Автор: Шамина Алена Анатольевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №4
Населённый пункт: г.Полярный Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование эффективных приемов по развитию двигательных навыков дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Шамина Алена Анатольевна,
МАДОУ ДС № 4
«Жемчужинка»,
г. Полярный,
инструктор по физкультуре
«Использование эффективных приемов по
развитию двигательных навыков дошкольников»
Дошкольный
возраст
–
важный
период,
когда
происходит
перестройка
функционирования
многих
систем
организма,
отмечается
высокая
чувствительность
к
воздействию
факторов
внешней
среды.
Поэтому
вопросам
охраны
и
укрепления
физического
и
психического
здоровья детей, их эмоционального благополучия, формированию общей
культуры личности ребенка, ценностей здорового образа жизни в ДОО
уделяется особое внимание.
Современный
уровень
знаний
основных
задач
физического
воспитания дошкольника определяется формированием: двигательных
умений,
навыков,
физических
качеств;
физкультурных
знаний
и
связанных с ними интеллектуальных ценностей здорового образа жизни;
мотивов,
интересов,
потребностей
в
освоении
ценностей
физической
культуры (движений, физических упражнений).
В своей работе активно использую следующие эффективные методики,
формы
и
приемы
по
развитию
двигательных
навыков
у
старших
дошкольников:
1.
Наглядные
пособия:
«Организм
человека»,
«Как
мы
дышим»,
«Как
сберечь зрение»; картотека «Правильное дыхание», «Пальчиковые игры» и
др.;
иллюстративный
материал
к
занятиям
п о з н а в ат е л ь н о -
оздоровительного
циклов
«Богатырские
потехи»,
«Как
медведь
весну
встречал», «Мы растем здоровыми» и др.
2. Проведение занятий по программе М.Ю. Картушиной «Зелёный огонёк
здоровья», разработанной с учетом климатографических условий Севера, в
интеграции речи, музыки и движений (во взаимодействии с воспитателем,
педагогом-психологом, родителями).
Игры-занятия проводились в течение года 1 раз в месяц с опорой на
диагностические
данные
по
развитию
слухоречевой,
зрительной,
двигательной памяти и внимания, предложенные автором программы на
начало и
конец
года. Итоги работы представлены в рамках Недели
здоровья для педагогов и родителей.
3.
Методики
Б.С.
Толкачева,
А.Н.
Стрельниковой,
К.П.
Бутейко,
М.Л.
Лазарева,
В.Ф.Базарного,
направленные:
на
развитие
органов
дыхания,
зрения; коррекцию психического состояния (психогимнастические этюды,
коммуникативные игры); на повышение резистентности организма (массаж
различных
частей
тела,
самомассаж)
и
др.; оздоровительные
и
фонопедические упражнения на развитие полезных движений, речи,
памяти и внимания и др.
4. Организация работы в парах младших и старших дошкольников на
физкультурных занятиях, при проведении утренней парной гимнастики,
спортивном
флэшмобе.
Была
реализована
цель:
способствовать
взаимодействию
детей
разного
возраста
как
фактору
осуществления
преемственности, способам освоения полезных движений, передачи опыта
и
информации
от
старших
дошкольников
к
младшим.
Эта
работа
проводилась
в
рамках
социально-педагогического
проекта
«Дружные
ребята».
Организация
обучения
по
физическому
воспитанию
в
специально
созданных
разновозрастных
группах
имеет
определенную
сложность,
поскольку
от
педагогов
требуются
знания
специфики
одномоментной
работы
с
детьми
разного
возраста,
умения
соотносить
программные
требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Следует
отметить преимущества, которые характерны именно для разновозрастной
группы - общение младших детей со старшими создает благоприятные
условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения.
Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения
и взаимодействия. От старших требуется более точное и качественное
выполнение движений в паре с одновременным проявлением заботы с
целью соблюдения безопасности. От младших – эмоциональный отклик,
достаточно активное выполнение и подражание. Таким образом, работая в
одной группе, дети разного возраста решают одну общую задачу: развивая
свои
физические
качества,
общаются
друг
с
другом,
формируют
взаимоотношения
вне
группы.
Немаловажную
роль
в
общении
и
воспитании
имеет
эмоциональный
климат
в
такой
специально
организованной
группе,
здесь
они
приобретают
опыт
социального
поведения,
учатся
адекватно
оценивать
двигательные
и
нравственные
качества других детей, а также свои собственные возможности.
5.
Полезной
находкой
для
развития
ловкости,
быстроты,
координации
движений явилось включение в физкультурные занятия, индивидуальную
работу
с
детьми
плиометрических
упражнений
с
помощью
пособия
«Лестница скорости и координации». Использование лестницы помогает
развивать такие двигательные навыки, как:
- ходьба (обычная, приставным шагом, с ускорением);
- бег (бег вприпрыжку, с высоким подниманием колен);
- прыжки (на правой-левой ноге, двух ногах с продвижением вперед,
«взрывные»);
- ориентировка в пространстве.
Всегда сначала следует разогреться с помощью легкой пробежки, заданий
на
гибкость,
затем
упражнения
выполняются
в
медленном
темпе
с
постепенным увеличением. Плиометрика по своей природе — интенсивная
система, относиться к ее использованию следует осторожно, учитывая
возраст детей. Вот некоторые из упражнений:
«Бег по лестнице».
Медленный с постепенным увеличением (частота
движений).
«Олений бег». Такой бег похож на обычный, но шаги при этом длиннее и
выше.
Прыжки с приседанием. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Присесть и
выпрыгнуть из этого положения как можно выше. Приземлившись, снова
п р и с е с т ь
и
с р а з у
ж е
п о д п р ы г н у т ь .
Боковые прыжки. Встать боком рядом с лестницей. Прыжки в ячейку
лестницы
и
обратно,
с
продвижением
вперед,
не
задерживаясь,
с
п о с т е п е н н ы м
у в е л и ч е н и е м
р и т м а .
6.
Проведение
сюжетных
физкультурных
занятий
с
использованием
одного
базового
пособия.
Например:
«Чудо-скамейка
–
спортивный
снаряд, дарит ребятам здоровья заряд!», которое было представлено в
работе
с
детьми
логопедической
группы
в
рамках
муниципального
методического объединения инструкторов по физическому воспитанию.
Таким образом, использование данных эффективных приемов
способствовало развитию двигательных навыков дошкольников.
Литература
1.
Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском
саду». М.: «Просвещение», 1992.
2.
Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления детей
дошкольного и младшего школьного возраста». М.: Линка-Пресс,
1999.
3.
Рунова М.А. «Дифференцированные занятия по физической культуре
с детьми 5-7 лет», М.: «Просвещение», 2005.
4.
Токаева Т.Э. «Парная гимнастка» (программа, конспекты занятий
с детьми 3-6 лет). Волгоград, Издательство «Учитель», 2011г.
5.
Шебеко В.Н. «Вариативные физкультурные занятия в детском
саду», М.: Издательство Института психотерапии, 2003.