Напоминание

"Сакральное значение танцевального искусства в жизни народов ханты и манси."


Автор: Ошего Наталья Викторовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: "Барсовская ДШИ" - филиал МБОУ ДО "Белоярская ДШИ"
Населённый пункт: ХМАО - Югра, Сургутский район пгт Барсово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сакральное значение танцевального искусства в жизни народов ханты и манси."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сакральное значение танцевального искусства в жизни народов Севера.

I.

Вступление.

Танцевальное

искусство

народов

Севера

уходит

своими

корнями

в

глубокую древность. Предки чукчей танцевали еще в 1-м тысячелетии до н.э., о

чем

свидетельствуют

наскальные

рисунки,

обнаруженные

на

Чукотке,

за

полярным кругом. В танце отразились религиозные верования народов Севера,

их быт и хозяйственный уклад.

Ареал

расселения

и

связанная

с

ним

общность

этнических

и

хореографических

традиций

отдельных

групп

народов

Севера

обусловили

географическую

классификацию:

танец

коренных

народов

Европейского

Севера(

саамы,

ненцы),

Западной

Сибири

(ханты,

манси,

ненцы,

энцы,

селькупы,

кеты),

Восточной

Сибири

(долганы,

нганасаны,

эвенки,

эвены,

юкагиры), Южной Сибири (тофалары, баргузинские эвенки), Северо-Востока

(чукчи,

эскимосы,

алеуты,

коряки,

чуванцы,

кереки),

Дальнего

Востока

(нанайцы, ульчи, нивхи, негидальцы, ульта, орочи, удэгейцы).

II.

Типологически танцы народов Севера подразделяются:

По жанрово-тематическому принципу на обрядовые и игровые;

По числу исполнителей – на сольные, парные, групповые и коллективные;

По составу участников – на мужские, женские, смешанные, детские;

По

композиционному

принципу

на

круговые,

линейного

построения,

свободные.

Обрядовые танцы.

У

народов

Севера

почти

к

каждому

ритуальному

празднику

были

приурочены

свои обрядовые

танцы.

Тесно

связанные

с

промысловыми

обрядами, они обычно имели имитационный, подражательный характер.

Обряд выполняет социальную функцию со времен далекого прошлого

человечества, сплачивая определенные группы людей. В обряде каждый

участвующий приобщается к жизни коллектива, сопереживает вместе с ним то

событие, которое лежит в основе. Обряд осуществляет связь между его

участниками, закрепляет отношения между людьми.

В песнях и танцах отражено деление вселенной на главные космические

зоны – небо, землю и подземный мир – либо горизонтальное членение, по

которому

на

юге

находится

животворная

теплая

страна,

а

на

севере

ж и в о т в о р н ы й

н и ж н и й

м и р .

Согласно главному космическому мифу, первичным состоянием мира была

водная стихия, а земля появилась из кусочка ила, который принесла со дна

океана гагара. Солнце в хантыйской мифологии – это женщина, а Луна –

мужчина.

Созвездие Большая Медведица – мифический шестиногий лось, на которого

охотился

герой

древности,

оставивший

след

лыжни

(Млечный

путь).

Из

природных стихий наиболее ярко рисуется огненный потоп, уже бывший на

земле и ожидаемый в будущем.

Исполнение ритуального танца было существенной частью многих обрядов.

Рассмотрим здесь медвежий праздник, один из наиболее ярких у хантов.

Медведь в миропонимании хантов – это не только лесной зверь, но и

возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо

влекла земля. Отец – верховный бог – уступил просьбам сына и опустил в

люльке

на

землю,

поручив

блюсти

здесь

порядок

и

справедливость,

не

причинять вреда людям. Однако медведь нарушает некоторые установки отца,

его убивают охотники и, как предписано богом, устраивают в честь небесного

зверя обрядовый праздник.

Как

следует

из

рассказов

охотников

и

многочисленных

описаний,

отправляясь

за

медведем,

охотники

проходили

обрядовое

очищение

с

произнесением

соответствующих

заговорных

текстов

и

исполнением

обрядового танца. Для всего, что связано с медведем был разработан тайный

язык, в который, по подсчетам специалистов, входило около 500 слов. Самого

его называли «зверь», шкуру – «изготовленная матерью мягкая одежда», снег –

«белая пыль», ружье – «гремящая вещь», медведя не убивают, а низводят из

леса в селение.

Подъем зверя из берлоги – обязательное условие его добычи. Шкуру с

убитого

медведя

снимали

с

головой

и

везли

в

селение.

Здесь

«медведя»

встречали приветственными выстрелами, а охотников обрызгивали водой или

порошили

снегом.

Медведя

заносили

в

дом,

укладывали

носом

на

лапы,

надевали на голову шапку или платок, украшения, не когти кольца, на глаза

берестяные кружечки или бляшки. Ставили и угощение. Медведя извещали,

что его убила стрела или русская пуля, просили не пугать женщин в лесу.

Веселье начиналось под вечер, на него съезжались издалека. Программа

начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных

деяниях.

Утром

медведю

пели

песню

пробуждения,

затем

исполнялись

и

хвалебные; попавший сюда русский мог спеть и частушку. Затем начиналась

следующая

часть

медвежьего

праздника

драматические

представления.

Актерами были только мужчины в масках, при исполнении женских ролей они

надевали

поверх

своей

одежды

женскую.

В

течение

нескольких

вечеров

разыгрывалось по десятку танцевальных сцен из повседневной жизни хантов:

изображали

трусливого

охотника,

неудачное

сватовство,

объевшегося

черемухой, столкновение с чиновником и т.п. Никто не смел обижаться, если

насмешливая сцена относилась к нему. В конце праздника мясо медведя варили

и

съедали.

Выносили

шкуру

медведя

через

окно

с

определенными

предосторожностями.

Череп,

а

иногда

и

шкуру

хранили

в

специальных

пристройках.

Образ медведя как бы рассеян по разным сферам и мирам, предстает в

разных

ипостасях

медведеподобного

духа,

медведя-человека,

небесного

медведя, лесного, земного и подземного.

Большим

почитанием

пользовалась

лягушка,

которую

называли

«между

кочек

живущая

женщина».

Ей

приписывали

способность

дарить

семейное

счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную

роль

при

выборе

брачного

партнера.

По

рассказам

васюганских

хантов,

молодой

мужчина

якобы

мог

«присушить»

понравившуюся

ему

женщину,

пришив косточку лягушки к рукаву своей одежды и при первом удобном

случае как бы нечаянно прикоснувшись к женщине. Изображение лягушки,

вышитое бисером на платке, держали перед рожавшей женщиной для того,

чтобы обеспечить новорожденному крепкое здоровье и долгую жизнь.

Предки

хантов

искали

поддержку

и

у

деревьев.

Пару

растущих

рядом

больших

деревьев

называли

дедушкой

и

бабушкой;

кроме

того,

дерево

мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный

миры.

Много

тысячелетий

насчитывает

почитание

огня,

особенно

домашнего

очага. У хантов есть сказка: «Муж с женой пошли в тайгу, остановились на

ночлег, развели костер, переночевали. Утром мужчине случайно на руку уголек

от костра упал, обжег руку. Мужчина рассердился и стал топором рубить

костер.

Жена

сказала,

что

нельзя

этого

делать.

Пошли

дальше.

Вечером

остановились для ночлега и не могли разжечь костер. У них девочка была.

Огонек маленький разгорелся и сказал, что его изранили и теперь нужно отдать

ему

девочку

больно

ей

не

будет.

Они

в

огонь

девочку

поставили,

она

засмеялась и куда-то потерялась».

У многих народов Сибири огонь представлялся женщиной в красном халате,

которая требовала определенных правил обращения с ней. Считалось, что

огонь предсказывает большие события, разговаривая треском, писком. Были

даже

особые

специалисты,

которые

могли

с

ним

общаться.

В

огонь,

по

повериям хантов, нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными

предметами – все это оскорбляет его или причиняет боль. За непочтительное

отношение

к

себе

огонь

может

наказать

пожаром.

Для

задабривания

ему

приносили жертвы: брызгали жиром или вином, лили немного крови, бросали

кусочки пищи или красные платки. Матери всех огней Чораснайанки на Югане

приносили в жертву оленя белой масти.

За огнем признавалась способность защитить и очистить. Считалось, что он

не

даст

войти

в

дом

злым

духам,

снимет

«нечистоту»

с

оскверненных

предметов. По всей вероятности, огонь для предков хантов был одним из

первых

богов:

не

случайно

в

приведенной

сказке

имеется

указание

на

человеческое жертвоприношение.

Символике

белого

цвета

противостоит

черный,

и

не

случайно

с

ним

связывают хозяина подземного мира – в отличие от седого небесного Торума.

Черный цвет традиционно означал болезнь, голод, смерть.

Красный цвет, как правило, амбивалентен, т.е. совмещает символизацию

белого и черного. Вероятно, по этой причине цвет охры есть символ перехода

от одного состояния в другой, чаще – символ возрождения. Поэтому при

создании какого - либо костюма для танцевального или театрализованного

представления народы Севера очень серьезно подходили к выбору цвета для

этого костюма

Танцами,

которые

имитировали

преследование

зверя,

сопровождались

охотничьи обряды у эвенков; у эскимосов, береговых чукчей и коряков на

празднике

кита.

Танцы

воспроизводили

весь

процесс

охоты,

начиная

со

спуска

байдары

в

море

и

завершая

подтягиванием

убитого

кита

к

берегу.Очень много обрядов у народов ханты связано с охотой и рыбным

промыслом. Это естественное желание иметь успех. Придя на место охоты

или

рыбного

промысла,

охотник

должен

соблюдать

целый

ряд

правил.

Прежде всего нужно одарить местного лесного духа, чтобы добиться его

хорошего расположения. Подарком могут служить ткань, монеты, шкура

первого трофея. Ханты считают, что они тут всего лишь гости, а хозяин

здешних мест – лесной дух, и поэтому всячески стараются угодить ему и не

нарушать правил поведения в лесу, которые определены предками. Все это

сопровождается

определенным

ритуальным

танцем.

Охотник

спрашивает

разрешения

у

духов

на

рубку

деревьев

для

строительства

жилища

или

разжигания

костра,

ломку

веток,

заготовку

коры,

трав

и

так

далее.

По

окончании охоты оставлялась часть добычи в дар духу за покровительство,

причем самая лучшая – в благодарность исполнялся танец.

Обрядовому танцу часто придавалось охранительное значение. У чукчей –

оленеводов на празднике под названием «Возвращение стада с летовки»

женщины во время танца гримасничали, высовывали язык, плевали в воздух

– так они стремились изгнать злых духов. Чукчи в прошлом для отпугивания

злых духов использовали маски, коряки – деревянные, ханты и манси –

берестянные.

У

самодийских

народов

бытовали

обрядовые

танцы,

посвященные

духам,

хозяевам

неба,

земли,

воды.

У

ненцев

в

чуме

исполнялся танец в честь духа грома. Участники действа, взрослые и дети,

взявшись за руки, ходили вокруг жертвенной нарточки с идолом, просили

духа грома сохранить им жизнь, не разрушать их жилища. Обрядовые танцы

часто

были

связаны

с

символикой

плодородия.

У

нганасан

во

время

праздника

чистого

чума

женщины

пляской

испрашили

себе

плодородие,

мужчины – оплодотворяющую силу. У селькупов ритуальный танец входил в

свадебный обряд: пляска невесты перед женихом обеспечивала ей в будущем

потомство.

Особняком

в

системе

обрядовых

танцев

стоят

пантомимы

и

экстатические

пляски

шаманов.

Во

время

камлания

шаман

имитировал

повадки зверя или птицы, в которых он якобы перевоплощался.

Большое внимание уделяется лесным духам, так как от них зависит

успех

охотничьего

промысла.

Для

этого

периодически

духов

надо

одаривать. На определенном месте устанавливают деревянных идолов,

которым

приносят

дары,

чаще

монеты.

На

деревья

священного

меставывешивают различные ткани, но иногда можно увидеть и другие

подарки. Главному духу реки бросают монеты в воду, чтобы иметь

успех в рыбном промысле.

Домашних духов-идолов делают из дерева, из металла, камня. Их одевают в

одежды из ткани и меха, украшенные бисером. Хранят идолов в избах или в

амбарчиках.

Игровые танцы

Игровые танцы исполнялись для веселья в разное время и по любому поводу, но

особенно во время праздников, когда происходили состязания на лучший танец.

У

народов

Северо-Востока

преобладали

подражательно-игровые

танцы

(сольные

или

парные,

с

линейным

построением):

чукотские

«Куропатка-

пестрый хвост», «Журавль», «Танец уток», «Полет чайки» и др., эскимосские

«Охота на моржа», «Полет чайки против ветра», «Танец ворона», «Сбор яиц на

скале» и др., корякские «Млавытын», «Чайки», «Топорок», «Горбуша», и др. У

народов

Восточной

Сибири

распостранены

круговые

хороводные

игровые

танцы.

Они

исполняются

под

запев

импровизатора,

с

ритмически

повторяющимися

выкриками.

Таковы

эвенкийские

«Ехорье»,

«Ехор»,

«Екурье», «Дэрэдэ», «Гасигар»

Рассмотрим один

из игровых ненецких танцев под названием «Звенящие

тучейки». Тучейками называют у ненцев сумки, предназначенные для хранения

принадлежностей рукоделия. К сумке в виде украшения пришивают маленькие

копытца погибших новорожденных оленей, звенящие металлические предметы,

колокольчики.

Тучейку

шьют

из

тонкого

оленьего

меха

и

отделывают

орнаментом из меха разных тонов и оттенков, а также из лоскутков цветного

яркого сукна.

Танец «Звенящие тучейки» состоит из двух частей. Первая часть игровая. В ней

изображается

процесс

изготовления

тучейки.

Во

второй

части

девушки

показывают другу другу свою завершенную работу. Все они довольны ею и

исполняют веселый танец, позванивая украшения тучеек.

Костюм исполнителей.

Женский костюм состоит из распашной шубы (пальто), сшитой из плотного

материала двух цветов – светлого верха и темного низа. Материал имитирует

светлую и окрашенную ровдугу (замшу из оленьей шкуры). Рукав типа реглан,

книзу суживающийся в виде манжета. Шуба богато орнаментирована полосками

по типу меховой мозаики. Сверху шуба подпоясывается плотным однотонным

поясом. На голове орнаментированная плотная повязка из материала, на ногах

меховые сапожки.

Рассмотрим несколько основных движений танца «Звенящие тучейки».

Движение №1. Шитье.

Исходное положение – ноги в 6 позиции. Руки подняты вперед на уровне талии,

локти слегка согнуты, кисти соединены, направлены к себе.

На счет «раз» - небольшой шаг левой ногой вперед по диагонали сцены. Правой

рукой делать движение, как бы прокалывая иголкой шкуру.

На счет «два» - шаг правой ногой вперед накрест левой, правую руку отвести

вправо, как бы оттягивая нить, корпус слегка повернуть вправо.

На счет «три» - шаг левой ногой вперед, приставить ее к правой в 6 позицию,

слегка присесть. Правую руку приблизить к левой, вернув ее в исходное

положение.

На счет «четыре» - подняться из приседания, одновременно правую руку

отвести вправо.

Движение №2. Разглаживание шкуры.

Исходное положение – 6 позиция ног, руки опущены вниз.

1-й такт.

Опуститься на правое колено, левую согнутую ногу поставить под прямым

углом по диагонали. Левую руку тыльной стороной положить на левое колено.

Кисть правой руки положить сверху кисти левой руки ладонью вниз.

2-й такт.

На счет «раз», «два» - плавно отвести правую руку вниз вправо, скользя ею по

ладони правой руки.

На счет «три», «четыре» - вернуть правую руку в исходное положение, головой

сопровождая движение руки.

Движение также исполнять с колена левой ноги с соответственным движением

рук.

Движение № 3. Наматывание ниток.

Исходное положение – 6 позиция ног. Руки согнуты в локтях, подняты до уровня

груди, локти направлены в стороны. Кисть левой руки тыльной стороной

направлена вниз, кисть правой – тыльной стороной вверх, над кистью левой

руки.

На счет «раз» - шаг на месте на полупальцах правой ноги.

На счет «и» - шаг на месте на полупальцах левой ноги.

На счет «два» - шаг на месте на полупальцах правой ноги.

На счет «и» - пауза.

На счет «три – и», «четыре – и» - движение повторять с другой ноги.

Кистью правой руки обвести кисть левой круговращательным движением, как

бы наматывая нитки.

Движение №4. Растягивание шкур.

Исходное положение – девушки сидят на присогнутых в коленях ногах лицом

друг к другу, руки опущены вниз.

На счет «раз» - наклон корпуса в правую сторону, руки перенести вниз вправо.

На счет «два» - вернуть корпус в исходное положение, руки через правую

сторону перевести вверх.

На счет «три» - корпус слегка наклонить вперед вниз, руки перенести вперед

вниз.

На счет «четыре» - пауза

Движение повторить в левую сторону.

Круговые танцы имеют 3 части:

Зачин;

Основной ход ( по солнцу);

Заключительную – быструю часть.

Количество танцующих не ограничено, состав может быть смешанным. При

смене запевал эти действия длятся по несколько часов подряд.

Танец подражания животным.

В

процессе

исторического

развития

танцев

народов

Севера

обрел

свою

специфическую

пластику.

В

ней

прослеживается

множество

элементов

подражания животным. Удивительным разнообразием и богатством отличаются

танцы народов Северо- Востока. Особенно активны руки, их движения мягки и

нет

устойчивых,

раз

и

навсегда

зафиксированных

положений

и

строгой

последовательности

в

их

чередовании,

в

каждом

отдельном

исполнении

возникают новые варианты. Очень подвижны плечи: поворачиваются вправо и

влево,

поднимаются

и

опускаются,

толчкообразно

выдвигаются

вперед

и

отводятся назад. Виртуозны, пластичны движения бедер.

Основные движения ног:

Сгибание и разгибание;

Небольшие шаги на присогнутых ногах, пружиня в коленях;

Легкие подскоки на двух ногах, с одной на другую;

Прыжки с выносом свободной ноги вперед.

Рассмотрим один из примеров подражания животным и птицам – эскимосский

танец «Полет чайки против ветра».

На море шторм, волны пенятся. Чайка летит к родному гнездовью, ловит воздух

клювом, почти задыхается от сильного порыва ветра и - едва не погибает. Ее

спасает ущелье между скал. Опустившись низко, она тут же взмывает вверх,

грудью навстречу ветру.

Плывут огромные черные тучи. Их гонит ветер, который того и гляди «сомнет»

чайку. Но птица усилием воли выравнивает свой полет. Шторм на море все

сильнее. Ветер пытается сбросить чайку в море и смешать с пеной. Но чайку

теперь трудно сбить с пути. Два раза качнула она крыльями и вырвалась из

плена ветра на желанную свободу.

Костюм исполнителя.

Рубаха широкого покроя, воротник шалью. Рукава широкие. Ворот, манжеты и

низ рубахи оторачиваются пушистым мехом. Рубашка подпоясывается ремнем

так, чтобы образовывался напуск, способствующий свободным движениям.На

ногах короткие меховые сапожки.

Описание танца.

Весь танец солист исполняет на месте. Ноги в первой половине танца – во 2

позиции, чуть согнуты в коленях; во второй половине солист чуть глубже

приседает на ноги, стоя во 2 позиции. Движения четкие, позы – скульптурные.

Описание движений.

Движение №1. Чайка летит над морем.

Затакт – руки поднять вперед – вправо, чуть согнуть в локтях, кисти прямые,

ладонями вниз, корпус прямой.

1-й такт.

На счет «раз» - с акцентом на удар бубна правую руку приподнять чуть выше

плеч, одновременно левую опустить до пояса. Корпус левым плечом слегка

наклонить влево. Голову повернуть влево, взгляд – через плечо вниз.

На счет «два» - с акцентом на удар бубна правую руку опустить до пояса,

одновременно левую приподнять чуть выше плеч. Правое плечо опустить вниз,

левое – поднять. Голову повернуть вправо, взгляд – через плечо вниз.

На счет «три» - повторить движение на счет «раз»

На счет «четыре» - пауза.

Движение №2. Чайка летит мимо скалы.

Затакт – правую руку от плеча поднять вперед – вправо, согнуть в локте, от

локтя направить вверх, кисть прямая, тыльной стороной направлена вправо.

Левую руку поднять вперед, согнуть в локте, рука от локтя – перед грудью,

кисть согнута в запястье, пальцами вниз. Правой рукой сделать замах вправо.

На

счет

«раз»

-

с

акцентом

на

удар

бубна

одновременно

исполнить

толчкообразное движение ног в коленях и корпусом снизу вверх сделать наклон

вправо правым плечом вперед. Руки в том же положении, что и на затакт.

Головой

одновременно

исполнить

игольчатый

толчок

от

себя

и

к

себе,

с

акцентом от себя и наклонить ее к правому плечу, взгляд – вперед – вверх по

движению головы.

На

счет

«два»

-

с

акцентом

на

удар

бубна

одновременно

исполнить

толчкообразное движение ног в коленях и корпусом снизу вверх, наклоненный

корпус вправо правым плечом вывести вперед. Руки в прежнем положении.

Головой, наклоненной к правому плечу, исполнить игольчатый толчок от себя и

к себе, с акцентом от себя, взгляд – вперед вверх по движению корпуса.

На

счет

«три»

-

с

акцентом

на

удар

бубна

одновременно

исполнить

толчкообразное движение ног в коленях и корпусом снизу вверх, наклоненный

корпус вправо правым плечом вывести вперед. Руки в прежнем положении.

Головой, наклоненной к правому плечу, исполнить игольчатый толчок от себя и

к себе, с акцентом от себя, взгляд – вперед вверх по движению корпуса.

На счет «четыре» - пауза.

Движение № 3. Волны.

Исходное положение – корпус повернут правым плечом вправо. Руки в том же

положении, что и на затакт (движение №2).

На счет «раз» -

с акцентом на удар бубна левую руку выпрямить и поднять

влево чуть выше плеч, одновременно правую руку выпрямить и опустить до

пояса. Корпус выпрямить и правое плечо опустить вниз. Голову повернуть

вправо, взгляд – через плечо вниз.

На счет «два» - с акцентом на удар бубна левую руку опустить до пояса, правую

– поднять выше плеч. Левое плечо опустить, правое – приподнять. Голову

повернуть влево, взгляд – через плечо вниз.

На счет «три» - повторить исполненное на счет «раз».

На счет «четыре» - пауза.

Движение №4. Чайка открывает клюв.

Затакт – руки согнуты в локтях,от локтей направить вперед, кисти скрестить:

правая кисть сверху левой. Корпус прямой – взгляд на кисти рук. Ноги вовторой

позиции, присогнуты в коленях.

На счет «раз» - акцентом на удар бубна кисти рук резко отогнуть в запястьях:

левую – ладонью от себя пальцами вниз, правую – ладонью от себя пальцами

вверх.

Корпус слегка наклонить вправо. Голову наклонить к правому плечу, взгляд – на

кисти рук.

На счет «два», «три» - пауза.

На счет «четыре» - принять положение, что и на затакт.

2-й такт.

На счет «раз» - с акцентом на удар бубна руки от локтей резко отвести в

стороны.

Левую

руку

от

локтя

раскрыть

от

левого

бедра,

кисть

отогнуть

ладонью от себя, пальцами вниз; правую руку поднять к правому плечу, кисть

отогнуть

ладонью

от

себя

пальцами

вверх.

Корпус

наклонить

вправо

и

откинуться

назад.

Голову

одновременно

с

корпусом

слегка

откинуть

назад,

взгляд – вперед.

На счет «два», «три», «четыре» - пауза.

Движение №5.Черные тучи плывут по небу.

Затакт – принять вторую позицию рук, ноги из глубокого приседания вывести в

полуприседание.

1-й такт.

На

счет

«раз»,

«два»,

«три»

-

правой

рукой

через

низ

описать

полукруг,

приблизив ее к левой кисти. Корпус наклонить вперед-влево. Голову наклонить

к левому плечу, взгляд – вниз.

На счет «четыре» - левую руку чуть согнуть в локте, кисть повернуть ладонью к

себе. Правой кистью обогнуть с тыльной стороны левую.

2-й такт.

На счет «раз» , «два», «три» - правой рукой через верх, чуть выше головы,

описать полукркг вправо, останавливая ее движение от локтя вверху справа.

Левую

руку

перевести

во

вторую

позицию

ладонью

вниз.

Корпус

чуть

наклонить вправо. Голову наклонить к правому плечу, взгляд – влево.

На счет «четыре» - правую руку перевести во вторую позицию ладонью вниз.

Корпус оставить наклоненным вправо. Голову повернуть вправо, Взгляд из-под

бровей – на кисть.

3-й такт.

На счет «раз», «два», «три» - повторить исполненное на второй такт.

На счет «четыре» - пауза.

Отличительные особенности и сравнения танцев народов Севера.

Корпус во время танцев подчеркнуто прямой. Пластика движений в обрядовых

танцах

более

консервативна,

в

игровых

допускаются

большая

свобода

и

раскрепощенность. В круговых танцах степенный, размеренный шаг переходит

в финале в стремительную, экстатическую пляску.

Характер,

манера

исполнения

танцев

зависят

от

времени,

места,

состава

исполнителей, даже от одежды танцующих. Обрядовые танцы, как правило,

ограничены пространством жилища, игровые же танцы, напротив, проводятся

на свежем воздухе в летнее время года – отсюда их продолжительность и

свободная

манера

исполнения.

Распашной

тип

одежды

эвенков,

эвенов,

юкагиров

позволял

им

делать

во

время

хореографии

быстрые

движения,

высокие прыжки, стремительно передвигаться в пространстве. Комбинезон –

одежда

закрытого

типа,

они

распологали

к

танцу

линейного

пространства,

ограничивали амплитуду движений ( сидячие женские танцы чукчей, эскимосов,

коряков).

III.

Сопровождение хореографии народов Севера игрой на музыкальных

инструментах.

Хореография

народов

Севера

сопровождалась

песней

или

отдельными

выкриками,

игрой

на

музыкальных

инструментах.

Один

из

древнейших,

распостраненных во многих уголках Земли – томра – маленькая, сделанная

из кости, пластиночка прикладывается к губам, и с помощью сухожильной

нити музыкант извлекает звуки. Полость рта служит резонатором, а высота

звуков зависит от вибрирующего костяного язычка инструмента. Если нужно,

музыкант

вводит

в

исполнение

горловые

элементы

и

может

добиваться

имитации голосов птиц и зверей. Томра считается женским инструментом,

им владели почти все женщины. О многом поет томра : о неудачах и удачах

на

охоте,

о

рыбном

промысле,

о

счастливой

семье,

детях,

о

хорошем

удачливом

охотнике

муже.

Поет

о

небе,

воде,

о

вечном

своем

существовании, о лучшей жизни в потустороннем мире.

Нюн-юх – хантыйская скрипка – изготавливается итз кедра. Струны и смычок –

из конского волоса. Для натирания смычка употребляется древесная смола. Вот

выходит танцор и, выворачивая по-медвежьи пятки меховых кисов, танцует,

расмахивает, как мехами, полами гуся, припевая при этом свою, известную

только ему, песню. А разогревшись, на ходу сбрасывает с себя верхнюю одежду,

и ритм танца усиливается. На смену танцору выходит другой.

Наркас-юх – очень древний инструмент. Он похож на лодку. Большой резонатор

- 80 на 20 см, дэка – пять сухожильных струн. Возможно, что это прародитель

гуслей, потому что игра осуществляется так же, как и на гуслях, та же манера

держать инструмент, прищипывать струны – а другой рукой тонировать звуки.

Народы Севера играли и на других музыкальных инструментах - варгане

(ханты, эвенки), музыкальном бревне (нивхи, ульчи), бубне (коряки, чукчи,

эскимосы, эвены, эвенки, ханты, манси, ненцы, юкагиры), струнных нарех-юх и

санквалтап (ханты, манси), духовных, дудочках и др. Музыкальный размер

большинства танцев 2/4, иногда в первой части 2/4, во второй ¾ или 5/8. Вывод.

Танцевальное

искусство

играет

огромную

роль

в

жизни

народов

Севера.

Основное занятие у них – рыболовство и собирательство ягод, для этого нужно

задобрить

духов

охоты

и

леса,

все

это

происходит

через

определенный

обрядовый танец. Для хантов очень важен медвежий праздник – несколько дней

подряд они изображают охоту на медведя, его жизнь в лесу и обязательным

условием

всего

этого

действия

является

танец.

Почему

именно

танец

использутся для изображения жизни, быта, охоты народов Севера? Потому что

только с помощью танца можно показать яркую палитру эмоций и переживаний

этих народов. У хантов удачная охота, большой улов – они танцуют, неудачная

охота, улов не удался – снова танцуют. Танец является неотъемлемой частью

всей жизни народов Севера. Сейчас осталось очень мало коренных народов

Севера, но они сохраняют свою культуру, приумножают .

В

1950-1960-е

гг.

у

народов

Севера

появилась

новая

форма

танцевальной

культуры

сценические

танцы.

Их

развитию

способствовало

создание

многочисленных песенно-танцевальных ансамблей.



В раздел образования