Автор: Жидкова Людмила Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Белоярская ДШИ"- филиал "Барсовская ДШИ"
Населённый пункт: ХМАО-Югра, пгт Барсово
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "Работа над имитационной полифонией в младших классах"
Раздел: дополнительное образование
РАБОТА НАД ИМИТАЦИОННОЙ ПОЛИФОНИЕЙ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Методическое сообщение
Выполнила Жидкова Л.В.,
преподаватель по классу фортепиано,
первая квалификационная категория.
Не каждый пианист в своей концертной практике считает
обязательным исполнение полифонических произведений, но каждый педагог
не мыслит воспитания пианиста без изучения полифонии. Вся фортепианная
музыка полифонична. Даже гомофония это
«многослойное» построение,
хотя
в
ней
нет
«концертирующих»
голосов,
а
имеются
только
голоса,
дополняющие
мелодию
гармонически,
ритмически,
тембрально.
Мелодия
занимает первый план, бас служит не только опорой гармонии, но и ведёт
свою
мелодическую
линию,
являющуюся
часто
сво еобразным
противосложением
к
верхнему
голосу,
средние
голоса
вместе
с
басом
образуют
гармонический
и
ритмический
фон,
рисует
ситуацию,
создаёт
атмосферу, в которой живёт «главное действующее лицо» - мелодия. Средние
голоса часто подают свои реплики – подголоски. Ученик всё это должен не
только знать, но и слышать при исполнении. К работе над полифонией надо
приступать
с
первых
месяцев
обучения
на
образцах
наиболее
лёгких
полифонических
обработок
народных
песен,
этюдах
и
различного
вида
упражнениях
(см.
сборники
Е.Ф.
Гнесиной,
«Фортепианная
игра»,
«Маленькие
этюды
для
начинающих»,
«Подготовительные
упражнения
к
различным
видам
фортепианной
техники»).
Превосходной
школой
для
развития навыков мышления, слуха и техники исполнения многослойной
фактуры является работа над полифонией в чистом виде, которая развивает
фактурный,
тембровый
слух,
технику
(исполнение
одной
рукой
сразу
нескольких голосов, ведение хорошего легато), координацию рук (в одной
руке
легато,
в
другой
нон
легато)
и
полифоническое
мышление.
Важно
научить ребёнка слышать и мыслить полифонически. Под полифоническим
слухом
понимается
способность
слышать,
прослеживать
и
соотносить
движение
нескольких
мелодических
линий,
фактурных
пластов.
Полифоническое
мышление
проявляется
в
способности
представлять
одновременное развитие нескольких мелодических линий, музыкальных тем.
Полифония может быть подголосочной, контрастной, имитационной.
Подголосочная полифония свойственна славянской музыке, в произведениях
этого типа легко отличить главный голос от сопровождающих голосов, более
развитым
является
солирующий
голос,
остальные
голоса
играют
роль
сопровождения.
Сопровождающие
голоса
могут
не
просто
подпевать,
но
придать новый характер звучанию. Следующим этапом является знакомство с
понятием имитации, где мелодия появляется в разных голосах попеременно.
Сопрано
и
бас
–
имитация
(бас
«передразнивает»
сопрано),
мелодия
перемещается из одного голоса в другой. В имитационной полифонии трудно
сказать,
какой
голос
главный,
в
интермедиях
–
верхний
голос.
С
имитационной
полифонией
знакомимся
на
различных
пьесах,
фугеттах,
фугах.
В
двухголосных
полифонических
пьесах
имитацию
стараться
подчеркнуть не динамикой, а тембром, отличным от другого голоса. Если
верхний голос играть звонко, а нижний
легко и тихо, то имитация будет
слышна яснее, чем при громком её исполнении. Именно такая манера игры
выявит
наличие
двух
самостоятельных
голосов,
что
является
основой
в
полифонии. Т.е. динамика – это не лучшее средство сделать тему в любом
голосе ясно различимой. Слышно не то, что громко, а то, что имеет свой
особый, отличный от другого голоса тембр, фразировку, артикуляцию.
Полифонический репертуар для начинающих составляют лёгкие
полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие
и понятные детям по своему содержанию. При работе над полифонией важно
добиться,
чтобы
обучающийся
услышал
сочетание
двух
голосов,
с
этой
целью полезно поиграть их вместе с ним, один голос исполняет ученик,
другой
педагог.
Преподаватель
рассказывает
как
исполнялись
эти
песни:
начинал песню запевала, затем её подхватывал хор («подголоски»), варьируя
ту
же
мелодию.
Например,
песня
«Ах,
ты
зимушка,
зима».
Её
можно
исполнить,
разделив
роли:
ученик
играет
партию
запевалы,
а
учитель
«изображает» хор, который подхватывает мелодию запевалы. Спустя два –
три урока «подголоски» исполняет ученик и наглядно убеждается в том, что
они обладают не меньшей самостоятельностью, чем мелодия запевалы. Затем
обе партии играет ученик, это создаёт образное восприятие голосов. Так же
разучиваются другие пьесы подголосочной полифонии. Понятие имитации
нужно раскрыть на примерах, доступных ученику. В пьесе «На зеленом лугу»
напев повторяется октавой выше как «эхо», мелодию играет ученик, «эхо» -
педагог, потом наоборот. Сразу необходимо приучать ученика к ясности в
поочерёдном вступлении голосов, к чёткости их проведения и окончания.
Верхний
голос
– forte,
«эхо»
-
piano,
т.е.
необходимо
контрастное
воплощение каждого голоса, чтобы ученик слышал не только сочетание двух
голосов, но и различную их окраску. Необходимо добиться, чтобы ученик
смог сыграть каждый голос с начала до конца законченно и выразительно.
Значение
работы
над
голосами
учениками
нередко
недооценивается,
она
проводится формально и не доводится до той степени совершенства, когда
обучающийся
действительно
может
исполнить
каждый
голос
как
самостоятельную мелодическую линию. Весьма эффективный способ работы
для продвинутых учеников – петь один из голосов, в то время как другой
исполняется на фортепиано. После освоения простой имитации (повторение
мотива в другом
голосе) начинается работа над пьесами канонического
склада,
построенными
на
стреттной
имитации,
которая
вступает
до
окончания имитируемой мелодии. Тут имитируется уже не одна фраза или
мотив, а все фразы до конца произведения. Активное и заинтересованное
отношение ученика к полифонической музыке всецело зависит от метода
работы педагога и его умения подвести ученика к образному восприятию
основных элементов полифонической музыки.
Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического
звукового
мышления
пианиста
является
клавирное
наследие,
а
первой
ступенькой
на
пути
к
пониманию
полифонии
является
сборник
под
названием
«Нотная
тетрадь
Анны
Магдалены
Бах».
Маленькие
шедевры
вошедшие в «Нотную тетрадь» представляют собой в основном небольшие
танцевальные
пьесы
–
полонезы,
менуэты,
марши,
отличающиеся
необыкновенным
богатством
мелодий,
ритмов,
настроений.
Сюда
вошли
инструментальные и вокальные пьесы самого различного характера.
Из многих задач, встающих на пути изучения
полифонической пьесы,
основной
продолжает
оставаться
работа
над
певучестью,
интонационной
в ы р а з и т е л ь н о с т ь ю
и
с а м о с т оя т е л ь н о с т ь ю
к а ж д о го
г о л о с а .
Самостоятельность голосов – непременное требование, которое предъявляет
к исполнителю любое полифоническое произведение. Поэтому так важно
показать обучающемуся, в чём именно проявляется эта самостоятельность:
. в различном характере голосоведения;
. в различной, почти нигде не совпадающей фразировке;
. в несовпадении штрихов – в одном голосе legato, в другом non legato;
. в несовпадении кульминаций;
. в разном ритмическом характере голосов;
. в несовпадении динамического развития голосов:
Как
бы
уверенно
не
играл
обучающийся
полифоническую
пьесу
двумя
руками, тщательная работа над каждым голосом не должна прекращаться ни
на один день. В противном случае голосоведение быстро засоряется.
На материале двух – трёх пьес из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»
обучающийся усваивает различные черты баховской музыки, знакомится с
очень важной особенностью мелодического языка Баха – с тем, что мотивы у
Баха начинаются на слабой доле такта, а заканчиваются на сильной доле.
Поэтому границы мотива у Баха не совпадают с границами такта, поэтому и
акценты в баховских произведениях определяются не метром, а внутренним
смыслом темы или мотива.
Артикуляция -
одна из важнейших условий выразительного исполнения
старинной музыки. Ей следует уделять большое внимание в работе. Следует
объяснить обучающемуся, что правильное разделение мелодии на мотивы и
их верному интонационному произношению во времена Баха придавалось
большое значение.
В динамическом плане основная особенность исполнения музыки Баха
заключается в том, что его сочинения не терпят нюансовой пестроты, стилю
музыки
эпохи
композитора
присущи
контрастная
динамика
и
длинные
динамические линии. Ф. Бузони и А. Швейцер называют её «террасообразной
динамикой». Короткие крещендо и диминуэндо, так называемые «вилочки»,
искажают
мужественную
простоту
баховской
музыки.
Развитие
полноценного восприятия полифонии немыслимо без музыки Баха, которое
сочетает
в
себе
черты
как
полифонического,
так
и
гомофонно
-
гармонического
мышления.
Овладение
полифонией
много
даёт
обучающимся: воспитывает слух, тембровое разнообразие звучания, умение
вести напевную мелодическую линию, воспитывает навык исполнения legato,
вырабатывает
точность,
чеканность
звучания,
развивает
особую
послушность,
гибкость
кисти
и
пальцев
в
сочетании
со
звуковой
определённостью.
Перед
педагогом
всегда
стоит
серьёзная
задача:
научить
любить
полифоническую
музыку,
понимать
её,
с
удовольствием
работать
над
полифоническими
произведениями.
Полифонический
способ
изложения,
художественные
образы
полифонических
произведений,
их
музыкальный
язык, должны стать для обучающихся привычными и понятными
Используемая литература:
1.
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка. 1978.
2.
Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной
школе.. М - Л. 1965.
3.
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение. 1984.
4.
Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка. 1964.