Напоминание

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ


Автор: Кокорина Ирина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №2
Населённый пункт: п.Жигалово
Наименование материала: статья
Тема: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В

ДОУ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос развития познавательной активности дошкольников.

Представлены позиции исследователей относительно самого понятия «познавательная

активность». Раскрыты особенности организации проектной деятельности, направленной на

развитие познавательной активности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, познавательная активность, проектная деятельность.

На современном этапе развития системы дошкольного образования одной из важнейших задач

организации образовательного процесса является наиболее полное раскрытие индивидуальных

возможностей ребенка. Основу любой деятельности составляет собственная активность ребенка, в

том числе и познавательного.

М.И. Лисина в своих исследованиях подчеркивает, что дошкольный возраст является

благоприятным периодом для формирования познавательной активности. У детей дошкольного

возраста познавательная активность формируется на основе потребности в новых впечатлениях и

знаниях. На протяжении дошкольного возраста по мере расширения представлений детей об

окружающем мире, овладении способами познавательной деятельности у детей познавательная

активность приобретает более выраженный характер, они начинают самостоятельно использовать

определенные способы познания [1].

Познавательная активность рассматривается как важнейшее качество дошкольника, стремление к

наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира, сложное личностное

образование, которое формируется под влиянием разнообразных факторов. Значимость

познавательной активности в развитии ребенка дошкольного возраста обуславливает

необходимость поиска оптимальных средств ее развития. Проведенный нами анализ психолого-

педагогической литературы по проблеме познавательная активности помог раскрыть сущность

данного термина.

Е.И. Лосик указывает, что познавательная активность представляет собой направленную на

окружающий мир активность в основе которой лежит ориентировочный рефлекс. Познавательная

активность развивается на основе познавательной потребности, выражающейся в построении

образа мира посредством поисково-исследовательской деятельности [4].

М.И. Марусинец анализируя сущность познавательной активности понимает под ней процесс

становления и совершенствования познавательной деятельности, направленной на поиск новой

информации, заключенной в предмете, ситуации, мысли, эмоции [5].

И.С. Штепина считает, что познавательная активность выражается в заинтересованном принятии

информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на

интересующие вопросы [7].

У детей дошкольного возраста познавательная активность проявляется в следующих

характеристиках: сосредоточенности и концентрации внимания на изучаемом предмете;

проявление инициативы к конкретной области знаний; проявление эмоциональных переживаний

при преодолении затруднений в деятельности, а также в эмоциональных проявлениях.

На протяжении дошкольного возраста познавательная активность приобретает более

выраженный характер, что связано с особенностями общего психического развития детей,

формируемыми у детей знаниями, умениями и навыками. В тоже время, как отмечают ученые,

без целенаправленного воздействия познавательная активность развивается у детей не так

интенсивно, соответственно, необходимо отбирать средства, которые позволят продуктивно

организовать работу по развитию познавательной активности. Одним из таких средств выступает

проектная деятельность.

О.В. Солодянкина определяет проектную деятельность, как самостоятельную и совместную

деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в

рамках определенной темы, имеющей социально-значимый результат. Проект представляет собой

способ организации педагогического процесса, который основан на взаимодействии педагога и

ребенка и представляет собой способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную

практическую деятельность по достижению поставленной цели [6].

В детском саду проводятся проекты разных типов: исследовательско-творческие, ролево-игровые,

информационно-практико-ориентированные и творческие.

Н.Е. Веракса выделяет три вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и

нормативную [2].

Опираясь на подход Н.Е. Вераксы, мы на практике использовали исследовательский тип проектной

деятельности для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Исследовательская проектная деятельность осуществлялась нами поэтапно. На первом этапе

создавалась ситуация, в которой дети подходили к формулировке исследовательской задачи в

результате чего формулировался вопрос. Вторым этапом являлось оформление проекта с

помощью взрослых. На третьем этапе защищались проекты. Четвертый этап включал в себя

выставку проектов детей [2].

По итогам проведенной работы, мы можем отметить следующие особенности развития

познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательной

деятельности. Первый этап исследовательского проекта направлен на активизацию

познавательной потребности детей. В ходе совместной беседы посредством вопросов, интересных

фактов, загадок мы обращаем внимание детей на конкретную область знаний, на предмет, на

объект, это в свою очередь вызывает у детей концентрацию и сосредоточенность на данном

объекте, дети начинают размышлять о предмете разговора и выдвигать свои предположения.

Наличие предположений или вопросов является важным проявлением познавательной

активности, поскольку, поставленный вопрос является переходом к конкретному действию т.е.

воплощению потребности. После того, как дети сформулировали вопрос, начинается

планирование действий по реализации проекта, и дети совместно с педагогами определяют шаги

по поиску ответа на данный вопрос. Оформляя результаты проекта совместно с родителями и

педагогом, дети обобщают результаты своей исследовательской деятельности и это позволяет

удовлетворить первоначальную познавательную потребность, в результате чего дошкольники

испытывают чувство радости, удовлетворения. Полученный результат в свою очередь может

стимулировать дополнительные вопросы детей, связанные с появлением новых познавательных

потребностей и это, может перерасти в новый проект или разные виды деятельности. Благодаря

проектной деятельности старшие дошкольники овладевают способами познания, это очень важно

для формирования у детей способности к самостоятельному удовлетворению познавательной

активности.

В рамках проектов по разной тематике дети приобретают также достаточно широкий опыт,

который обогащает их представление об окружающем мире, стимулирует их вопросы

относительно взаимосвязи отдельных объектов или явлений, их признаках и свойствах. В

проектной деятельности совместная работа детей и взрослых способствует обогащению детей

новыми знаниями, взрослые для ребенка в проекте служат источником познания, источником

получения информации и ребенок закрепляет один из базовых способов удовлетворения

познавательной потребности - вопросы ко взрослому.

Обобщая результаты работы, направленной на развитие познавательной активности мы можем

отметить, что проектная деятельность является эффективным средством развития познавательной

активности детей дошкольного возраста, поскольку, в ней стимулируется изначальная

познавательная потребность, формируются новые познавательные потребности, формируются

способы познавательной деятельности, обогащаются представления детей об окружающем мире.

Литература

1.

Божович, Л. И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович. СПб.,

2007. – 125 с.

2.

Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных

учреждений [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.

3.

Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми

[Текст] / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 1982. - № 4. – С. 18-25.

4.

Лосик, Е. И. Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной

активности старших дошкольников [Текст] / Е. И. Лосик // Теория и практика образования в

современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). –

СПб.: Реноме, 2012. – С. 47-49.

5.

Марусинец, М.И. Изучение познавательной активности [Текст] / М.И. Марусинец //

Дошкольное воспитание. – 1999. – №12. – С.7-9.

6.

Солодянкина, О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое

пособие [Текст] / О.В. Солодянкина. – М.: Аркти, 2010. – 80 с.

7.

Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников [Текст] /

И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита,

декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 89-91.



В раздел образования