Напоминание

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ


Автор: Вера Ивановна Краснова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Дубровская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Шарлыкского района, Оренбургской области
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ
Раздел: полное образование





Назад




САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ОДАРЕННОГО ПОДРОСТКА

ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ

Тема

одаренности

вызывает

большой

интерес

в

различных

кругах

нашего

общества.

Это

связано

с

потребностью

общества

в

неординарной

творческой

личности.

Неопределенность

современной

окружающей

среды

требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности

нестандартного поведения, поэтому одной из приоритетных задач современного

общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие

одаренных

подростков,

реализацию

их

потенциальных

возможностей.

Личностная

доминанта,

ценность

таланта

и

нацеленность

человека

на

самореализацию

особенно

отражаются

на

такой

чувствительной

сфере

как

образование.

Переход

к

новой

образовательной

парадигме

сопровождается

усилением

внимания

к

одаренным

детям,

интеллектуальный

и

творческий

потенциал

которых

стал

рассматриваться

в

качестве

основного

капитала

государства.

Теоретический анализ в рамках исследуемой нами проблемы позволяет

рассматривать одаренность как интегральное проявление способностей, систем-

ное, развивающееся в течение жизни качество психики,

которое определяет

возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими

людьми результатов в одном или нескольких видах деятельности [2, с. 13]. Это

позволило выделить показатели и критерии одаренного подростка (табл.1).

Таблица 1

Уровневые показатели одаренного подростка

Критерии

Уровневые показатели

Высокий

Удовлетворительный

Допустимый

Инструментальный компонент

Наличие

спе-

цифических

стратегий

дея-

тельности

Выдвижение новых

целей деятельности

за счет более глу-

бокого

владения

предметом,

веду-

щее к новому виде-

нию ситуации

Использование

и

изобретение

новых

способов деятельно-

сти в условиях по-

иска решения в за-

данной ситуации

Быстрое освоение

деятельности

и

высокая

успеш-

ность ее выполне-

ния

Способность

видеть

изучае-

мый предмет в

системе

разно-

образных

свя-

зей

Ярко

выраженная

способность видеть

изучаемый предмет

в системе разнооб-

разных связей

Эпизодическое про-

явление

способно-

сти

видеть

изучае-

мый

предмет

в

си-

с т е м е

р а з н о о б-

разных связей

Наличие

слабых

способностей

ви-

деть предмет в си-

стеме

р а з н о о б-

разных связей

Наличие

про-

цедурных

зна-

Наличие

знаний о

способах

действия

Недостаточно проч-

ные знания о спосо-

Отсутствие

проч-

ности

знаний

о

ний

и

условиях

их

ис-

пользования

б а х

д е й с т в и я

и

условиях их исполь-

зования

с п о с о б а х

д е й-

ствия и условиях

их использования

Своеобразный

тип обучаемо-

сти

Сформированная

с п о с о б н о с т ь

к

самообучению

Частичное

проявле-

ние

способности

к

самообучению

Слабое

проявле-

ние

способности

к самообучению

Мотивационный компонент

Избирательная

чувствитель-

ность к опреде-

ленным сторо-

нам предмет-

ной действи-

тельности

Повышенная

изби-

рательная

чувстви-

тельность к опреде-

ленным

сторонам

предметной

дей-

ствительности

Наличие

и з б и р а-

тельной

чувстви-

тельности к опреде-

ленным

сторонам

предметной

д е й-

ствительности

Редкое

проявле-

ние

избиратель-

ной

чувствитель-

ности

к

опреде-

ленным

сторонам

предметной

дей-

ствительности

Познаватель-

ная потреб-

ность

Повышенная позна-

вательная

потреб-

ность,

проявление

любознательности,

готовность по соб-

ственной инициати-

ве выходить за пре-

делы исходных тре-

бований деятельно-

сти

Наличие

познава-

тельной

потребно-

сти, готовность вы-

ходить

за

пределы

исходных

требова-

ний

деятельности

под

руководством

учителя

Редкое

проявле-

ние

любознатель-

ности,

перено с

освоенных знаний

в новую ситуацию

с

подсказкой

пе-

дагога

Интерес к за-

нятиям или

сферам дея-

тельности

Ярко

выраженный

интерес к тем или

иным занятиям или

сферам

деятельно-

сти,

чрезвычайно

высокая

увлечен-

ность

каким-либо

предметом, наличие

таких

качеств

как

упорство

и

трудо-

любие

Проявление интере-

са к занятиям, сла-

бовыраженная увле-

ченно сть

ка к и м -

либо предметом

Слабовыражен-

ный интерес к за-

нятиям

или

сфе-

рам деятельности

Предпочтение

парадоксаль-

ной, противо-

речивой и

неопределен-

ной информа-

ции

Способность

к

по-

иску

нетрадицион-

ных

способов

ре-

шения задач, к при-

м е н е н и ю

р а н е е

приобретенных

специальных

зна-

ний в неспецифиче-

ских условиях

Ситуативное

прояв-

ление способности

к поиску нетрадици-

онных способов ре-

шения задач

Редкое

проявле-

ние

способности

к

п р и м е н е н и ю

специальных

зна-

ний в неспецифи-

ческих

условиях,

приятие стандарт-

ных, типичных за-

даний

и

готовых

ответов

Требователь-

ность к ре-

зультатам соб-

ственного тру-

да

Склонность ставить

сверхтрудные цели,

настойчивость в их

достижению,

стремление к совер-

шенству

Отсутствие

настой-

чивости в достиже-

нии целей

Низкая

требова-

тельность

к

ре-

зульт ат ам

с о б-

ственного

труда,

отсутствие стрем-

ления

к

совер-

шенству

В контексте данного исследования одаренность подростка мы понимаем

как сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены по-

знавательные,

эмоциональные,

волевые,

мотивационные,

психофизиологиче-

ские и другие сферы психики. Одаренность многолика, ее проявления зависят

от возраста и характеризуются большой индивидуальностью, что определяется

своеобразным сочетанием разных сфер психики одаренного подростка.

Результаты

анкетирования

подростков,

а

также

учителей

на

констатирующем этапе исследования дают нам возможность еще раз убедиться

в актуальности изучаемой проблемы. У большинства одаренных подростков нет

способности в самореализации, что связано со спецификой их развития. Если

максимально упростить ситуацию, речь идет о том, что высокие цели, которые

ставят

перед

собой

одаренные

люди,

требуют

особых

личностно

познавательных качеств, которые у них недостаточно сформированы [8, с.42].

Остановимся

только

на

самых

очевидных

проявлениях

такого

рода

неумения самореализации:

- отсутствие навыков действовать в ситуации явной неопределенности,

когда нет обратной связи и нет гарантии безусловного успеха познавательной

деятельности (что характеризует, прежде всего, как раз творческую ситуацию);

-

неумение выдерживать и эффективно преодолевать самые разные

кризисные ситуации;

-

невозможность

преодоления

собственных,

показавших

свою

индивидуальную

эффективность,

стереотипов

деятельности,

в

частности,

стереотипа

преимущественного

обучения,

усвоения

сравнительно

с

требованиями

продуктивной

творческой

деятельности.

В

целом

главную

проблему можно в целом охарактеризовать как недостаточную толерантность к

стрессу.

Генезис самореализации в нашем исследовании интегрирует следующие

виды деятельности: самоидентификацию, саморазвитие, самоактуализацию и

собственно самореализацию [4] (табл. 2).

Таблица 2

Генезис самореализации

Самоидентифика-

ция

Саморазвитие

Самоактуализация

Самореализация

Цель деятельности

Отождествление

Положительные

Выявление потен-

Воплощение сво-

личности

с

самой

собой на основании

самосознания, само-

принятия,

«обнару-

жение» себя в окру-

жающей

действи-

тельности и на соот-

ветствующем

уров-

не

формирование

отношения к ней

самоизменения

л и ч н о с т и

в

направлении сво-

его

«идеального

Я»

циальных возмож-

ностей,

действи-

тельных

потреб-

ностей,

жизнен-

н ы х

с м ы с л о в ,

представлений

о

собственном

предназначении

в

мире и перевод их

н а

с л е д у ю щ е м

этапе (собственно

самореализации)

в активную форму

в виде мотивов

его

субъективно

ощущаемого

предназначения

Форма проявления

Самоутверждение

Самовыражение

Л и ч н о с т н о е

и

профессиональ-

ное

самоопреде-

ление

Самореализация

Мы проанализировали процесс становления самореализующейся лично-

сти. По нашему мнению, эти виды деятельности представлены в жизни одарен-

ного подростка не последовательно, а совместно.

Большая часть сельских одаренных подростков не имеет возможностей

приобщиться к тем культурным благам жизни, которые доступны многим из го-

родских семей [2]. Речь идет о наличии широких возможностей путешествовать

по стране и за границей, заниматься в сложившихся творческих коллективах и

спортивных клубах, участвовать в международных детских лагерях и проектах,

приобретать технические новинки, музыкальную и спортивную технику, полу-

чать дополнительную образовательную подготовку, т.е. обо всех культурных

благах, которые открывают новые возможности для развития одаренного под-

ростка, его адаптации к изменившейся жизни, наполняют его жизнь интерес-

ным содержанием, формируют интерес к миру и которые у многих побуждают

стремление реализовать себя в творчестве, работе, профессии, чтобы получить

эти блага.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что организация содер-

жательной и разносторонней внеучебной деятельности в сельской школе приоб-

ретает большое значение в самореализации одаренного подростка.

Работа с одаренными детьми в сельской школе имеет свои специфиче-

ские особенности, которые вызывают значительные трудности в организации их

обучения и воспитания. В настоящее время сельская школа требует

решения многих проблем: организационных, экономических, психологиче-

ских, педагогических, методических. Сельский образ жизни имеет свою специ-

фику, которая заключается в пространственной ограниченности среды, ее ста-

тичности и однообразии; в ограниченном доступе к культурным и образователь-

ным услугам. Для сельского образа жизни характерна замкнутая социальная

общность людей, территориальная и психологическая близость жителей села,

дефицит общения, новейшей информации, новых впечатлений. Существенным

является то, что воспитательный процесс осуществляется не только школой, но

и другими организациями, социальными институтами, для которых воспитание

не является основной функцией. Семья глубже интегрирована в воспитатель-

ный процесс сельской школы.

Роль учителя в образовании и воспитании школьников в селе

значительнее, чем в городе, где дети имеют доступ к более широким источни-

кам информации. Важнейшим компонентом всей системы профессиональной

подготовки будущего сельского учителя выступает его методическая грамот-

ность, которая предполагает наличие у специалиста, с одной стороны, комплек-

са общих методических умений, приложенных к особенностям малокомплект-

ной школы, и, с другой стороны, специфических умений, необходимых для ра-

боты с одаренными детьми в школе такого типа.

Учитель сельской школы, работающий с одаренными детьми, должен

обладать

широкой

эрудицией,

нести

интеллигентность,

обладать

высокой

культурой поведения в школе и за ее пределами, иметь высокую потребность в

обогащении общеобразовательного кругозора сельских школьников, их роди-

телей, сельской общественности.

Безусловно, преимущества сельской школы есть. Малая наполняемость

классов создает благоприятные условия для дифференцированного подхода к

учащимся,

то

есть

создаются

возможности

для

осуществления

более

эффективного

подхода,

как

в

обучении,

так

и

в

развитии

и

воспитании

учащихся. Большим преимуществом малокомплектных школ по сравнению с

крупными

городскими

школами

является

развитие

духовных

контактов

взрослых со школьниками, их сотрудничество и духовное взаимообогащение [1,

с. 116].

Внеучебная деятельность является средством формирования социальной

воспитанности

одаренных

детей

в

том

случае,

если

она

предоставляет

им

достаточно возможностей

для

взаимодействия

с

окружающим

их

миром.

Поэтому

внеучебная

деятельность

должна

быть

объективно

включена

в

деятельность всего общества и быть столь же разнообразной как сама жизнь.

Следовательно, неотъемлемым условием формирования активной социальной

позиции одаренных детей является развитие широты социальных связей

и

социогенных потребностей детей (новых впечатлений, познания, деятельности,

самоутверждения и др.) [4, с. 19].

Таким образом, внеучебная деятельность сельской школы - это процесс

целенаправленной, самодеятельной и творческой жизнедеятельности школьни-

ков и взрослых, психолого-педагогическое руководство которой обеспечивается

педагогическим коллективом, предоставляет следующие дополнительные воз-

можности формирования активной жизненной позиции одаренных детей:

-

возможность добровольного выбора учащимися средств внеучебной

деятельности, при реализации которой наиболее наглядно проявляется их ак-

тивность, самостоятельность и инициативность;

- возможность углубления и расширения собственного опыта деятель-

ности детей;

- возможность развития взаимодействия одаренных детей и учителей;

- возможность развития широты социальных связей и социогенных по-

требностей одаренных детей.

Перечисленные

аспекты

становятся

неотъемлемой

частью

самореализации одаренных детей во внеучебной деятельности сельской школы.

Список использованной литературы

1. Акбашев Р.А. Малокомлектная школа: Проблема, поиски, решения // Посо-

бие для учителей и руководителей школ. – Казань: Татарское кн. изд-во, 2000. –

С.112-123.

2. Бочарова В. Г. Стратегия модернизации сельского образовательного социума

// Педагогика. - 2005. - № 8. - С. 32-38.

3. Грабовский А.И. К вопросу о классификации видов детской одаренности //

Педагогика. – 2003. - № 8. – С.13-18.

4. Егорычева И.Д. Самореализация подростка: квазифеномен развития или нор-

ма возраста // Мир психологии. - 2007. - № 4. - С.37-49.

5. Звягинцева

Е.В. Работа

с одаренными

детьми

в школе

с углубленным

изучением немецкого языка // Одаренный ребенок. - 2009. - №2. – С. 21-29.

6. Козлова Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во

внеучебной деятельности: Дис. …канд. пед. наук. – Оренбург, 2000. - С.13-19.

7. Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010

годы // Российская газета. – 2007. - № 4285. – С.11.

8. Лентовская Г.А. Система работы с одаренными детьми в Оренбургской обла-

сти // Системный подход в работе с одаренными воспитанниками в учреждени-

ях дополнительного образования. – Оренбург, 2010. – С.5-9.

9. Леонтович А.В. Современные трактовки одаренности и организация исследо-

вательской работы с детьми в сфере дополнительного образования // Доп.об-

разование. – 2002. - №. – С.13-17.

10.

Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. -

СПб.: Изд. гр. «Евразия», 1997. – С. 231-237.

11.

Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» //

Вестник образования. – 2009. - № 5.- С. 3-20.

12.

Панов В.И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие // Педаго-

гика. – 2001. - № 4. – С.30-44.

13.

Словарь психолога-практика

/ Сост. С.Ю.Головин. – Минск: Харвест,

2001. – С.413.



В раздел образования