Напоминание

Ассоциативный тест


Автор: Афанасьева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №174 "Сказочная страна"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Ассоциативный тест
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ассоциативный тест «Путешествие».

Этот

ассоциативный

тест

настолько

правдив

и

популярен,

что

многие

психологии используют его как диагностический метод. Этот тест в виде

сказки путешествия с детьми. Можно одновременно играть и вдвоем, и всей

семьей.

Младшие

дети

с

удовольствием

поиграют

в

«воображалки».

Взрослые и старшие дети, узнав расшифровку каждой ассоциации, получат

пищу для размышления о себе и мире, а вы узнаете их эмоциональное

состояние, причем как сознательное, так и бессознательное. Сначала пойдите

этот тест сами, а потом, как-нибудь вечерком, сядьте рядышком с ребенком и

предложите ему «путешествие».

Пусть он закроет глаза и представит, что вы идёте по лесу. Мягко и бережно

задавайте вопросы. Не перебивайте. Но следите за тем, чтобы ваши вопросы

не содержали "подсказки" и не навязывали ребёнку поведение (например,

слово

"перейти"

имеет

меньшую

эмоциональную

окраску,

чем

слово

"преодолеть"; "оказаться" - меньшую, чем "достичь", и т. д.). Слушайте всё,

что он хочет рассказать, и мотайте на ус. Будете читать ответы - тогда

размотаете. Представьте себе...

Итак...

Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли

ветерок? Ты один или с кем-то? Что ты делаешь? Ты выходишь на полянку и

видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду? Вдруг на опушку

выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь? Ты

идешь дальше, впереди - река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой

берег? Ты оказался на другой стороне - и видишь дом. Какой это дом?

Хочется тебе туда идти? Ты подходишь к дому, прямо к двери. Опиши дверь.

На двери табличка, как она выглядит? На ней написано твое имя - прочитай

"надпись". Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь. В

какую комнату ты пойдешь сначала? Опиши ее. Какие еще комнаты в доме?

Ты пойдешь в подвал? Опиши подвал. Что там лежит или кто там живет?

Опиши чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь? Одна из комнат в

доме - совершенно белая. В ней нет ни окон, никаких выемок на стенах.

Когда

ты

попал

туда,

дверь

закрылась.

Что

ты

будешь

делать?

Что

ты

чувствуешь? Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке.

Впереди тебя - забор. Как ты окажешься на той стороне? Около дороги, по

которой ты идешь, есть нора. Как ты поведёшь себя? Наконец тропинка

выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как

они себя ведут? В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он от

берега?

Ты

будешь

до

него

добираться? Вот

и

все,

твоё

путешествие

счастливо

закончилось.

Ты

возвращаешься

домой

отдохнувшим,

посвежевшим

и

радостным.

Не

спеша

открывай

глаза.

Скажи,

тебе

понравилось? А вам? Обычно такое путешествие освежает и обнадёживает.

А ещё даёт ребёнку (да и взрослому) ощущение, что кто-то очень сильный и

добрый ведет его по жизни за ручку, помогает, направляет и не даст пропасть

ни в коем случае. Давайте теперь присмотримся к расшифровке ассоциаций.

В

тесте

даны

ключевые

символы,

которыми

оперирует

подсознание

большинства

людей.

Возможно,

что-то

лично

вы

или

ваш

ребёнок

воспринимаете

не

так,

как

все,

но

именно

поэтому

в

тесте

есть

"дублирующие" ситуации и образы, чтобы картина была более чёткой.

Итак,

лес и прогулка по лесу символизируют то, как человек воспринимает саму

жизнь и своё движение по ней. Согласитесь, большая разница - вышел

ребёнок

гулять

или

потерялся

в

лесу.

Обратите

внимание

на

сам

лес

-

насколько ребёнку там комфортно, светло, интересно. Точно так же важно

посмотреть на то, каким видит ребёнок дом издалека. Светлым или тёмным,

симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он видит свою жизнь в

семье. Обратите внимание, если какую-то деталь дома человек выделяет

особенно

-

крышу

с

дырками,

открытую

или

запертую

(даже

забитую

деревяшками)

входную

дверь. Родник - это восприятие всего нового, что

приносит

вам

жизнь.

Если

он

видит

захламлённый,

забитый

окурками

родник, то скорее всего он не привык ждать от жизни милостей. Так же и

животное - это то, как видит других людей ваш ребёнок. Обратите внимание,

это страшный медведь или пушистая белка, кто первым идёт на контакт - он

сам или детка ждёт, пока подойдут к нему? Или он вообще маскируется, чтоб

его не увидели? Тоже довольно показательно. Река и стена - это символы

препятствий. Как человек преодолевает их в тесте, такими же он видит

преграды в жизни. Есть люди, которые вообще боятся войти в воду, есть те,

кто крушит стену, есть и такие, кому уже готовы и лодочка с гребцом, и

лесенка

с

поддержкой.

Обратите

на

этот

пункт

внимание,

если

в

нем

появились крайности - "взорву на фиг" или "повернусь и уйду". То, на что в

доме обращает внимание человек, - для него значимые вещи. Кто-то сразу

идет на кухню, для него там смысл и центр дома. Кто-то сразу замечает

детскую. Стоит обратить внимание, если при описании какая-то комната не

появляется вообще, это значит, что какую-то сферу жизни или какого-то

человека ребенок игнорирует бессознательно. Например, комнату брата или

зал, где обычно собирается вся семья. Может быть, тут что-то не так -

например, ребенку в этот период жизни нужно уединиться и подумать, а не

"тусоваться" со всеми. Кстати, обратите внимание на общее описание дома -

тесно,

просторно,

темно,

пахнет

чем-то

вкусным

или

наоборот. Особое

внимание стоит уделить чердаку и подвалу. Чердак - это все знания, навыки и

умения,

которые

мы

приобретаем

в

процессе

обучения

в

школе

или

в

университете, не важно. Хорошо, когда он представляется аккуратным, когда

все разложено по полочкам. Или там живут веселые коты или добрые птицы.

Но очень у многих он захламлен или запылен. А может быть, ваш ребенок

настолько переучился, что вообще не захочет туда идти.

Подвал - это все

подсознательные или плохо осознаваемые устремления, знания, желания и

навыки, которые у человека есть. Если человек охотно лезет в подвал и с

удовольствием там находится - то, скорее всего, его подсознательные страхи

сильно

его

не

тревожат.

Если

он

боится

идти

в

подвал

и

видит

его

захламленным, грязным, опасным, то, скорее всего, ребенка тревожат какие-

то смутные страхи. Кстати, то же самое касается норы. Если ребенок легко

проходит мимо или лезет в нору "покричать", посмотреть, кто оттуда вылезет,

то, скорее всего, скрытых страхов у него немного. Белая комната, лишенная

любых

выступов,

-

это

метафора

смерти.

Не

ожидали?

Но

подсознание

мыслит так. Посмотрите, как ведет себя там человек. Бьется в истерике?

Смиряется? Плачет? Ждет помощи? Редко кто чувствует себя хорошо в такой

комнате,

но

тут

стоит

обратить

внимание

на

степень

интенсивности

переживаний. Чем эмоциональнее реакция, тем болезненнее эта тема для

ребенка сейчас. Чайки у моря - это, как ни странно, родственники. Проверьте

себя, посмотрите, насколько навязчиво поведение птичек. Оцените "уровень

шума", который они создают. Похоже на правду? Ну и наконец, корабль -это

заветная мечта. Посмотрите, насколько четко ребенок видит детали корабля,

это покажет, насколько четко ребенок представляет себе, чего он хочет. Если

это пиратский корабль - тоже ничего, романтика. А вот если это разбитый

остов

корабля,

посмотрите,

какие

разочарования

сейчас

гнетут

юного

человека. Еще одни критерий - может ли он до корабля добраться. Не беда,

если еще не может, и видит вообще "Корабль с алыми парусами". У него еще

много лет на то, чтобы понять себя и мир вокруг. Плохо, если он говорит о

корабле с печалью или сразу описывает препятствия - нет лодки, чтобы

добраться, нет желания. Такое нередко бывает у подростков, но не пугайтесь,

это

возрастное

"видение

мира",

оно

проходит,

когда

выросший

человек

начинает лучше себя понимать. Напомним еще раз, что ответы, которые вас

обеспокоили,

-

еще

не

повод

записывать

себя

или

ребенка

в

разряд

"неблагополучных", это всего лишь слепок нынешнего состояния сознания и

подсознания. Но на какие-то спорные моменты стоит обратить внимание и

учитывать их в дальнейшем.



В раздел образования