Напоминание

"Созвучие сердечных струн"


Автор: Стрельникова Ольга Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МКОУДО "Катав-Ивановская ДШИ"
Населённый пункт: г.Катав-Ивановск, Челябинская область
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Созвучие сердечных струн"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МКОУДО

«Катав-Ивановская ДШИ»

Творческий проект

«Созвучие сердечных струн»

(вечер камерной музыки)

31.03.2016 г.

ТИП ПРОЕКТА:

По количеству участников – групповой

По направленности – творческий

По длительности — краткосрочный

По возрастным характеристикам

:

разновозрастной

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

учащиеся фортепианного отделения и класса скрипки;

преподаватели фортепианного отделения;

преподаватель струнного отделения (иллюстратор - скрипка);

родители.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: II полугодие 2015-2016 учебного года

ФОРМА РАБОТЫ: урочно-внеурочная.

Пояснительная записка

В настоящее время общество нуждается не только в умных, но и всесторонне развитых

молодых людях, которые способны самостоятельно принимать решения, творчески и

неординарно мыслить. Этому необходимо начинать учить детей в раннем возрасте.

Каждый ребенок уникален и талантлив. Творчество заложено в детях самой природой.

Они любят сочинять, фантазировать, выдумывать, перевоплощаться. Творческое

самовыражение необходимо детям для нормального развития. В развитии творческих

способностей важную роль играет воображение и интуиция, неосознанные компоненты

умственной активности, а также потребность личности в самореализации и

самоактуализации, то есть в стремлении к выявлению и наиболее полному использованию

своих созидательных возможностей.

Задача педагога – проявлять внимание ко всем видам творчества детей, оберегать их от

насилия: духовного, душевного, телесного. Защитить обучающихся – значит создать

условия для их творческого самовыражения, развития их духовных и творческих сил.

Результаты многочисленных наблюдений показывают существование у современных детей

и подростков устойчивой тенденции к снижению интереса к чтению и развитию своих

природных творческих способностей. Нам, же хочется, чтобы ребята развивали в себе

именно творческие наклонности: учились петь, играть на инструментах, не стеснялись

фантазировать, перевоплощаться в различных персонажей, уверенно чувствовать себя на

публике, то есть развивались гармонично.

В современной педагогике музыкальная деятельность признана перспективным

направлением в развитии духовного мира и творческих способностей детей и подростков.

Школам для этого необходимо создавать соответствующие условия.

Доказано, что занятия музыкальной деятельностью способствуют развитию

исполнительского и актерского мастерства, эстетического вкуса, развивают творческое

воображение, фантазию и ассоциативное мышление школьников. Дети учатся высказывать

свое мнение и предлагать свои варианты решения той или иной проблемы, начинают

импровизировать, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах

социума.

А совместная

деятельность

учащихся

и

преподавателей

является

ни

с

чем

несравнимым стимулом личностного развития и самоутверждения растущего человека.

Чувство товарищества, эмоциональный комфорт стимулируют проявление инициативы и

творчества. Совместная деятельность характеризуется тем, что ее участники вместе ставят

цель предстоящего дела, выбирают средства ее достижения, осуществляют задуманное,

анализируют

полученный

результат.

Условием

организации

такой

деятельности

и

нравственно

ценных

отношений

является

активное сотворчество

преподавателей

и

учащихся.

Цель проекта:

создание условий для творческой самореализации обучающихся.

Задачи:

заинтересовать учащихся музыкальной деятельностью;

содействовать раскрытию творческих, интеллектуальных и коммуникативных

способностей учащихся;

развивать умения и навыки аккомпанемента;

способствовать самоутверждению учащихся;

осваивать различные формы приобретения исполнительского опыта, а также опыта

концертного исполнительства;

формировать устойчивый интерес к совместному музыкальному творчеству, а

также личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Алгоритм реализации проекта

Освоение содержания образования по каждому направлению деятельности проекта

предполагает наличие этапов работы.

I этап – предварительный (подготовительный). Он предполагает определение темы,

сбор информации по ней, выбор и знакомство с новыми произведениями, а также

мотивацию всех участников образовательного процесса на предстоящую деятельность.

II этап – практический. Здесь идет работа над разучиванием нотного материала

отобранных произведений: определение формы и жанра произведения, разбор и

заучивание текста, работа над фразировочными и ритмическими особенностями

произведения, проработка динамики и педали. Работа с иллюстратором. Работа над

произведениями выполняется в рабочем порядке на уроках аккомпанемента.

III этап – подготовка к итоговому концерту. Репетиционные проигрывания в классе и в

зале, доработка произведений в техническом, темповом, динамическом плане,

педализация. Составление программы. Прогон всего мероприятия (генеральная

репетиция).

IV этап – заключительный. Итоговый концерт (вечер камерной музыки) для учащихся,

преподавателей и родителей школы. После удачного выступления в стенах своей школы,

было принято решение, о расширении географии проекта. Было предложено повторить

мероприятие в школе искусств соседнего района. Очень приятно было наблюдать за

горящими глазами и реакцией учащихся во время встречи, а также слышать слова

благодарности от коллег.

V этап – оценка результатов работы. Каждое выступление было проанализировано и

подведены итоги. Данное мероприятие было признано лучшим внеклассно-

воспитательным мероприятием школы по итогам 2015-2016 учебного года (отмечено

грамотой и переходящим кубком). А преподаватели ДШИ г.Усть-Катав выразили слова

благодарности через СМИ.

Ожидаемые результаты:

сформировать

у

учащихся

устойчивый

интерес

к

совместному

музыкальному

творчеству;

вовлечение каждого учащегося в творческую деятельность;

расширение и укрепление концертного и исполнительского опыта;

положительно-эмоциональное

и

осознанное

отношение

к

музыкальным

произведениям;

закрепить умения и навыки юного концертмейстера;

способствовать

развитию

музыкальной

личности,

мыслящей,

с

развитыми

музыкальными

способностями,

творческой,

самостоятельной

и

владеющей

различными исполнительскими навыками.

Итог:

Так как в проекте принимали участие учащиеся выпускного класса, то основной целью

данного

проекта

было

через

совместную

творческую

деятельность

учащихся

и

преподавателей активизировать интерес к занятиям по предмету аккомпанемент, которые

часто,

особенно

в

период

подготовки

к

экзамену,

сводятся

к

утомительным

репетиционным

часам.

Учащиеся

находились

в

постоянном

творческом

поиске.

В

результате репетиционный процесс перестал быть утомительным, стал более осознанным

и продуманным.

Широкий спектр репертуарного списка при подготовке к концерту (на репетициях) и

совместных

прослушиваниях

обогатила

слуховой

опыт

учащихся,

потому

что,

прослушивая

своих

одноклассников

различных

по

качеству

исполнения,

происходил

неосознанный анализ собственного исполнения, дух соперничества (в хорошем качестве

этого значения) подстегнул к более качественному собственному исполнению, так что

задания на дом престали быть принудительными.

Вечер камерной музыки

«Созвучие сердечных струн»

31 марта 2016 г. 18.00

(Ведущий: преп. Стрельникова О.В.)

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости детской школы искусств, мы рады

приветствовать вас на концерте, который назвали «Созвучие сердечных

струн».

Прекрасен миг, когда звучит весь мир,

Созвучьем струн сердечных песней!

Волшебный звук объединяет целый мир,

Сливается с биеньем сердца вместе.

Встречайте! На сцене детской школы искусств ансамбль скрипачей.

Руководитель Хисамова Галина Федоровна, концертмейстер Сергиенко

Галина Борисовна.

Е.Дога "Вальс"

Ведущий: Сегодня мы будем говорить о камерной музыке, которая будет

звучать в исполнении учащихся класса скрипки и учащихся фортепианного

отделения.

Это понятие пришло к нам из Италии. По-итальянски «камера» -

небольшое помещение. И, следовательно, камерная музыка в первую очередь

предназначена для домашнего музицирования. Для камерной музыки

характерно ансамблевое исполнение, причем все инструменты в таком

составе равноправны.

Истоки камерной музыки относятся к средневековью. Сам термин

утвердился в XVII веке и означал «светскую музыку», которая звучала при

дворе королей.

В те времена аристократия развлекалась на балах, для которых было

написано много танцев. Особой популярностью пользовались менуэты.

Соколова Дарья (фортепиано), иллюстратор Хисамова Г.Ф. (скрипка)

Бетховен "Менуэт"

Кутина Алина (фортепиано), илл-р Хисамова Г.Ф. (скрипка)

Боккерини "Менуэт"

Ведущий: Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив звучит издалека,

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

Звучит мечтательный мотив

Квинтет скрипачей, концертмейстер Сергиенко Г.Б.

Укр.нар.песня «Заря моя вечерняя»

Ведущий: всем известно, что скрипку называют королевой музыки, и это

действительно так. Только скрипке подвластно передать все тонкости

интонации человеческого голоса, только она может и петь, и плакать, и

вызывать целую бурю эмоций в нашей душе.

Хусамутдинова Карина (фортепиано), илл-р Хисамова Г.Ф. (скрипка)

Мурадели "Вокализ"

Ведущий: так как в нашем концерте принимают участие учащиеся

фортепианного отделения, сейчас прозвучит фортепианное соло в

исполнении Кутиной Алины.

Когда листы, поблекнув, облетели

И сном зимы забылось все в лесу,

Одни лишь вы, задумчивые ели,

Храните прежнюю красу.

Кутина Алина

Сибелиус «Ель»

Ведущий: Музыка — тончайшая материя, которая умеет говорить с душой

человека напрямую. Музыка – это, когда слова не нужны, её язык

универсален, он сам собой складывается в рифмованные строки, вдохновляя

на прекрасное…

Её Величество Музыка, равно как и душа настоящего Поэта, никогда не

фальшивят, потому что, они – одно целое.

Квинтете скрипачей. Рук.Хисамова Г.Ф.

Гершвин «Лебедь»

Квартет «Виолинки». Рук. Хисамова Г.Ф. Конц. Кутина Алина

Григ «Норвежский танец»

Ведущий: Еврейский народ, являющий собой одну из древнейших

цивилизаций, богат великим наследием. Речь идёт о народном творчестве,

наглядно иллюстрирующем картины бытовой жизни, традиций и обычаев

израильтян. Такое своеобразное выражение подлинного народного духа

породило множество танцев, песен, сказаний, которые по сей день являются

объектами бурных исторических дискуссий.

Ансамбль скрипачей. Рук. Хисамова Г.Ф. Конц. Сергиенко Г.Б.

«Еврейский танец»

Ведущий:

В XIX веке появляется танцевальный жанр, который будет

главенствовать несколько столетий - это вальс. Он отличается характерным

трехдольным размером и кружащимся рисунком мелодической линии. Вальс

– излюбленный танец, к которому обращались многие композиторы.

Пожалуй, и в наши дни вальс занимает лидирующую позицию среди

классических танцев, его танцуют все: и профессионалы, и любители.

Соколова Дарья (фортепиано), илл-р Хисамова Г.Ф. (скрипка)

Гертнер «Медленный вальс»

Ведущий: Скрипке подвластно всё: и пленительной красоты мелодии,

полные неги и страсти, и блестящие виртуозные пьесы, и, конечно же,

зажигательные танцевальные ритмы.

Регтайм (буквально

«рваное

время») – специфический

жанр афро-

американского музицирования, сложившийся в конце XIX века, один из

важнейших

предшественников

джаза,

в

рамках

которого

сохранял

самостоятельное значение вплоть до 20-х годов XX века.

Ансамбль скрипачей. Рук. Хисамова Г.Ф. Конц. Сергиенко Г.Б.

Э.Градески «Мороженое»

Соколова Дарья (фортепиано), илл-р Хисамова Г.Ф. (скрипка)

Неволович «Разбойники»

Ведущий: Спасибо, музыка, за то, Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь, Себя не прячешь ни за что.

Спасибо, музыка, за то, Чего и умным не подделать,

За то спасибо, что никто, Не знает, что с тобой поделать.

Кутина Алина (фортепиано), илл-р Хисамова Г.Ф. (скрипка)

Хейрбергер «Венская мелодия»

Ведущий:

Сегодня прозвучали произведения разных жанров и разных эпох.

Но все они относятся к камерной музыке, потому что её всегда можно

сыграть в кругу друзей или в полном одиночестве. Её приятно исполнять

малому кругу слушателей. И чтобы выразить радость или грусть своей души

музыканту достаточно небольшой комнаты или кабинета, инструмент и хотя

бы одного слушателя. И даже, если этим слушателем будете только Вы сами.

Приглашаем на сцену всех участников концерта.

Спасибо за внимание. До новых встреч.



В раздел образования