Автор: Курочкина Людмила Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР д/c №19
Населённый пункт: городской округ Ступино Московская область
Наименование материала: занятие
Тема: Организационно Образовательная Деятельность по Развитию речи в подготовительной группе " Рыбы и морские обитатели"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 19 «ЯГОДКА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект
организованной образовательной деятельности
по Развитию речи
в подготовительной группе
на тему: «Рыбы и морские обитатели»
Разработала воспитатель
высшей квалификационной категории
Курочкина Людмила Геннадьевна
Цель: Обобщить знания о морских и речных обитателях.
Задачи:
- Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему.
- Воспитывать умение, строить предложения по заданному количеству слов.
- Учить делить слова на слоги и на звуки.
- Побуждать детей, добывать информацию из любых доступных источников.
- Развитие творческих способностей, речи детей
Предварительная работа: Вместе с детьми воспитатель рассматривает альбом с изображением животных морей, рек и
океанов. Затем выясняет у детей, где и каких морских обитателей они видели, что знают об их повадках. Игры с детьми
« Море волнуется раз…». Рисование по трафаретам морских и речных рыб. Просмотр фильма « Морские обитатели».
Материал к НОД: картинки морских животных (камбала, медуза, акула, дельфин, осьминог, рыба-еж, морская
черепаха, рыба-лиса, касатка, морской окунь, кальмар, рыба-клоун, морская звезда, кит); энциклопедия; звуковая
картинка «КИТ»; звуковые квадраты. Глобус, схема рассказа.
ХОД НОД:
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Сюрпризный момент: На столе у воспитателя стоит
предмет накрытый салфеткой, воспитатель загадывает загадку.
Как изучишь все бока
Расписного колобка,
Так узнаешь, где Дунай,
Где Кавказ, а где- Китай. ( Глобус)
Дети: Глобус.
Педагог: Ребята, это глобус. Это макет нашей планеты земля. Где на
земле живут люди?
Какими цветами на земле обозначена суша? Какого цвета на глобусе
больше всего? Что обозначается голубым цветом?
Педагог: Известно, что живые существа впервые появились именно
в воде. И сейчас в ней обитает половина всех животных и растений
нашей планеты. Кто всю жизнь проводит в воде? Недаром говорят:
“Рыбы - дети воды”.
Они живут, в какой воде?
Рыб в подводном мире огромное количество.
А сейчас мы с вами отправимся в путешествие, в подводный мир
реки Оки.
Педагог: А название, каких рыб вы знаете?
Согласование прилагательного с существительным.
Упражнение « Где какие рыбы живут».
Где живут рыбы?
-В реке живут, какие рыбы?
-В озере?
-В море?
-В океане?
( на суше).
( коричневым, желтым, зеленым)
( голубым-водоемы).
(Рыбы)
(соленой,пресной)
( Щука, ерш, окунь, пескарь, сом)
Речные.
Озерные.
Морские,
Океанические
Аквариумные.
-В аквариуме
Педагог хвалит детей и предлагает игру на
развитие фонематического слуха. Хлопнуть когда услышим звук
«Р»
ВОДА. РАК. ВОЛНА.ГАЛЬКА. РАКУШКА. ЧАЙКА.
МЕДУЗА. ВОДОРОСЛИ.
ПЕСОК. ПЛЯЖ. ИКРИНКА.
Проводится пальчиковая игра
«
Рыбка»
Рыбка плавает в
водице.
Рыбке весело
играть.
Рыбка, рыбка,
озорница,
Мы хотим тебя
поймать.
Рыбка спинку
изогнула,
Крошку хлебную
взяла.
Две ладошки вместе изображают
плавательные движения.
Хлопают в ладоши.
Ладони поочередно сжимаются в кулак.
Плавное движение каждой ладонью.
Хватательные движения “щепоткой”.
Плавные сходящиеся
и расходящиеся
движения обеими руками.
Рыбка хвостиком
вильнула,
Быстро-быстро
уплыла.
Усаживайтесь по-удобнее, сейчас мы с вами составим интересные
рассказы о рыбах.
Составление рассказа по мнемотаблице.(щука, окунь, сом, карп,
пескарь)
Составлять рассказы будете по плану.
Пункты плана: (Мнемотаблица)
1. Как называется рыба?
2. Как она выглядит?
3. Где живет эта рыба?
4. Чем питается?
5. Как размножаются рыбы?
6. Что интересного вы знаете о щуке, акуле?
оставление рассказа совместно с детьми.
Это
щука.
Она
большая.
У
неё
есть
голова,
туловище,
хвост
,плавники..Она разноцветная. Щука живет в реке. Она хищница,
питается мелкими рыбёшками. (По плану на доске рассказываю с
показом поэтапно).
Игра «Море волнуется»
Друзья, послушай еще об одном обитателе подводного мира:
*Он высокий, он огромный,
Рассказы детей о морских обитателях. Каким
они видят подводный мир.
Дети играют в игру
Кит.
Он похож на кран подъемный,
Вес его до сотни тонн,
Крошка рядом с ним и слон!
Он плывет – вода «кипит»!
Угадай, кто это - … (Кит)
Друзья,
а
вы
знаете
что,
синий
кит
–
самое
крупное
млекопитающее на Земле, он длинной как 4 автобуса, а весит как 30
слонов.
Посмотрите, на картине изображен кит. Давайте послушаем как
звучит слово кит. Произнесем его.
А сколько звуков в слове кит? Назовите их? Первый- К, второй - И,
третий -Т.Получилось слово –КИТ.
Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных?
Отгадайте вторую загадку.
Это рыба-хищник злой,
Всех проглотит с головой
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно ( акула).
Посмотрите, на картине изображена акула. Давайте послушаем
как звучит слово акула. Произнесем его.
А сколько звуков в слове акула? Назовите их? Получилось слово –
АКУЛА.
Первый- К, второй- И,
Третий –Т, Кит.
Один, два
Акула.
Первый-А, второй-К, третий-У,
Четвертый -Л, пятый -А.АКУЛА.
Три, два.
Сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных?
Друзья,
давайте
придумаем
предложение
со
словом
КИТ.
Сначала пусть будет в предложении два слова, затем три слова.
Игра «Живое слово»
Друзья, а живые слова вы видели? А хотите ими стать? Тогда
играем.(выбираем
по
желанию
4
детей
и
выстраиваем
предложение
из
4
слов:
«Кит
плавает
очень
быстро».
Дети
называют по порядку свои слова и выстраивают предложение.)
Итог.
Ребята,
вы
согласны,
что
надо
жить
и
дружить,
беречь
и
защищать нашу Землю?
Ребята, когда вы сегодня придете домой не забудьте рассказать
о вашем путешествии родителям.
Дети играют в игру
(ответы детей)