Автор: Григорьева Ольга Васильевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Петровска"
Населённый пункт: город Петровск, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Путешествие по Древнему Египту"
Раздел: среднее образование
Название мероприятия внеурочной деятельности : «Путешествие по Древнему Египту»
Класс: 5.
Учитель: Григорьева Ольга Васильевна
ОУ: ГБОУ СО "Санаторная школа-интернат г.Петровска"
Направление: общеинтеллектуальное
Форма работы: игра-конкурс
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Египет».
Планируемые результаты:
Предметные: обобщение учащимися имеющихся знаний о Древнем Египте;
Личностные: формирование уважительного отношения к истории и культуре египтян.
Метапредметные:
регулятивные:
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности;
познавательные: умение ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных
задач, выбирать наиболее эффективные из них; коммуникативные: умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Оборудование: карточки с заданиями, карта «Древний Египет», презентация.
Учитель: У нас сегодня мероприятие по теме «Путешествие по Древнему Египту» пройдет в
игровой
форме. Класс делится на 2 команды. Каждая команда будет принимать участие в
различных конкурсах. Победит та команда, которая наберет больше всего баллов.
1 конкурс: сложить название команды (раздать карточки с буквами).
БАСТЕТ – 1 команды; ОСИРИС – 2 команда.
Учитель: Что у вас получилось? Чьи имена вы сложили? Команда, которая первой правильно
сложила название команды получает 1 балл.
2
конкурс
«Блиц-опрос».
За
1-2
минуты
учащиеся
должны
ответить
на
большее
число
вопросов.
Вопросы для 1 команды (сопровождается показом слайдов):
Страна,
расположенная
на
берегах
Нила
от
первого
порога
до
Средиземного
моря
(Египет)
Правитель Египта ( фараон)
Островки зелени в пустыне (оазис)
Знатные люди, царские советники, военачальники (вельможи)
Приспособление для полива садов и огородов (шадуф)
Мелкие предметы, которые по мнению египтян, защищали от злых духов и несчастий
(амулет)
Из этого материала простые египтяне строили свои жилища(глина)
Вера в богов, духов, души и поклонение им (религия)
Жилища Богов (храм)
Рассказы о Богах (миф)
Бог тьмы, свирепый змей (Апон)
Бог земли (Геб)
Опасные каменистые преграды в реке (пороги)
Этим людям фараон доверял свою личную охрану (наемники)
Глиняные сосуды с внутренностями умерших (канопы)
Скульптура с телом льва и головой человека или барана (сфинкс)
Тело умершего, обработанное специальным раствором и обмотанное бинтами (мумия)
Высокий тростник, использовали в качестве материала для письма (тростник)
Сплав олова и меди (бронза)
Злой бог пустыни и песчаных бурь (Сет)
Название египетского письма (иероглифы)
Основное занятие древних египтян (земледелие)
Вопросы для 2 команды (сопровождается показом слайдов):
Часть
страны
Египта,
где
река
делилась
на
рукава,
образуя
огромный
треугольник
(дельта)
Что вырывали египтяне для полива полей? (канал)
Погребальные сооружения для фараонов (пирамида)
Имя фараона, совершившего 17 завоевательных походов (Тутмос)
Могущественные существа, которым поклонялись египтяне (Боги)
Служитель Бога (жрец)
Могущественный Бог Солнца ( Амон-ра)
Богиня неба (Нут)
Бог плодородия (Осирис)
Вкусная ягода, из которой делали алкогольный напиток (виноград)
Фараон, в честь которого была построена самая большая пирамида (Хеопс)
Какие звуки египтяне не обозначали на письме? (гласные)
Погребальное сооружение для вельмож (гробница)
Книга из папируса (свиток)
Частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород (ил)
Гроб, куда клали мумию (саркофаг)
Выпуклое изображение на камне (рельеф)
Ученый, впервые разгадавший иероглифы (Шампольон)
Бог мудрости, покровитель писцов (Тот)
Подневольный человек (раб)
Значительная часть урожая и приплод скота, отдаваемая в казну (налог)
Они состояли на государственной службе и вели учет расходам и доходам фараона
(писцы)
3
конкурс
«Разгадай чайнворд». Каждая команда получает одно и то же задание. Нужно
разгадать чайнворд. Победителем в конкурсе станет та команда, которая быстрее разгадает
чайнворд.
16
15
14
12
13
11
8
9
10
7
6
5
4
1
2
3
1.Приспособление,
с
помощью
которого
египтяне
поднимали
воду
из
каналов
на
поля,
расположенные выше линии разлива Нила.
2.Неограниченный властитель в Египте - царь.
3.Человек, пускавший в ход плеть и палку, заставляя крестьян и рабов без отдыха работать на
строительстве пирамид, дамб и каналов. 4.Чтобы отвести лишнюю воду с полей, а позже ею
экономно воспользоваться, египтяне не только строили дамбы, но и рыли многочисленные…
5.Многолетнее водяное растение, считавшееся в Египте священным. Белые и голубые цветы его,
раскрывающиеся к ночи, приятно пахнут. Цветы, бутоны и листья этого растения служили
мотивом
для
различных
орнаментов
в
египетской
архитектуре.
6.Злой
бог
пустыни,
по
представлению древних египтян, убивший доброго бога Осириса, помогавшего произрастать
посевам. 7.Имя известного египетского фараона, ведшего длительную войну в Азии (ок. 1500 лет
до н. э.). 8.Мастер, украшавший храмы и иные древние сооружения в Египте художественными
изображениями из камня, металла и других материалов. 9.Бог солнца, главный бог, считавшийся
«царём
богов»
в
Египте.
10.Искусство
счёта,
часть
математики,
известное
египтянам
и
применявшееся
ими
при
постройке
пирамид
и
других
сложных
технических
сооружений.
11.Уважаемым человеком в Древнем Египте был тот, кто, ведя наблюдение за звёздами, их
положением на небе в разное время года, мог предсказать время разлива Нила. 12.Столица
объединённого царства Египта около 3000 лет до н. э. 13.Огромная статуя льва с головой
человека, высеченная в скале. «Отец ужаса» называли его египтяне, которым внушал страх
каменный великан. 14.Ветры, дующие из пустыни ежегодно до 50 дней подряд, приносящие
пыль, раскалённый песок, немыслимую жару, угрожающую всему живому. 15.Знак (рисунок),
означающий слова, части слов, с его помощью можно было надолго сохранить в памяти и
передать другому необходимые сведения. 16.Новая столица Египта (середина 2-го тысячелетия
до н. э.).
Ответы: 1. Шадуф. 2. Фараон. 3. Надсмотрщик. 4. Канал. 5. Лотос. 6. Сет. 7. Тутмос. 8.
Скульптор. 9. Ра. 10. Арифметика. 11. Астроном. 12. Мемфис. 13. Сфинкс. 14. Суховеи. 15.
Иероглиф. 16. Фивы.
Физкультминутка. “Оживим”
древнеегипетскую
хвалебную
песню
богу
солнца,
заменяя
некоторые слова движениями.
Когда ты встаешь и восходишь на востоке –
гонишь мрак, то вся земля торжествует.
От лучей твоих оживают цветы и растения на
полях.
Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.
Сияние твое проникает в глубины вод, а на
поверхности реки плещутся рыбы.
Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и
принимаются за работу.
Встали, руки вверх, потянулись.
Кистями рук делаем “фонарики”
Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.
Вытянуть руки перед собой, кистями
изображаем плеск рыб.
Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на
место.
4 конкурс «Исторические задачи». Командам предстоит решить две исторические задачи. За
правильно решенную историческую задачу команда получит 5 баллов.
1. Пирамида Хеопса была построена в 2600 году до н. э. Сколько лет назад это было. (Начертить
ленту времени. Нанести на нее даты условия. Решить задачу. Записать ответ).
2. Единое государство в Древнем Египте образовалось 3000 году до н. э. Восстание бедняков и
рабов произошло в 1750 году до н. э. Какое событие произошло раньше и на сколько? (Начертить
ленту времени. Нанести условия задачи. Записать ответ)
5 конкурс «Узнай, что изображено». Команды получают иллюстрации на тему «Древний
Египет»
и
должны
ответить,
что
изображено
на
них.
За
каждое
правильно
угаданное
изображение команда получит 2 балла. (Иллюстрации «Усадьба вельможи», «Боевая колесница в
походе», «бог мудрости Тот», «богиня правды Маат», «Древнеегипетский храм», «Строительство
пирамиды».
6 конкурс «Чьи это слова?» Кто мог бы сказать такие слова? По какому поводу? За правильный
ответ команда получит 2 балла.
1. Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот,
чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребенок
твой недоступен своему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них!»
(Исида. После смерти своего мужа, Осириса, Исида была вынуждена прятаться вместе со своим
сыном Гором, чтобы спасти его от Сета).
2. Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую, красив, добр, повелевает тысячами людей.
Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до
убийства. (Сет. Он был братом Осириса, правившего Египтом. Сет завидовал брату и стремился
захватить власть).
3.Ты как свинья, пожирающая собственных поросят.
(Бог земли Геб. Египтяне представляли звезды детьми богини неба Нут и Геба. Каждое утро Нут
проглатывала звезды, и Геб гневался на супругу, произнося эти слова).
4. Я выбираю кратчайший путь на Мегиддо, чтобы внезапно напасть на врагов.
(Фараон Тутмос. Узнав, что противники объединили свои силы, Тутмос решил идти кратчайшим
путем через ущелье и застал врага врасплох).
Подведение итогов, награждение победителей.
Рефлексия «10 баллов»
Ребята, оцените по 10-бальной шкале участие в игре с позиции:
„Я“ 0________10 „Мы“ 0________10 „
Дело“ 0________10