Автор: Саушкина Татьяна Андреевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ Огоронская СОШ
Населённый пункт: Амурская область,п.Огорон
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптивное обучение физике"
Раздел: среднее образование
В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (2004) закреплено, что
при изучении физики в основной школе учащиеся должны освоить знания о методах научного
познания природы и развить способности к самостоятельному приобретению новых знаний по
физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами. В обязательном минимуме
содержания образования образовательных программ в качестве необходимых перечислены умения:
наблюдать и описывать явления различной физической природы, измерять физические величины,
проводить экспериментальные исследования по выявлению вида зависимости между физическими
величинами, применять полученные знания для решения практических задач.
В современной системе образования всё больше значение приобретает широко внедряемый
личностно- ориентированный подход, основанный на знаниях возрастных и индивидуальных
особенностей развивающейся личности, наиболее способствующий формированию « Я-
концепции» ребёнка и определяющий перспективы развития его личности, стратегии будущей
взрослой жизни. И чтобы приобретаемые знания были не формальными, а стали достоянием
личности, нужны личностно- ориентированные технологии обучения. Одна из них – технология
адаптивного обучения.
Над данной темой я работаю несколько лет. Реализую данное обучение на практике. Цели,
содержание, методы, формы, средства обучения в системе адаптивного обучения направлены на
личность учащихся, значимы для них и учитывают свойства, присущие любой личности:
самосознание, построение собственной системы ценностей, обоснование своей деятельности,
познавательную активность, природное любопытство, стремление к свободе, потребность в
самоутверждении и признании. От того, как удовлетворяется последняя потребность, во многом
зависит структура личности и путь развития этой личности. А это во многом зависит от
педагогической среды, организованной педагогами, комфортного психологического климата в
классе и школе. Я поставила перед собой задачу: обеспечивать создание ситуаций, обеспечивающих
востребованность личностных проявлений ученика. Решение поставленной задачи возможно
только в том случае, если: а) признать ученика основным субъектом обучения, обладающим своим
неповторимым субъектным опытом; б) признать основной целью обучения развитие личности
ученика; в) определить средства достижения этой цели, позволяющие раскрыть субъективный опыт
ученика и включить его в процесс познания.
Поэтому главным компонентом выработки потребности в личностно значимой учебной ситуации
является мотивация. Её осуществляю с помощью следующих целей педагогической деятельности:
формирование мотивации к организации личностно - ориентированного обучения
пропаганда системы адаптивного обучения
создание условий для осуществления личностно-ориентированных технологий
обучения.
Для достижения поставленных целей определила задачи.
Дидактическая: создавать условия для осознания блока новой учебной информации и
включения субъектного опыта учащихся в процесс познания.
Образовательная: помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность
приобретаемых знаний и умений.
Развивающая: создать условия для развития исследовательских и творческих навыков,
навыков общения и совместной деятельности.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение к учёбе,
формировать личностные качества воспитанием чувства товарищества,
взаимоуважения.
Комплексное решение дидактических, образовательных, развивающих и воспитательных задач с
принципами дифференциации и индивидуализации в процессе образования - основа мотивации к
организации личностно – ориентированного обучения.
При организации и построении личностно – ориентированного урока, я использую следующие
средства:
1.
Создание атмосферы заинтересованности и активности учеников в работе:
создание ситуаций, которые позволяют понять ребёнку, что его знание, опыт
ценны, важны и необходимы в процессе познания, акцентирование важности
мнения каждого члена группы, создание ситуаций, позволяющих проявить
способности, возможности, интересы.
2.
Организация равноправного партнёрского обмена между участниками
образовательного процесса; организация сотрудничества учителя и учеников,
учеников между собой, проявление доброжелательности в общении, проявление
уважительного отношения к мнениям, высказывания, суждениям учеников.
3.
Обеспечение состояния успешности в процессе обучения; создание ситуаций
по обогащению образовательного процесса позитивными эмоциями, подробные
инструкции к выполнению различных видов работ с целью обеспечения их
успешности, оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но
по процессу его достижения, привлечение самих учащихся к оцениванию своей
работы.
4.
Организация развивающего пространства; повышение степени
самостоятельности в учебной деятельности школьников, постановка и
организация разрешения проблемных ситуаций, обучение рефлексии, самооценке
учениками своих действий и результатов, использование дидактического
материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и
формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его
сложности, использование в основном продуктивных методов обучения и заданий
творческого характера.
5.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию,
окружающим , себе; создание ситуаций для проявления гуманных качеств
личности ( милосердие, способности к сопереживанию и т.д.), создание ситуаций
причастности ученика к процессам и явления природы т общества, формирования
убеждённости в возможности и необходимости познания окружающего мира и
использования достижений науки на благо развития человеческой цивилизации.
В системе адаптивного обучения в качестве обязательных методов преподавания я использую
частично – поисковые, исследовательские, проблемное изложение, игровые моменты, совместная
деятельность учащихся и учителя, индивидуальная работа, наблюдения, практические и
лабораторные работы.
Учебно – познавательную деятельность в САО решаю через организацию совместной работы,
общения в парах, группах. В совместной деятельности сплетаются познание, общение,
психологическое воздействие индивидов друг на друга. Поведение учащихся в обстановке
групповой работы становится более уверенным и активным, возрастает мотивация. В качестве
основной формы учебного занятия использую: занятие – поиск, занятие – исследование.
Представлю технологию занятия, на котором проводится учебный эксперимент: лабораторная
работа. Создаю проблемную ситуацию путём постановки задачи, которая имеет практическое или
научное значение, напоминаю учащимся порядок проведения опыта (исследования) и требования к
оформлению лабораторных работ. Учащиеся приступают к самостоятельному экспериментальному
исследованию. Наблюдаю за деятельностью ребят , не вмешиваюсь в творческую работу, хвалю за
активность, при необходимости консультирую, оказываю помощь. В конце лабораторной работы
учащиеся подводят итоги эксперимента, обсуждают результаты и возможности их применения в
быту и на производстве.
Приведу примеры экспериментальных заданий по физике, которые я провожу по САО.
1.
Если огурец положить в солёную воду, то через двое суток он окажется
солёным на вкус. Опишите описанный выше факт.
Факты
Явление: огурец находится в растворе соли.
Объекты: огурец, раствор соли.
Модель
Ключевые свойства объектов: огурец и вода солёная
состоят из молекул, которые движутся и
взаимодействуют. Между ними происходит диффузия.
Следствие
Молекулы соли проникли в промежутки между
молекулами огурца.
Эксперимент
Экспериментальная проверка: проба огурца на вкус.
2.
Определите массу кусочка сахара, используя линейку. Проверьте свой расчёт,
используя
весы.
Факты
Объект: кусочек сахара - твёрдое тело.
Модель
Ключевые свойства объекта: форма кусочка сахара –
прямоугольный параллелепипед. Характеристики:
m=ρ·V, V= a·в·с
Следствие
Измерение длины а, ширины в, высоты с кусочка сахара.
Измерение плотности сахара из таблицы ρ. Расчёт массы
кусочка сахара m.
Эксперимент
Взвешивание кусочка сахара на весах.
При создании личностно значимых ситуаций, использую следующие приёмы: постановка
проблемы, организация игр, конкурсы проектов и др. использую материал не только из физики, но и
из других предметов, свой жизненный опыт, опыт учащихся. Перед изучением новой темы
«Диффузия» предлагаю учащимся весёлые задачи и вопросы к ним. Например.
Молодой человек и девушка прогуливаются по городу. Проходят мимо ресторана.
Девушка говорит:
- Ой, как вкусно пахнет?
- Тебе понравилось? Хочешь, ещё раз пройдём?
Вопрос: Почему запахи распространяются в воздухе?
Житейская ситуация требует научного объяснения, а для этого нужны знания. Приступаем к поиску
ответа на возникшую проблему. Ситуация активизирует мыслительную и познавательную
деятельность учащихся.
Вопрос о качестве образования, его фундаментальности и соответствии актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства всегда был чрезвычайно важным.
Ещё более важным становится всестороннее развитие личности ученика, его умение
адаптироваться в окружающем мире, воспитание убеждённости в необходимости сотрудничества
при совместном выполнении задач, уважительного отношения к мнению оппонента. Я хочу видеть
своих учеников здоровыми, физическими развитыми, умеющими контролировать свою
деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов.
Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует система адаптивного обучения.
Появиться ли у детей уважение к предмету, желание успешно выполнить задания единого экзамена,
разовьётся ли в их сознании потребность заниматься физикой, станет ли для них физика частью их
личности, зависит прежде всего от моих действий на уроке, от взаимосвязи урочных и внеурочных
форм занятий, домашних заданий, активного участия в олимпиадах разного уровня. В связи с этим,
для себя определила задачи современного урока физики:
внедрение диагностики и комплексного контроля за подготовленностью учащихся к
овладению знаниями
определение содержания урока, с учётом уровня мотивации учащихся
создание здорового психологического климата на уроках с учётом индивидуальности
учащихся.
Всем известно, что при выполнении какой-либо работы могут возникать трудности. Возникают они
и у меня, Сокращение учебных часов, отведённое на изучение физики в школе, способствует
деформации учебного процесса, ученики приобретают большое число ограничивающих их
познавательные возможности убеждений, например; «у меня нет способности к точным наукам»,
«физика - трудный предмет ит.д. Чтобы сделать преподавание эффективным, особенно важно тонко
преодолеть «ограничивающие убеждения» учащихся. Для этого я использую различные формы
рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно ориентированной, поясняю им, как
конкретно в их повседневной жизни пригодятся приобретаемые на занятии знания, включаю в урок
рассказы учащихся об успехах применения физики в повседневной жизни. Многие ученики
испытывают трудности в усвоении физики из-за неадекватной математической подготовки. Они
думают, что можно решить физическую задачу, не зная пропорции, не умея строить и читать
графики, решать уравнения и т.п.Если же этого не происходит, разочаровываются и перестают
прилежно работать. Чтобы этого избежать, планирую результаты для каждого ученика. Опыт
реализации ЕГЭ в форме тестирования подсказал мне, что нужно готовить учащихся к новой форме
проведения экзамена, использовать на уроках тренировочные тесты, вырабатывать умения
обращения с ними. Такие тренировки выполнения тестовых заданий научат школьников
мобилизовать себя в решающей ситуации. В практике своей работы использую задания для
учащихся на составление тестов. Составление тестов развивает у ребят умение
вести анализ (выбор материала для контроля, возможно из своего жизненного опыта)
выделять главное в параграфе учебника, чётко и кратко формулировать вопросы,
давать чёткие ответы на них, понимать. Как достигается объективность оценки и
отметки. Учащиеся вовлекаются в весьма интересную, полезную творческую работу.
Подведя итог сказанному, можно отметить, что адаптивное обучение – это не свод знаний и
умений, а определённая система, которая выясняет не только что и почему ученику надо знать и
уметь, но и зачем ему это надо, каков смысл изучения физических явлений и законов. Вот
почему так важно, вокруг каждого ученика важно «выстраивать окружение» из физических
явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей
в его повседневной жизни, чтобы знание физики стало постоянным «спутником», частью жизни.
Ещё в 1632 г. Я.А.Коменский писал: «Итак, следует всё изучать не для школы, а для жизни,
чтобы ничто по выходе из школы не улетело на ветер. Чуждое есть то, что не свойственно
натуре того или другого ученика».