Автор: Карпова Надежда Алексеевна
Должность: студент 5 курса
Учебное заведение: ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Населённый пункт: Г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Организационно-педагогические условия использования наглядности в начальной школе
Раздел: начальное образование
Организационно-педагогические условия использования наглядности в
начальной школе
Карпова Н.А.
Студент 5 курса ГБОУ ВО СГПИ
Г. Ставрополь
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент
Селюкова Е.А.
Аннотация: Статья
посвящена
вопросу
организации
процесса
обучения в начальной школе с применением наглядности. Раскрываются
понятия
принципа
наглядности,
особенности
обучения
детей
младшего
школьного
возраста,
приведены
параметры
оценочной
деятельности
учителя. Также в статье представлен общий план проведения исследования
на
предмет
эффективности
использования
наглядности
на
уроках
в
начальной школе.
К л ю ч е в ы е
с л о в а : начальная
школа,
принцип
наглядности,
педагогические условия, наглядность, процесс обучения.
В
новом
государственном
образовательном
стандарте
начального
общего образования (ФГОС НОО) заложены такие подходы к обучению как
функционализация и актуализация знаний, преобладание деятельностного
подхода, гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса. Данные
подходы существенно изменили функции и характер использование средств
наглядности на уроках. За последние годы вновь становится актуальной
проблема наглядности при обучении. Одним из важных в работе с младшими
школьниками
средств
является
использование
наглядности.
Изучением
и
применением методов наглядности занимались Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоции,
К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В.П. Вахтеров и др. Наглядность это один из
компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему
школьнику
качественнее
усвоить
изучаемый
материал
на
более
высоком
уровне [3].
Принцип наглядности в обучении способствует тому, что ребенок имеет
возможность увидеть предмет или действие в его реальном, действительном
виде, в связи с чем, у ребенка формируется правильное представление о нем.
Наглядно сть,
спо собствует
усвоению,
обобщению
и
а н а л и зу
воспринимаемого
предмета
или
действия.
Применение
наглядности
необходимо
не
только
для
создания
у
ребенка
правильных
образных
представлений, но и для формирования понятия об изучаемом предмете, а
также, для понимания связей и зависимостей. Однако было установлено, что
помимо
положительного
влияния
на
процесс
обучения
детей,
принцип
наглядности может нести и отрицательное воздействие [5].
Благодаря применяемым средствам наглядности на уроках в начальной
школе,
оказывается
положительное
влияние
на
усвоение
программы
обучения и ее результативность. Наглядные средства способствуют развитию
абстрактного мышления у младших школьников, в зависимости от условий
их применения. На практике выявлено, что средства наглядности способны
дать положительные результаты только при правильном подборе наглядных
пособий и с учетом условий их применения [1].
Исследование педагогической и методической литературы показало,
что повышение результативности обучения соотносится с применяемыми
наглядными
пособиями
и
методами
обучения.
Особенности
наглядных
пособий определяют организацию урока и его содержание, а также оказывает
влияние на усвоение учебного материала.
Тему
соотношения
наглядности
и
других
методов
обучения
рассматривал советский педагог и психолог – Л.В. Занков. В своих трудах он
раскрыл
шесть
форм
использования
наглядных
средств
совместно
со
словесными. Он оценивал эффективность использования наглядных средств,
в
зависимости
от
способности
обучающихся
самостоятельно
извлечь
информацию из воспринимаемой ими наглядности. Для того чтобы ученик
мог осмыслить связь между словом и наглядностью, недостаточно просто
продемонстрировать и описать изучаемый объект. Четкие представления об
изучаемом объекте, могут формироваться лишь при условии того, что ученик
сам способен находить и описывать необходимые свойства объекта [2].
Для того чтобы повысить показатель теоретического уровня освоения
учебного
предмета
необходимы
значительные
изменения
в
структуре
и
характере большей части наглядных пособий, а также пересмотр способов их
применения на уроках. Эти изменения должны способствовать избавлению
наглядных пособий от лишних деталей, которые могут мешать восприятию
более важных признаков предметов, отношений между этими предметами и
их частями.
В ходе применения наглядности на уроках следует учитывать:
место, которое занимают методы наглядности среди других видов
деятельности во время урока;
обоснованность применения наглядности на различных этапах урока;
создание новых методик применения наглядности с учетом целей и
задач урока, а также познавательного уровня учащихся;
многообразие видов наглядных средств и методов [3,4] .
Значение применения наглядности на разных этапах урока различно: в
начале
урока
задача
применения
наглядности
–
подготовить
и
привлечь
учащихся, активизировать их. В середине урока наглядные методы должны
быть
направлены
на
изучение
новой
темы
и
поддержание
активности
учеников.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
использование
наглядности
целесообразно
на
любом
этапе
урока.
Также
характер
наглядности зависит и от типа урока.
Исследование
влияния
использования
наглядного
материала
в
начальной
школе
на
усвоения
учебного
материала
и
повышение
уровня
знаний учащихся необходимо проводить в три этапа [4].
На первом этапе проводится наблюдение за ходом уроков, проводимых
учителем-наставником,
в
результате
которого
определяется
количество
и
способ представления используемого наглядного материала. Также на данном
этапе проводится диагностика усвоенных детьми знаний.
На
втором
этапе
проводится
анализ
диагностики
уровня
знаний,
усвоенных учениками. Далее планируются и проводятся уроки с внесенными
изменениями в представлении наглядного материала.
На третьем этапе проводится повторная диагностика на определение
улучшения
усвоения
учебного
материала
и
повышения
уровня
знаний
учащихся. На основании результатов диагностик, проводимых на первом и
третьем
этапах
исследования,
формируются
выводы
о
влиянии
способа
представления и количества используемого наглядного материала на уроках.
Наблюдение
за
ходом
урока
будет
иметь
включенный
и
систематический характер. Регистрация хода урока будет осуществляться с
применением листов наблюдения, которые состоят из трех основных частей:
общие сведения; количественные показатели; выводы и рекомендации.
Диагностика
усвоения
учебного
материала
осуществляется
путем
проведения ряда методик, направленных на:
Качество
усвоения
предметных
знаний
(самостоятельные
и
проверочные работы, тесты, устный опрос и т.д).
Степень
развития
основных
познавательных
процессов
(методика
диагностики объема восприятия, методика диагностика памяти, методика
исследования
концентрации
внимания,
диагностика
мышления
младших
школьников «Тест Равена»).
Уровень
развития
познавательной
активности,
интересов
и
отношения
к
учебной
деятельности
(анкета
«Оценка
уровня
школьной
мотивации»
Н.Г.Лускановой,
методика
диагностики
познавательной
активности
младшего
школьника
(А.А.Горчинская),
методика
«Матрица
Равена») [1].
На
основе
результатов
полученных
в
ходе
первичной
и
повторной
диагностик
будут
сформированы
выводы
о
целесообразности
изменения
количества и способов представления наглядности на уроках в начальной
школе.
На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной
целью
обучения
является
развитие
личности
школьника,
определяются
следующие параметры оценочной деятельности учителя:
1.
Качество усвоения предметных знаний – умений – навыков, их
соответствие
требованиям
государственного
стандарта
начального
образования.
2.
Степень
развития
основных
познавательных
процессов
(восприятие, память, внимание, мышление).
3.
Уровень
развития
познавательной
активности,
интересов
и
отношения к учебной деятельности [5].
Первый
параметр
оценивается
отметкой
за
результат
обучения,
остальные определяются при помощи ряда методик:
1. Методика диагностики объема восприятия.
2. Методика диагностика памяти.
3. Методика исследования концентрации внимания.
4.
Диагностика мышления младших школьников «Тест Равена».
5.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой.
6.
Методика
диагностики
познавательной
активности
младшего
школьника (А. А. Горчинская).
7.
Методика «Матрица Равена».
Итак, определены параметры оценочной деятельности учителя, такие
как:
качество усвоения предметных знаний; степень развития основных
познавательных
процессов;
уровень
развития
познавательной
активности.
Также
подобран
комплекс
диагностических
методик,
направленных
на
выявление
уровня
усвоения
предметных
знаний
младших
школьников,
степень
развития
познавательных
процессов,
а
также
уровня
развития
познавательной активности.
Список использованной литературы
1. Большой
психологический
словарь
/ред.
Б.Г.
Мещеряков,
В.П.
Зинченко. – СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 872 с.
2. Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.:
Учпедгиз, 2006. – 311 с.
3. Конобеевский
Н.П. Наглядные
пособия
как
средство
обучения
в
начальной школе. М.: Педагогика – 2008. – 264 с.
4. Туканова
Л.Е.
Особенности
реализации
принципа
наглядности
в
современных условиях // Ученые записки МГПУ. Психологические науки. –
Том.1. – Мурманск: МГПУ, 2010. – Вып.10. – 211 с.
5. Шарапов
В.Н.
Наглядность
и
процесс
формирования
понятий
в
начальной школе. – М.: Начальная школа, 2013. – 16-17 с.