Автор: Варфоломеева Елена Анваровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с.Харашибирь Мухоршибирский район Республика Бурятия
Наименование материала: проект
Тема: "Старинная усадьба моего села"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Тополёк»
проект
в старшей группе
«Старинная усадьба моего села»
Воспитатель: Варфоломеева Елена Анваровна
Информационная карта педагогического проекта
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).
Тип проекта: информационно-творческий.
1 этап. Целеполагание.
Участники проекта:
1.
Воспитатель
2.
Ребёнок старшей группы
3.
Родители.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Проблема, значимая для детей на решение которой направлен проект: дети
недостаточно знают о своём селе, его достопримечательностях и истории.
Актуальность проекта:
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных,
качественно новых задач по формированию у подрастающего
поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим
проблема нравственно- патриотического воспитания детей
становится одной их актуальных.
Чувство патриотизма многогранна по содержанию: это и любовь
к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение
неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и
приумножать богатства Родины.
Почему мы работаем над этой темой, в чём её актуальность?
Перед дошкольными образовательными учреждениями государство
ставит в числе наиболее важных, задачи формирования с самого раннего
детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к
Родине, бережного отношения к её историческому и культурному
наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям
своего народа.
Гипотеза:
Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе
ознакомления с историей родного края будет эффективной при
выполнении следующих педагогических условий:
- взаимодействия с социальными партнерами;
компетентности педагогов и родителей в области исторического
прошлого родного края;
- обогащение предметно-развивающей среды.
Цель: Формирование у детей базиса личностной культуры на основе
ознакомления с культурой, жизнью и бытом русского народа, его характером,
присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями
обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.
Задачи:
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
1. Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному
творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;
2. Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;
3. Формировать чувства уважения и симпатии к людям, их культуре и
традициям;
4. Формировать элементарные знания о правах человека.
5. Пробуждать у детей исследовательский интерес, любознательность, зажечь огонёк
любви к родному селу, краю, вызвать желание познать его через чувство удивления,
восхищения
природой,
родным
домом,
профессией
родных,
местными
достопримечательностями и др.
6.Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.
7. Привлечение родителей к участию в реализации проекта. Приобщать родителей к
сотрудничеству с ДОУ в вопросах патриотического воспитания;
Задачи проекта решаются во всех видах непосредственно-образовательной
деятельности, играх, труде, в быту.
Задачи для педагогов:
Составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах
детской деятельности;
Оказывать детям помощь в выявлении проблемы, в поиске ее решения.
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для развития личности
ребенка в совместной подготовке фото выставки и создание макета «Старинная
усадьба моего села»;
Ознакомление детей с художественной литературой по теме.
2 этап. Разработка проекта.
Форма проведения итогового мероприятия:
Участие в конкурсе
Продукт проекта:
Для детей: фото, макет усадьбы
Для педагогов: презентация проекта, конспекты мероприятий,
образец планирования.
Для родителей: материалы для консультации- папки передвижки.
Образцы совместного творчества, интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
1.Обретение ребенком целостной смысловой картины представлении об
истории, культурной жизни наших предков;
2. Активизация представлений о русском жилище.
3. Пробуждение национального самосознания;
4.Отражение в художественно-творческой деятельности (рисовании,
лепке, конструировании) темы любви к малой родине.
Родители:
1. Активизация и систематизация краеведческих знаний;
2.Участие вместе с детьми в поисковой и художественно-творческой
деятельности ДОУ;
3.Проявление позиции активных участников и партнеров
воспитательно-образовательного процесса.
Педагог:
Овладение техникой проектной деятельности
высокий уровень коммуникации детей, их речевая активность.
Пополнение своего педагогического арсенала научно- обоснованными знаниями
о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и
обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о
проектном методе в деятельности дошкольного учреждения;
3 этап. Выполнение проекта.
План реализации проекта
В соответствии с перспективным планом работы было реализовано следующее
содержание
работы,
которое
предполагало
внедрение
в
работу
следующих
форм
взаимодействия с детьми и родителями.
1.
Знакомство с достопримечательностями села
2.
Беседы с детьми, с родителями
3.
Подбор художественной литературы, иллюстрации
4.
Чтение стихов современных поэтов села (В.Е.Решетникова, В.Е.Раловец) и
разучивание песен
5.
Знакомство с промыслами с. Харашибирь Мухоршибирский район
6.
Фольклорные праздники
7.
Народные игры
8.
Театрализованная деятельность
9.
Работа с родителями
10.
Знакомство с почетными гражданами села
Результаты реализации проекта:
Расширен кругозор детей о родном селе.
Улучшилась предметно-развивающая среда: литературой, фотографиями,
иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками.
У детей сформированы творческие способности, познавательная
активность, любознательность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в Районном
детском фестивале «Пасхальный перезвон» в конкурсе исследовательских работ
«Старинная усадьба моего села» 2019 году