Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей.
Автор: Пояскова Мария Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №28" Населённый пункт: город Нижний Новгород Наименование материала: статья Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения у детей. Раздел: дошкольное образование
творческого воображения у детей.
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в
этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,
с
радостью
и
удивлением
открывающего
для
себя
незнакомый
и
удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность,
тем
успешнее
идет
разностороннее
развитие
ребенка,
реализуются
его
потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие –
важнейшая
задача
педагогики
на
современном
этапе.
Эффективным
средством
ее
решения
в
дошкольном
детстве
является
изобразительное
творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и
форм
ее
организации.
Практика
показывает:
нет радиционные
художественные
техники
являются
эффективным
средством
усвоения
дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить
развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это
обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче,
полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то
новое
и
еще
неизвестное.
В
процессе
творчества
ребенок
развивается
интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и
своё
место
в
ней,
выражает
себя
и
свои
чувства,
приобретает
опыт
взаимоотношений,
совершенствует
навыки
работы
с
различными
инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя
определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в
пространстве,
чувство
цвета.
Также
развиваются
специальные
умения
и
навыки: координация глаз и рук, владение кистью руки.
В
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом дошкольного образования развитие творческих способностей при
использовании
нетрадиционных
методов
и
техник
относится
к
образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
По мнению Флериной, «богатый выбор изобразительных средств и
материалов
помогает
сформировать
творческую
личность,
учит
мыслить
смело, развивает чувство инициативы».
В ходе анализа психолого-педагогической литературы были изучены
характеристики
детского
творчества:
пластичность,
инициативность,
эмоциональная
насыщенность
и
выразительность
(В.В.Давыдов
Н.Н.Поддьяков,
В.А.Петровский,
Н.А.Ветлугина,
Л.А.Парамонова,
О.С.Ушакова).
К
основным
условиям
развития
творческой
деятельности
детей
относится: интересная содержательная жизнь ребенка в детском саду и дома,
наличие
обобщенных
умений
и
навыков
в
изодеятельности,
создание
вариативной
динамичной
художественно-творческой
среды
и
др.
(Н.П.
Сакулина, Н.Б. Халезова, Т.Г.Казакова, Г.Г.Григорьева).
В
начале
работы
было
проведено
2
вида
обследования
развития
изобразительной деятельности детей:
Овладение
умениями
и
навыками
в
области
«Художественное
творчество» по методике Афонькиной.
Обследование
уровня
изобразительной
деятельности
детей
по
методике Г.Г. Григорьевой.
Развитие изобразительной деятельности детей диагностируется методом
наблюдения
за
деятельностью
детей
в
организованной
и
повседневной
жизни.
Критериями
обследования
и
отнесения
к
уровню
являются
правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие
проявлений творчества и соответствие возрасту.
Результаты обследований показали, что развитие изобразительной
деятельности
детей
соответствует
возрастной
норме.
Дети
изображают
предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, закрашивания, с
дополнительной помощью передают несложный сюжет, украшают силуэты
игрушек
элементами
росписей.
Дети
затрудняются
в
самостоятельном
выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы
бедны по содержанию, графические навыки и умения несовершенны. Среди
показателей уровня развития изобразительной деятельности по методике Г.Г.
Григорьевой
на
низком
уровне
восприятие
предмета
и
изобразительные
умения.
На основе выводов диагностики поставлены цель и задачи:
Создать условия для развития художественно-творческих способностей детей
4 – 5 лет через использование нетрадиционных способов в изобразительной
деятельности.
Задачи:
1. Обогащать представления детей об окружающем мире.
2.Способствовать развитию замысла и технических умений у детей.
3.Познакомить детей с нетрадиционными изобразительными материалами
и техниками работы с ними.
4.Развивать технику работы с различными художественными материалами.
5.Воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам.
Работа по развитию технических навыков в соответствии с логикой
формирования деятельности включала в себя следующие этапы:
1.
Ознакомление детей с изобразительными техниками.
2.
Закрепление
использования
нетрадиционных
техник
в
рисовании
и
создания рисунков и игрушек.
3.
Обобщение
умений,
навыков
в
рисовании
и
перенос
их
в
самостоятельную деятельность детей.
Была
пополнена
развивающая
предметно-пространственная
среда
группы,
в
частности
центр
художественной
деятельности. Оформили
и
дополнили
уголок
по
художественно
-
творческой
деятельности
(были
приобретены
необходимые
материалы
для
творчества
детей),
подобрали
материалы для самостоятельной художественно - творческой деятельности,
играли с детьми в дидактические игры, слушали музыку. Изобразительный
материал
и
игровые
пособия
по
изобразительной
деятельно сти
располагались с учетом соблюдения принципов доступности, динамичности,
учета интересов и возможностей детей, эстетики оформления.
На первом этапе работы мы в игровой ситуации познакомили детей с
нетрадиционными техниками.Обыгрывание кисточки, карандашей, штампов,
пробок,
печаток
повышает
интерес
детей
к
материалу,
изобразительным
инструментам, желание пользоваться ими. Использование игровых приемов
помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и
обосновывать
задание,
заинтересовать
предстоящей
работой,
объяснить
приемы
изображения.
Основные
используемые
методы
первого
этапа
информационно
-
рецептивные:
объяснение,
показ,
рассматривание,
художественное слово, а также игровые приемы.
Также использовали:
•
Изучение последовательности и выполнение различных
нетрадиционных техник
•
Наблюдение на прогулке
•
Чтение художественной литературы
•
Дидактические и настольно - печатные игры
•
Схемы последовательности рисования
•
Совет, напоминание, поощрение
•
Пальчиковая гимнастика, как средство
подготовки мелкой моторики рук к изобразительной деятельности
•
Изготовление альбома «Необычные рисунки»
Была
проведена
работа
с
родителями:
в
уголок
для
родителей
поместили консультацию на тему «Развитие творческого воображения детей в
изобразительной
деятельности»,
провели
анкетирование
родителей,
были
проведены
индивидуальные
беседы.
Родители
охотно
откликнулись
на
участие в конкурсах совместного творчества, предоставили материал для
выставки работ одного ребенка. Проведённая работа с родителями помогла
нам заинтересовать их проблемами художественно - творческого развития и
установить единство задач и содержания образовательной работы с детьми
по данному вопросу.
Использование нетрадиционных техник вызвали у детей ещё больший
интерес и желание рисовать. Дети после ознакомление с техникой оттиск
поролоном,
неоднократно
повторяли
и
включали
данную
технику
в
рисовании в самостоятельной деятельности.
На втором этапе работы мы закрепляли использование нетрадиционных
техник в рисовании и создании рисунков.
Основными методами работы на данном этапе были:
Игры и игровые упражнения на закрепление приемов рисования в разных
техниках;
Дидактические игры: «Собери солнышко», «Посади грибы на полянке»,
«Накормим куклу», «Приглашение на чай» и др.
Игры – путешествия. Вместе с котом Неумейкой мы отправляемся в лес,
на полянку, в гости к Зайцу Степашке и т д.
Игровые приемы при рисовании по технологии Г.Г. Григорьевой,
Элементарные проблемные ситуации, исследовательская деятельность.
Второй этап включал в себя серию непосредственно образовательной
деятельности
(далее
–
НОД)
по
области
«Художественно
-
эстетическое
развитие», которая была объединена единой тематикой. В организованной,
мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе
ознакомления
с
нетрадиционными
техниками
рисования,
а
так
же
знакомились с новыми способами работы с изобразительными материалами.
Наблюдения показали, что дети стали чаще рисовать самостоятельно,
повторяя темы НОД.
Дети получали удовольствие от манипулирования с
изобразительным
материалом.
В
процессе
обучения
отмечались
индивидуальные
предпочтения
детей,
свидетельствующие
о
развитии
индивидуальности
видения.
Овладев
нетрадиционными
техниками,
дети
использовали их по - своему. Одни дети рисуют, повторяя темы, другие
варьируют
изображения,
смешивают
техники,
других
интересует
лишь
возможность рисовать, пачкать пальцы и руки при печатанье на листе.
Улучшение технических навыков и переход умений детей в нетрадиционных
изобразительных техниках в самостоятельную деятельность,
ознаменовал
появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для
переноса
усвоенных
детьми
нетрадиционных
техник
в
самостоятельную
деятельность. На данном этапе
мы использовали
в основном сюжетно
ролевые игры и игры – драматизации. Для работы использовали следующие
методы:
•
Работа с использованием схем, алгоритмов рисования
•
Самостоятельная художественно - творческая деятельность
•
Самостоятельное использование дидактических и настольно - печатных
игр
•
Коллективная художественно - творческая деятельность
•
Изготовление альбома «Необычные рисунки»
Дети с удовольствием рисовали, дарили свои рисунки друг другу на
день
рождения.
Сделанные
вместе
с
детьми
«лужи»
в
технике
оттиск
пробкой и печатками из картофеля, стали ориентирами при беге и прыжках в
физкультурном зале. Во время прогулок летом и осенью дети рисовали на
асфальте и песке, зимой - на снегу палочками, пробовали печатать на песке,
снеге.
Увлеченно
дети
рисовали
все
вместе
плакат
«Покормим
птиц»,
используя техники рисования пальчиками, печатанье.
У детей появился интерес к различным изобразительным средствам,
они стали использовать их в игровой, самостоятельной деятельности
по
изобразительной деятельности.
В
реализации
системы
работы
большое
внимание
уделяли
взаимодействию с родителями как основными участниками образовательного
процесса. Основываясь на результатах анкетирования и интересах родителей,
в сотрудничестве с семьей приоритет отдавали как традиционным, так и
нетрадиционным
формам
взаимодействия.
В
практику
педагогической
деятельности
были
включены
такие
формы
работы,
как
анкетирование,
консультация ««Развитие творческого воображения детей в изобразительной
деятельности»,
индивидуальные
беседы,
рекомендации,
выставка
работ
одного ребенка «Моё творчество», выставки совместных работ родителей и
детей.
Результаты
итоговой
диагностики
свидетельствуют
о
том,
что
увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника.
Дети
стали
использовать
нестандартные
материалы,
научились
сочетать
несколько техник и приемов рисования.
Таким
образом,
в
результате
проведенной
работы
мы
сделали
следующие выводы:
Применение
нет радиционных
техник
р и с о в а н и я способно
стимулировать развитие воображения и творческих способностей у детей,
помочь
им
выразить
свои
чувства
и
настроения,
проявить
свою
индивидуальность.
Использование
нетрадиционных
техник
рисования
в
НОД,
индивидуальной
работе
с
детьми
способствует
формированию
самостоятельности, инициативности в изобразительной деятельности.
Использование педагогом в работе с детьми нетрадиционных техник
рисования
заставляет
его
постоянно
находиться
в
пространстве
возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения
стандартных,
шаблонных
действий,
требует
ежедневного
творческого,
личностного роста.
Взаимодействие
с
семьей
оказывает
положительное
влияние
на
формирование у детей устойчивого интереса к художественно - творческой
деятельности.