е.
2.
Повторить орфограммы.
3.
Развивать орфографическую зоркость, память, мышление, операции анализа и синтеза.
4.
Развивать речь учащихся: расширять словарный запас.
5.
Воспитывать любовь к русскому языку, чувство товарищества и взаимопомощи, аккуратность в работе
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
1.
Организационный
момент
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Девочки и мальчики, садитесь, пожалуйста.
-Меня зовут Арина Александровна , сегодня я проведу у вас урок рус-
ского языка.
Личностные: самоопределение
Регулятивные:
Уметь
организовывать
свою
дея-
тельность
2. Актуализация
– Откройте тетрадь.
Познавательные УУД
знаний.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
1. Повторение.
В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.
Орфограммы-буквы
гласных
и
орфограммы-буквы
согласных
часто
собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о
них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они
шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от
них оставалось.
Учитель вывешивает таблички (либо они появляются на слайде).
Безударные согласные удвоенные непроизносимые
– Вспомните полные названия этих орфограмм.
2. Работа в парах.
– Приведите примеры слов с этими орфограммами.
3. Словарная работа.
Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы скорее их найдите,
Правильно слова спишите.
На доске запись:
Шыроко, голупь, ворабьи, мухолофка.
1.Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.
2. Составьте предложение со словом мухоловка.
3. Выделите корень в слове мухоловка.
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Ученик работает у доски.
3.Формулировани
е проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения.
4.Физ. минутка
5.Развитие умений
– Я увидела в тетрадях учеников следующее:
– Какой вопрос возникает? (Кто из учеников прав? Сколько корней в
слове мухоловка?)
– Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.)
Запись на доске:
мухоловка – ловит мух.
– Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.
– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.
– Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?
– Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня.)
– Ребята, как вы
думаете, какая тема нашего, сегодняшнего урока?
(Сложные слова)
- Давайте поставим цель урока.
–Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, 2 – нагнулся, 3 – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на мысочки встать.
Упр.
124
–
развивается
умение
определять
лексическое
значение
сложных слов с опорой на значение двух корней.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать
свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
–применение
знания.
Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с
каждым словом только опорные сочетания:
Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать
волны и т.д.
- Давайте с вами сделаем вывод, что такое сложные слова? А теперь
давайте сравним с авторским определением.
Работа с определением (с. 106).
–
Какие
слова
называются
сложными?
Прочитайте
определение
и
сравните со своей формулировкой. Нарисуйте схему сложного слова. ( )
Приведите свой пример сложного слова.
Работа по учебнику.
а) Упр. 122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.
Коллективное выполнение задания с мотивацией выбора слова.
– Из каких слов сложилось это слово?
– Сколько в нём корней? (Два.)
– Выпишите это слово и выделите в нём корни.
б ) Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных.
Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах
выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так
как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же
слово, например вода.
–
В
какой
группе
оказалось
слово водопад?
(Мнения
могут
разделиться.)
– Объясните,
что
обозначает
слово водопад.
(Поток
воды,
который
падает с высоты.)
– В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)
– Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с
корнем пад-.)
ΙV. Итог урока.
–
Итак,
ребята,
давайте
закрепим
наши
знания,
полученные
на
сегодняшнем уроке, выполнив задания на карточках.
– О каких словах вы сегодня узнали?
– Что такое сложные слова?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V. Домашнее
задание.
Упр.1 стр. 115