Автор: Пугачева Светлана Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Развлечение для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Русский сувенир"
Раздел: дошкольное образование
Развлечение «Русские сувенир»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: закреплять
и обогащать знания детей о художественных промыслах
России, полученные на занятиях по изобразительной деятельности через
использование дополнительного материала: песен, частушек, игр, танцев.
Воспитывать бережное отношение к произведениям народного творчества,
любовь к природе и истории своей Родины.
Ход развлечения:
Дети входят в зал под звучание русской народной песни «Светит месяц»
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Вы вошли в зал под
звучание русской народной песни. Много красивых песен создал наш народ,
но
не
только
песнями
славится
наша
Родина.
Много
умельцев
на
Руси
создавали и продолжают создавать русские сувениры. Сувенир – это подарок
на
память;
художественное
изделие,
вещь,
приобретенная
на
память
о
посещении
страны
или
какого-нибудь
места.
Русские
сувениры
–
это
деревянные ложки, матрешки, глиняные и деревянные игрушки, свистульки и
многое другое.
Давайте обратимся к нашей выставке и рассмотрим их поближе.
Дети рассматривают экспозицию выставки.
Ведущая: Ребята, ложки, матрешки, другие изделия народных промыслов
стали называть сувенирами сравнительно недавно. Еще не так давно наши
прабабушки и прадедушки пользовались ими ежедневно, маленькие дети
играли
в
эти
игрушки.
Каждая
вещь
изготавливалась,
расписывалась
с
любовью, в нее вкладывался большой труд. Народные умельцы вкладывали в
свои изделия радость, восхищение, удивление красотой природы. Сейчас
наши ложкари исполнят песню «Ложки деревенские», деревянные ложки –
известный на весь мир русский сувенир.
Группа ложкарей исполняет песню «Ложки деревенские» (З.Роот)
Музыкальный руководитель: Послушайте загадку об одном из народных
промыслов росписи по дереву, постарайтесь его угадать:
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома –
Золотая….
(хохлома).
Музыкальный руководитель: Правильно, это хохломская роспись.
Дети исполняют частушки о хохломе.
Музыкальный
руководитель:
Ребята,
а
сейчас
для
вас
новая
загадка
–
«заморочка из мешочка».
Вы должны на ощупь определить, что спрятано в мешочке.
Игра «Заморочка из мешочка»
(Дети на ощупь определяют, что находится в мешочке: матрешка, писанка
- пасхальное яйцо.)
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Вы справились и с этим
заданием. А знаете ли вы, как появилась матрешка, кто ее впервые изготовил
в России? (Дети демонстрируют свои знания об истории матрешки, говорят,
что она – символ плодородия.)
Танец «Матрешки»
Ведущая: Сколько ярких красок мы сегодня с вами видим: красные, золотые,
желтые. Но есть один прекрасный вид народной росписи, который украшал
глиняную посуду своими голубыми и синими цветами. Как называется этот
промысел?
Правильно,
это
гжель.
Сейчас
Василиса
П.
исполнит
песню
«Гжель» З.Роот.
Песня «Гжель» З. Роот
Музыкальный руководитель: Посмотрите-ка, к нам в гости прискакали кони
(два мальчика «въехали» в зал на игрушечных конях). Это герои одной из
народных росписей. Посмотрите-ка на эти разделочные доски (обращение к
выставочным экспонатам),
как называется эта роспись? Правильно, это
городецкая роспись. Эти городецкие кони так и рвутся вперед, давайте-ка их
оседлаем и посмотрим, чей конь быстрее.
Игра «Чей конь быстрее?» (соревнуются две команды мальчиков)
Музыкальный руководитель: А сейчас у нас в гостях вятские игрушки, мы
еще знаем их другое название «Дымковская игрушка». Дымково – это село,
которое находится близ города Вятки.
Воспитатели в костюмах дымковской игрушки исполняют песню
Ю.Чичкова на сл. П. Синявского «Вятские игрушки», танцуют. Затем
рассказывают, как их изготавливают и предлагают детям вместе с ними
поиграть в народную игру «Как у деда Симеона».
Музыкальный
руководитель:
Ребята,
какие
еще
народные
игрушки
вы
знаете? А какие народные промыслы вам еще известны? (Внимание детей
снова
привлекается
к
выставке:
филимоновская
игрушка,
богородская
игрушка, жостовские подносы, полхово-майдановские шкатулки).
Детям предлагаются разрезные картинки (пазлы) «Народные
промыслы России», проводится игра «Кто быстрее соберет узор».
Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами еще раз имели возможность удивиться
красоте
народного
творчества.
Многое
вспомнили
и
узнали
нового
о
народных промыслах. И мне бы очень хотелось, чтобы нашу встречу с этим
прекрасным
искусством
завершила
песня
Г.
Струве
и
Н.
Соловьевой
«Россия». Ведь свое вдохновение народные умельцы черпают из чистых
родников нашей земли, голубого неба, зелени лесов, просторов полей и лугов
нашей великой Родины. Желаю и вам любить и беречь нашу Россию.
Дети исполняют песню Г.Струве и Н.Соловьевой «Россия»