Автор: Солодовникова Галина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос.Черновский СП Детский сад " Кораблик"
Населённый пункт: Самарская обл, Волжский р-он
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: Эксперименты с детьми в домашних условиях
Раздел: дошкольное образование
Консультация
для
родителей
младших
дошкольников.
Эксперименты с детьми в домашних условиях
Материал рассчитан на детей в возрасте 3-4 лет.
Цель:приобщить родителей к экспериментальной деятельности совместной с детьми
в домашних условиях.
Задачи: заинтересовать родителей в экспериментальной деятельности, дать понятие
о экспериментах, привести примеры некоторых опытов в домашних условиях.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности
дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.
Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но
среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского
познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? Нет! Показываете ребенку
как можно чаще предметы, притягивающие его любопытный взор, и рассказываете о
них? Исследовательская деятельность вашего ребенка может стать одними из
условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных
интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому
экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей,
создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах
созданы условия для развития детской познавательной активности, оборудованы
уголки экспериментирования, где находятся необходимые предметы: бумага разных
видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные
материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.)
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не
требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые
научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная
комната, во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды,
мыла, о растворимости веществ.
Например, что быстрее растворится? (морская соль, кусочки мыла, пена для ванн) и т.
д.
Кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас
двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками.
Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в
воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что
стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только,
чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного
(научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться
объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, у него кончилась зелёная краска. Предложите ему
попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что
будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо
смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что
надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника.
Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании
окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения
встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого
необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт);
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта);
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента);
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата);
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Несколько несложных опытов для детей дошкольного возраста:
Спрятанная картина:
Цель: узнать, как маскируются животные.
Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из
пластика.
Процесс: Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге. Накрыть картинку
красным прозрачным пластиком.
Итоги: Желтая птичка исчезла
Вывод: Красный цвет - не чистый, он содержит в себе жёлтые, который сливается с
цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом
окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.
Мыльные пузыри:
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую
гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
Что плавает, а что тонет?
Цель: Выяснить, что не все предметы тонут.
Материалы: жидкость, предметы из различных материалов
Процесс: Поочередно опускать в воду различные предметы и наблюдать, за тем какие
предметы тонут, а какие плавают на поверхности.
Вывод: Предметы из дерева не тонут.
Куда деваются сахар и соль?
Цель: Выяснить, что сахар и соль растворяются в воде.
Материалы: Два прозрачных стакана с водой, сахар, соль.
Процесс: Дать ребенку предварительно попробовать воду из стаканов. Затем
поместить в разные стаканы соль и сахар, и спросить, куда они делись?
Затем дать ребенку попробовать воду в этих же стаканах.
Вывод: Сахар и соль растворяются в воде.
Какого цвета вода?
Цель: Выяснить, что при смешивании получаются новые цвета.
Материалы: Прозрачные стаканы воды, гуашевые краски (красная, желтая, синяя).
Процесс: Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять красную краску,
должна получиться оранжевая вода.
Окрасить воду в желтый цвет и понемногу добавлять синюю краску, должна получится
зеленая вода.
Окрасить воду в синий цвет и понемногу добавлять красную краску, должна
получиться фиолетовая вода.
Так же можно смешивать и сами краски.
Вывод: При смешении красок определенного цвета получается другой цвет.
Куда девалась вода?
Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду.
Материалы:
Процесс: Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда
губку или кусок ткани. Что произошло? Вода исчезла, ее впитала губка.
Вывод: Ткань впитывает воду, и сама становится мокрой.
С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного
материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно
проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне
аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в
воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в
жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую
бутылку, попадать внутрь ведерка. Камешки интересно собирать в ведерко, а потом
считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней.
Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком
царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые
из них шипят.
Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При
помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает
мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические
фигуры, делать различные картины (флористика).
Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а
также использовать для изготовления поделок.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает
окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный
интерес.
Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности
ребенка.
Что нужно делать?
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на
детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами,
материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей,
объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к
исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к
экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа
экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не
может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте
вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше
помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к
своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте
спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.