Напоминание

"Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"


Автор: Зуева Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Светлячок"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

посредством наглядного моделирования.

Грамотная речь - это главным образом основное и главное условие

полноценного становления дошкольников. Чем обширнее лексический состав

и грамотнее речь у детей, тем проще им выражать свои мысли вслух, таким

образом, обширнее их потенциалы в постижении мира, который окружает их.

Но, увы, в наши дни у детей всё чаще встречаются ошибки речи,

которые

не

дают

полноценно

общаться

со

взрослыми

и

ровесниками.

Словарный состав, который достаточно богат у дошкольников - явление в

настоящее время очень редкостное.

В речи детей имеется множество трудностей и проблем:

Недостаточно обширный для своего возраста лексический запас;

Бедная

диалогическая

речь:

неспособность

точно

сформулировать

вопрос, а также и выстроить грамотный ответ;

бедная

монологическая

речь:

неумение

составить

сюжетный

или

описательный рассказ на предложенную тему или пересказать текст

(сказку, рассказ и т.д.).

Не способность сформулировать какую-либо мысль делает речь детей

ограниченной и малопонятной, что неминуемо приводит к многочисленным

комплексам,

которые

отрицательно

воспроизводятся

на

детях.

Многими

видными учеными аргументировано, что связная речь формируется у ребенка

в процессе речевой практики и может формироваться лишь под влиянием

целенаправленного речевого развития со стороны старших.

В возрасте от 1,5 до 7 лет дети проще запоминают наглядно-образные

события.

Великие

педагоги

С.

Л.

Рубинштейн,

А.

М.

Леушина,

Л.

В.

Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности.

В

развитии

связной

речи

детей

младшего

дошкольного

возраста

с

опорой на мнемосхемы помогают в развитии обогащения словообразования

(например: лес-лесок-лесной, дом – домик – домище – домашний и т.д.).

Также в этом возрасте скапливается достаточный словарный состав. Но

не все дети могут склонять слова в роде, числе и падеже. Обучение связной

речи

посредством

мнемотехники

содействует

развитию

в

составлении

описательных рассказов, формирует более богатый и обширный словарный

состав дошкольников.

Также

постижение

связной

речи

является

для

детей

важным

достижением в психологическом развитии.

Первые

семь

лет

в

жизни

детей

играют

значительное

значение

в

развитии,

которое

идет

достаточно

стремительно.

Из

абсолютно

беспомощного,

ничего

не

умеющего

существа

младенец

превращается

в

относительно

самостоятельную,

активную

личность

(по

данным

Л.С.

Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой).

В

с о о т в е т с т в и и Федеральным государственным образовательным

стандартам к программе дошкольного образования максимальное значение

имеет

как

раз

развитие

речи

дошкольников.

В

задачи

воспитателя

для

развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста входит:

пересказ литературных произведений;

составление описательного рассказа;

придумывание творческих рассказов.

А также развитие памяти при заучивании стихотворений, потешек и

т.д.

В

возрасте

6-7

лет

наиболее

развиты

образные

формы

познания

(восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение).

В этот период активно развивается и речь. Очень важно взаимодействие

образа и слова. Слово должно пробуждать в сознании ребенка красочный,

многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в

слове.

Подключение

карточек-символов

для

запоминания

многообразных

предметов, применение мнемосхем для развития речи позволяет объединить

зрительный ряд со слуховой наглядностью.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих

эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и

конечно развитие речи.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми

знаний

об

особенностях

объектов

природы,

об

окружающем

мире,

эффективное

запоминание

структуры

рассказа,

сохранение

и

воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Применение мнемосхем заметно облегчает детям усвоение связной и

диалогической речью, кроме того присутствие схем помогает пересказать

рассказы (сказки) более четко и последовательно.

Мнемотаблица

это

схема,

в

которую

заложена

определенная

информация.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по

развитию связной речи детей. Их можно использовать:

в обогащении словарного запаса,

при составлении рассказов,

при пересказах небольших рассказов,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Основной задачей формировании развития речи ребенка также

является совершенствование монологической речи. Данная задача находит

решение

через

многообразные

виды

речевой

деятельности:

пересказ

литературных

произведений,

составление

описательных

рассказов

о

предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также

составление рассказов по картине.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания начал

грамотной, внятной, красивой речи, что является существенным условием

интеллектуального воспитания ребенка.



В раздел образования