Автор: Зуева Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №21 "Светлячок"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: "Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством наглядного моделирования"
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста
посредством наглядного моделирования.
Грамотная речь - это главным образом основное и главное условие
полноценного становления дошкольников. Чем обширнее лексический состав
и грамотнее речь у детей, тем проще им выражать свои мысли вслух, таким
образом, обширнее их потенциалы в постижении мира, который окружает их.
Но, увы, в наши дни у детей всё чаще встречаются ошибки речи,
которые
не
дают
полноценно
общаться
со
взрослыми
и
ровесниками.
Словарный состав, который достаточно богат у дошкольников - явление в
настоящее время очень редкостное.
В речи детей имеется множество трудностей и проблем:
Недостаточно обширный для своего возраста лексический запас;
Бедная
диалогическая
речь:
неспособность
точно
сформулировать
вопрос, а также и выстроить грамотный ответ;
бедная
монологическая
речь:
неумение
составить
сюжетный
или
описательный рассказ на предложенную тему или пересказать текст
(сказку, рассказ и т.д.).
Не способность сформулировать какую-либо мысль делает речь детей
ограниченной и малопонятной, что неминуемо приводит к многочисленным
комплексам,
которые
отрицательно
воспроизводятся
на
детях.
Многими
видными учеными аргументировано, что связная речь формируется у ребенка
в процессе речевой практики и может формироваться лишь под влиянием
целенаправленного речевого развития со стороны старших.
В возрасте от 1,5 до 7 лет дети проще запоминают наглядно-образные
события.
Великие
педагоги
С.
Л.
Рубинштейн,
А.
М.
Леушина,
Л.
В.
Эльконин и др. говорили о необходимости наглядности.
В
развитии
связной
речи
детей
младшего
дошкольного
возраста
с
опорой на мнемосхемы помогают в развитии обогащения словообразования
(например: лес-лесок-лесной, дом – домик – домище – домашний и т.д.).
Также в этом возрасте скапливается достаточный словарный состав. Но
не все дети могут склонять слова в роде, числе и падеже. Обучение связной
речи
посредством
мнемотехники
содействует
развитию
в
составлении
описательных рассказов, формирует более богатый и обширный словарный
состав дошкольников.
Также
постижение
связной
речи
является
для
детей
важным
достижением в психологическом развитии.
Первые
семь
лет
в
жизни
детей
играют
значительное
значение
в
развитии,
которое
идет
достаточно
стремительно.
Из
абсолютно
беспомощного,
ничего
не
умеющего
существа
младенец
превращается
в
относительно
самостоятельную,
активную
личность
(по
данным
Л.С.
Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой).
В
с о о т в е т с т в и и Федеральным государственным образовательным
стандартам к программе дошкольного образования максимальное значение
имеет
как
раз
развитие
речи
дошкольников.
В
задачи
воспитателя
для
развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста входит:
пересказ литературных произведений;
составление описательного рассказа;
придумывание творческих рассказов.
А также развитие памяти при заучивании стихотворений, потешек и
т.д.
В
возрасте
6-7
лет
наиболее
развиты
образные
формы
познания
(восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение).
В этот период активно развивается и речь. Очень важно взаимодействие
образа и слова. Слово должно пробуждать в сознании ребенка красочный,
многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в
слове.
Подключение
карточек-символов
для
запоминания
многообразных
предметов, применение мнемосхем для развития речи позволяет объединить
зрительный ряд со слуховой наглядностью.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и
конечно развитие речи.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми
знаний
об
особенностях
объектов
природы,
об
окружающем
мире,
эффективное
запоминание
структуры
рассказа,
сохранение
и
воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Применение мнемосхем заметно облегчает детям усвоение связной и
диалогической речью, кроме того присутствие схем помогает пересказать
рассказы (сказки) более четко и последовательно.
Мнемотаблица –
это
схема,
в
которую
заложена
определенная
информация.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по
развитию связной речи детей. Их можно использовать:
в обогащении словарного запаса,
при составлении рассказов,
при пересказах небольших рассказов,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Основной задачей формировании развития речи ребенка также
является совершенствование монологической речи. Данная задача находит
решение
через
многообразные
виды
речевой
деятельности:
пересказ
литературных
произведений,
составление
описательных
рассказов
о
предметах, объектах, явлениях природы, заучивание стихотворений, а также
составление рассказов по картине.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания начал
грамотной, внятной, красивой речи, что является существенным условием
интеллектуального воспитания ребенка.