Автор: Титаренко Дарья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №65 "Колосок"
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование проекта "Азбука здоровья" для повышения компетенции здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование проекта «Азбука здоровья» для повышения
компетенции здорового образа жизни детей дошкольного возраста
,
Аннотация: статья посвящена разработке и внедрению проекта «Азбука здоровья»,
который направлен на повышения компетенций здорового образа жизни детей дошкольного
возраста.
На сегодняшний день ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в
России
стало
не
только
медицинской,
но
и
серьёзной
педагогической
проблемой,
так
как
ухудшение
здоровья
осложняет
процесс
обучения
и
воспитания,
замедляет
физическое
развитие,
снижает
качество
знаний,
вызывает отклонение в их социальном поведении.
Из
многих
констатируемых
недостатков,
определяющих
низкие
показатели здоровья дошкольников можно выделить основной – это отсутствие
эффективных методов формирования основ здорового образа. В связи с этим,
охрана и укрепление здоровья воспитанников является одной из базовых целей
дошкольного образования, что зафиксировано в Федеральном государственном
образовательном
стандарте
дошкольного
образования.
Существует
много
методов формирования компетенции здорового образа жизни, однако анализ
исследований и практики подчёркивают, что в настоящее время значительным
ресурсом
выступает
проектный
метод,
который
реализуется
в
проектной
деятельности [1, с.19].
В МБДОУ ДС № 65 « Колосок» мы решили разработать и внедрить
проект «Азбука здоровья».
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что дошкольный возраст
является наиболее благоприятным для формирования компетенции здорового
образа жизни. Осознание ребёнком своего «Я», правильное отношение к миру,
окружающим людям – всё это зависит от того насколько грамотно педагог
строит свою работу.
Ведущей
педагогической
идеей
проекта
явилось
реализация
системы
педагогической работы по приобщению детей и их родителей к здоровому
образу жизни с опорой на разнообразные методы и приёмы.
Целью
проекта
было
создание
единого
здоровьесберегающего
пространства и формирование компетенции здорового образа жизни.
Сначала был разработан паспорт проекта, который включает три этапа.
На
подготовительном
этапе
определялась
проблема,
цели
и
задачи
проекта.
Изучалась
методическая
литература,
подбирался
материал.
Когда
научный
аппарат
проекта
определился,
началась
работа
по
созданию
предметно-развивающей
среды:
подбора
художественной
литературы,
изготовление
дидактических
пособий,
разработка
занимательных
дел,
составление картотеки по здоровому образу жизни.
Основной
этап
делится
на
подэтапы:
работа
с
детьми,
работа
с
родителями, работа с педагогами.
1. Работа с детьми. Детям была дана тема проекта, им объяснили, что они
будут
выполнять
очень
интересную
научную
работу,
которую
выполняют
взрослые
учёные.
Дальше,
юным
учёным
была
объявлена
задача
данного
исследования и этапы реализации проекта.
Итак, в группах организовали работу по введению групповых традиций
(релаксационные паузы, оздоровительные минутки, дыхательная, пальчиковая
гимнастика
и
т.д.),
т.е.
на
каждом
занятие
во
время
самостоятельной
деятельности дети систематически использовали все выше перечисленные виды
деятельности [2, с.152]. Цель данной деятельности создать хорошее настроение,
высокую
работоспособность,
бодрость,
хорошее
внутреннее
состояние
организма
и
всех
систем
в
целом.
На
всех
занятиях
систематически
использовалась
ежедневная
профилактическая
работа,
такая
как
точечный
массаж, комплексы для профилактике нарушения зрения, плоскостопия, осанки.
Проводились физкультминутки для снятия утомления и напряжения, например:
После занятий всегда проводились динамические часы на свежем воздухе.
Во время которых проводились подвижные игры, с которыми воспитанники
познакомились на занятиях по физической культуре. Игры были направлены на
поддержание
оптимального
двигательного
режима
и
всегда
учитывали
возрастные особенности каждого ребёнка.
На
подготовительном
этапе
проекта
были
разработаны
циклы
занимательных
дел,
это:
«Познавательно-исследовательская
деятельность»,
«Познавательно-речевое
развитие»,
«Художественно-эстетическое
развитие»,
«Физическое развитие»
Цикл
«Познавательно-исследовательская
деятельность»
посвящен
занятиям
здоровья.
Например
занятие
на
тему:
Всемирный
день
здоровья
«Правила
личной
гигиены».
Целью
занятия
было
научить
детей
правилам
личной гигиены.
В
«Познавательно-речевое
развитие»
входит
цикл
дел
посвящённых
чтению художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр» и «Айболит»,
В. Берестова «Лежебока», С. Михалкова «Про девочку которая плохо кушала»,
А.
Бах
«Надо
спортом
заниматься»,
П.
Ефимова
«Стихотворение
о
физкультуре»;
заучивание
пословиц
и
поговорок
о
здоровье.
Так
же
было
проведено
развлечение
на
тему:
«Любим
овощи
и
фрукты
–
витаминные
продукты, целью которого было познакомить детей с витаминной полезностью
употребления в пищу овощей и фруктов. Заключительным видом деятельности
данного цикла были беседы на такие темы, как «Витамины я люблю. Быть
здоровым я хочу», «Чистота – залог здоровья», « Укрепление детского здоровья.
Беседа о здоровье», «Таблетки растут на ветке. Таблетки растут на грядке» [2 с.
98].
Цикл
«Художественно
–
эстетического
развития».
На
занятиях
по
художественному творчеству дети рисовали на тему: «Мой весёлый звонкий
мяч», в данном занятии рассматривалась тематика спорта, дети познакомились с
разными видами мячей, затем практически их изобразили на бумаге.
Заключительным циклом является «Физическое развитие» в него входит
развлечение на тему: «Мой весёлый звонкий мяч». Проводились подвижные
игры, так как в настоящее время наблюдается неумение детей пользоваться
играми в повседневной жизни [2 с. 56].
2. Работа с родителями. Были проведены родительские собрания на тему:
«Наши
верные
друзья
–
полезные
привычки»,
целью
было
актуализация
проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у детей и
родителей потребности в здоровом образе жизни. Разработаны консультации и
памятки
на
данную
тематику.
Родители
охотно
участвовали
в
проектной
деятельности, тем самым повышали свою компетентность в области здорового
образа жизни.
3. Работа с педагогами. Проводилась на протяжение всего проекта. Были
разработаны
консультации
«Здоровьесберегающие
технологии
в
школе».
Изготовлена памятка «Профилактика осанки и плоскостопия». Завершающим
этапом работы с педагогами стало практическое задание создать презентации на
тему «Здоровье».
На
заключительном
этапе
проекта
подводились
итоги
всей
работы,
анализировались
полученные
результаты,
проводился
итоговый
спортивный
праздник «Папа, мама, я – здоровая семья», презентация данных и изготовление
кейс-папок.
Таким
образом,
нами
был
разработан
проект
«Азбука
здоровья»
и
успешно внедрён в детском саду.
Литература
1. Бычков, А.В. Метод проектов в детском саду / А.В. Бычков. – М., 2000.
– 21 с.
2. Гугин, А.А. Зянятия по физической культуре в старших группах / А.А.
Гугин. – М., 2004. – 320 с.