Напоминание

«Концептуальные основы организации образовательного процесса в ансамбле народного танца»


Автор: Овечкина Ирина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Дом детского творчества им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: авторская методическая разработка
Тема: «Концептуальные основы организации образовательного процесса в ансамбле народного танца»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

города Новосибирска «Дом детского творчества им. А. И. Ефремова»

Методические рекомендации по обучению в ЗКНТ РФ ансамбле народного

танца «Сибирские узоры»

«Концептуальные основы организации образовательного процесса»

Разработала: Овечкина И.А. – педагог дополнительного образования высшей

квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ

Введение.

Танец

это

неразрывная

часть

бытия

любого

человека

и

любого

народа. Первые танцевальные движения ребенок делает даже раньше, чем

начинает

говорить.

В

искусстве

танца

заложен

огромный

потенциал.

Основная цель занятий любым видом танцев – разностороннее развитие

ребенка.

Занятия

помогают

выработать

естественную

грацию

движений,

гибкость,

ловкость,

пластичность

и

координацию,

способность

выражать

чувства

и

эмоции

через

танец.

В

процессе

занятий

дети

также

учатся

правильно

воспринимать

и

чувствовать

музыку.

Танцы

способствуют

развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами

помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а

также развить такие качества как целеустремленность, организованность и

трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся

более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Педагогическая целесообразность программы:

Занимаясь в «Сибирских узорах» ребята получают возможность не

только

погрузиться

в

многообразный

красочный

мир

народного

танца.

Занятия

танцами

в

образцовом

коллективе

народного

танца

«Сибирские

узоры» – это не только возможность освоить народную хореографию, но и

получить

будущую

профессию.

Системность,

последовательность

и

преемственность

ступеней

программы

позволяют

детям

целенаправленно

осваивать искусство народной хореографии.

На занятиях ритмикой, хореографией и пластической гимнастикой дети

учатся координировать движения, развивать гибкость и пластику, изучают

основные позиции и положения рук и ног в танце. Ритмика способствует

формированию правильной осанки и укреплению мышц спины, улучшению

подвижности

суставов.

Кроме

того,

ритмика

помогает

развить

такие

природные физические данные, как растяжка, прыжок, подъем, гибкость и

даже артистичность, поскольку в процесс обучения будет входить изучение

простых танцевальных движений и постановка небольших хореографических

композиций.

На занятиях классической балетной хореографией (которая является

неотъемлемой частью занятий) дети учатся владеть своим телом, становятся

более гибкими и пластичными. Классический танец является основой любого

вида танцев, залогом красоты и правильность танцевальных движений. На

занятии изучаются основные позиции рук, ног и корпуса, осуществляется

ознакомление с профессиональной терминологией.

Обучение народно-сценическому танцу совершенствует координацию,

способствует

дальнейшему

укреплению

мышечного

аппарата,

развивая

группы мышц, которые мало участвуют в процессе классического тренажа,

дает возможность учащимся овладевать разнообразием стилей и манерой

исполнения танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов.

Велика роль этого предмета в эстетическом развитии учащихся, так как он

приобщает

их

к

богатству

танцевального

и

музыкального

народного

творчества.

Концептуальные основы программы обучения в ОКАНТ «Сибирские

узоры»

Исходя из природы танца, в каждой его разновидности содержатся (в

той или иной пропорции) две основные социально-культурные ориентации,

как в исполнении, так и в преподавании:

• телесно-культурная (телесная);

• духовно-культурная (духовная).

Осмыслению

роли

танца

в

социально-практической

деятельности

человека

способствуют

рассматриваемые

нами

такие

классификационные

фрагменты, как «Типы танца» и «Функциональная типология танца». Исходя

из общественной практики, танец научно обосновывается в них на уровне

системно развиваемых знаний, которые дают целостное представление о

многомерных

связях

между

понятиями

и

отражают

закономерности

действительности.

Содержание танцевального образования формирует психические,

физические, социальные качества личности.

Формирование личности в танцевальном педагогическом образовании

методически и практически осуществляется дифференцированно на основе

многомерной теоретической модели танца. Дифференцированное развитие

личности

осуществляется

с

учетом

разных

видов

деятельности

репродуктивной и творческой. Типы игрового и репетиционного танца, в

силу

их

различной

природы

и

особой

организации,

обеспечивают

необходимые

условия

для

раскрытия

личности.

Важным

фактором

продуктивной организации содержания танцевального образования является

фиксируемая

структура

проведения

занятия,

позволяющая

эффективно

обеспечивать формирование основных сторон личности.

Структурно

содержательными

основными

компонент ами

педагогического танцевального образования являются:

система

знаний

о

человеке

(психология,

анатомия,

физиология,

социология),

связи

человека

с

природой,

отражение

в

танце

личностного «Я», а также общественные ценности;

разнообразие танцевальной техники и способы овладения ими в разных

типах творческой деятельности;

система

формирования

общего

логического

и

эмоционального

интеллекта

на

основе

инновационных

танцевальных

технологий,

вытекающих

из

теоретической

модели

танца

и

м е тод о в ,

обеспечивающих практические навыки обучающихся;

развитие

и

формирование

опыта

творческой

(сочинительной

и

репродуктивной) деятельности детей на основе игрового танца.

Общеразвивающее танцевальное образование должно начинаться в

дошкольном

возрасте

и

продолжаться

в

начальном

з в е н е

общеобразовательной школы. Основная цель танцевального образования на

данном этапе — укрепление здоровья обучающихся, их творческое развитие

и социализация. Игровой и зрелищный типы танца компенсируют высокую

интеллектуальную

(«левополушарную»)

психическую

нагрузку.

Телесно

ориентированные и эмоционально насыщенные игровые танцы, танцминутки

выступают

сбалансированным

компонентом,

позволяющим

эффективно

формировать качество развития личности.

Результатами танцевального образования являются индивидуальное

развитие

каждого

обучающегося

в

групповых

занятиях

и

способность

обучающихся

к

продуктивному

выполнению

общекультурных,

общечеловеческих функций и видов учебной деятельности.

Детский

танец

является

феноменом,

который

направлен

на

формирование

у

личности,

с

одной

стороны,

психофизической

и

социальной

устойчивости,

положительного

мировоззрения,

с

другой

стороны – на развитие индивидуальных способностей.

Особое внимание следует уделять такому немаловажному фактору, как

дыхание

обучающихся.

Правильно

поставленное

дыхание

имеет

иногда

решающее значение: для усвоения танцевальной техники народного танца,

особенно, если учитывать частую смену темпов и ритмов урока народно-

сценического танца, длительные, требующие большого дыхания, развернутые

танцевальные

композиции,

необходимость

преодолевать

большое

сценическое пространство.

Важнейшей

задачей

всего

времени

обучения

является

воспитание

эмоциональной

выразительности

исполнения,

точная

передача

национального

стиля

и

манеры

народного

танца.

При

этом

не

следует

преждевременно

навязывать

детям

"взрослую"

манеру

исполнения,

заставлять их "наигрывать" темперамент и утрировать "мимическую" игру.

Исполнение

всегда

должно

быть

естественным,

предлагаемый

материал

всегда соответствовать не только техническим возможностям учащихся, но и

учитывать их возрастную психологию.

Рекомендуемый перечень репертуарных танцев

Младшая группа:

Русские

1.

«Калинка»

2.

«Самовар»

3.

Белорусский танец «Бульба»

4.

Детский танец «Полечка»

5.

Детский танец «Тучка»

6.

Акробатический этюд «Восточный»

Средняя группа:

Русские

1.

«Мотаня»

2.

«Выйду ль на улицу»

3.

«Перепляс»

4.

«По ягоды»

Классические

1.

«Шутка»

2.

«Полет»

3.

«Петрушки»

1.

Башкирский танец с колокольчиками

2.

«Молдавеняска»

3.

Китайский танец

4.

«Тарантелла»

5.

«Потешки»

Старшая группа:

Русские

1.

«Ярмарка»

2.

«Перепляс»

3.

«Скоморохи»

4.

«Кадриль»

5.

«Девичья лирическая»

1.

Испанский танец «Посвящение»

2.

Якутский танец «Чайки»

3.

Татарский танец «Шаян – Бию»

4.

Украинский танец «Веснянки»

5.

Цыганский танец

6.

Казачий танец

7.

Чеченский танец

Список рекомендуемой литературы для педагогов дополнительного

образования.

1.

Секрет танца. Составитель Т.К. Васильева. СПб: ТОО «Динамит», ООО

«Золотой век», 1997

2.

Н.Тарасов. Классический танец. СПб., 2008. – 496 с.

3.

Л.Богаткова. Танцы для детей. М., 1959

4.

А.Е. Чибрикова-Луговская. Ритмика. М., 1998

5.

Ш.Жиенкулова «Танцы друзей». Алма-Ата: Мектеп, 1989. – 144 с

6.

А.Я. Ваганова «Основы классического танца». М: Лань, 200. – 192 с.

7.

Немов

Р.

С.

Психология.

Учеб.

для

студентов

высш.

пед.

учеб.

заведений. В 2 кн. Кн.1. Психология образования. – М.: Просвещение:

Владос, 1994

8.

Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество

России, 2002.

9.

Баднин И.А. Отбор детей в хореографическое училище в кн.. М., 1987.

10.Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. М., 1964.

11.Выготский

Л.С.

Избранные

психологические

исследования.

М.-Л.,

1956.

12.Ваганова А.Я. Основы классического танца. Л., Искусство. 1980.

13.Гальперин С.Н. Анатомия и физиология человека. М., 1974.

14.Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. Ижевск: изд-

во Удм.Ун-та, 1992.

15.Климов А. Народно-сценический танец. М., Искусство, 1976.

16.Кох И.Э. Основы сценического движения. М., Просвещение, 1976.

17.Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.

18.Климов А. Основы русского народного танца. М., Издательство МГИК,

1994.

19.Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. Л., 1981.

20.Стриганов

В.М.,Уральская

В.И.Современный

бальный

танец.

М.,

Просвещение, 1978.

21.Ткаченко Т. Работа с танцевальными коллективами. М., 1958.

22.Ткаченко Т. Народный танец. М., Искусство, 1967.

23.Устинова Т. Русский народный танец. М., Искусство, 1976.

24.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

Методические материалы по организации образовательного процесса в

ОКАНТ «Сибирские узоры»

«Учет физиологических особенностей при работе с детьми младшего,

среднего и старшего школьного возраста»

Составила: Овечкина И.А. – педагог дополнительного образования высшей

квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ

Рост и развитие детей идут непрерывно, но темпы роста и развития не

совпадают. Известно, что в некоторые возрастные периоды преобладает рост,

а в другие – развитие.

Периоды ускорения роста соответствуют определенным в жизни ребенка

годам

и

достаточно

четко

отражают

генетический

детерминированный

биологиче ский

ритм,

который

можно

использовать

с

ц е л ь ю

совершенствования процесса обучения в хореографии.

Так в 8-9 лет у девочек и в 10-13-у

мальчиков

(средний

возраст

поступления

в

ансамбль)

наступает

предпубертатный

период.

Костная

система

еще

окончательно

не

сформирована,

не

завершено

окостенение

позвоночника,

грудной

клетки,

таза,

конечностей.

Позвоночник

гибок

и

податлив,

при

длительном

неправильном

положении

тела,

возможно,

его

искривление.

Напротив,

при

систематических

занятиях

можно

исправить

наметившиеся

искривления.

Поэтому

необходимо

следить

за

правильной

осанкой и походкой.

В эти годы дети обладают уже достаточным уровнем психического

развития, но очень возбудимы. Для этого возраста характерны богатство

воображения, эмоциональность и непосредственность реакций. Однако, из-за

относительно

слабой

устойчивости

внимания

дети

на

занятиях

быстро

теряют темп и ритм.

Дети

в

этом

возрасте

обладают

в

основном

наглядно-образным

характером

запоминания,

поэтому

личный

показ

движений

педагогом

наиболее эффективен.

Характер

еще

только

складывается,

но

дети

уже

обладают

некоторой

настойчивостью, способны ставить перед собой определенные цели.

В 12-14

лет

наступает

пубертатный

период,

период

полового

созревания

детей.

В

это

время

в

их

организмах

происходят

резкие

эндокринные сдвиги, меняется функциональное состояние всех органов. У

детей

этого

возраста

меняются

пропорции

тела.

Окончательно

устанавливаются

изгибы

позвоночника.

Кости

утолщаются.

Нарастает

мышечная

масса,

увеличивается

и

выносливость

мышц.

Наиболее

благоприятный возраст для восприятия движения в хореографии 10-11 лет, а

затем 15-16 лет. При этом нужно отметить, что у девочек процесс освоения

движений более точный, чем у мальчиков в этом же возрасте.

В успешном овладении техникой танца, выразительностью исполнения

немалую роль играет анатомическое строение: пропорциональное сложение,

осанка, выворотность ног, стопа, гибкость тела, прыжок.

Основа осанки – позвоночник и его соединение с тазовым поясом.

Позвоночник имеет изгибы: шейный (вперед), грудной (назад), поясничный

(вперед),

крестцо-копчиковый

(назад).

При

нормальной

осанке

изгибы

позвоночника выражены умерено. Направление линии позвонков при этом

строго вертикально. Правая и левая часть симметричны: шейно-плечевые

линии на одном уровне, углы лопаток на одной высоте и на одном расстоянии

от

позвоночника,

треугольники

талии

(пространство

между

линиями

туловища и вытянутыми вдоль руками) одинаковы.

В

нормальной

осанке

ось

тела

проходит

через

общий

центр

тяжести,

проецируется на середину опоры, что обеспечивает устойчивое равновесие

тела.

В осанке детей бывают заметны различные отклонения. Такие отклонения

как

асимметрия

лопаток

(незначительный

сколиоз),

седлообразная

спина

(лордоз), сутулость (кифоз) могут быть исправлены. Как отклонения в осанке

рассматриваются

О-образные

и

Х-образные

ноги.

В

Х-образных

ногах

внутренние связки коленей длиннее, а наружные – короче. При О-образных

ногах внутренние связки коленей сокращены и бедра удалены друг от друга.

Некоторые

форм

Х-образных

и

О-образных

ног

поддаются

исправлению

путем применения специальных тренировочных упражнений.

Серьезным недостатком строения считают плоскостопие, при котором

противопоказаны

занятия

хореографией.

Однако

незначительные

формы

плоскостопия в процессе роста ребенка и постоянных целенаправленных

упражнениях

могут

быть

исправлены,

что

подтверждается

многолетними

наблюдениями.

Выворотность ног – это способность развернуть ноги (бедра, голени и

стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном

корпусе

бедра,

голени

и

стопы

повернуты

своей

внутренней

стороной

наружу.

Выворотное

или

супированное

положение

ног

во

время

танца

обеспечивает исполнителю возможность свободного выполнения движений

танца

и

создает

условия

для

такой

интерпретации

хореографического

рисунка, который отвечает законам художественного воспитания, законам

красоты. Сочетание природной и выработанной на занятиях выворотности

ног с легким шагом превращает танец в поистине пленительное зрелище.

Выворотность

ног

позволяет

совершенствовать

технику,

помогает

вырабатывать такое качество, как артистизм.

Стопа – сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат –

является опорой тела человека, выполняет рессорные функции и функции

регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге,

прыжках. А в танце еще и немалую эстетическую роль, создавая своим

вытянутым

подъемом

вместе

с

вытянутой

ногой

законченную

линию

в

рисунке танца.

Шаг также создает в танце линии, обеспечивает ширину и свободу

движений.

Амплитуда

шага

в

стороны

и

вперед

зависит

от

степени

выворотности ног и подвижности тазобедренных суставов. Амплитуда шага

назад зависит от подвижности позвоночного столба, силы и эластичности

задней группы мышц бедра. Амплитуда шага способствует высоте прыжка.

Гибкость тела – одно из главных профессиональных требований к тем, кто

собирается

заниматься

хореографией.

Она

показатель

пластичности

тела,

придает

танцу

выразительность,

способствуя

тем

самым

созданию

сценического образа.

Прыжок

придает

танцу

необходимые

для

него

качества:

легкость,

воздушность, полетность – и поэтому является его составной частью. Для

прыжка важно качество, обозначаемое в хореографии термином ballon –

умение высоко и эластично прыгнуть вверх и сохранить во время прыжка

рисунок позы.

Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей

тела и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного,

коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.

При прыжке работающие мышцы в течение короткого времени сокращаются

до максимума, при этом действуют две главные силы: сила отталкивания от

опоры и сила тяжести тела. Поэтому высота прыжка находится в прямой

зависимости от них.

Среди

двигательных

функций

особое

значение

для

танца

имеет

координация

движений.

Различают

три

основных

вида

координации:

нервную, мышечную и двигательную.

При нервной координации характерно чувство ритма, равновесия, различных

поз, осанки и т.п.

Они

могут

быть

закреплены

в

памяти.

Запоминание

движения,

профессиональная память – одна из особенностей координации, зависящей от

работы зрительного и вестибулярного аппаратов и других органов.

В мышечной координации

характерно

групповое

взаимодействие

мышц,

которые

обеспечивают

устойчивость

тела

при

ходьбе,

беге

и

других

движениях. Двигательная координация – это процесс согласования движений

звеньев

тела

в

пространстве

и

во

времени

(одновременное

и

последовательное).

Музыкально-ритмическая

координация

это

умение

согласовывать

движения частей тела во времени и пространстве под музыку.

Стержень апломба – позвоночник, но важную роль в устойчивости играют

хорошее зрение, нормальная работа вестибулярного аппарата, координация,

общее

хорошее

физическое

развитие

и

здоровая

нервная

система.

На

устойчивость также влияет и проекция общего центра тяжести. Чем ближе к

опоре центр тяжести тела, чем большее ее площадь, тем выше устойчивость

тела.



В раздел образования