Автор: Вера Николаевна Артемьева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад
Населённый пункт: РС(Я) Амгинский улус с.Амга
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного
образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это
особенно
актуально
в
условиях
введения
ФГОС
и
реализации
Стратегии
развития
информационного
общества.
Мы
видим,
какие
значительные
перемены
происходят
сейчас
в
системе
дошкольного
образования.
И
во
многом
это
связано
с обновлением
научной,
методической и материальной базы обучения и воспитания.
Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю
доступен
довольно
обширный
выбор
ИКТ
в
своей
практике.
Это компьютер,
использование
сети
интернет,
телевизор,
видео,
DVD,
различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных
технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс
усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Применение
информационно-коммуникационных
технологий
в
дошкольном
образовании
становится
все
более
актуальным,
так
как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей,
усилить творческую составляющую учебного процесса.
Вопрос организации предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как
важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ППРС
должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным,
игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с
ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением —
создание интерактивной образовательной среды.
Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития
мотивации образовательного процесса. ИКТ, тем самым, помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы
поисковой
и
творческой
деятельности
воспитателей
и
воспитанников.
В
связи
с
этим
воспитатель,
в
большей
степени,
становится
соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать ОД более наглядной, интенсивной;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.
Основными формами использования ИКТ являются:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление
отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов,
групп, кабинетов.
- создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое
развитие»,
«Познавательное
развитие»
и
др. Презентация
помогает
объединить
огромное
количество
демонстрационного
материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.
- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов: просмотр информационного материала с наложением хорошо
известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.
- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями
партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.
- обучающие
программы. Выполняя
задания,
ребенок
учится
планировать,
выстраивать
логику
элемента
конкретных
событий,
представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это
означает начало овладения основами теоретического мышления.
- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.
- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.
-
использование
сети
интернет
в
педагогической
деятельности,
с
целью
информационного
и
научно-методического
сопровождения
образовательного процесса.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в
учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в
соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование
экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия
напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное
образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей
дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности
дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению
качества образовательного процесса.
Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей,
активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы,
зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.
3.
Наличие
современных
информационно-технических
средств
и
навыков
работы
с
ними
позволяет
педагогу
намного
эффективнее
выполнять поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в
целом; повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных
материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для
самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала,
его
«оживлением»,
возможностью
представить
наглядно
те
явления
и
процессы,
которые
невозможно
продемонстрировать
иными
способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности
создает
систематизация
и
структурирование
учебного
материала.
Появляется
возможность
для
концентрации
больших
объемов
демонстрационного
материала
из
разных
источников,
представленных
в
разных
формах,
оптимально
выбранных
и
скомпонованных
педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.