Автор: Паращук Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Криводановская СШ №22
Населённый пункт: поселок Криводановка
Наименование материала: рабочая программа
Тема: кружковая работа "Школа дорожных наук"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Криводановская средняя школа №22
Рабочая программа
кружковой работы по ПДД
«ШКОЛА ДОРОЖНЫХ НАУК»
Составила воспитатель
старшей группы:
Паращук Н.В.
Криводановка – 2020г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Успех
профилактики
дорожно-транспортных
происшествий
с
детьми
во
многом
зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых.
На занятиях кружка дети обучаются безопасному поведению на дороге,
дисциплинированности,
осторожности,
наблюдательности,
которые
помогут
им
адаптироваться к дорожной среде. Детей следует целенаправленно воспитывать и обучать
правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Работа кружка “Азбука дорожного движения” охватывает период с сентября по май
в течение года, занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня (35 ч в год)
Цель – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить
навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте,
соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Основные задачи:
1.
Обучение
детей
дошкольного
возраста
правилам
поведения
на
улицах,
ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми
машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения
на улицах города, населённых пунктов;
2.
Усвоение
норм
и
правил
поведения,
проявления
терпимости
к
антиобщественным поступкам;
3.
Формирование
у
детей
навыков
и
умений
наблюдения
за
дорожной
обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
4.
Воспитание
дисциплинированности
и
сознательного
выполнения
правил
дорожного
движения,
культуры
поведения,
выдержки
в
дорожно-
транспортном процессе.
Актуальность:
По
результатам
статистики,
ежегодно
на
дорогах
нашей
страны
совершается
десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.
Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой
общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов и
воспитывать дисциплинированных пешеходов в своих детях. Ведь правила дорожного
движения едины для детей и взрослых.
Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила
ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения
правил, при этом, не исказив их содержания.
Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко
ориентироваться
в
ближайшем
пространственном
окружении,
умел
наблюдать
и
правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих
ситуациях.
Программа кружковой деятельности «Азбука дорожного движения» разработана для того,
чтобы
дети
успешно
усвоили
правила
дорожного
движения,
узнали
для
чего
надо
соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях,
на
практике
применяли
свои
знания.
Программа
данного
кружка
–
это
работа
на
перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем
меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Ожидаемые результаты:
Образовательный:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
Воспитательный:
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Социальный
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных,
возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».
Чем
меньше
возраст
ребенка,
тем
легче
формировать
у
него
социальные
чувства
и
устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка
позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3.
Принцип
взаимосвязи
причин
опасного
поведения
и
его
последствия:
дорожно-
транспортного происшествия.
Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.
Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх
перед
улицей
и
дорогой
можно
вызвать
обратную
реакцию
(искушение
рискнуть,
перебегая
дорогу
или
неуверенность,
беспомощность
и
обычная
ситуация
на
дороге
покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности.
С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде,
опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать
восприятия
опасной
дорожной
среды,
показывать
конкретные
безопасные
действия
выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности.
Дошкольники
должны
понимать,
что
они
живут
в
обществе,
где
надо
соблюдать
определенные
нормы
и
правила
поведения.
Соблюдение
этих
правил
на
дорогах
контролирует ГИБДД.
6. Принцип самоорганизации, само регуляции и самовоспитания.
Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для
подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно,
необходимо воспитывать и родителей детей.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае
не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически,
постоянно.
В содержание работы кружка входят:
- словесные объяснения: беседы, рассказы, чтение художественной литературы;
- практические формы обучения: наблюдения, экскурсии, целевые прогулки.
- рассматривание иллюстраций;
- организация дидактических и сюжетно-ролевых игр;
- продуктивные виды деятельности: рисование, аппликация (на закрепление).
Материалы, используемые на занятиях:
Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;
Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые
машины,
автобусы,
поезда,
пожарные
и
почтовые
машины,
«скорая
медицинская помощь» и т. д.);
Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
Плакаты;
Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
Атрибуты
для
сюжетно-ролевых,
игр
в
регулировщиков,
водителей
и
пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
Дорожные знаки.
Сентябрь
1 неделя: Тема: “Здравствуй улица”
Цель: Расширить у детей знания об улице, её особенностях. Закреплять знания о
назначении тротуара, проезжей части. Воспитывать желание соблюдать Правила
дорожного движения.
2 неделя: Тема: “Улица полна неожиданностей”
Цель: Закрепить знания о частях улицы. Формировать представления об одностороннем,
двухстороннем движении.
3 неделя: Тема: “Как правильно переходить улицу”
Цель: Продолжить знакомить детей с улицей. Закрепить у детей знания о тротуаре,
проезжей части.
4 неделя: Тема: “Наши верные друзья на улицах. Что такое островки безопасности?”
Цель: Уточнить и закрепить правила поведения и передвижения автотранспорта и
пешеходов по улице. Закрепить у детей знания об “Островке безопасности”
Октябрь
1 неделя: Тема: “Транспорт (пассажирский, грузовой)”
Цель: Закрепить знания у детей о легковом, грузовом и пассажирском транспорте.
Развивать умение находить сходства и различия.
2 неделя: Тема: “История транспорта”
Цель: Расширить у детей знания об истории транспорта. Развить умение сравнивать
старинный транспорт с настоящим.
3 неделя: Тема: “Труд водителя”
Цель: Расширить знания детей о профессии водителя, о транспорте, показать его
общественную значимость.
4 неделя: Тема: “Машины специального назначения”
Цель: Дать детям представление о машинах специального назначения.
Ноябрь
1 неделя: Тема: “Наш друг Светофор”
Цель: Дать представление о работе светофора, его назначении. Закрепить у детей умения
различать цвета(красный, желтый, зеленый)
2 неделя: Тема: “В гостях у Светофора”
Цель: Познакомить детей с желтым сигналом светофора. Развить умение решать
проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы.
3 неделя: Тема: “Твой приятель – Светофор”
Цель: Познакомить детей с историей изобретения уличного светофора
4 неделя: Тема: “В гости к Бабушке Загадушке” (загадки – отгадки)
Цель: Закрепить знание ПДД у детей. Развивать мышление, внимание
Декабрь
1 неделя: Тема: “Дорожная азбука”
Цель: Познакомить детей с дорожными знаками “Осторожно, дети!”, “Пункт медицинской
помощи”, “Телефон”, “Пункт питания”. Воспитать внимание, культуру поведения в
общественных местах.
2 неделя: Тема: “Дорожные знаки. Учим дорожные знаки”
Цель: Закрепить у детей знания о дорожных знаках. Развивать умение находить дорожный
знак к дорожной ситуации. Воспитать внимание
3 неделя: Тема: “О чем разговаривает улица”
Цель: Углубить у детей знания о дорожных знаках: предупреждающие, запрещающие,
указательные и знаки сервиса. Развивать мышление. Воспитывать внимание,
сосредоточенность, чуткость, умение оказывать помощь друг другу.
4 неделя: Тема: “Путешествие в страну дорожных знаков”
Цель: Создать положительный эмоциональный настрой у детей. Вызвать желание знать и
соблюдать ПДД.
Январь
1 неделя: Тема: “Мы пешеходы”
Цель: Расширить детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитать
ответственность.
2 неделя: Тема: “Школа пешеходных наук”
Цель: Знакомить детей с пешеходным светофором. Развивать внимание. Воспитывать в
ребенке грамотного пешехода.
3 неделя: Тема: “Где можно и где нельзя играть”
Цель: Дать представления об опасных и безопасных местах для игр во дворе.
Февраль
1 неделя: Тема: “Мы пассажиры”
Цель: Расширять у детей знания о пассажирском транспорте. Развивать мышление,
память.
2 неделя: Тема: “Умные машины”
Цель: Расширять у детей знания о водном, воздушном, наземном транспорте. Развивать
речь
3 неделя: Тема: “Правила поведения в транспорте”
Цель: Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения.
Воспитывать культуру поведения в транспорте.
4 неделя: Тема: “Кто больше знает?” (загадки – отгадки)
Цель: Развивать у детей внимание, сообразительность, мышление.
Март
1 неделя: Тема: “Работа сотрудника ГИБДД”
Цель: Закрепить знания детей с работой сотрудника ГИБДД, со значением его жестов.
2 неделя: Тема: “Сигналы регулирования дорожного движения”
Цель: Закреплять у детей знания о сигналах регулировщика с помощью перфокарты.
Развивать память, внимание.
3 неделя: Тема: “Про правила дорожного движения”. Чтение книги С. Волкова
Цель: Закреплять знания ПДД,
4 неделя: Тема: КВН “Знатоки дорожных правил”
Цель: Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города. Закрепить
умение детей применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
Апрель
1 неделя: Тема: “Велосипед”
Цель: Знакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания детей о
средствах передвижения. Уточнять правила безопасности велосипедиста. Развивать
слуховое внимание, восприятие.
2 неделя: Тема: “Дорожные знаки”
Цель: Закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение
ориентироваться на листе бумаги.
3 неделя: Тема: “Перейди дорогу”
Цель: Развивать у детей внимание, умение выполнять действия по сигналу воспитателя.
4 неделя: Тема: “Викторина “Что? Где? Когда?”
Цель: Развивать мышление, речь, внимание.
Май
1 неделя: Тема: “Автомобиль”. Чтение
Цель: Знакомить детей с произведением Н. Носова “Автомобиль”. Обучать умению
оценивать поступки героев. Воспитывать желание соблюдать ПДД.
2 неделя: Тема: “Мой дом – моя улица”
Цель: Закреплять у детей представление об улице, умение отображать увиденное во время
прогулок, передавать свои впечатления.
3 неделя: Тема: “Это должен каждый знать обязательно на “пять”
Цель: Закреплять у детей знание Правил дорожного движения и умение соблюдать их в
жизни.
4 неделя: Тема: “Развлечение для родителей и детей “В стране дорожных знаков”
Цель: Проверить уровень знаний детей за год обучения.
Список литературы:
1.
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -
СПб.: Детство – Пресс, 2007.
2.
Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты,
кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.
3.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. –
М.: 2005.
4.
Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина
А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.