Напоминание

"Адаптивное обучение физике"


Автор: Саушкина Татьяна Андреевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ Огоронская СОШ
Населённый пункт: Амурская область,п.Огорон
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптивное обучение физике"
Раздел: среднее образование





Назад




В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (2004) закреплено, что

при изучении физики в основной школе учащиеся должны освоить знания о методах научного

познания природы и развить способности к самостоятельному приобретению новых знаний по

физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами. В обязательном минимуме

содержания образования образовательных программ в качестве необходимых перечислены умения:

наблюдать и описывать явления различной физической природы, измерять физические величины,

проводить экспериментальные исследования по выявлению вида зависимости между физическими

величинами, применять полученные знания для решения практических задач.

В современной системе образования всё больше значение приобретает широко внедряемый

личностно- ориентированный подход, основанный на знаниях возрастных и индивидуальных

особенностей развивающейся личности, наиболее способствующий формированию « Я-

концепции» ребёнка и определяющий перспективы развития его личности, стратегии будущей

взрослой жизни. И чтобы приобретаемые знания были не формальными, а стали достоянием

личности, нужны личностно- ориентированные технологии обучения. Одна из них – технология

адаптивного обучения.

Над данной темой я работаю несколько лет. Реализую данное обучение на практике. Цели,

содержание, методы, формы, средства обучения в системе адаптивного обучения направлены на

личность учащихся, значимы для них и учитывают свойства, присущие любой личности:

самосознание, построение собственной системы ценностей, обоснование своей деятельности,

познавательную активность, природное любопытство, стремление к свободе, потребность в

самоутверждении и признании. От того, как удовлетворяется последняя потребность, во многом

зависит структура личности и путь развития этой личности. А это во многом зависит от

педагогической среды, организованной педагогами, комфортного психологического климата в

классе и школе. Я поставила перед собой задачу: обеспечивать создание ситуаций, обеспечивающих

востребованность личностных проявлений ученика. Решение поставленной задачи возможно

только в том случае, если: а) признать ученика основным субъектом обучения, обладающим своим

неповторимым субъектным опытом; б) признать основной целью обучения развитие личности

ученика; в) определить средства достижения этой цели, позволяющие раскрыть субъективный опыт

ученика и включить его в процесс познания.

Поэтому главным компонентом выработки потребности в личностно значимой учебной ситуации

является мотивация. Её осуществляю с помощью следующих целей педагогической деятельности:

формирование мотивации к организации личностно - ориентированного обучения

пропаганда системы адаптивного обучения

создание условий для осуществления личностно-ориентированных технологий

обучения.

Для достижения поставленных целей определила задачи.

Дидактическая: создавать условия для осознания блока новой учебной информации и

включения субъектного опыта учащихся в процесс познания.

Образовательная: помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность

приобретаемых знаний и умений.

Развивающая: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков,

навыков общения и совместной деятельности.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учёбе,

формировать личностные качества воспитанием чувства товарищества,

взаимоуважения.

Комплексное решение дидактических, образовательных, развивающих и воспитательных задач с

принципами дифференциации и индивидуализации в процессе образования - основа мотивации к

организации личностно – ориентированного обучения.

При организации и построении личностно – ориентированного урока, я использую следующие

средства:

1.

Создание атмосферы заинтересованности и активности учеников в работе:

создание ситуаций, которые позволяют понять ребёнку, что его знание, опыт

ценны, важны и необходимы в процессе познания, акцентирование важности

мнения каждого члена группы, создание ситуаций, позволяющих проявить

способности, возможности, интересы.

2.

Организация равноправного партнёрского обмена между участниками

образовательного процесса; организация сотрудничества учителя и учеников,

учеников между собой, проявление доброжелательности в общении, проявление

уважительного отношения к мнениям, высказывания, суждениям учеников.

3.

Обеспечение состояния успешности в процессе обучения; создание ситуаций

по обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями, подробные

инструкции к выполнению различных видов работ с целью обеспечения их

успешности, оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но

по процессу его достижения, привлечение самих учащихся к оцениванию своей

работы.

4.

Организация развивающего пространства; повышение степени

самостоятельности в учебной деятельности школьников, постановка и

организация разрешения проблемных ситуаций, обучение рефлексии, самооценке

учениками своих действий и результатов, использование дидактического

материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и

формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его

сложности, использование в основном продуктивных методов обучения и заданий

творческого характера.

5.

Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию,

окружающим , себе; создание ситуаций для проявления гуманных качеств

личности ( милосердие, способности к сопереживанию и т.д.), создание ситуаций

причастности ученика к процессам и явления природы т общества, формирования

убеждённости в возможности и необходимости познания окружающего мира и

использования достижений науки на благо развития человеческой цивилизации.

В системе адаптивного обучения в качестве обязательных методов преподавания я использую

частично – поисковые, исследовательские, проблемное изложение, игровые моменты, совместная

деятельность учащихся и учителя, индивидуальная работа, наблюдения, практические и

лабораторные работы.

Учебно – познавательную деятельность в САО решаю через организацию совместной работы,

общения в парах, группах. В совместной деятельности сплетаются познание, общение,

психологическое воздействие индивидов друг на друга. Поведение учащихся в обстановке

групповой работы становится более уверенным и активным, возрастает мотивация. В качестве

основной формы учебного занятия использую: занятие – поиск, занятие – исследование.

Представлю технологию занятия, на котором проводится учебный эксперимент: лабораторная

работа. Создаю проблемную ситуацию путём постановки задачи, которая имеет практическое или

научное значение, напоминаю учащимся порядок проведения опыта (исследования) и требования к

оформлению лабораторных работ. Учащиеся приступают к самостоятельному экспериментальному

исследованию. Наблюдаю за деятельностью ребят , не вмешиваюсь в творческую работу, хвалю за

активность, при необходимости консультирую, оказываю помощь. В конце лабораторной работы

учащиеся подводят итоги эксперимента, обсуждают результаты и возможности их применения в

быту и на производстве.

Приведу примеры экспериментальных заданий по физике, которые я провожу по САО.

1.

Если огурец положить в солёную воду, то через двое суток он окажется

солёным на вкус. Опишите описанный выше факт.

Факты

Явление: огурец находится в растворе соли.

Объекты: огурец, раствор соли.

Модель

Ключевые свойства объектов: огурец и вода солёная

состоят из молекул, которые движутся и

взаимодействуют. Между ними происходит диффузия.

Следствие

Молекулы соли проникли в промежутки между

молекулами огурца.

Эксперимент

Экспериментальная проверка: проба огурца на вкус.

2.

Определите массу кусочка сахара, используя линейку. Проверьте свой расчёт,

используя

весы.

Факты

Объект: кусочек сахара - твёрдое тело.

Модель

Ключевые свойства объекта: форма кусочка сахара –

прямоугольный параллелепипед. Характеристики:

m=ρ·V, V= a·в·с

Следствие

Измерение длины а, ширины в, высоты с кусочка сахара.

Измерение плотности сахара из таблицы ρ. Расчёт массы

кусочка сахара m.

Эксперимент

Взвешивание кусочка сахара на весах.

При создании личностно значимых ситуаций, использую следующие приёмы: постановка

проблемы, организация игр, конкурсы проектов и др. использую материал не только из физики, но и

из других предметов, свой жизненный опыт, опыт учащихся. Перед изучением новой темы

«Диффузия» предлагаю учащимся весёлые задачи и вопросы к ним. Например.

Молодой человек и девушка прогуливаются по городу. Проходят мимо ресторана.

Девушка говорит:

- Ой, как вкусно пахнет?

- Тебе понравилось? Хочешь, ещё раз пройдём?

Вопрос: Почему запахи распространяются в воздухе?

Житейская ситуация требует научного объяснения, а для этого нужны знания. Приступаем к поиску

ответа на возникшую проблему. Ситуация активизирует мыслительную и познавательную

деятельность учащихся.

Вопрос о качестве образования, его фундаментальности и соответствии актуальным и

перспективным потребностям личности, общества и государства всегда был чрезвычайно важным.

Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение

адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества

при совместном выполнении задач, уважительного отношения к мнению оппонента. Я хочу видеть

своих учеников здоровыми, физическими развитыми, умеющими контролировать свою

деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов.

Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует система адаптивного обучения.

Появиться ли у детей уважение к предмету, желание успешно выполнить задания единого экзамена,

разовьётся ли в их сознании потребность заниматься физикой, станет ли для них физика частью их

личности, зависит прежде всего от моих действий на уроке, от взаимосвязи урочных и внеурочных

форм занятий, домашних заданий, активного участия в олимпиадах разного уровня. В связи с этим,

для себя определила задачи современного урока физики:

внедрение диагностики и комплексного контроля за подготовленностью учащихся к

овладению знаниями

определение содержания урока, с учётом уровня мотивации учащихся

создание здорового психологического климата на уроках с учётом индивидуальности

учащихся.

Всем известно, что при выполнении какой-либо работы могут возникать трудности. Возникают они

и у меня, Сокращение учебных часов, отведённое на изучение физики в школе, способствует

деформации учебного процесса, ученики приобретают большое число ограничивающих их

познавательные возможности убеждений, например; «у меня нет способности к точным наукам»,

«физика - трудный предмет ит.д. Чтобы сделать преподавание эффективным, особенно важно тонко

преодолеть «ограничивающие убеждения» учащихся. Для этого я использую различные формы

рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно ориентированной, поясняю им, как

конкретно в их повседневной жизни пригодятся приобретаемые на занятии знания, включаю в урок

рассказы учащихся об успехах применения физики в повседневной жизни. Многие ученики

испытывают трудности в усвоении физики из-за неадекватной математической подготовки. Они

думают, что можно решить физическую задачу, не зная пропорции, не умея строить и читать

графики, решать уравнения и т.п.Если же этого не происходит, разочаровываются и перестают

прилежно работать. Чтобы этого избежать, планирую результаты для каждого ученика. Опыт

реализации ЕГЭ в форме тестирования подсказал мне, что нужно готовить учащихся к новой форме

проведения экзамена, использовать на уроках тренировочные тесты, вырабатывать умения

обращения с ними. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат школьников

мобилизовать себя в решающей ситуации. В практике своей работы использую задания для

учащихся на составление тестов. Составление тестов развивает у ребят умение

вести анализ (выбор материала для контроля, возможно из своего жизненного опыта)

выделять главное в параграфе учебника, чётко и кратко формулировать вопросы,

давать чёткие ответы на них, понимать. Как достигается объективность оценки и

отметки. Учащиеся вовлекаются в весьма интересную, полезную творческую работу.

Подведя итог сказанному, можно отметить, что адаптивное обучение – это не свод знаний и

умений, а определённая система, которая выясняет не только что и почему ученику надо знать и

уметь, но и зачем ему это надо, каков смысл изучения физических явлений и законов. Вот

почему так важно, вокруг каждого ученика важно «выстраивать окружение» из физических

явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей

в его повседневной жизни, чтобы знание физики стало постоянным «спутником», частью жизни.

Ещё в 1632 г. Я.А.Коменский писал: «Итак, следует всё изучать не для школы, а для жизни,

чтобы ничто по выходе из школы не улетело на ветер. Чуждое есть то, что не свойственно

натуре того или другого ученика».



В раздел образования