Автор: Волынкина Лариса Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградская область
Наименование материала: "Путешествие в сказочную страну"
Тема: конспект музыкального занятия
Раздел: дошкольное образование
МДОУ «Детский сад Радуга» г.Тихвин Ленинградская обл.
Музыкальное занятие в старшей группе
«Путешествие в сказочную страну».
Автор составитель: Волынкина Лариса Владимировна
Конспект музыкального занятия в старшей группе
«Путешествие в сказочную страну».
Цель: знакомство детей с музыкой Н.А.Римского-Корсакова.
Задачи:
1. Обучающие:
- формировать творческие способности детей в передаче сказочных образов;
2. Развивающие:
- развивать интерес к русской классической музыке, к фольклорным сказкам;
3.Воспитательные:
- воспитывать формирование музыкально-эстетической культуры.
Ход занятия:
Под марш дети заходят в музыкальный зал. Музыкальный руководитель
здоровается с детьми, дети здороваются с педагогом (музыкально).
Муз.рук-ль: Ребята, вы любите сказки?...........
Хотите отправиться со мной в волшебную страну?.........
Ну что ж, тогда можно отправляться в веселое путешествие.
Дети под маршевую музыку идут высоким шагом ( Римский- Корсаков
«Млада» - Выход знати)
Муз. рук-ль: А дальше мы отправимся подскоками ( Римский – Корсаков
«Испанское каприччио»)
Муз. рук-ль: Нам преградила дорогу речка, а мостик через нее перекинут
узкий – нужно идти очень осторожно. ( Римский- Корсаков «Мазурка», дети
идут приставным шагом)
Муз. рук-ль: Ребята, вот мы и на границе волшебной страны, но стало как-то
холодно, руки замерзли, давайте их согреем.
Упр. «Греем руки»
1- бесшумное открывание рта;
2- с шумом;
3- чередование: одну руку греем без шума, другую с шумом.
Дети садятся на стульчики
Муз. рук-ль: Дети, как вы думаете, музыка может дружить со сказкой?.......
- А почему? ……….
- Помогает музыка «рассказывать» сказку? ……..
- Можно сказать, что музыка волшебная? …….
Правильно, дети, музыка украшает сказку.
Сегодня мы познакомимся со сказочной музыкой русского композитора
Николая Андреевича Римского-Корсакова. Его называют композитором-
сказочником. Родился Н.А.Римский-Корсаков в нашем городе Тихвине 175
лет назад. Мы очень гордимся, что наш земляк – великий русский
композитор.
Ребята, посмотрите, на доске изображено 2 замка. Как вы думаете, они
одинаковые? ……..
- А чем отличаются? ……….
Для того, чтобы почувствовать запах цветка, нужно его …………, для того,
чтобы попробовать еду, нужно ее……….., для того, чтобы понять и полюбить
музыку, нужно ее………… Если музыку слушать внимательно, она о многом
может вам рассказать. Музыка – волшебница, она имеет свою волшебную
речь. Давайте послушаем, о каком замке нам сейчас расскажет волшебница-
музыка.
Слушают отрывок инструментальной музыки из оперы Н.А.Римского-
Корсакова «Кащей Бессмернтый»
- Ребята, как вы думаете, музыка «рассказала» нам о каком замке?..........
- Какая была музыка?........ ( волшебная, тревожная, злая, …..)
Кто может жить в таком доме?............
Да, в этом замке живет Кащей. Опера Римского-Корсакова так и называется
«Кащей Бессмертный». Сказку сочинил сам композитор вместе со своей
дочкой Софией. Все происходит в Кащеевом царстве. Злодей силой
удерживает в своем замке прекрасную Царевну. У Царевны есть жених –
Иван Королевич, но злой Кащей отправляет Царевича к своей дочери–
Кащеевне. Смерть Кащея спрятана в слезе его дочери, но она никогда не
плачет. Вдруг случилось чудо – Кащеевна влюбилась в Ивана Королевича и
не хочет, чтобы Царевна и Королевич были вместе. Буря-Богатырь помог
Царевичу сбежать от Кащеевны и встретиться с Царевной. Но Кащеевна
нашла беглецов, тогда Царевна целует несчастную, нелюбимую Кащеевну в
лоб, смягчается ледяное сердце Кащеевны, из глаз льются горючие слезы.
Кащеевна превращается в прекрасную плакучую иву. Кащей погибает, Буря-
Богатырь указывает Королевичу и Цапевне путь на волю, к весне и любви. Но
мы с вами ничего не боимся и сами можем напугать злого Кащея. Сейчас мы
с вами расскажем «Страшную сказку»
Упражнение «Страшная сказка» (грудной голос)
Чередование гласных у, уо, уоа, уоаэ, уоаэи. Начинается упражнение от
тихой динамики и продолжаются до громкой.
Муз. рук-ль ( злой замок исчез): Вот как мы, ребята, напугали Кащея, злой
замок исчез, прогнали злодея.
На столике лежат музыкальные инструменты – барабан, маракасы,
музыкальный треугольник, металлофон, трещотка, бубен, рейнстик.
Ребята, посмотрите сколько музыкальных инструментов у меня есть. Как вы
думаете, играя на каком инструменте вы смогли бы нам «рассказать» , что это
Кащей?............
А Царевна?..............
А как мы сможем озвучить Ветер?...........
А Ивана Королевича? ……….
Молодцы, у вас очень здорово все получилось.
Дети, как вы думаете, а народные песни кто написал?...........
Народные песни существуют много-много лет. Лучшие народные песни
выживали, другие забывались. Композиторы стали собирать и записывать
лучшие мелодии народных песен. Они сочиняли к мелодиям аккомпанемент,
обрабатывали песни для музыкальных инструментов или оркестра, таким
образом выражали свое отношение к песням.
А сейчас я хочу предложить вам послушать русскую народную песню в
обработке Н.А.Римского-Корсакова «Ходила младешенька по борочку». А вы
послушайте внимательно, а потом ответите на мои вопросы.
- О чем эта песня?..........
- Какая она по характеру?.........
- А кто такая младешенька?...........молодая девушка
- А что такое бор?...............хвойный лес
А сейчас мы с вами разучим 1 куплет.
Муз.рук-ль: Встанем дружно в хоровод, музыку заслыша,
Хоровод тот в пляс пойдет, так что все услышат!
Ребята, покажите мне элементы русского народного танца, давайте их
вспомним………ковырялочка, топотушки, кружение, припадание,
выставление пятки , присядка, полочка.
Музыка звучит у нас,
Ноги же пустились в пляс!
Звучит музыка «Во саду ли в огороде» в обр.Римского –Корсакова, дети
выполняют элементы русского народного танца под музыку.
Муз.рук-ль: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по волшебной
стране.
- Музыка какого композитора сопровождала нас в пути?..........
У меня на столе лежат смайлики – веселые и грустные. Одним смайликам
было весело и интересно на нашем занятии, а другие очень грустили и
скучали. Я предлагаю вам взять тот смайлик, который соответствует вашему
настроению на протяжении всего путешествия. До свидания, до новых
встреч!