Напоминание

Использование проекта "Азбука здоровья" для повышения компетенции здорового образа жизни детей дошкольного возраста


Автор: Титаренко Дарья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №65 "Колосок"
Населённый пункт: Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование проекта "Азбука здоровья" для повышения компетенции здорового образа жизни детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование проекта «Азбука здоровья» для повышения

компетенции здорового образа жизни детей дошкольного возраста

,

Аннотация: статья посвящена разработке и внедрению проекта «Азбука здоровья»,

который направлен на повышения компетенций здорового образа жизни детей дошкольного

возраста.

На сегодняшний день ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в

России

стало

не

только

медицинской,

но

и

серьёзной

педагогической

проблемой,

так

как

ухудшение

здоровья

осложняет

процесс

обучения

и

воспитания,

замедляет

физическое

развитие,

снижает

качество

знаний,

вызывает отклонение в их социальном поведении.

Из

многих

констатируемых

недостатков,

определяющих

низкие

показатели здоровья дошкольников можно выделить основной – это отсутствие

эффективных методов формирования основ здорового образа. В связи с этим,

охрана и укрепление здоровья воспитанников является одной из базовых целей

дошкольного образования, что зафиксировано в Федеральном государственном

образовательном

стандарте

дошкольного

образования.

Существует

много

методов формирования компетенции здорового образа жизни, однако анализ

исследований и практики подчёркивают, что в настоящее время значительным

ресурсом

выступает

проектный

метод,

который

реализуется

в

проектной

деятельности [1, с.19].

В МБДОУ ДС № 65 « Колосок» мы решили разработать и внедрить

проект «Азбука здоровья».

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что дошкольный возраст

является наиболее благоприятным для формирования компетенции здорового

образа жизни. Осознание ребёнком своего «Я», правильное отношение к миру,

окружающим людям – всё это зависит от того насколько грамотно педагог

строит свою работу.

Ведущей

педагогической

идеей

проекта

явилось

реализация

системы

педагогической работы по приобщению детей и их родителей к здоровому

образу жизни с опорой на разнообразные методы и приёмы.

Целью

проекта

было

создание

единого

здоровьесберегающего

пространства и формирование компетенции здорового образа жизни.

Сначала был разработан паспорт проекта, который включает три этапа.

На

подготовительном

этапе

определялась

проблема,

цели

и

задачи

проекта.

Изучалась

методическая

литература,

подбирался

материал.

Когда

научный

аппарат

проекта

определился,

началась

работа

по

созданию

предметно-развивающей

среды:

подбора

художественной

литературы,

изготовление

дидактических

пособий,

разработка

занимательных

дел,

составление картотеки по здоровому образу жизни.

Основной

этап

делится

на

подэтапы:

работа

с

детьми,

работа

с

родителями, работа с педагогами.

1. Работа с детьми. Детям была дана тема проекта, им объяснили, что они

будут

выполнять

очень

интересную

научную

работу,

которую

выполняют

взрослые

учёные.

Дальше,

юным

учёным

была

объявлена

задача

данного

исследования и этапы реализации проекта.

Итак, в группах организовали работу по введению групповых традиций

(релаксационные паузы, оздоровительные минутки, дыхательная, пальчиковая

гимнастика

и

т.д.),

т.е.

на

каждом

занятие

во

время

самостоятельной

деятельности дети систематически использовали все выше перечисленные виды

деятельности [2, с.152]. Цель данной деятельности создать хорошее настроение,

высокую

работоспособность,

бодрость,

хорошее

внутреннее

состояние

организма

и

всех

систем

в

целом.

На

всех

занятиях

систематически

использовалась

ежедневная

профилактическая

работа,

такая

как

точечный

массаж, комплексы для профилактике нарушения зрения, плоскостопия, осанки.

Проводились физкультминутки для снятия утомления и напряжения, например:

После занятий всегда проводились динамические часы на свежем воздухе.

Во время которых проводились подвижные игры, с которыми воспитанники

познакомились на занятиях по физической культуре. Игры были направлены на

поддержание

оптимального

двигательного

режима

и

всегда

учитывали

возрастные особенности каждого ребёнка.

На

подготовительном

этапе

проекта

были

разработаны

циклы

занимательных

дел,

это:

«Познавательно-исследовательская

деятельность»,

«Познавательно-речевое

развитие»,

«Художественно-эстетическое

развитие»,

«Физическое развитие»

Цикл

«Познавательно-исследовательская

деятельность»

посвящен

занятиям

здоровья.

Например

занятие

на

тему:

Всемирный

день

здоровья

«Правила

личной

гигиены».

Целью

занятия

было

научить

детей

правилам

личной гигиены.

В

«Познавательно-речевое

развитие»

входит

цикл

дел

посвящённых

чтению художественной литературы К. Чуковский «Мойдодыр» и «Айболит»,

В. Берестова «Лежебока», С. Михалкова «Про девочку которая плохо кушала»,

А.

Бах

«Надо

спортом

заниматься»,

П.

Ефимова

«Стихотворение

о

физкультуре»;

заучивание

пословиц

и

поговорок

о

здоровье.

Так

же

было

проведено

развлечение

на

тему:

«Любим

овощи

и

фрукты

витаминные

продукты, целью которого было познакомить детей с витаминной полезностью

употребления в пищу овощей и фруктов. Заключительным видом деятельности

данного цикла были беседы на такие темы, как «Витамины я люблю. Быть

здоровым я хочу», «Чистота – залог здоровья», « Укрепление детского здоровья.

Беседа о здоровье», «Таблетки растут на ветке. Таблетки растут на грядке» [2 с.

98].

Цикл

«Художественно

эстетического

развития».

На

занятиях

по

художественному творчеству дети рисовали на тему: «Мой весёлый звонкий

мяч», в данном занятии рассматривалась тематика спорта, дети познакомились с

разными видами мячей, затем практически их изобразили на бумаге.

Заключительным циклом является «Физическое развитие» в него входит

развлечение на тему: «Мой весёлый звонкий мяч». Проводились подвижные

игры, так как в настоящее время наблюдается неумение детей пользоваться

играми в повседневной жизни [2 с. 56].

2. Работа с родителями. Были проведены родительские собрания на тему:

«Наши

верные

друзья

полезные

привычки»,

целью

было

актуализация

проблемы сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у детей и

родителей потребности в здоровом образе жизни. Разработаны консультации и

памятки

на

данную

тематику.

Родители

охотно

участвовали

в

проектной

деятельности, тем самым повышали свою компетентность в области здорового

образа жизни.

3. Работа с педагогами. Проводилась на протяжение всего проекта. Были

разработаны

консультации

«Здоровьесберегающие

технологии

в

школе».

Изготовлена памятка «Профилактика осанки и плоскостопия». Завершающим

этапом работы с педагогами стало практическое задание создать презентации на

тему «Здоровье».

На

заключительном

этапе

проекта

подводились

итоги

всей

работы,

анализировались

полученные

результаты,

проводился

итоговый

спортивный

праздник «Папа, мама, я – здоровая семья», презентация данных и изготовление

кейс-папок.

Таким

образом,

нами

был

разработан

проект

«Азбука

здоровья»

и

успешно внедрён в детском саду.

Литература

1. Бычков, А.В. Метод проектов в детском саду / А.В. Бычков. – М., 2000.

– 21 с.

2. Гугин, А.А. Зянятия по физической культуре в старших группах / А.А.

Гугин. – М., 2004. – 320 с.



В раздел образования