Напоминание

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО


Автор: Вера Николаевна Артемьева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад
Населённый пункт: РС(Я) Амгинский улус с.Амга
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного

образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это

особенно

актуально

в

условиях

введения

ФГОС

и

реализации

Стратегии

развития

информационного

общества.

Мы

видим,

какие

значительные

перемены

происходят

сейчас

в

системе

дошкольного

образования.

И

во

многом

это

связано

с обновлением

научной,

методической и материальной базы обучения и воспитания.

Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю

доступен

довольно

обширный

выбор

ИКТ

в

своей

практике.

Это компьютер,

использование

сети

интернет,

телевизор,

видео,

DVD,

различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных

технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс

усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

Применение

информационно-коммуникационных

технологий

в

дошкольном

образовании

становится

все

более

актуальным,

так

как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей,

усилить творческую составляющую учебного процесса.

Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как

важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ППРС

должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным,

игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с

ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением —

создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития

мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы

поисковой

и

творческой

деятельности

воспитателей

и

воспитанников.

В

связи

с

этим

воспитатель,

в

большей

степени,

становится

соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать ОД более наглядной, интенсивной;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление

отчетов).

- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов,

групп, кабинетов.

- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие»,

«Речевое

развитие»,

«Познавательное

развитие»

и

др. Презентация

помогает

объединить

огромное

количество

демонстрационного

материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов: просмотр информационного материала с наложением хорошо

известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями

партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

- обучающие

программы. Выполняя

задания,

ребенок

учится

планировать,

выстраивать

логику

элемента

конкретных

событий,

представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это

означает начало овладения основами теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

-

использование

сети

интернет

в

педагогической

деятельности,

с

целью

информационного

и

научно-методического

сопровождения

образовательного процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в

учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в

соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование

экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия

напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное

образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей

дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности

дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению

качества образовательного процесса.

Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей,

активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы,

зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.

3.

Наличие

современных

информационно-технических

средств

и

навыков

работы

с

ними

позволяет

педагогу

намного

эффективнее

выполнять поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в

целом; повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных

материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для

самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала,

его

«оживлением»,

возможностью

представить

наглядно

те

явления

и

процессы,

которые

невозможно

продемонстрировать

иными

способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности

создает

систематизация

и

структурирование

учебного

материала.

Появляется

возможность

для

концентрации

больших

объемов

демонстрационного

материала

из

разных

источников,

представленных

в

разных

формах,

оптимально

выбранных

и

скомпонованных

педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.



В раздел образования