Напоминание

«Использование эффективных приемов по развитию двигательных навыков дошкольников»


Автор: Шамина Алена Анатольевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №4
Населённый пункт: г.Полярный Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Использование эффективных приемов по развитию двигательных навыков дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шамина Алена Анатольевна,

МАДОУ ДС № 4

«Жемчужинка»,

г. Полярный,

инструктор по физкультуре

«Использование эффективных приемов по

развитию двигательных навыков дошкольников»

Дошкольный

возраст

важный

период,

когда

происходит

перестройка

функционирования

многих

систем

организма,

отмечается

высокая

чувствительность

к

воздействию

факторов

внешней

среды.

Поэтому

вопросам

охраны

и

укрепления

физического

и

психического

здоровья детей, их эмоционального благополучия, формированию общей

культуры личности ребенка, ценностей здорового образа жизни в ДОО

уделяется особое внимание.

Современный

уровень

знаний

основных

задач

физического

воспитания дошкольника определяется формированием: двигательных

умений,

навыков,

физических

качеств;

физкультурных

знаний

и

связанных с ними интеллектуальных ценностей здорового образа жизни;

мотивов,

интересов,

потребностей

в

освоении

ценностей

физической

культуры (движений, физических упражнений).

В своей работе активно использую следующие эффективные методики,

формы

и

приемы

по

развитию

двигательных

навыков

у

старших

дошкольников:

1.

Наглядные

пособия:

«Организм

человека»,

«Как

мы

дышим»,

«Как

сберечь зрение»; картотека «Правильное дыхание», «Пальчиковые игры» и

др.;

иллюстративный

материал

к

занятиям

п о з н а в ат е л ь н о -

оздоровительного

циклов

«Богатырские

потехи»,

«Как

медведь

весну

встречал», «Мы растем здоровыми» и др.

2. Проведение занятий по программе М.Ю. Картушиной «Зелёный огонёк

здоровья», разработанной с учетом климатографических условий Севера, в

интеграции речи, музыки и движений (во взаимодействии с воспитателем,

педагогом-психологом, родителями).

Игры-занятия проводились в течение года 1 раз в месяц с опорой на

диагностические

данные

по

развитию

слухоречевой,

зрительной,

двигательной памяти и внимания, предложенные автором программы на

начало и

конец

года. Итоги работы представлены в рамках Недели

здоровья для педагогов и родителей.

3.

Методики

Б.С.

Толкачева,

А.Н.

Стрельниковой,

К.П.

Бутейко,

М.Л.

Лазарева,

В.Ф.Базарного,

направленные:

на

развитие

органов

дыхания,

зрения; коррекцию психического состояния (психогимнастические этюды,

коммуникативные игры); на повышение резистентности организма (массаж

различных

частей

тела,

самомассаж)

и

др.; оздоровительные

и

фонопедические упражнения на развитие полезных движений, речи,

памяти и внимания и др.

4. Организация работы в парах младших и старших дошкольников на

физкультурных занятиях, при проведении утренней парной гимнастики,

спортивном

флэшмобе.

Была

реализована

цель:

способствовать

взаимодействию

детей

разного

возраста

как

фактору

осуществления

преемственности, способам освоения полезных движений, передачи опыта

и

информации

от

старших

дошкольников

к

младшим.

Эта

работа

проводилась

в

рамках

социально-педагогического

проекта

«Дружные

ребята».

Организация

обучения

по

физическому

воспитанию

в

специально

созданных

разновозрастных

группах

имеет

определенную

сложность,

поскольку

от

педагогов

требуются

знания

специфики

одномоментной

работы

с

детьми

разного

возраста,

умения

соотносить

программные

требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Следует

отметить преимущества, которые характерны именно для разновозрастной

группы - общение младших детей со старшими создает благоприятные

условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения.

Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения

и взаимодействия. От старших требуется более точное и качественное

выполнение движений в паре с одновременным проявлением заботы с

целью соблюдения безопасности. От младших – эмоциональный отклик,

достаточно активное выполнение и подражание. Таким образом, работая в

одной группе, дети разного возраста решают одну общую задачу: развивая

свои

физические

качества,

общаются

друг

с

другом,

формируют

взаимоотношения

вне

группы.

Немаловажную

роль

в

общении

и

воспитании

имеет

эмоциональный

климат

в

такой

специально

организованной

группе,

здесь

они

приобретают

опыт

социального

поведения,

учатся

адекватно

оценивать

двигательные

и

нравственные

качества других детей, а также свои собственные возможности.

5.

Полезной

находкой

для

развития

ловкости,

быстроты,

координации

движений явилось включение в физкультурные занятия, индивидуальную

работу

с

детьми

плиометрических

упражнений

с

помощью

пособия

«Лестница скорости и координации». Использование лестницы помогает

развивать такие двигательные навыки, как:

- ходьба (обычная, приставным шагом, с ускорением);

- бег (бег вприпрыжку, с высоким подниманием колен);

- прыжки (на правой-левой ноге, двух ногах с продвижением вперед,

«взрывные»);

- ориентировка в пространстве.

Всегда сначала следует разогреться с помощью легкой пробежки, заданий

на

гибкость,

затем

упражнения

выполняются

в

медленном

темпе

с

постепенным увеличением. Плиометрика по своей природе — интенсивная

система, относиться к ее использованию следует осторожно, учитывая

возраст детей. Вот некоторые из упражнений:

«Бег по лестнице».

Медленный с постепенным увеличением (частота

движений).

«Олений бег». Такой бег похож на обычный, но шаги при этом длиннее и

выше.

Прыжки с приседанием. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Присесть и

выпрыгнуть из этого положения как можно выше. Приземлившись, снова

п р и с е с т ь

и

с р а з у

ж е

п о д п р ы г н у т ь .

Боковые прыжки. Встать боком рядом с лестницей. Прыжки в ячейку

лестницы

и

обратно,

с

продвижением

вперед,

не

задерживаясь,

с

п о с т е п е н н ы м

у в е л и ч е н и е м

р и т м а .

6.

Проведение

сюжетных

физкультурных

занятий

с

использованием

одного

базового

пособия.

Например:

«Чудо-скамейка

спортивный

снаряд, дарит ребятам здоровья заряд!», которое было представлено в

работе

с

детьми

логопедической

группы

в

рамках

муниципального

методического объединения инструкторов по физическому воспитанию.

Таким образом, использование данных эффективных приемов

способствовало развитию двигательных навыков дошкольников.

Литература

1.

Адашкявичене Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском

саду». М.: «Просвещение», 1992.

2.

Ефименко Н.Н. «Театр физического развития и оздоровления детей

дошкольного и младшего школьного возраста». М.: Линка-Пресс,

1999.

3.

Рунова М.А. «Дифференцированные занятия по физической культуре

с детьми 5-7 лет», М.: «Просвещение», 2005.

4.

Токаева Т.Э. «Парная гимнастка» (программа, конспекты занятий

с детьми 3-6 лет). Волгоград, Издательство «Учитель», 2011г.

5.

Шебеко В.Н. «Вариативные физкультурные занятия в детском

саду», М.: Издательство Института психотерапии, 2003.



В раздел образования