Автор: Мардамшина Танзиля Рифовна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МАУДО ДМШ №6 им. С.Сайдашева
Населённый пункт: г.Набережные Челны, Татарстан
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: «Вокальный ансамбль, как средство творческого развития детей ДМШ»
Раздел: дополнительное образование
Мардамшина Танзиля Рифовна
преподаватель высшей квалификационной категории
МАУДО ДМШ №6 им. С. Сайдашева,
г. Набережные Челны
«Вокальный ансамбль, как средство творческого развития детей
ДМШ»
Музыка
в
жизни
человека
играет
исключительно
большую
роль
и
пользуется
всеобщей
любовью.
Искусство
является
сложной
системой,
включающей в себя многие виды: музыку, живопись, театр, кино и т.д.
Каждый
из
видов
искусства
обладает
своим
художественно-образным
языком. Музыкальный образ представляет собой музыкальный стереотип –
устоявшееся
представление
о
мелодичности,
ритмичности,
тембровом
звучании.
Он
изначально
заложен
в
чувствах
человека.
Поэтому
дети,
воспринимая музыкальное произведение, получают возможность более точно
прочувствовать музыкальный образ за счёт эмоциональной окрашенности.
«Ансамбль»
происходит
от
французского
«ensemble»
–
вместе,
стройное целое. В музыкальном искусстве ансамблем называют несколько
исполнителей,
являющихся
единым
художественным
коллективом,
реализующих общую цель – создание художественного продукта, а также
слаженное
исполнение
музыкального
произведения
несколькими
музыкантами.
Понятие
«музыкальный
ансамбль»
определяет ся
исследователями как «совместное исполнение музыкального произведения
несколькими участниками и само музыкальное произведение для небольшого
состава исполнителей»
В
последние
годы
малые
формы
совместного
музицирования,
в
частности вокальные ансамбли, занимают значительное место в конкурсно-
концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является
одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания
подрастающего поколения.
Любовь к песням, музыки в целом, закладывается
с детства и является неразлучным спутником всю жизнь. Общественное
назначение музыки может быть самым различным. Хочется отметить, что
музыка во многом отличается от других искусств. Её выразительные средства
и образы не столь наглядны как образы живописи, театра. Музыка оперирует
средствами
эмоционального
воздействия,
обращается
преимущественно
к
чувствам и настроениям людей.
Ещё одно особое свойство музыкального искусства: пробуждение в
человеке стремления к красоте, воспитание в нём художника и соучастника
творческого
процесса.
Творческий
вокальный
коллектив
-
э то
организованный
коллектив
певцов,
чья
исполнительская
деятельность
подчинена
единым
целям
и
задачам.
«Умение
певца
подчинять
свою
индивидуальность
задачам
коллектива
–
основное
правило
настоящего
ансамбля. Так в навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть
хорового исполнения – коллективность» (Школа хорового пения./ сост. В.
Соколов, В. Попов, Л. Абелян. Выпуск 2 – М. 1978г. – стр.9)
Ансамблевое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное
–
коллективное
исполнение
художественных
произведений.
Осознание
детьми
того,
что
совместное,
дружное
пение
–
это
хорошо
и
красиво,
осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что
песня, спетая ансамблем, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел
её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для юных
певцов фактором для дальнейшего творческого развития
.
Работа
с
детским
творческим
коллективом
строится
на
основе
достижений
многих
наук:
музыкознания
и
эстетики,
психологии
и
педагогики, даёт возможность раскрыть основы воспитательного процесса и
обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учеников.
Занятия
в
ансамбле
способствуют
развитию
голоса,
слуха,
музыкально-
художественного вкуса, расширяют музыкальную культуру ребят.
Детский вокальный ансамбль ДМШ – это организованный коллектив
певцов,
чья
исполнительская
деятельность
подчинена
единым
целям
и
задачам.
Для
успешного
существования
вокального
ансамбля
большое
значение имеет правильно подобранный репертуар, который должен отвечать
задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля, в то же время
должен
быть
доступен
по
вокально-техническому
и
исполнительскому
уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по
форме, жанру, содержанию. При выборе произведения необходимо учитывать
следующие параметры: количество голосов; их тесситурные возможности;
интонационные,
ритмические,
динамические
трудности;
наличие
аккомпанемента
(живой
инструментальный
звук).
В
процессе
вокально-
педагогической работы с вокальным ансамблем над репертуаром, выделяется
ряд
этапов:
это
и
работа
над
темпом,
строем,
динамикой,
штрихами,
фразировкой; и соотношением музыкальной и литературной речи; работа в
целом над художественным образом произведения.
Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве
вокальных
ансамблей.
От
умелого
подбора
репертуара
зависят
рост
и
перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар,
руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем и
выбранное
произведение
также
должно
быть
направлено
на
отработку
некоторых навыков.
Репертуар должен отвечать таким требованиям:
Быть высокохудожественным,
Носить воспитательный характер,
Соответствовать возрасту и пониманию детей,
Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива,
Быть разнообразным по характеру, содержанию,
Подобранным
трудностям,
т.е.
каждое
произведение
должно
двигать
коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять
их.
Таким образом, ансамблевое пение в эстетическом воспитание детей
всегда
имеет
позитивное
начало.
Это
отмечалось
видными
деятелями
культуры
всех
времён
и
стран.
В
России
идея
первичности,
т.е.
основополагающей
роли
ансамблевого
пения,
заключается
в
самобытном
складе
российской
музыкальной
культуры,
культуры
по
преимуществу
вокальной.
Поддержание
лучших
отечественных
традиций
вокально-
хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как
именно в музыкальных школах на самом раннем образовательном уровне
детей
существует
возможность
целенаправленного
вокально-хорового
воспитания
с
одновременным
решением
задач
музыкально-эстетического
развития.
Прямая
обязанность
руководителя
вокального
ансамбля
так
усовершенствовать методы работы с коллективом, чтобы они служили не
только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом
широком смысле слова.
Используемая литература:
1.Емельянов, В. Развитие голоса. Координация и тренинг. СПб., 1997
2.Как
определить
и
развить
способности
ребенка?
[Текст]
/
Сост.
В.М.
Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996
3.Стулова, Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992
4.Шацкая, В. Детский голос – М., 1970