Автор: Нуца Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г.Мурманска №96
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: учебно-методическая разработка из опыта работы
Тема: "Лего-конструирование в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Лего-конструирование в детском саду
Актуальность
Мы живем в период изменений требований к системе образования.
Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации
содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому
ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной
деятельности. Ведущими видами детской деятельности являются: игровая,
коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская,
продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской
деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня
педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и
предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Универсальный
конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.
ЛЕГО - технология актуальна в условиях внедрения федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования
(далее - ФГОС ДОО), потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей.
(«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».)
-дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и
экспериментальной деятельностью.
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
- способствует формированию познавательных действий, становлению
сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать
в коллективе.
В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО - технология служит
важнейшим средством развивающего обучения в образовательных
учреждениях.
Выбор темы экспериментальной деятельности обусловлен социальным
заказом семьи. По результатам анкетирования на 1 место родители поставили
успешность ребенка, которую определяют способность самостоятельно
мыслить, сотрудничать с партнером, и самое главное – чувство уверенности в
себе. В этой связи усилия педагога должны быть направлены на создание в
образовательном процессе детского сада педагогических условий,
способствующих формированию потенциальных возможностей ребенка в
соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и
склонностями, обеспечивающих создание ситуации успеха.
Новизна педагогического опыта заключается:
1. В создании условий для развития познавательной, творческой активности
дошкольников через применение технологии ЛЕГО-конструирования;
2. В приобретении опыта, который направлен на обновление форм и методов
приобщения дошкольников к техническому творчеству;
3. Во внедрении новой культурной образовательной практики - Клубный час.
Практическая значимость:
Конструктор - ЛЕГО является эффективным средством, обеспечивающим
интеграцию различных видов
деятельности, адекватных дошкольному возрасту.
Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как
специально организованной деятельности,
способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению
дошкольников к техническому
творчеству и формированию первоначальных технических навыков.
Данный опыт направлен на учет образовательных потребностей
контингента воспитанников ДОУ. У меня в группе
имеются дети с особыми образовательными потребностями. Конструктор
Лего помогает воспитателю пробудить у дошкольников познавательную и
творческую активность, привить навыки общения со взрослыми и
сверстниками.
Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего
развития личности ребенка в различных видах
деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.
Задачи:
1. Создать педагогические условия, способствующие интеграции
образовательных областей и обеспечивающие непрерывность
образовательного процесса.
2. Развивать конструктивные навыки, творческие, познавательно -
интеллектуальные способности воспитанников средствами технологии ЛЕГО
- конструирования.
3. Разработать механизм внедрения ЛЕГО - конструирования в рамках
культурной образовательной практики Клубный час.
4. Создать единое социально – образовательное пространство, включающее
ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной
инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного
возраста.
Работа проводится для эффективной организации образовательной и
досуговой деятельности по ЛЕГО –конструированию, планирование занятий
осуществляется в соответствии с календарно-тематическим планированием в
ДОУ. Воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого
обмена и самовыражения, сотрудничества педагогов, детей и родителей.
Игры с ЛЕГО
«Волшебный диктант»
Геометрическая мозаика, которая помогает закрепить понятия
пространственного восприятия: вверху — внизу, справа — слева. По
словесной инструкции малыши самостоятельно располагают Лего-детали на
пластине.
«Собери цепочку»
Игра развивает умение составлять простейшие логические цепочки
чередующихся деталей, отбирающихся по цвету, форме, размеру.
«Нарисуй деталь»
Игра закрепляет названия деталей, развивает внимание и память.
«Волшебные узоры»
Составление разнообразных симметрических узоров.
«Таинственный гость»
Конструирование простой модели по словесной инструкции в форме
диктанта.
«Волшебная дорожка»
При строительстве дорожки нужно соблюдать правила, например, каждый
игрок продолжает логическую цепочку, устанавливая кирпичик того же цвета
или размера.
«Собери детали» (подвижная игра)
Дети делятся на две команды игроков, у каждой из которых своя деталь
определённого цвета, например, два на два синего цвета и два на четыре
красного. Игроки по очереди переносят детали из одной коробки в другую,
побеждает команда, которая быстрее справилась с заданием.
«Лего-человечки»
Человечки в красных костюмах символизируют гласные звуки, а в синих —
согласные. Меняя «человечков» местами, ребёнок получает новые звуковые
комбинации и новые слоги. В дальнейшем на смену Лего-человечкам придут
красные и синие кирпичики, с помощью которых можно составлять схемы
слов и предложений
«Космическое путешествие» Ролевая игра
Игра нацелена на развитие познавательного интереса, навыков
взаимодействия и конструктивных способностей.
Воспитатель предлагает детям заняться подготовкой к полёту на
орбитальную станцию, попутно объясняя, что это такой космический дом для
проведения научных исследований. Космонавты перед полётом получают
задания от инженеров, врачей, биологов, астрономов. Дети вместе с
воспитателем выбирают команду космонавтов, группу врачей, которые будут
готовить космонавтов к полёту. Затем назначаются инженеры, конструкторы и
строители, которые будут создавать летательный аппарат по нарисованному
образцу. Конструкторы планируют последовательность своих действий:
сооружают площадку из пластин, топливные отделы из кирпичиков, корпус и
нос ракеты из цилиндров и конуса. Космонавты получают задание:
зарисовать встречные планеты, звёзды, изучить поведение растений в
космосе. Ракета отправляется в путешествие, врачи, инженеры и
конструкторы наблюдают за полётом, радист отвечает за бесперебойную
связь.
«Равновесие» (подвижная игра)
Ребёнок кладёт кирпичик Лего на голову, остальные дети дают ему задания,
например, дважды присесть, сделать три шага вперёд, повернуть направо,
покружиться. Если ребёнок выполняет три задания и не роняет деталь,
значит, он одержал победу и удостаивается приза.
«Допрыгай до игрушки»
Заранее сконструированные и приготовленные игрушки (домики, мосты,
башни, машины и т. д.) расставляются по игровой комнате. По сигналу дети
начинают движение по направлению к игрушкам. Побеждает тот ребёнок,
который первым достиг цели.
«Продолжи рассказ»
Дети вместе с педагогом определяют, о ком будут сочинять рассказ, выбирают
из набора фигурки. Воспитатель начинает фразу, дети подбирают или
конструируют нужную игрушку, затем каждый придумывает продолжение и
окончание фразы.
«Комната для игрушки»
Дети выбирают карточки со схемами конструирования мебели, обсуждают с
воспитателем каждый вариант и назначение предмета мебели,
последовательность действий.
«Кто что умеет делать»
Дети рассматривают фигурку животного из набора и называют его действия,
например, мышка — бегает, прыгает, грызёт; котёнок — мурлычет,
кувыркается, пьёт молоко, царапается, забавляется клубком; щенок — лает,
играет, виляет хвостом, бегает и т. д.
«Найди игрушку»
Педагог раскладывает заранее подготовленный поделки, затем просит детей
ответить на вопросы и найти сконструированную игрушку, например, какая
игрушка слева? А что ниже? А что правее?
«Один-много»
Целью игры является закрепление навыков образования форм родительного
падежа множественного числа имён существительных. Педагог раскладывает
на столе простые постройки, выполненные детьми (домиков, цветов,
машинок и т. д.), и выстраивает беседу по данной теме.
«Больше-меньше»
Педагог раскладывает на двух пластинах небольшие конструкции (рыбки,
цыплята, кубики и т. д.) и просит детей поставить на пластины нужное
количество фигурок.
«Теремок» (режиссёрская игра)
Педагог предлагает детям сконструировать фигурки героев сказочной
истории и обыграть сказку. Дети во время выполнения задания
характеризуют героя, продумывают и создают образ, проговаривают слова от
его имени, воспитатель направляет работу детей, при необходимости задаёт
наводящие вопросы.
«Двор» (к сказке К. Чуковского «Цыплёнок»)
Воспитатель предлагает детям отправиться на птичий двор. Дети
вспоминают, кого они могут там встретить, вместе создают героев и
придумывают свой сказочный сюжет.