Напоминание

"Знакомство со звуком [н] и буквой Н"


Автор: Соловьева Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: ХМАО-Югра, город Мегион
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство со звуком [н] и буквой Н"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по обучению грамоте

с детьми старшей группы

Тема: «Знакомство со звуком [н] и буквой Н»

Цель: познакомить детей со звуками [н], [нь] и буквой Н.

Задачи:

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;

знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;

упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;

учить различать звуки [н] и [нь];

развивать умение проводить звуковой анализ слова;

знакомить детей с буквой Н;

развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание,

мышление, память;

воспитывать интерес к изучению букв и звуков.

Предварительная работа: чтение и драматизация сказки «Три поросенка».

Ход занятия:

Вос-ль: Дети, сегодня мы отправимся на экскурсию в лесную школу и будем

изучать новые звуки. Дорогу в лесную школу нам подскажут сказочные

герои.

Отгадайте загадку: Впереди пятачок, сзади крючок, посредине спинка, а на

ней щетинка.

Дети: Поросёнок.

Вос-ль: Давайте встретим поросят аплодисментами.

Первый поросёнок: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, дети! Вы

узнали нас? Из какой сказки мы пришли?

Дети: Из сказки «Три поросёнка».

Вос-ль: Ребята, вспомните, как звали поросят?

Дети: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

Психогимнастика.

Вос-ль: Давайте покажем, какой сердитый волк был в сказке.

Изобразите, как страшно было поросятам.

А теперь покажите смелых и весёлых поросят.

Вос-ль: Поросята пришли к нам не с пустыми руками, а с музыкальными

инструментами.

Поросята, вы устали с дороги, положите свои музыкальные инструменты на

стол и присядьте на полянку, отдохните.

Ребята, в названии этих музыкальных инструментов есть звук, который мы

будем

сегодня

изучать.

Я

буду

выделять

его

голосом,

а

вы

попробуйте

угадать, что это за звук.

Барабан, бубен, металлофон.

Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Дети: Со звуком Н.

Вос-ль: При произнесении звука Н кончик языка упирается в верхние зубы.

Давайте вместе произнесём звук Н.

Ребята, какие бывают звуки?

Дети: Гласные, согласные.

Вос-ль: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: Гласные

звуки

тянутся

и

поются,

а

согласные

произносятся

при

помощи языка, зубов и губ.

Вос-ль: А как вы думаете, звук Н – гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Вос-ль: Почему вы так думаете?

Дети: Потому что он не тянется, а произносится с помощью языка и зубов.

Вос-ль: Ребята, Наф-Наф предлагает нам поиграть в игру с флажками «Найди

звук Н в слове».

Вы должны поднять флажок, если услышите в слове звук Н и опустить

флажок, если такого звука в слове нет. Барабан, часы, ворона, лиса, цветы,

Луна, радуга, санки, лыжи, слон, флажок, машина, кукла и т.д.

Вос-ль: Ребята, я знаю, что Ниф-Ниф хочет пригласить вас в гости. Ниф-

Ниф, куда ты хочешь пригласить детей?

Ниф-Ниф: я хочу всех пригласить в лесную школу. Но чтобы попасть туда,

надо пройти через мостик.

Дети проходят через мостик и оказываются в лесной школе.

Вос-ль: Посмотрите, нас встречают животные. Давайте поиграем с ними в

следующую игру «Назови детёныша животного»: надо назвать детёныша

животного так, чтобы в его названии был звук Н. Примеры: волк-волчонок,

лиса-лисёнок, слон-слонёнок, собака-щенок и т.д.

А теперь поставьте животных на полочку, пусть они вместе с нами изучают

звуки.

Ребята, послушайте, как по-разному может звучать звук Н.

Воспитатель несколько раз произносит твёрдый звук Н.

Вос-ль: как звучит такой звук Н?

Дети: Твёрдо.

Вос-ль: Значит звук Н какой?

Дети: Твёрдый.

Вос-ль: А ещё он звучит звонко. Значит звук какой?

Дети: Звонкий.

Вос-ль: А теперь послушайте, как звучит следующий звук.

Воспитатель несколько раз произносит мягкий звук Нь.

Вос-ль: как звучит такой звук Нь?

Дети: Мягко.

Вос-ль: Значит звук Нь какой?

Дети: Мягкий.

Вос-ль: Значит звук Н может быть твёрдым и мягким.

Давайте вместе произнесём твёрдый звук Н, а теперь мягкий звук Нь.

Теперь скажите, в каком имени поросёнка звук Н твёрдый?

Дети: Наф-Наф, Нуф-Нуф.

Вос-ль: В каком имени поросёнка звук Н мягкий?

Дети: Ниф-Ниф.

Вос-ль: Поросёнок

Нуф-Нуф

предлагает

нам

поиграть

в

игру

«Синий

зелёный».

Надо поднять синий кружок, если звук Н твёрдый, а если звук Н мягкий, то

надо поднять зелёный кружок.

Физминутка.

Танец поросят.

Вос-ль: Обратите внимание, какие у наших поросят симпатичные пятачки. А

как по-другому можно назвать пятачок.

Дети: Нос, носик.

Вос-ль: Давайте из звуков составим слово «Нос».

Сколько слогов в слове «Нос». Прохлопаем в ладоши.

Дети: Один слог.

Вос-ль: Сейчас узнаем, сколько звуков в слове «Нос». Какой первый звук в

слове «Нос»?

Дети: Первый звук Н.

Вос-ль: Какой это звук? Гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Вос-ль: Как он звучит?

Дети: Твёрдо, звонко.

Вос-ль: Значит какой звук Н?

Дети: Согласный, твёрдый, звонкий.

Вос-ль: Каким цветом обозначаем?

Дети: Синим. (Дети выкладывают на доске синий кружок).

Вос-ль: Какой следующий звук слышится в слове «Нос»?

Дети: Звук О.

Вос-ль: Какой это звук?

Дети: Это гласный звук.

Вос-ль: Каким цветом обозначаем гласный звук?

Дети: Красным. (Дети выкладывают на доске красный кружок).

Вос-ль: Какой последний звук слышится в слове «Нос»?

Дети: Звук С.

Вос-ль: Какой это звук, гласный или согласный? Как он звучит.

Дети: Согласный, звучит твёрдо и глухо.

Вос-ль: Значит, какой это звук?

Дети: Согласный, твёрдый, глухой.

Вос-ль: Каким цветом обозначаем звук С?

Дети: Синим. (Дети выкладывают на доске синий кружок).

Вос-ль: Сосчитайте, сколько всего звуков в слове «Нос»?

Дети: Три звука.

Вос-ль: сколько гласных звуков?

Дети: Один гласный звук О.

Вос-ль: Сколько согласных звуков?

Дети: Два согласных звука: Н и С.

Вос-ль: Поросёнок Ниф-Ниф предлагает нам поиграть в игру «Чудесный

мешочек».

(Необходимо найти местоположение звука Н в названии предмета: в начале,

середине, конце).

Вос-ль: Ребята, к нам в лесную школу заглянуло весеннее Солнышко.

Посмотрите,

в

середине

Солнышка

спряталась

буква.

Давайте

с

ней

познакомимся.

Столбик

справа,

столбик

слева,

посредине

поясок.

Похожа

эта

буква

на

мостик и называется она буква Н. Повторите, как она называется.

Дети: Н.

Вос-ль: Давайте нарисуем её в воздухе.

Дети:рисуют.

Вос-ль: Теперь давайте прочитаем слоги от центра Солнышка к лучикам.

На, но, ну, ни. И наоборот: ан, он, ун, ин.

Пальчиковая гимнастика.

«Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять. В домик спрятались опять».

Вос-ль: Ребята, давайте пройдём за стол и выложим букву Н из камешков

Марблс.

Теперь соберите слово «Нос» на магнитной доске.

Итог:

Вос-ль: С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились?

Дети: Со звуками [н], [нь] и буквой Н.



В раздел образования