Автор: Подкопаева Анастасия Александровна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ 1
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Влияние специфики содержания и композиционной формы произведения на развитие художественного мышления учащегося - пианиста"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа
искусств №1 г. Димитровграда
Методическая разработка
Влияние специфики содержания и композиционной формы
произведений на развитие художественного мышления
учащегося – пианиста
Автор
Подкопаева Анастасия Александровна
преподаватель первой квалификационной
категории по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ №1
г. Димитровград, Ульяновская область.
Димитровград
2020
Содержание
1.
Введение.
2. Начальный этап изучения музыкальной формы произведения.
3. Особенности строения пьес, написанных в простой форме.
4.
Содержание вариационной формы, формы рондо и сонатного allegro.
5.
Заключение .
6.
Библиографический список:
Данная
методическая
разработка
посвящена
вопросам
организации
учебного процесса по изучению музыкальных произведений различных форм.
Освоение
произведений
различных
стилей,
жанров
и
форм
способствует
эстетическому и художественному воспитанию начинающих музыкантов.
Методическая разработка может быть полезна и рекомендована преподавателям
ДМШ и ДШИ, музыкальных студий и кружков, студентам, и всем, кого волнуют
проблемы начального музыкального обучения детей.
Введение.
Эмоционально-художественное воспитание ученика начинается на ранней
стадии обучения. Начальный этап наиболее сложный и ответственный. Он
является базой для дальнейшего музыкального обучения. От педагога требуется
высокий музыкальный профессионализм и особые психологические и волевые
качества.
Велика
роль
педагога
по
специальности
в
формировании
нравственных и моральных качеств личности. В работе педагога необходимы
требования
высокой
художественной
содержательности
исполнения.
Само
исполнение произведения и понимание его содержания формируется во время
изучения
разнообразных
по
характеру
произведений
различных
стилей,
жанров, форм и зависит от хорошо продуманного репертуара. Важна роль
крупной формы в развитии художественного мышления учащегося – пианиста.
Характерные
признаки
таких
сочинений
–
обобщенность
музыкально
–
художественных
образов,
масштабность,
многочастная
ст руктура,
контрастность тематизма.
Цель методической разработки: раскрыть значение понимания содержания
музыкальной формы для успешного исполнения музыкального произведения.
Задачи: проследить путь постепенного освоения и понимания содержания
музыкальных
произведений;
осознать
необходимость
по стоянного
совершенствования своих знаний в области понимания содержания и освоения
различных форм музыкальных произведений.
Начало знакомства с формой музыкального произведения.
Во время обучения детей музыке, начиная с первых уроков, необходимо
много внимания уделять изучению формы музыкального произведения. Часто
на концертных выступлениях, у детей случаются небольшие запинки и даже
срывы исполнения. И причина этого не только в излишнем волнении из-за
боязни сцены или в недостаточно устойчивом знании музыкального текста
наизусть, а скорее в том, что ученики не понимают строения музыкального
произведения, его структуры, особенностей формы.
Изучать
форму
произведения
надо
начинать
непосредственно
уже
во
время разбора текста. Даже самые простые пьесы, старинные танцы (менуэты и
др.) часто состоят из 2-х частей. Ученику надо показать начало и протяженность
этих
частей,
выразительность
цезур,
отделяющих
части
друг
от
друга
и
объяснить своеобразие каждой части. Это могут быть изменения в характере,
л а д о в ы е ,
д и н а м и ч е с к и е ,
а р т и к ул я ц и о н н ы е ,
т е м п о в ы е
и
т. д .
В специальном классе ученик с педагогом изучает форму разных
произведений,
начиная
от
самой
простейшей
пьесы
до
анализа
текста
полифонических произведений и крупной формы. Желательно, что бы ученики
младших
классов
уже
понимали
значение
музыкальных
терминов,
встречающихся в нотном тексте: фермата, цезура, реприза, акцент, а также
строение музыкальной фразы. Именно педагог по специальности начинает эту
работу,
не
дожидаясь
информации
от
преподавателей
других
дисциплин.
Начинать изучение музыкальной формы надо с построения фразы. Сначала
надо
определить
начало
и
конец
фразы,
кульминационную
точку,
т.е.
логический акцент, подход к которой может быть плавным, соответственно и
динамическое развитие тоже будет постепенным. Если перед кульминационной
точкой
существует
какой-то
восходящий
скачок
в
мелодии,
тогда
этот
мелодический ход требует исполнения с особой выразительностью. А это уже
элементы агогики, воспитывающиеся постепенно и постоянно. Педагог должен
следить за чувством меры, чтобы агогические проявления не переходили в
неритмичную
игру.
Овладение
агогикой
-
это
залог
гибкости
фразы
и
естественного rubato, передающего эмоциональное состояние исполнителя в
процессе создания художественного образа. Освоив выразительное исполнение
отдельно одной - двух фраз, надо перейти к умению объединить несколько фраз
в одно целое. Научить ученика понимать суть фразировки, как осмысленное
восприятие музыкального текста, сравнивая его с текстом стихотворения. При
исполнении
музыкального
произведения
на
данном
этапе
у
ученика
могут
проявиться различные ритмические неточности, в виде недослушанных долгих
звуков, неосмысленных пауз. Педагог должен требовать от ученика исполнения
аналогично
прочтению
стихотворения,
со
всеми
знаками
препинания
и
выразительной интонацией. Для ясного понимания задачи желательно педагогу
самому исполнить музыкальное произведение с яркой общей кульминацией,
объединяющей произведение в одно целое.
Это поможет ученику понять
логику
развития
фразы
и
необходимые
средства,
создающие
образ
и
передающие все музыкальное содержание пьесы.
Над пониманием целостности формы, логики развития надо работать с
каждым учеником индивидуально. Он должен правильно определить темп для
передачи
нужного
характера
музыкального
произведения.
Важно
направить
внимание ученика на необходимость безошибочного исполнения. Все ошибки
во время игры влияют на целостность исполнения и искажают музыкальную
форму.
Особенности изучения пьес, написанных в простой музыкальной форме
Маленькие ученики сначала знакомятся с пьесами, написанными в
простейшей форме –
репризной трехчастной, а так же в вариационной и в
форме
рондо.
При
постоянной
тренировке
у
них
воспитываются
навыки
определения музыкальной формы и ученики уже сами могут объяснить в какой
форме
написано
исполняемое
произведение.
Различные
пьесы
из
учебного
репертуара написаны в простой трехчастной форме, средняя часть которой
обычно отличается от первой части по многим направлениям. Это касается
темпа,
штрихов,
динамики,
лада,
изменения
фактуры.
Нужно
объяснить
ученику, как это влияет на развитие образа, на характер всего произведения.
Реприза несет в себе особенности, которые позволяют ей не быть простым
повторением первой части. На этом нужно сделать акцент.
Следуя требованиям программы за годы обучения ученик должен освоить
произведения
написанные
в
разных
жанрах
и
формах.
Особого
внимания
требуют произведения крупной формы: вариации, рондо, сонаты и циклические
формы
(прелюдии
и
фуги,
сюиты).
Развитие
художественного
мышления
ученика во многом зависит от успешного овладения этими наиболее сложными
по форме произведениями..
Вариационная форма.
В детском репертуаре часто встречаются произведения в вариационной
форме. Здесь внимание ученика должно быть направлено сначала на основную
тему,
на
все
ее
характерные
особенности:
фразировку,
динамику,
штрихи,
интонационную
выразительность,
эмоциональное
развитие
и
подход
к
кульминации. Как правило тема выглядит несколько проще, чем последующие
ее вариации. Это связано с тем, что в каждой вариации появляются некоторые
изменения: варьируется мелодия, фактура, штрихи, динамика, темп, ладовая
окраска.
Ученик должен понимать, что сквозь эти изменения должна быть
слышна основная тема или ее отголоски. Важны цезуры между вариациями.
Они
могут
быть
разделяющими
и
объединяющими,
показанными
в
музыкальном
тексте
паузами
и
фермата.
Нужно
дать
отзвучать
прежней
вариации и переключиться на следующую, сохранив единое целое. В конце
вариаций часто звучит заключение - проводится тема в основном виде или
более
динамично
(зависит
от
характера
пьесы),
утверждая
основной
образ
произведения. Помнить, что каждая вариация должна звучать законченно и в
то же время быть частью цикла, подчиняясь общему замыслу. Педагог сам
должен это хорошо понимать, чтобы объяснить ученику и требовать от него
грамотного исполнения.
Форма Рондо
Особенностью формы рондо является чередование
главной темы
(рефрена) и эпизодов. Самое трудное здесь - это ведение общей линии развития
и
достижения
целостности
формы.
Некоторую
статичность
может
придать
периодичность
повторения
рефрена
при
одинаковом
тексте.
Но
он
воспринимается
по-разному,
так
как
зависит
от
эпизода,
звучащего
перед
рефреном. Надо найти
новизну и почувствовать новый оттенок в каждом
проведении рефрена. Для целостности формы необходимо определить общую
кульминацию
и
вести
к
ней
все
динамическое
развитие
музыкального
произведения.
Сонатное Allegro
Сонатное allegro наиболее сложная форма для понимания его содержания
и
требует
от
педагога
большой
работы.
Эта
форма
по
учебному
плану
изучается ежегодно. Каждый раз, знакомясь с новым произведением в форме
сонатного allegro, надо подробно объяснять особенности строения этой формы,
давать
характеристику
всем
темам
экспозиции:
главной,
побочной,
заключительной, а так же особенности разработки и репризы.
В
разработке
происходят
изменения
с
некоторыми
темами
экспозиции,
нарастает эмоциональное напряжение, приводящее к общей кульминации и
подготавливающее
появление
репризы.
Реприза
не
должна
быть
простым
повторением экспозиции. Темы в ней претерпевают тональные изменения, так
как
реприза
представляет
собой
итог
всего
развития,
утверждая
основную
тональность главного образа. Это касается произведений с развитой сонатной
формой, изучаемых учащимися в старших и частично средних классах.
В младших классах музыкальный материал сонатин меньше по объёму и темы,
характерные для сонатного allegro, присутствуют не все, и разработка часто
представляет собой просто некоторое изменение экспозиции, приближаясь по
форме к старинной сонате. Каждая тема имеет свой образ, характер, которые
необходимо объяснить ученику. Он должен знать, что сонатное allegro является
первой частью сонатного цикла. Не все части сонат равнозначны по уровню
сложности и часто ученик не может освоить весь цикл. Начинать лучше с более
легкой части (первой или третьей), а в следующем году выучить остальные.
Желательно вспомнить ранее пройденные части сонаты, можно в классном
порядке, а затем исполнить
сонатный цикл из трех частей, объединив их в
единое целое.
Заключение.
Освоение произведений различных форм влияет на музыкальное развитие
ученика,
на
его
художественное
мышление.
Исполняя
две-три
пьесы
из
сборника
одного
автора
(Чайковского,
Шумана
и
т.д.).
можно
подготовить
ученика
к
сюитным
формам.
Такой
вариант
работы
даёт
возможность
познакомить ученика с характерными стилевыми особенностями письма этого
композитора. Для общего музыкального развития
можно выучить сначала
отдельные части французской сюиты Баха, а в дальнейшем соединить все
танцевальные пьесы в сюитный цикл. Даже в классном порядке исполнение
сюиты принесёт большую пользу ученику для развития мышления, памяти,
образного
понимания
произведения.
«Маленькие
прелюдии
и
фуги»
Баха
подготовят
ученика
к
исполнению
произведений
из
«Хорошо
темперированного клавира».
При
составлении
индивидуальных
планов
надо
учитывать
возможность
дальнейшего
музыкального
обучения
ученика
и
включать
в
текущий
и
перспективный план как можно больше произведений различных форм. Это
необходимо для глубокого развития индивидуальности ученика
в процессе
музыкального обучения.
Библиографический список:
1.Вицинский А. Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным
произведение. Москва КЛАССИКА XXI 2004.
2.Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М «Музыка» 1982.
3.Ребенок за роялем. Сб. статей. М.: Музыка, 1981
4. Тимакин Р. Воспитание пианиста. М «Советский композитор»1989
5.Цыпин Г. Музыкальное мышление: сущность, структура, дидактические
основы формирования и развития. Москва Просвещение 1985.