Напоминание

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей.


Автор: Пояскова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №28"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Нетрадиционные

техники

рисования

как

средство

развития

творческого воображения у детей.
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: нет радиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и рук, владение кистью руки. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие творческих способностей при использовании нетрадиционных методов и техник относится к образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». По мнению Флериной, «богатый выбор изобразительных средств и материалов помогает сформировать творческую личность, учит мыслить смело, развивает чувство инициативы». В ходе
анализа психолого-педагогической литературы
были изучены характеристики детского творчества: пластичность, инициативность, эмоциональная насыщенность и выразительность (В.В.Давыдов Н.Н.Поддьяков, В.А.Петровский, Н.А.Ветлугина, Л.А.Парамонова, О.С.Ушакова).
К основным условиям развития творческой деятельности детей относится: интересная содержательная жизнь ребенка в детском саду и дома, наличие обобщенных умений и навыков в изодеятельности, создание вариативной динамичной художественно-творческой среды и др. (Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Т.Г.Казакова, Г.Г.Григорьева). В начале работы было проведено 2 вида обследования развития изобразительной деятельности детей:  Овладение умениями и навыками в области «Художественное творчество» по методике Афонькиной.  Обследование уровня изобразительной деятельности детей по методике Г.Г. Григорьевой. Развитие изобразительной деятельности детей диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в организованной и повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту. Результаты обследований показали, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует возрастной норме. Дети изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, закрашивания, с дополнительной помощью передают несложный сюжет, украшают силуэты игрушек элементами росписей. Дети затрудняются в самостоятельном выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности по методике Г.Г. Григорьевой на низком уровне восприятие предмета и изобразительные умения. На основе выводов диагностики поставлены цель и задачи: Создать условия для развития художественно-творческих способностей детей 4 – 5 лет через использование нетрадиционных способов в изобразительной деятельности. Задачи: 1. Обогащать представления детей об окружающем мире. 2.Способствовать развитию замысла и технических умений у детей. 3.Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными материалами и техниками работы с ними. 4.Развивать технику работы с различными художественными материалами. 5.Воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам. Работа по развитию технических навыков в соответствии с логикой формирования деятельности включала в себя следующие этапы:
1. Ознакомление детей с изобразительными техниками. 2. Закрепление использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек. 3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей. Была пополнена развивающая предметно-пространственная среда группы, в частности центр художественной деятельности. Оформили и дополнили уголок по художественно - творческой деятельности (были приобретены необходимые материалы для творчества детей), подобрали материалы для самостоятельной художественно - творческой деятельности, играли с детьми в дидактические игры, слушали музыку. Изобразительный материал и игровые пособия по изобразительной деятельно сти располагались с учетом соблюдения принципов доступности, динамичности, учета интересов и возможностей детей, эстетики оформления. На первом этапе работы мы в игровой ситуации познакомили детей с нетрадиционными техниками.Обыгрывание кисточки, карандашей, штампов, пробок, печаток повышает интерес детей к материалу, изобразительным инструментам, желание пользоваться ими. Использование игровых приемов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения. Основные используемые методы первого этапа информационно - рецептивные: объяснение, показ, рассматривание, художественное слово, а также игровые приемы. Также использовали: • Изучение последовательности и выполнение различных нетрадиционных техник • Наблюдение на прогулке • Чтение художественной литературы • Дидактические и настольно - печатные игры • Схемы последовательности рисования • Совет, напоминание, поощрение • Пальчиковая гимнастика, как средство подготовки мелкой моторики рук к изобразительной деятельности • Изготовление альбома «Необычные рисунки» Была проведена работа с родителями: в уголок для родителей поместили консультацию на тему «Развитие творческого воображения детей в изобразительной деятельности», провели анкетирование родителей, были проведены индивидуальные беседы. Родители охотно откликнулись на участие в конкурсах совместного творчества, предоставили материал для
выставки работ одного ребенка. Проведённая работа с родителями помогла нам заинтересовать их проблемами художественно - творческого развития и установить единство задач и содержания образовательной работы с детьми по данному вопросу. Использование нетрадиционных техник вызвали у детей ещё больший интерес и желание рисовать. Дети после ознакомление с техникой оттиск поролоном, неоднократно повторяли и включали данную технику в рисовании в самостоятельной деятельности.

На втором этапе работы мы закрепляли использование нетрадиционных техник в рисовании и создании рисунков. Основными методами работы на данном этапе были:  Игры и игровые упражнения на закрепление приемов рисования в разных техниках;  Дидактические игры: «Собери солнышко», «Посади грибы на полянке», «Накормим куклу», «Приглашение на чай» и др.  Игры – путешествия. Вместе с котом Неумейкой мы отправляемся в лес, на полянку, в гости к Зайцу Степашке и т д.  Игровые приемы при рисовании по технологии Г.Г. Григорьевой,  Элементарные проблемные ситуации, исследовательская деятельность. Второй этап включал в себя серию непосредственно образовательной деятельности (далее – НОД) по области «Художественно - эстетическое развитие», которая была объединена единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования, а так же знакомились с новыми способами работы с изобразительными материалами. Наблюдения показали, что дети стали чаще рисовать самостоятельно, повторяя темы НОД. Дети получали удовольствие от манипулирования с изобразительным материалом. В процессе обучения отмечались индивидуальные предпочтения детей, свидетельствующие о развитии индивидуальности видения. Овладев нетрадиционными техниками, дети использовали их по - своему. Одни дети рисуют, повторяя темы, другие варьируют изображения, смешивают техники, других интересует лишь возможность рисовать, пачкать пальцы и руки при печатанье на листе. Улучшение технических навыков и переход умений детей в нетрадиционных изобразительных техниках в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса усвоенных детьми нетрадиционных техник в самостоятельную деятельность. На данном этапе мы использовали в основном сюжетно ролевые игры и игры – драматизации. Для работы использовали следующие
методы: • Работа с использованием схем, алгоритмов рисования • Самостоятельная художественно - творческая деятельность • Самостоятельное использование дидактических и настольно - печатных игр • Коллективная художественно - творческая деятельность • Изготовление альбома «Необычные рисунки» Дети с удовольствием рисовали, дарили свои рисунки друг другу на день рождения. Сделанные вместе с детьми «лужи» в технике оттиск пробкой и печатками из картофеля, стали ориентирами при беге и прыжках в физкультурном зале. Во время прогулок летом и осенью дети рисовали на асфальте и песке, зимой - на снегу палочками, пробовали печатать на песке, снеге. Увлеченно дети рисовали все вместе плакат «Покормим птиц», используя техники рисования пальчиками, печатанье. У детей появился интерес к различным изобразительным средствам, они стали использовать их в игровой, самостоятельной деятельности по изобразительной деятельности. В реализации системы работы большое внимание уделяли взаимодействию с родителями как основными участниками образовательного процесса. Основываясь на результатах анкетирования и интересах родителей, в сотрудничестве с семьей приоритет отдавали как традиционным, так и нетрадиционным формам взаимодействия. В практику педагогической деятельности были включены такие формы работы, как анкетирование, консультация ««Развитие творческого воображения детей в изобразительной деятельности», индивидуальные беседы, рекомендации, выставка работ одного ребенка «Моё творчество», выставки совместных работ родителей и детей. Результаты итоговой диагностики свидетельствуют о том, что увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети стали использовать нестандартные материалы, научились сочетать несколько техник и приемов рисования. Таким образом, в результате проведенной работы мы сделали следующие выводы: Применение нет радиционных техник р и с о в а н и я способно стимулировать развитие воображения и творческих способностей у детей, помочь им выразить свои чувства и настроения, проявить свою индивидуальность.
Использование нетрадиционных техник рисования в НОД, индивидуальной работе с детьми способствует формированию самостоятельности, инициативности в изобразительной деятельности. Использование педагогом в работе с детьми нетрадиционных техник рисования заставляет его постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. Взаимодействие с семьей оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к художественно - творческой деятельности.


В раздел образования