Автор: Вера Ивановна Краснова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Населённый пункт: село Дубровка, Оренбургская область
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ
Раздел: полное образование
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА
ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ
Тема
одаренности
вызывает
большой
интерес
в
различных
кругах
нашего
общества.
Это
связано
с
потребностью
общества
в
неординарной
творческой
личности.
Неопределенность
современной
окружающей
среды
требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности
нестандартного поведения, поэтому одной из приоритетных задач современного
общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие
одаренных
подростков,
реализацию
их
потенциальных
возможностей.
Личностная
доминанта,
ценность
таланта
и
нацеленность
человека
на
самореализацию
особенно
отражаются
на
такой
чувствительной
сфере
как
образование.
Переход
к
новой
образовательной
парадигме
сопровождается
усилением
внимания
к
одаренным
детям,
интеллектуальный
и
творческий
потенциал
которых
стал
рассматриваться
в
качестве
основного
капитала
государства.
Теоретический анализ в рамках исследуемой нами проблемы позволяет
рассматривать одаренность как интегральное проявление способностей, систем-
ное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет
возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими
людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности [2, с. 13]. Это
позволило выделить показатели и критерии одаренного подростка (табл.1).
Таблица 1
Уровневые показатели одаренного подростка
Критерии
Уровневые показатели
Высокий
Удовлетворительный
Допустимый
Инструментальный компонент
Наличие
спе-
цифических
стратегий
дея-
тельности
Выдвижение новых
целей деятельности
за счет более глу-
бокого
владения
предметом,
веду-
щее к новому виде-
нию ситуации
Использование
и
изобретение
новых
способов деятельно-
сти в условиях по-
иска решения в за-
данной ситуации
Быстрое освоение
деятельности
и
высокая
успеш-
ность ее выполне-
ния
Способность
видеть
изучае-
мый предмет в
системе
разно-
образных
свя-
зей
Ярко
выраженная
способность видеть
изучаемый предмет
в системе разнооб-
разных связей
Эпизодическое про-
явление
способно-
сти
видеть
изучае-
мый
предмет
в
си-
с т е м е
р а з н о о б-
разных связей
Наличие
слабых
способностей
ви-
деть предмет в си-
стеме
р а з н о о б-
разных связей
Наличие
про-
цедурных
зна-
Наличие
знаний о
способах
действия
Недостаточно проч-
ные знания о спосо-
Отсутствие
проч-
ности
знаний
о
ний
и
условиях
их
ис-
пользования
б а х
д е й с т в и я
и
условиях их исполь-
зования
с п о с о б а х
д е й-
ствия и условиях
их использования
Своеобразный
тип обучаемо-
сти
Сформированная
с п о с о б н о с т ь
к
самообучению
Частичное
проявле-
ние
способности
к
самообучению
Слабое
проявле-
ние
способности
к самообучению
Мотивационный компонент
Избирательная
чувствитель-
ность к опреде-
ленным сторо-
нам предмет-
ной действи-
тельности
Повышенная
изби-
рательная
чувстви-
тельность к опреде-
ленным
сторонам
предметной
дей-
ствительности
Наличие
и з б и р а-
тельной
чувстви-
тельности к опреде-
ленным
сторонам
предметной
д е й-
ствительности
Редкое
проявле-
ние
избиратель-
ной
чувствитель-
ности
к
опреде-
ленным
сторонам
предметной
дей-
ствительности
Познаватель-
ная потреб-
ность
Повышенная позна-
вательная
потреб-
ность,
проявление
любознательности,
готовность по соб-
ственной инициати-
ве выходить за пре-
делы исходных тре-
бований деятельно-
сти
Наличие
познава-
тельной
потребно-
сти, готовность вы-
ходить
за
пределы
исходных
требова-
ний
деятельности
под
руководством
учителя
Редкое
проявле-
ние
любознатель-
ности,
перено с
освоенных знаний
в новую ситуацию
с
подсказкой
пе-
дагога
Интерес к за-
нятиям или
сферам дея-
тельности
Ярко
выраженный
интерес к тем или
иным занятиям или
сферам
деятельно-
сти,
чрезвычайно
высокая
увлечен-
ность
каким-либо
предметом, наличие
таких
качеств
как
упорство
и
трудо-
любие
Проявление интере-
са к занятиям, сла-
бовыраженная увле-
ченно сть
ка к и м -
либо предметом
Слабовыражен-
ный интерес к за-
нятиям
или
сфе-
рам деятельности
Предпочтение
парадоксаль-
ной, противо-
речивой и
неопределен-
ной информа-
ции
Способность
к
по-
иску
нетрадицион-
ных
способов
ре-
шения задач, к при-
м е н е н и ю
р а н е е
приобретенных
специальных
зна-
ний в неспецифиче-
ских условиях
Ситуативное
прояв-
ление способности
к поиску нетрадици-
онных способов ре-
шения задач
Редкое
проявле-
ние
способности
к
п р и м е н е н и ю
специальных
зна-
ний в неспецифи-
ческих
условиях,
приятие стандарт-
ных, типичных за-
даний
и
готовых
ответов
Требователь-
ность к ре-
зультатам соб-
ственного тру-
да
Склонность ставить
сверхтрудные цели,
настойчивость в их
достижению,
стремление к совер-
шенству
Отсутствие
настой-
чивости в достиже-
нии целей
Низкая
требова-
тельность
к
ре-
зульт ат ам
с о б-
ственного
труда,
отсутствие стрем-
ления
к
совер-
шенству
В контексте данного исследования одаренность подростка мы понимаем
как сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены по-
знавательные,
эмоциональные,
волевые,
мотивационные,
психофизиологиче-
ские и другие сферы психики. Одаренность многолика, ее проявления зависят
от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется
своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного подростка.
Результаты
анкетирования
подростков,
а
также
учителей
на
констатирующем этапе исследования дают нам возможность еще раз убедиться
в актуальности изучаемой проблемы. У большинства одаренных подростков нет
способности в самореализации, что связано со спецификой их развития. Если
максимально упростить ситуацию, речь идет о том, что высокие цели, которые
ставят
перед
собой
одаренные
люди,
требуют
особых
личностно
–
познавательных качеств, которые у них недостаточно сформированы [8, с.42].
Остановимся
только
на
самых
очевидных
проявлениях
такого
рода
неумения самореализации:
- отсутствие навыков действовать в ситуации явной неопределенности,
когда нет обратной связи и нет гарантии безусловного успеха познавательной
деятельности (что характеризует, прежде всего, как раз творческую ситуацию);
-
неумение выдерживать и эффективно преодолевать самые разные
кризисные ситуации;
-
невозможность
преодоления
собственных,
показавших
свою
индивидуальную
эффективность,
стереотипов
деятельности,
в
частности,
стереотипа
преимущественного
обучения,
усвоения
сравнительно
с
требованиями
продуктивной
творческой
деятельности.
В
целом
главную
проблему можно в целом охарактеризовать как недостаточную толерантность к
стрессу.
Генезис самореализации в нашем исследовании интегрирует следующие
виды деятельности: самоидентификацию, саморазвитие, самоактуализацию и
собственно самореализацию [4] (табл. 2).
Таблица 2
Генезис самореализации
Самоидентифика-
ция
Саморазвитие
Самоактуализация
Самореализация
Цель деятельности
Отождествление
Положительные
Выявление потен-
Воплощение сво-
личности
с
самой
собой на основании
самосознания, само-
принятия,
«обнару-
жение» себя в окру-
жающей
действи-
тельности и на соот-
ветствующем
уров-
не
формирование
отношения к ней
самоизменения
л и ч н о с т и
в
направлении сво-
его
«идеального
Я»
циальных возмож-
ностей,
действи-
тельных
потреб-
ностей,
жизнен-
н ы х
с м ы с л о в ,
представлений
о
собственном
предназначении
в
мире и перевод их
н а
с л е д у ю щ е м
этапе (собственно
самореализации)
в активную форму
в виде мотивов
его
субъективно
ощущаемого
предназначения
Форма проявления
Самоутверждение
Самовыражение
Л и ч н о с т н о е
и
профессиональ-
ное
самоопреде-
ление
Самореализация
Мы проанализировали процесс становления самореализующейся лично-
сти. По нашему мнению, эти виды деятельности представлены в жизни одарен-
ного подростка не последовательно, а совместно.
Большая часть сельских одаренных подростков не имеет возможностей
приобщиться к тем культурным благам жизни, которые доступны многим из го-
родских семей [2]. Речь идет о наличии широких возможностей путешествовать
по стране и за границей, заниматься в сложившихся творческих коллективах и
спортивных клубах, участвовать в международных детских лагерях и проектах,
приобретать технические новинки, музыкальную и спортивную технику, полу-
чать дополнительную образовательную подготовку, т.е. обо всех культурных
благах, которые открывают новые возможности для развития одаренного под-
ростка, его адаптации к изменившейся жизни, наполняют его жизнь интерес-
ным содержанием, формируют интерес к миру и которые у многих побуждают
стремление реализовать себя в творчестве, работе, профессии, чтобы получить
эти блага.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что организация содер-
жательной и разносторонней внеучебной деятельности в сельской школе приоб-
ретает большое значение в самореализации одаренного подростка.
Работа с одаренными детьми в сельской школе имеет свои специфиче-
ские особенности, которые вызывают значительные трудности в организации их
обучения и воспитания. В настоящее время сельская школа требует
решения многих проблем: организационных, экономических, психологиче-
ских, педагогических, методических. Сельский образ жизни имеет свою специ-
фику, которая заключается в пространственной ограниченности среды, ее ста-
тичности и однообразии; в ограниченном доступе к культурным и образователь-
ным услугам. Для сельского образа жизни характерна замкнутая социальная
общность людей, территориальная и психологическая близость жителей села,
дефицит общения, новейшей информации, новых впечатлений. Существенным
является то, что воспитательный процесс осуществляется не только школой, но
и другими организациями, социальными институтами, для которых воспитание
не является основной функцией. Семья глубже интегрирована в воспитатель-
ный процесс сельской школы.
Роль учителя в образовании и воспитании школьников в селе
значительнее, чем в городе, где дети имеют доступ к более широким источни-
кам информации. Важнейшим компонентом всей системы профессиональной
подготовки будущего сельского учителя выступает его методическая грамот-
ность, которая предполагает наличие у специалиста, с одной стороны, комплек-
са общих методических умений, приложенных к особенностям малокомплект-
ной школы, и, с другой стороны, специфических умений, необходимых для ра-
боты с одаренными детьми в школе такого типа.
Учитель сельской школы, работающий с одаренными детьми, должен
обладать
широкой
эрудицией,
нести
интеллигентность,
обладать
высокой
культурой поведения в школе и за ее пределами, иметь высокую потребность в
обогащении общеобразовательного кругозора сельских школьников, их роди-
телей, сельской общественности.
Безусловно, преимущества сельской школы есть. Малая наполняемость
классов создает благоприятные условия для дифференцированного подхода к
учащимся,
то
есть
создаются
возможности
для
осуществления
более
эффективного
подхода,
как
в
обучении,
так
и
в
развитии
и
воспитании
учащихся. Большим преимуществом малокомплектных школ по сравнению с
крупными
городскими
школами
является
развитие
духовных
контактов
взрослых со школьниками, их сотрудничество и духовное взаимообогащение [1,
с. 116].
Внеучебная деятельность является средством формирования социальной
воспитанности
одаренных
детей
в
том
случае,
если
она
предоставляет
им
достаточно возможностей
для
взаимодействия
с
окружающим
их
миром.
Поэтому
внеучебная
деятельность
должна
быть
объективно
включена
в
деятельность всего общества и быть столь же разнообразной как сама жизнь.
Следовательно, неотъемлемым условием формирования активной социальной
позиции одаренных детей является развитие широты социальных связей
и
социогенных потребностей детей (новых впечатлений, познания, деятельности,
самоутверждения и др.) [4, с. 19].
Таким образом, внеучебная деятельность сельской школы - это процесс
целенаправленной, самодеятельной и творческой жизнедеятельности школьни-
ков и взрослых, психолого-педагогическое руководство которой обеспечивается
педагогическим коллективом, предоставляет следующие дополнительные воз-
можности формирования активной жизненной позиции одаренных детей:
-
возможность добровольного выбора учащимися средств внеучебной
деятельности, при реализации которой наиболее наглядно проявляется их ак-
тивность, самостоятельность и инициативность;
- возможность углубления и расширения собственного опыта деятель-
ности детей;
- возможность развития взаимодействия одаренных детей и учителей;
- возможность развития широты социальных связей и социогенных по-
требностей одаренных детей.
Перечисленные
аспекты
становятся
неотъемлемой
частью
самореализации одаренных детей во внеучебной деятельности сельской школы.
Список использованной литературы
1. Акбашев Р.А. Малокомлектная школа: Проблема, поиски, решения // Посо-
бие для учителей и руководителей школ. – Казань: Татарское кн. изд-во, 2000. –
С.112-123.
2. Бочарова В. Г. Стратегия модернизации сельского образовательного социума
// Педагогика. - 2005. - № 8. - С. 32-38.
3. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности //
Педагогика. – 2003. - № 8. – С.13-18.
4. Егорычева И.Д. Самореализация подростка: квазифеномен развития или нор-
ма возраста // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С.37-49.
5. Звягинцева
Е.В. Работа
с одаренными
детьми
в школе
с углубленным
изучением немецкого языка // Одаренный ребенок. - 2009. - №2. – С. 21-29.
6. Козлова Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во
внеучебной деятельности: Дис. …канд. пед. наук. – Оренбург, 2000. - С.13-19.
7. Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010
годы // Российская газета. – 2007. - № 4285. – С.11.
8. Лентовская Г.А. Система работы с одаренными детьми в Оренбургской обла-
сти // Системный подход в работе с одаренными воспитанниками в учреждени-
ях дополнительного образования. – Оренбург, 2010. – С.5-9.
9. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследо-
вательской работы с детьми в сфере дополнительного образования // Доп.об-
разование. – 2002. - №. – С.13-17.
10.
Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. -
СПб.: Изд. гр. «Евразия», 1997. – С. 231-237.
11.
Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» //
Вестник образования. – 2009. - № 5.- С. 3-20.
12.
Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педаго-
гика. – 2001. - № 4. – С.30-44.
13.
Словарь психолога-практика
/ Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест,
2001. – С.413.