Напоминание

«Вокальный ансамбль, как средство творческого развития детей ДМШ»


Автор: Мардамшина Танзиля Рифовна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУДО ДМШ №6 им. С.Сайдашева
Населённый пункт: г.Набережные Челны, Татарстан
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: «Вокальный ансамбль, как средство творческого развития детей ДМШ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мардамшина Танзиля Рифовна

преподаватель высшей квалификационной категории

МАУДО ДМШ №6 им. С. Сайдашева,

г. Набережные Челны

«Вокальный ансамбль, как средство творческого развития детей

ДМШ»

Музыка

в

жизни

человека

играет

исключительно

большую

роль

и

пользуется

всеобщей

любовью.

Искусство

является

сложной

системой,

включающей в себя многие виды: музыку, живопись, театр, кино и т.д.

Каждый

из

видов

искусства

обладает

своим

художественно-образным

языком. Музыкальный образ представляет собой музыкальный стереотип –

устоявшееся

представление

о

мелодичности,

ритмичности,

тембровом

звучании.

Он

изначально

заложен

в

чувствах

человека.

Поэтому

дети,

воспринимая музыкальное произведение, получают возможность более точно

прочувствовать музыкальный образ за счёт эмоциональной окрашенности.

«Ансамбль»

происходит

от

французского

«ensemble»

вместе,

стройное целое. В музыкальном искусстве ансамблем называют несколько

исполнителей,

являющихся

единым

художественным

коллективом,

реализующих общую цель – создание художественного продукта, а также

слаженное

исполнение

музыкального

произведения

несколькими

музыкантами.

Понятие

«музыкальный

ансамбль»

определяет ся

исследователями как «совместное исполнение музыкального произведения

несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого

состава исполнителей»

В

последние

годы

малые

формы

совместного

музицирования,

в

частности вокальные ансамбли, занимают значительное место в конкурсно-

концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является

одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания

подрастающего поколения.

Любовь к песням, музыки в целом, закладывается

с детства и является неразлучным спутником всю жизнь. Общественное

назначение музыки может быть самым различным. Хочется отметить, что

музыка во многом отличается от других искусств. Её выразительные средства

и образы не столь наглядны как образы живописи, театра. Музыка оперирует

средствами

эмоционального

воздействия,

обращается

преимущественно

к

чувствам и настроениям людей.

Ещё одно особое свойство музыкального искусства: пробуждение в

человеке стремления к красоте, воспитание в нём художника и соучастника

творческого

процесса.

Творческий

вокальный

коллектив

-

э то

организованный

коллектив

певцов,

чья

исполнительская

деятельность

подчинена

единым

целям

и

задачам.

«Умение

певца

подчинять

свою

индивидуальность

задачам

коллектива

основное

правило

настоящего

ансамбля. Так в навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть

хорового исполнения – коллективность» (Школа хорового пения./ сост. В.

Соколов, В. Попов, Л. Абелян. Выпуск 2 – М. 1978г. – стр.9)

Ансамблевое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное

коллективное

исполнение

художественных

произведений.

Осознание

детьми

того,

что

совместное,

дружное

пение

это

хорошо

и

красиво,

осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что

песня, спетая ансамблем, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел

её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для юных

певцов фактором для дальнейшего творческого развития

.

Работа

с

детским

творческим

коллективом

строится

на

основе

достижений

многих

наук:

музыкознания

и

эстетики,

психологии

и

педагогики, даёт возможность раскрыть основы воспитательного процесса и

обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учеников.

Занятия

в

ансамбле

способствуют

развитию

голоса,

слуха,

музыкально-

художественного вкуса, расширяют музыкальную культуру ребят.

Детский вокальный ансамбль ДМШ – это организованный коллектив

певцов,

чья

исполнительская

деятельность

подчинена

единым

целям

и

задачам.

Для

успешного

существования

вокального

ансамбля

большое

значение имеет правильно подобранный репертуар, который должен отвечать

задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля, в то же время

должен

быть

доступен

по

вокально-техническому

и

исполнительскому

уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по

форме, жанру, содержанию. При выборе произведения необходимо учитывать

следующие параметры: количество голосов; их тесситурные возможности;

интонационные,

ритмические,

динамические

трудности;

наличие

аккомпанемента

(живой

инструментальный

звук).

В

процессе

вокально-

педагогической работы с вокальным ансамблем над репертуаром, выделяется

ряд

этапов:

это

и

работа

над

темпом,

строем,

динамикой,

штрихами,

фразировкой; и соотношением музыкальной и литературной речи; работа в

целом над художественным образом произведения.

Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве

вокальных

ансамблей.

От

умелого

подбора

репертуара

зависят

рост

и

перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар,

руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем и

выбранное

произведение

также

должно

быть

направлено

на

отработку

некоторых навыков.

Репертуар должен отвечать таким требованиям:

Быть высокохудожественным,

Носить воспитательный характер,

Соответствовать возрасту и пониманию детей,

Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива,

Быть разнообразным по характеру, содержанию,

Подобранным

трудностям,

т.е.

каждое

произведение

должно

двигать

коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять

их.

Таким образом, ансамблевое пение в эстетическом воспитание детей

всегда

имеет

позитивное

начало.

Это

отмечалось

видными

деятелями

культуры

всех

времён

и

стран.

В

России

идея

первичности,

т.е.

основополагающей

роли

ансамблевого

пения,

заключается

в

самобытном

складе

российской

музыкальной

культуры,

культуры

по

преимуществу

вокальной.

Поддержание

лучших

отечественных

традиций

вокально-

хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как

именно в музыкальных школах на самом раннем образовательном уровне

детей

существует

возможность

целенаправленного

вокально-хорового

воспитания

с

одновременным

решением

задач

музыкально-эстетического

развития.

Прямая

обязанность

руководителя

вокального

ансамбля

так

усовершенствовать методы работы с коллективом, чтобы они служили не

только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом

широком смысле слова.

Используемая литература:

1.Емельянов, В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., 1997

2.Как

определить

и

развить

способности

ребенка?

[Текст]

/

Сост.

В.М.

Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996

3.Стулова, Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992

4.Шацкая, В. Детский голос – М., 1970



В раздел образования