Напоминание

Эксперименты с детьми в домашних условиях


Автор: Солодовникова Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос.Черновский СП Детский сад " Кораблик"
Населённый пункт: Самарская обл, Волжский р-он
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Эксперименты с детьми в домашних условиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

для

родителей

младших

дошкольников.

Эксперименты с детьми в домашних условиях

Материал рассчитан на детей в возрасте 3-4 лет.

Цель:приобщить родителей к экспериментальной деятельности совместной с детьми

в домашних условиях.

Задачи: заинтересовать родителей в экспериментальной деятельности, дать понятие

о экспериментах, привести примеры некоторых опытов в домашних условиях.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности

дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но

среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского

познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку

как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о

них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из

условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных

интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому

экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей,

создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах

созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы

уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных

видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные

материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.)

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не

требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые

научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная

комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды,

мыла, о растворимости веществ.

Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т.

д.

Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас

двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками.

Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в

воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что

стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только,

чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного

(научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться

объяснить результат доступным для него языком.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности.

Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему

попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что

будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо

смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что

надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.

Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании

окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения

встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого

необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт);

2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта);

3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента);

4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата);

5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните!

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста:

Спрятанная картина:

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из

пластика.

Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку

красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла

Вывод: Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтые, который сливается с

цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом

окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

Мыльные пузыри:

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую

гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

Что плавает, а что тонет?

Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.

Материалы: жидкость, предметы из различных материалов

Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие

предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Вывод: Предметы из дерева не тонут.

Куда деваются сахар и соль?

Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.

Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.

Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем

поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?

Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.

Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.

Какого цвета вода?

Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.

Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).

Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску,

должна получиться оранжевая вода.

Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится

зеленая вода.

Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна

получиться фиолетовая вода.

Так же можно смешивать и сами краски.

Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.

Куда девалась вода?

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.

Материалы:

Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда

губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду, и сама становится мокрой.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного

материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно

проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне

аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в

воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в

жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую

бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом

считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.

Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком

царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые

из них шипят.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При

помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает

мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические

фигуры, делать различные картины (флористика).

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а

также использовать для изготовления поделок.

Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает

окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный

интерес.

Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности

ребенка.

Что нужно делать?

1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на

детское «почему?»

2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами,

материалами.

3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей,

объясняйте, почему этого нельзя делать.

5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к

исследованию.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к

экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

8. Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа

экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не

может развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте

вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше

помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к

своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте

спокойствие и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.



В раздел образования