Напоминание

Приемы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка


Автор: Сариева Джамиля Султановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Гимназия №4
Населённый пункт: г.Усть-Джегуты"
Наименование материала: статья
Тема: Приемы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Приемы создания проблемных ситуаций на уроках русского языка

Самое

важное

на

уроке

психологически

подготовить

детей

к

восприятию

нового

материала и так построить работу, чтобы они вначале восстановили в памяти все ранее изученное

по данному вопросу и только на этой основе получали бы новые знания. Это потребует от учителя

большой

подготовки,

так

как

ему

необходимо

установить

связь

между

отдельными

темами.

Современный

урок

основан

на

системно-деятельном

подходе,

что

предполагает

применение

проблемного обучения, то есть создание проблемной ситуации. Учитель сам искусственно создаёт

проблемную

ситуацию,

то

есть

вызывает

такое

состояние

ученика,

когда

он

в

результате

сопоставления имеющихся у него знаний или выработанных умений с неизвестным фактом или

явлением обнаруживает несоответствие прошлых знаний новому факту, более того – противоречия

в имеющихся знаниях. И чтобы учебная проблема стала для них именно волнующей, необходимо

создать проблемную ситуацию – определённое психическое состояние или интеллектуальное

затруднение,

возникающее

при

невозможности

объяснить

заинтересовавшее

явление,

факт,

процесс с помощью известных знаний или выполнить необходимое действие известным способом.

Мышление

всегда

начинается

с

проблемы

или

вопроса,

удивления

или

недоумения,

с

противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный

процесс».

Проблемные

ситуации

можно

создавать

различными

способами:

-

показывая

несоответствие нового факта известному знанию, - сравнивая противоположные мнения об одном

факте,

-

показывая

«невозможность»

использования

теоретических

знаний

в

определённых

нестандартных

ситуациях,

-

побуждая

к

прогнозированию

дальнейшего

развития

событий

законченного произведения или их развёртывания в иных условиях, - давая задание сравнить

несравнимые на первый взгляд факты и тому подобное. О разновидностях способов создания и

путях

решения

проблем

существует

большое

количество

литературы.

Проблемная

ситуация

завершается формулированием проблемы в общем виде. Общая проблема конкретизируется в

проблемном вопросе. Неудачно сформулированный вопрос может свести на нет все предыдущие

усилия учителя, убить возникший интерес к обсуждаемой области неизвестного. Это, в частности,

случается, если вопрос слишком сложен, и ученики понимают полную бесперспективность поиска

выхода из проблемной ситуации, а также в том случае, когда вопрос слишком лёгок.Правильно

сформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, что именно следует

выяснить для решения проблем. Таким образом, учитель «должен достичь того, чтобы ученик: -

Действительно

почувствовал

определённую

теоретическую

или

практическую

трудность,

-

Сформулировал

проблему

или

уяснил

сформулированную

учителем,

-

Захотел

решить

эту

проблему, - Смог это сделать. Таким образом, развивающим обучением, то есть ведущим к общему

и специальному развитию, можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь

на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведёт

целенаправленную

педагогическую

работу

по

развитию

мыслительных

способностей

своих

учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным. Этого

можно добиться, используя различные приемы(см. таблицу 1) Приемы создания проблемных

ситуаций(СЛАЙД1)

Таблица1

Типы

противоречия

Приемы

создания

проблемных

ситуаций

I.Проблемные ситуации, возникшие «с удивлением» 1.Между двумя или более положениями.

1.Одновременно предъявить противоречивые факты теорий или точек зрения. 2.Столкнуть разные

мнения

учеников

с

помощью

вопроса

или

практического

задания.

2.

Между

житейским

представителем, обучающим и научным фактом. 3.Задать учащимся вопрос или практическое

задание и предъявить научный факт по средствам сообщения, эксперимент а или наглядности. II.

Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением» 3.Между необходимостью и невозможностью

выполнить задание. 4.Дать практическое задание невыполнимое вообще. 5.Дать практическое

задание не сходное с предыдущим. 6.Дать невыполнимое практическое задание и доказать, что

ученики его выполнили неправильно. Проиллюстрируем каждый прием примером:1.По заданию

учителя школьники прочитывают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем

самым

учитель

одновременно

предъявляет

два

противоречивых

факта

одних

словах

«т»

произносится, в других нет). После этого задаются вопросы : Что вы можете сказать об этих

словах? Что интересного заметили? (побуждение к осознанию противоречия). Какой возникает

вопрос? (вопрос к формулированию проблемы). Почему в некоторых словах «т» не произносится?

И тема урока сегодня? 2.От данных слов образуйте новые слова с помощью суффиксов – чик и –

щик (практическое задание). Посмотрим, как группы выполнили задание. Прочитайте, какое слово

было образовано от слов «груз», «буфет». Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая

вывешивает свой лист на доску. Грузчик и грузЩик. Буфетчик и буфетЩик. Вопросы: Итак, что же

получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (побуждение к осознанию

противоречия). Почему же так вышло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока? Правописание

суффиксов –чик и –щик. 3.Учащимся предлагается следующее задание: подберите проверочное

слово к слову ВИНЕГРЕТ(практическое задание, не выполнимое вообще). Вопросы: Вы можете

подобрать

проверочное

слово?

А

почему?

В

чем

затруднение?

(побуждение

к

осознанию

противоречия).

Значит,

что

будем

сегодня

делать,

какой

вопрос

исследовать?

(побуждение

к

формулированию проблемы). Правописание непроверяемых гласных в корне. 4. на доске два

столбика

слов:редкий,

мягкий,

легкий;

редко,

мягко,легко

Что

можете

о

них

сказать?(

Это

родственные слова. В первом столбике прилагательные, во втором наречия). Разберите по составу

слова

каждого

столбика.

Слова

второго

столбика

наречия.

Вспомним

что

такое

наречие?

( неизменяемая часть речи). Но тогда у наречий чего не может быть?(ОКОНЧАНИЙ) Итак, что вы

сначала думали по поводу «о»? А что оказалось потом? (побуждение к осознанию противоречия).

Значит, какой вопрос возникает? (побуждение к формулированию проблемы). Что же такое «о» в

наречиях?5.Какую

тему

мы

проходили

на

прошлом

уроке?(

СПРЯЖЕНИЕ

ГЛАГОЛОВ).

определите

спряжение

глаголов

«смотреть»

и

«стелить».(

определите

спряжение

глаголов

«смотреть»

и

«стелить».)

Давайте

проверим.

Я

проспрягала

эти

глаголы

на

доске.

Что

вы

замечаете? ( Смотреть – глагол второго спряжения, а стелить – первого) Итак, что вы хотели

сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (побуждение к осознанию

противоречия).

Значит,

что

это

за

глаголы?

Какой

будет

тема

урока?

(побуждение

к

формулированию проблемы). Глаголы-исключения. 6.Спишите из упражнения слова «долетел»,

«забежал», «надписал» и т.д. Поставьте ударение. Подчеркните безударные гласные. В каких

частях слова находятся безударные гласные?( В корне и приставке.) Обозначьте их. Какое правило

о бе



В раздел образования