Автор: Журавлева Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №1
Населённый пункт: г. Лангепас, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Сказки о медведях"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Сказки о медведях»
Цели: приобщение детей к художественной литературе, развитие речи.
Задачи педагогической деятельности:
- познакомить со сказками и стихотворениями о медведях и с их участием;
- рассмотреть иллюстрации к сказкам, организовать их обсуждение;
- побуждать детей к выражению эмоций;
- формировать связную речь;
- расширять знания об окружающем мире.
Вид проекта: познавательный.
Срок реализации: среднесрочный.
Состав участников: дети, воспитатели, родители.
Целевые ориентиры образования (социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка):
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-
исследовательской деятельности, конструировании и др.;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство
веры в себя;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
и прежде всего в игре;
ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика в соответствии с возрастом; он подвижен,
владеет основными движениями;
ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
в соответствии с возрастом ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями; обладает элементарными
представлениями из области живой природы (называет знакомых животных, яркие признаки
их внешнего вида, среду обитания, питание).
Образовательные
области проекта
Виды детской
деятельности
Осуществляемая детьми деятельность
Речевое развитие
– основная
образовательная
деятельность
Восприятие
художественной
литературы
Слушают сказки, просматривают кукольные спектакли,
прослушивают стихотворения о медведях и с их участием.
Познавательное
развитие
Познавательно-
исследовательская
Знают и называют жителей леса, чем питаются,
рассматривают муляжи продуктов, игрушки (животные)
Социально-
коммуникативное
развитие
Игровая
Принимают поставленную задачу, действуют по правилам.
Подвижная игра «У медведя во бору»
Коммуникативная
Отвечают на вопросы простыми и сложными
предложениями, правильно произносят слова, используют
средства интонационной выразительности в процессе
общения
Художественно-
эстетическое
развитие
Музыкально-
художественная
Слушают музыкальные произведения, выполняют
простые движения под музыку
1
Ход проекта
I. Чтение художественной литературы.
1. Заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Мишка».
Проводиться во время непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности
детей и взрослого в течение месяца.
- Ребята, послушайте стихотворение.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
- Кто знает это стихотворение? Сможете рассказать его сами?
- Ребята, давайте выучим стихотворение.
Дети повторяют стихотворение за воспитателем несколько раз, а потом пытаются повторить
его самостоятельно.
2. Слушание стихотворений о медведях.
- Посмотрите, какая интересная книжка у меня в руках, в ней много иллюстраций и стихов.
Послушайте.
Воспитатель читает стихи, демонстрируя детям иллюстрации.
Медвежонок косолапый
Всех зверят милей.
А его косматый папа –
Царь лесных зверей.
И только две Медведицы,
И только две Медведицы,
И только две Медведицы
В звездном небе светятся.
Летом он малину любит,
А зимою – сон.
Он и летом ходит в шубе,
Меду ищет он.
И только две Медведицы,
И только две Медведицы,
И только две Медведицы
В летнем небе светятся.
Спать он осенью ложится,
А встает весной.
Спит медведь в своей берлоге
Под большой сосной.
И только две Медведицы,
И только две Медведицы,
И только две Медведицы
В зимнем небе светятся.
В. Берестов
- Что любит медвежонок?
- Когда он ложиться спать, а когда просыпается? (Ответы детей)
Мишка, Мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!
В. Берестов
- Про кого такое интересное стихотворение? (Про медведя.)
- А почему мишка не попал на елку? (Потому что спал.)
- А что еще он не успел сделать, пока спал?
- Жалко вам мишку? Вы бы покатались с ним на санках?
2
- Вот еще одно стихотворение.
Медведица ласково сына качает.
Малыш веселиться, малыш не скучает.
Он думает, это смешная игра,
Не зная, что спать медвежатам пора.
В. Берестов
- Как вы думаете, ребята, правильно ли поступает малыш-медвежонок?
- А ка нужно себя вести, когда мама укладывает вас спать?
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь!
И. Токмакова
- А почему нельзя шуметь, когда мишка спит?
- А можно ли шуметь, когда мам, папа или кто-то еще спит? Как нужно себя вести в таком случае?
3. Кукольный спектакль по сказке «Колобок».
- Дорогие ребята! Сегодня вы увидите театрализованное представление по сказке «Колобок».
Воспитатель показывает кукольный спектакль по сказке.
По окончании сказки детям раздаются игрушки, воспитатель по очереди расспрашивает детей о
той игрушке, которая у них в руках («Кто это? Как он разговаривает? Нравится ли он тебе?»),
после чего дети могут самостоятельно поиграть с игрушками.
4. Кукольный спектакль по сказке «Теремок».
- Дорогие ребята! Сегодня вы увидите театрализованное представление по сказке «Теремок».
Воспитатель показывает кукольный спектакль по сказке.
По окончании сказки детям раздаются игрушки, воспитатель по очереди расспрашивает детей о
той игрушке, которая у них в руках («Кто это? Как он разговаривает? Нравится ли он тебе?»),
после чего дети могут самостоятельно поиграть с игрушками.
5. Кукольный спектакль по сказке Л. Н. Толстого «Три медведя».
- Дорогие ребята! Сегодня вы увидите театрализованное представление по сказке «Теремок».
Воспитатель показывает кукольный спектакль по сказке.
Беседа по сказке:
- Ребята, кто вам больше всего понравился в сказке?
- Скажите, а правильно поступила девочка, что ушла в лес?
- Можно куда-то уходить одним?
- Как вы думаете, злые медведи жили в домике или добрые?
- Можно брать чужие вещи в чужом доме?
6. Кукольный спектакль по сказке «Маша и медведь».
- Дорогие ребята! Сегодня вы увидите театрализованное представление по сказке «Теремок».
Воспитатель показывает кукольный спектакль по сказке.
По окончании сказки детям раздаются игрушки, воспитатель по очереди расспрашивает детей о
той игрушке, которая у них в руках («Кто это? Как он разговаривает? Нравится ли он тебе?»),
после чего дети могут самостоятельно поиграть с игрушками.
3
7. Слушание венгерской сказки «Два жадных медвежонка».
- Ребята, сегодня я прочитаю вам интересную сказку, послушайте.
Беседа по сказке:
- Про кого была эта сказка?
- Какие были медвежата: жадные или щедрые?
- Понравились вам медвежата?
- А вы жадные?
- С кем вы делитесь?
- А игрушками вы делитесь, когда играете?
8. Слушание стихотворения З. Александровой «Мой мишка».
- Ребята, послушайте стихотворение «Мой мишка».
Беседа по стихотворению:
- Кто запомнил, как называется стихотворение?
- Что девочка сшила мишке?
- Что она ему сварила?
- Что скушал мишка?
- Кого на прогулке девочка показала мишке?
- Что случилось, когда мишка и девочка убежали на речку?
- А вот еще одно стихотворение про мишку. Предлагаю встать и повторить движения по тексту за
мной.
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет.
Вдруг упала шишка – прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился и ногою топ!
II. Образовательная ситуация «Угадай, из какой сказки картинка».
- ребята, я приготовила для вас интересные картинки, а вам предлагаю угадать, из какой сказки эти
картинки (если дети не могут вспомнить название сказки, они могут рассказать о событиях из этой
сказки).
Воспитатель демонстрирует картинки к сказкам «Колобок», «Три медведя» Л Толстого, «Маша и
медведь», «Теремок», к венгерской сказке «Два жадных медвежонка».
- Какой герой есть во всех этих сказках? (Медведь)
- Какое стихотворение вы помните про медведя? (А. Барто «Мишка».) Расскажите его.
- А теперь давайте вспомним веселое стихотворение «Мишка косолапый». Предлагаю встать и
повторить движения по тексту за мной.
III. Развлечение «В гости к дяде Мише».
Дети сидят на коврике или на стульчиках полукругом.
- Дорогие ребята! Сегодня я вас приглашаю в лес, в гости к медведю дяде Мише. Пойдете со мной?
(Да!)
- Но идти в гости с пустыми руками некрасиво, давайте возьмем с собой угощение для дяди Миши.
Выбирайте, чем можно угостить дядю Мишу. Что любят кушать медведи?
Воспитатель показывает муляжи овощей и фруктов, дети отвечают, что кушает медведь, те
муляжи и складывают с корзинку. Примерный набор муляжей: мед, капуста, морковка, ягоды, рыба,
лук.
- Вот и набрали мы гостинцев для дяди Миши (в корзинке мед, ягоды, рыба). Теперь пойдем в лес.
Воспитатель включает веселую музыку, дети делают круг по группе и возвращаются на места.
Воспитатель достает плюшевого медведя.
- Здравствуй, Миша! Ребята, поздоровайтесь с Мишей! (Дети здороваются, можно каждому дать
возможность пожать медведю лапу.)
- Дядя Миша, мы тебе принесли угощение, возьми пожалуйста, кушай на здоровье! (Изображает,
как медведь угощается.)
4
Миша. – Спасибо, ребята, раз уж вы пришли, приглашаю вас поиграть со мной!
Игра «У медведя во бору».
- Миша приглашает вас, ребята, отдохнуть на полянке. (Дети садятся в круг на коврик.) Кто живет в
лесу? Чем питаются звери в лесу: заяц, лиса, мышка, волк, кабан? (Ответы детей.)
- Ох, и хорошо у тебя, дядя Миша, но пора возвращаться в детский сад! До свидания, дядя Миша!
Дети прощаются с медведем. Воспитатель включает веселую музыку, дети идут по кругу и
выходят из группы.
5