Автор: Ерыкалова Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Калининская ООШ"
Населённый пункт: Вологодская обл,Тотемский р/он, (Калининское МО)
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Планирование работы по сохранению и укреплению здоровья детей в группе.
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЛИНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
План работы
по сохранению и укреплению здоровья
детей в младшей
дошкольной группе
Ерыкалова Ольга Витальевна – воспитатель
1
Физическое
развитие
и
воспитание
дошкольников
является
приоритетным
направлением
в
деятельности
дошкольного образовательного учреждения, потому что здоровье ребёнка – это основа успешного формирования,
развития и реализации его способностей и задатков, адаптации к быстро меняющимся условиям социальной жизни.
Согласно определению, данному ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального
благополучия.
С
каждым
годом
возрастает
процент
детей,
имеющих
отклонения
в
здоровье,
наблюдается
тенденция
непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений
современной
жизни.
Поэтому
потребность
в
формировании
у
детей
представлений
о
здоровом
образе
жизни
возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развития дошкольников.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о
здоровом образе жизни играет семья ребёнка и система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении
здоровья ребёнка, проблема не только медицинская, но и педагогическая.
Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни,
используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии
развития ребёнку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить
малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать своё здоровье.
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни эффективно при использовании такого
средства, как физическая культура, в которой изначально заложены основы и ценности здорового образа жизни.
Именно в детском возрасте, при формировании физической культуры личности ребёнка имеются благодатные
условия
для
освоения
знаний
в
области
физической
культуры,
а
также
связанных
с
ними
умений
и
навыков,
составляющих основу интеллектуальных ценностей физической культуры.
Основной целью, работы по охране здоровья, воспитанников считаю:
Создание системы взаимодействия педагогов
и родителей в области приобщения дошкольников к здоровому
образу жизни. Формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Гармоничное
2
физическое развитие. Для решения вопросов сохранения здоровья детей и семьи, а также формирования у них
навыков и привычек здорового образа жизни. Определился ряд задач.
Задачи:
1.
Оздоровительные:
Охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем
организма;
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Воспитание культурно – гигиенических навыков;
Повышение работоспособности и закаливания.
2. Образовательные:
Формирование двигательных умений и навыков;
Развитие физических качеств;
Овладение ребёнком элементарными знаниями о своём организме, роли физических упражнений в его
жизни, способах укрепления собственного здоровья.
3.
Воспитательные:
Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
Разностороннее гармоничное развитие ребёнка.
Только здоровый ребёнок способен на гармоничное развитие. Поэтому я стараюсь разнообразить формы и методы
работы с учётом профилактических и оздоровительно – развивающих мероприятий.
Санитарно – эпидемиологический режим в группе (в соответствии с санитарно – эпидемиологическими
правилами и нормами СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
3
№ п/п
Основные мероприятия
Время, продолжительность
1.
Проветривание помещений
Ежедневно
неоднократно
2.
Прогулка
2 раза в день
3- 4.5 часа
3.
Дневной сон
2- 2.5 часа
4.
Подбор мебели с учётом антропометрических
Показателей детей
Контроль не менее
2 раза в год
5.
Смена постельного белья,
полотенец
Не реже 1 раза в неделю
6.
Мытьё игрушек
Ежедневно
2 раза в день
Рациональное сочетание и использование форм и методов оздоровления детей в режиме дня
№
Формы и методы
Содержание
1
2
3
1.
Здоровый ритм жизни в группе
- щадящий режим (адаптационный период)
- гибкий режим
- организация здоровой среды
4
1
2
3
2.
Физические упражнения
- утренняя гимнастика
- физкультурно – оздоровительные занятия
- подвижные игры
- лечебная гимнастика (дыхательная, улучшение осанки,
плоскостопие, зрение)
- спортивные игры
3.
Гигиениче ские
и
в од н ы е
процедуры
- умывание
- мытьё рук
- игры с водой
4.
Световоздушные ванны
- проветривание помещений (в том числе сквозное)
- прогулки на свежем воздухе
- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха
5.
Активный отдых
- развлечения, праздники
- игры – забавы
- дни здоровья
- гость группы
6.
Фитотерапия
- витаминный чай
- сок
- морс
- выращивание и употребление зелёного лука.
7.
Музыкотерапия
- музыкальное сопровождение режимных моментов
- музыкальное оформление фона занятий
8.
Закаливание
- обширное умывание
- дыхательная гимнастика
9.
Психогимнастика
- игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы
5
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. В течении всего дня в
группе
уделяется
большое
внимание
оптимизации
двигательного
режима,
с
целью
укрепления
здоровья
детей,
формирования интереса к разным видам деятельности и потребности в движениях. Для этого разработала модель
оптимального двигательного режима детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Модель двигательного режима в младшей группе
№
п/п
Виды занятий
Особенности организации
Время
1
2
3
4
1.
Режимные моменты
1.
Утренняя гимнастика
Ежедневно (в группе)
4-5 мин. 1-я гр.,
5-6 мин. 2-я гр.
2.
Подвижные игры,
физические упражнения
Ежедневно на прогулках, физкультурных
занятиях
4-5 мин. 1-я гр.
5-6 мин. 2-я гр.
3.
Оздоровительный бег
Во время утренней гимнастики,
2-3 мин.
4.
Индивидуальная
работа
по
развитию
движений
Ежедневно во время прогулки
5-15 мин.
5.
Гимнастика после дневного сна
Ежедневно,
по
мере
пробуждения
и
подъёма детей
5-10 мин.
2. Занятия
6.
По физической культуре
три раза в неделю
Первая младшая группа (2 раза в неделю
в
спортивном
зале,
1
раз
на
свежем
воздухе)
2-я мл. гр. (2 раза в неделю в спортивном
зале, 1 раз на свежем воздухе)
10 мин.
15 мин.
1
2
3
4
6
3. Самостоятельные занятия
7.
Самостоятельная двигательная деятельность
Ежедневно на открытом воздухе
15- 30 мин.
4. Двигательная деятельность на занятиях
8.
Динамические минутки
Ежедневно на занятиях и между ними
2-3 мин.
5. Физкультурно – массовые занятия
9.
Физкультурный досуг
Один раз в месяц
15 мин
10.
Игры – соревнования
Один раз в месяц
15 мин
Широко
использую
в
своей
работе
с
детьми
следующие
методы:
наглядные,
вербальные
(словесные),
практические, игровые и соревнование.
1.
Наглядные:
Наглядно – зрительные приёмы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий,
имитация, зрительные ориентиры);
Наглядно – слуховые приемы (музыка, пение);
Тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).
2.
Словестные:
Объяснения, пояснения, указания;
Словестная инструкция;
Показ.
3.
Практические:
Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
Проведение упражнений в игровой форме.
Принципы физического развития
1.
Дидактические:
7
Систематичность и последовательность;
Развивающее обучение;
Доступность;
Воспитывающее обучение;
Учёт индивидуальных и возрастных особенностей;
Сознательность и активность ребёнка;
Наглядность.
2.
Специальные:
Непрерывность;
Последовательность наращивания тренирующих воздействий;
Цикличность.
4.
Гигиенические:
Сбалансированность нагрузок;
Рациональность чередования деятельности и отдыха;
Возрастная адекватность.
Оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
Осуществление личностно – ориентированного обучения и воспитания.
Перспективное планирование физкультурных досугов на 2019 – 2020 год младшая дошкольная группа
Месяц
Вид
Название
Сентябрь
Игровой
«Собираем урожай»
8
Октябрь
Тематический
«Здравствуй, осень!»
Ноябрь
Сюжетный
«Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты»
Декабрь
Игровой
«Зимние радости»
Январь
Сюжетный
«Снежок мой дружок»
Февраль
Тематический
«Легко ли быть солдатом?»
Март
Тематический
«Весенние приключения»
Апрель
Сюжетный
«Шагаем мы по лужицам»
Май
Игровой
«Кто быстрее?»
Гимнастика как средство и метод воспитания ребёнка
Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребёнка, как в семье, так и в группе. Значение
утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему
после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции.
Малыши, любят выполнять утреннюю гимнастику под музыку, она вызывает у них эмоциональный подъём и
радостное
ощущение.
Музыкальные
произведения
для
гимнастики
подбираю
сама.
Также
использую
ударный
инструмент – бубен. Утреннюю гимнастику, разучиваю с детьми предварительно на физкультурных занятиях.
Использование здоровье сберегающих технологий.
Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и
профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и воспитателя, ребёнка
и родителей, ребёнка и медицинского работника.
9
Наша главная задача – обеспечить ребёнку счастливое детство как самого ценного периода развития. Чтобы дети
были счастливыми, они обязательно должны быть здоровы и укрепление здоровья детей – не дань моде, а настоящая
необходимость.
Так, в детском саду постепенно сложилась система здоровье сбережения.
Перечень оздоровительных мероприятий в группе:
Соблюдение режима дня;
Адаптация малышей (носит лёгкий уровень).
Комплекс закаливающих мероприятий:
Воздушное закаливание (максимальное пребывание малышей на свежем воздухе);
Водные процедуры (умывание детей водой комнатной температуры;
Поддержка температурного режима в группе;
Облегчённая одежда в группе;
Непосредственно
образовательная
деятельность
по
физической
культуре,
оптимизация
двигательного
режима;
Сбалансированное и калорийное питание;
Традиционная
двигательная
деятельность
детей
(утренняя
гимнастика,
проведение
подвижных
игр,
прогулки);
Соблюдение требований СанПин к организации педагогического процесса;
Медико – профилактическая работа с детьми и родителями;
Комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Решая,
очередные
задачи
по
формированию
здорового
образа
жизни
в
группе
были
проведены
такие
мероприятия:
1.
Работа над проектами: «Польза овощей для маленьких детей», «Лук – полезный овощ».
2.
Анкетирование родителей: «Условия здорового образа жизни в семье»;
10
3.
Консультации:
«Здоровый образ жизни в семье»,
«Польза утренней гимнастики»,
«Играйте дома с ребёнком в подвижные игры»,
«Забавы с мячом»,
«Режим дня – это важно»,
«Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребёнка»,
«Зимняя прогулка с малышом»;
«Закаливание в домашних условиях».
«Профилактика гриппа и вирусных заболеваний».
4.
Индивидуальные беседы с родителями о полезной и вредной пище «Здоровое питание для малышей»;
5.
Рекомендации для родителей в период адаптации ребёнка к детскому учреждению.
«Одежда ребёнка для детского сада», «Телевизор вред и польза».
Приложение №1
Анкета для родителей.
«Условия здорового образа жизни в семье».
Прочитав внимательно вопрос, ознакомьтесь с вариантами ответов на него.
Ответ, наиболее точно отражающий Ваше мнение, подчеркните или напишите свой вариант.
1.
Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни?
(да, нет, иногда).
11
2.
Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребёнка.
(да, нет, иногда).
3.
Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым?
(да, нет, иногда).
4.
Делаете ли Вы утреннюю зарядку? (да, нет, иногда).
5.
Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? (да, нет, иногда).
6.
Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни? (да,
нет).
7.
Занимаетесь ли Вы физической культурой и играм вместе со своими детьми? (да, нет, иногда).
8.
Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей? (да, нет).
9.
Часто ли болеет ваш ребёнок? (да, нет).
10.Каковы
причины
болезни
Вашего
ребёнка?
(недостаточное
физическое
воспитание
в
детском
саду,
недостаточное физическое воспитание в семье, наследственность, предрасположенность болезням).
11.Что, Вы считаете здоровым образом жизни? (напишите).
Анализ анкетирования родителей
«Условия здорового образа жизни в семье».
Цель: изучить отношение родителей к здоровому образу жизни.
В анкетировании приняло участие 100% родителей, дети которых посещают младшую дошкольную группу.
№ п/п
Вопрос/ варианты ответа
% от числа опрошенных
Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни?
1.
Да
95%
12
Нет
-
Иногда
5%
Используете ли Вы полученные знания в воспитании вашего ребёнка?
2.
Да
100%
Нет
-
Иногда
-
Можно ли назвать образ жизни в вашей семье здоровым?
3.
Да
85%
Нет
2%
Иногда
12%
Делаете ли Вы утреннюю зарядку?
4.
Да
35%
Нет
40%
Иногда
25%
Если у Вас вредные и у других членов семьи вредные привычки?
5.
Да
15%
Нет
65%
Иногда
20%
Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к здоровому образу жизни?
6.
Да
95%
Нет
-
Иногда
5%
Занимаетесь ли Вы физической культурой и играм вместе со своими детьми?
7.
Да
75%
Нет
-
13
Иногда
25%
Занимаетесь ли Вы закаливанием своих детей?
8.
Да
35%
Нет
65%
Часто ли болеет Ваш ребёнок?
9.
Да
12%
Нет
88%
Каковы причины вашего ребёнка?
10.
Недостаточное физическое
воспитание в детском саду
-
Недостаточное физическое
воспитание в семье
95,5%
Наследственность
2,5%
Предрасположенность к болезням
2%
Что Вы считаете здоровым образом жизни? (напишите)
Вывод: Родители интересуются литературой о здоровом образе жизни и охотно используют свои знания в
воспитании ребёнка. Большинство семей ведут здоровый образ жизни. Утреннюю зарядку по утрам делать не любят,
значит и дети тоже не делают утреннюю зарядку. Вредных привычек у большинства семей нет. Родители играют с
детьми и занимаются физической культурой. Закаливанием в домашних условиях занимается меньше половины
родителей. Радует то что, по мнению родителей, дети болею не часто. Действительно в результате систематической
работы по оздоровлению детей в группе снизилась заболеваемость на 4.5%, по сравнению с прошлым годом.
Родители считают, что здоровый образ жизни это:
Занятия спортом, закаливание организма;
Правильное питание;
Прогулки на свежем воздухе;
14
Отказ от вредных привычек;
Соблюдение режима дня, не только в детском саду, но и дома.
Приложение № 2
Участие родителей в физкультурных досугах
15
Участие детей в проекте «Лук – полезный овощ» Приложение № 3
16
17
Приложение № 4
18
Участие детей в проекте «Польза овощей для маленьких детей»
Приложение № 5
19
Физкультурные занятия не только укрепляют
здоровье, но и приносят радость
Прогулка детей на свежем воздухе
20
Вывод: Маленький ребёнок ещё не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и
санитарии, выполнять требования здорового образа жизни, заботиться о своём здоровье. Всё это выдвигает на первый
план задачу перед нами и родителями по выработке у маленького ребёнка умений и навыков, способствующих
сохранению своего здоровья.
Для совершенствования здоровье сберегающей среды в группе созданы необходимые условия:
- имеется уголок двигательной активности, где расположены спортивные пособия;
-
спортивная
площадка
на
территории
ДОУ,
где
проводятся
спортивные
праздники,
развлечения,
физкультурные занятия на улице в любое время года;
-
спортивный
зал
с
многофункциональным
спортивным
оборудованием,
спортивным
инвентарём
и
атрибутами для проведения физкультурных занятий, подвижных и малоподвижных игр;
- медицинский блок для проведения работы по медицинскому обслуживанию детей: вакцинация детей по
календарю прививок, разработка плана мероприятий по снижению заболеваемости и др.
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и всё у тебя получается.
21