Автор: Афанасьева Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №174 "Сказочная страна"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Ассоциативный тест
Раздел: дошкольное образование
Ассоциативный тест «Путешествие».
Этот
ассоциативный
тест
настолько
правдив
и
популярен,
что
многие
психологии используют его как диагностический метод. Этот тест в виде
сказки путешествия с детьми. Можно одновременно играть и вдвоем, и всей
семьей.
Младшие
дети
с
удовольствием
поиграют
в
«воображалки».
Взрослые и старшие дети, узнав расшифровку каждой ассоциации, получат
пищу для размышления о себе и мире, а вы узнаете их эмоциональное
состояние, причем как сознательное, так и бессознательное. Сначала пойдите
этот тест сами, а потом, как-нибудь вечерком, сядьте рядышком с ребенком и
предложите ему «путешествие».
Пусть он закроет глаза и представит, что вы идёте по лесу. Мягко и бережно
задавайте вопросы. Не перебивайте. Но следите за тем, чтобы ваши вопросы
не содержали "подсказки" и не навязывали ребёнку поведение (например,
слово
"перейти"
имеет
меньшую
эмоциональную
окраску,
чем
слово
"преодолеть"; "оказаться" - меньшую, чем "достичь", и т. д.). Слушайте всё,
что он хочет рассказать, и мотайте на ус. Будете читать ответы - тогда
размотаете. Представьте себе...
Итак...
Ты идёшь по лесу. Какой это лес? Какое время года? Солнечно ли, есть ли
ветерок? Ты один или с кем-то? Что ты делаешь? Ты выходишь на полянку и
видишь родник. Ты к нему подойдешь? Будешь пить воду? Вдруг на опушку
выскакивает животное. Какое оно? Что оно делает? А ты что делаешь? Ты
идешь дальше, впереди - река. Какая? Как ты будешь перебираться на другой
берег? Ты оказался на другой стороне - и видишь дом. Какой это дом?
Хочется тебе туда идти? Ты подходишь к дому, прямо к двери. Опиши дверь.
На двери табличка, как она выглядит? На ней написано твое имя - прочитай
"надпись". Ты заходишь в дом. Оглядись вокруг и опиши, что ты видишь. В
какую комнату ты пойдешь сначала? Опиши ее. Какие еще комнаты в доме?
Ты пойдешь в подвал? Опиши подвал. Что там лежит или кто там живет?
Опиши чердак. А там кто или что? Что ты там делаешь? Одна из комнат в
доме - совершенно белая. В ней нет ни окон, никаких выемок на стенах.
Когда
ты
попал
туда,
дверь
закрылась.
Что
ты
будешь
делать?
Что
ты
чувствуешь? Ты выходишь из дома с другой стороны и идешь по тропинке.
Впереди тебя - забор. Как ты окажешься на той стороне? Около дороги, по
которой ты идешь, есть нора. Как ты поведёшь себя? Наконец тропинка
выводит тебя к морю. Над морем носятся чайки. Далеко они или близко? Как
они себя ведут? В море ты видишь корабль. Какой он? Как далеко он от
берега?
Ты
будешь
до
него
добираться? Вот
и
все,
твоё
путешествие
счастливо
закончилось.
Ты
возвращаешься
домой
отдохнувшим,
посвежевшим
и
радостным.
Не
спеша
открывай
глаза.
Скажи,
тебе
понравилось? А вам? Обычно такое путешествие освежает и обнадёживает.
А ещё даёт ребёнку (да и взрослому) ощущение, что кто-то очень сильный и
добрый ведет его по жизни за ручку, помогает, направляет и не даст пропасть
ни в коем случае. Давайте теперь присмотримся к расшифровке ассоциаций.
В
тесте
даны
ключевые
символы,
которыми
оперирует
подсознание
большинства
людей.
Возможно,
что-то
лично
вы
или
ваш
ребёнок
воспринимаете
не
так,
как
все,
но
именно
поэтому
в
тесте
есть
"дублирующие" ситуации и образы, чтобы картина была более чёткой.
Итак,
лес и прогулка по лесу символизируют то, как человек воспринимает саму
жизнь и своё движение по ней. Согласитесь, большая разница - вышел
ребёнок
гулять
или
потерялся
в
лесу.
Обратите
внимание
на
сам
лес
-
насколько ребёнку там комфортно, светло, интересно. Точно так же важно
посмотреть на то, каким видит ребёнок дом издалека. Светлым или тёмным,
симпатичным или отталкивающим. Возможно, такой он видит свою жизнь в
семье. Обратите внимание, если какую-то деталь дома человек выделяет
особенно
-
крышу
с
дырками,
открытую
или
запертую
(даже
забитую
деревяшками)
входную
дверь. Родник - это восприятие всего нового, что
приносит
вам
жизнь.
Если
он
видит
захламлённый,
забитый
окурками
родник, то скорее всего он не привык ждать от жизни милостей. Так же и
животное - это то, как видит других людей ваш ребёнок. Обратите внимание,
это страшный медведь или пушистая белка, кто первым идёт на контакт - он
сам или детка ждёт, пока подойдут к нему? Или он вообще маскируется, чтоб
его не увидели? Тоже довольно показательно. Река и стена - это символы
препятствий. Как человек преодолевает их в тесте, такими же он видит
преграды в жизни. Есть люди, которые вообще боятся войти в воду, есть те,
кто крушит стену, есть и такие, кому уже готовы и лодочка с гребцом, и
лесенка
с
поддержкой.
Обратите
на
этот
пункт
внимание,
если
в
нем
появились крайности - "взорву на фиг" или "повернусь и уйду". То, на что в
доме обращает внимание человек, - для него значимые вещи. Кто-то сразу
идет на кухню, для него там смысл и центр дома. Кто-то сразу замечает
детскую. Стоит обратить внимание, если при описании какая-то комната не
появляется вообще, это значит, что какую-то сферу жизни или какого-то
человека ребенок игнорирует бессознательно. Например, комнату брата или
зал, где обычно собирается вся семья. Может быть, тут что-то не так -
например, ребенку в этот период жизни нужно уединиться и подумать, а не
"тусоваться" со всеми. Кстати, обратите внимание на общее описание дома -
тесно,
просторно,
темно,
пахнет
чем-то
вкусным
или
наоборот. Особое
внимание стоит уделить чердаку и подвалу. Чердак - это все знания, навыки и
умения,
которые
мы
приобретаем
в
процессе
обучения
в
школе
или
в
университете, не важно. Хорошо, когда он представляется аккуратным, когда
все разложено по полочкам. Или там живут веселые коты или добрые птицы.
Но очень у многих он захламлен или запылен. А может быть, ваш ребенок
настолько переучился, что вообще не захочет туда идти.
Подвал - это все
подсознательные или плохо осознаваемые устремления, знания, желания и
навыки, которые у человека есть. Если человек охотно лезет в подвал и с
удовольствием там находится - то, скорее всего, его подсознательные страхи
сильно
его
не
тревожат.
Если
он
боится
идти
в
подвал
и
видит
его
захламленным, грязным, опасным, то, скорее всего, ребенка тревожат какие-
то смутные страхи. Кстати, то же самое касается норы. Если ребенок легко
проходит мимо или лезет в нору "покричать", посмотреть, кто оттуда вылезет,
то, скорее всего, скрытых страхов у него немного. Белая комната, лишенная
любых
выступов,
-
это
метафора
смерти.
Не
ожидали?
Но
подсознание
мыслит так. Посмотрите, как ведет себя там человек. Бьется в истерике?
Смиряется? Плачет? Ждет помощи? Редко кто чувствует себя хорошо в такой
комнате,
но
тут
стоит
обратить
внимание
на
степень
интенсивности
переживаний. Чем эмоциональнее реакция, тем болезненнее эта тема для
ребенка сейчас. Чайки у моря - это, как ни странно, родственники. Проверьте
себя, посмотрите, насколько навязчиво поведение птичек. Оцените "уровень
шума", который они создают. Похоже на правду? Ну и наконец, корабль -это
заветная мечта. Посмотрите, насколько четко ребенок видит детали корабля,
это покажет, насколько четко ребенок представляет себе, чего он хочет. Если
это пиратский корабль - тоже ничего, романтика. А вот если это разбитый
остов
корабля,
посмотрите,
какие
разочарования
сейчас
гнетут
юного
человека. Еще одни критерий - может ли он до корабля добраться. Не беда,
если еще не может, и видит вообще "Корабль с алыми парусами". У него еще
много лет на то, чтобы понять себя и мир вокруг. Плохо, если он говорит о
корабле с печалью или сразу описывает препятствия - нет лодки, чтобы
добраться, нет желания. Такое нередко бывает у подростков, но не пугайтесь,
это
возрастное
"видение
мира",
оно
проходит,
когда
выросший
человек
начинает лучше себя понимать. Напомним еще раз, что ответы, которые вас
обеспокоили,
-
еще
не
повод
записывать
себя
или
ребенка
в
разряд
"неблагополучных", это всего лишь слепок нынешнего состояния сознания и
подсознания. Но на какие-то спорные моменты стоит обратить внимание и
учитывать их в дальнейшем.