Автор: Колесник Наталья Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с №7
Населённый пункт: Обл.Мурманская г.Североморск
Наименование материала: Программа занятий для детей раннего возраста
Тема: Развитие детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Программа игровых развивающих занятий с детьми дошкольного возраста
(2-3лет) « Ранний возраст»
Актуальность:
При
поступлении
в
дошкольное
образовательное
учреждение
все
дети
переживают
адаптационный
стресс.
Адаптивные
возможности
ребенка
раннего
возраста
ограничены,
поэтому
резкий
переход
малыша
в
новую
социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии
могут
привести
к
эмоциональным
нарушениям
или
замедлению
темпа
психофизического
развития.
Смена
окружения
может
сопровождаться
повышением
тревожности,
нежеланием
общаться
с
окружающими,
отгороженностью, снижением активности.
Дети
раннего
возраста
эмоциональны
и
впечатлительны.
Им
свойственно
быстро
заражаться
сильными,
как
положительными,
так
и
отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как
стресс длительного действия. Это дезорганизует психику и поведение. Для
снятия
напряжения,
дети
вынуждены
применять
различные
способы
психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети
подвергаются
особенно
интенсивно
ограничениям
со
стороны
взрослых.
Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его
естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как
игра
является
источником
всестороннего
развития
детей,
создает
«зону
ближайшего развития», программа строится на основе игровых упражнений,
которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания
ребенка в дошкольном учреждении.
Прежде всего, такие занятия показаны детям в период адаптации к
ДОУ, детям с чрезмерной утомляемостью, эмоциональной истощаемостью,
непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с нарушениями характера, с
задержками психического и речевого развития.
Несмотря
на
заинтересованность
родителей
в
сохранении
здоровья
ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие
проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в
детском саду. Поэтому ДОУ должно оказывать существенную помощь семье
в
сохранении
и
укреплении
физического
и
психологического
здоровья
ребенка.
Процесс
познания
маленького
человека
отличается
от
процесса
познания
взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная
активность
ребенка
1-3
лет
выражается,
прежде
всего,
в
развитии
восприятия,
символической
(знаковой)
функции
мышления
и
осмысленной
предметной
деятельности.
На
этапе
раннего
детства
ознакомление
со
свойствами
предметов
играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование
полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания
мира.
Успешность
умственного,
физического,
эстетического
воспитания
в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того,
насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание влияет:
- Умственное развитие;
- Эмоции;
- Развитие самостоятельности;
-Развитие отношения к окружающему.
ЦЕЛЬ: Формирование сенсорных эталонов
-Цвет
-Форма
- Величина
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
- Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину,
группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира,
замечать их форму, цвет;
-Развивать познавательные процессы;
-Развивать мелкую моторику
В данной программе представлена система работы, помогающая
развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем
возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее,
чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет
расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать
условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить
уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей раннего
возраста.
Цель: Создание условий для организации работы, направленной на
повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста
Задачи:
1.Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному
развитию детей;
2.Разработать методическое сопровождение к организации игр по
сенсорному воспитанию детей раннего возраста;
3.Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.
Паспорт программы:
Паспорт программы по сенсорному развитию предназначен для детей
раннего возраста и реализован в МБДОУ
Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий
По числу участников – групповой
По времени проведения – долгосрочный
По характеру контактов – в контакте с семьёй
Участники проекта: педагог, дети группы раннего возраста, родители.
Предполагаемые результаты:
- Разработка системы сенсорного развития детей раннего возраста;
- Группировать предметы по заданному признаку;
-Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и
игрушками, могут определять их положение в пространстве;
- Родители могут получить необходимые психолого-педагогические
знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, принимать активное
участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
Этапы реализации программы:
Iэтап.
Организационно – информационный:
-Изучение научной и методической литературы;
-Составление диагностических карт и проведение педагогической
диагностики;
-планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта
-Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
-Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс
реализации проекта
II этап.
Практический
-Реализация плана проекта “ Мы познаём мир ”;
-Различные формы работы с детьми;
-Взаимодействие с родителями по реализации проекта.
III Этап: Заключительный
Диагностика;
Подведение итогов;
Консультации родителей.
Перспективы развития программы
- Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование
сенсорных эталонов у детей раннего возраста;
- Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
- Продолжение работы по использованию проектных технологий по
сенсорному развитию.
Требования по сенсорному воспитанию детей с 2 до 3 лет:
-ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
-ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
-собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
-соотносить
конфигурацию
объемной
геометрической
фигуры
с
плоскостным
изображением,
накладывать
на
образец
(раскладывает
вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на
доске);
-составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
-различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
-ориентироваться
в
соотношении
плоскостных
фигур
(круг,
овал,
квадрат, прямоугольник);
-сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету,
форме, величине;
-выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой
рукой;
-в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные
Организация образовательного процесса
Система работы предполагает:
-совместную деятельность педагога-психолога с детьми;
-индивидуальную работу педагога-психолога с детьми;
-индивидуальную работу педагога-психолога с детьми;
Форма организации занятий подгрупповая, периодичность – 2 раза в неделю,
продолжительность – 15 минут.
Основные методы работы с детьми:
-упражнения
(подражательно-исполнительского
и
творческого
характера);
-этюды;
-импровизации;
-наблюдения;
- рассматривание рисунков
-моделирование и анализ заданных ситуаций;
-чтение художественных произведений;
-рассказ педагога и детей;
-сочинение историй;
-игры – соревнования;
-использование стимуляторов сенсорного оборудования;
-психогимнастика;
-пальчиковая гимнастика;
-музыкальная релаксация
Фонограммы, предложенные в серии Сергея Железнова "Музыка с мамой",
обеспечат занятия с ребенком по следующим направлениям:
-активное слушание музыки;
-знакомство с собственным телом и окружающим миром;
-игры – потешки;
-игровая гимнастика;
-подвижные игры;
-пальчиковые игры;
-элементарное музицирование;
-звукоподражание и подпевание;
-развитие слуха;
-знакомство с нотами и клавиатурой;
-обучение счету и грамоте через музыку
Структура занятия:
-приветствие -1-2 минуты
-обеспечение
сенсомоторной
пластики
–
(психогимнастика,
упражнения тренировки сознания методом замещающего онтогенеза,
пальчиковая
гимнастика
с
элементами
мнемотехнического
приема,
тренировка дыхания) 5 минут;
-развитие
невербальных
психических
процессов
(с
использованием
оборудования полифункциональной интерактивной среды) – 5 минут (в
сенсорной комнате);
-формирование смыслообразующих функций психических процессов
5 минут (в кабинете психологии);
-решение и поиск путей выхода из ситуации (игровые упражнения на
основе двигательных методов) – 5 минут;
-релаксационные упражнения и тренировка дыхания – 5 минут;
-рефлексия – 1 минута.
Возрастные особенности детей 1-3 лет
Показатели развития ребенка в 1 год
Речевое развитие
Облегченные слова соотносит с предметами и действиями (называет сам).
Легко подражает знакомым звукам и движениям (плачет, смеется, кашляет,
поет, кричит за животных). Подражая, «говорит» по телефону.
Подражает интонациям песенки.
Подражает понятным словам других детей. Легко подражает новым словам,
повторяя за взрослым (интонационно, ритмически).
Б
ЫТОВЫЕ
НАВЫКИ
Пьет из чашки, придерживая ее руками.
Откусывает и жует хлеб, печенье.
Поднимает руку, ногу при одевании, раздевании (по просьбе взрослого).
Приносит свои вещи при одевании (знает их названия).
Тянет руки к воде при умывании, «вытирается» полотенцем.
Недоволен при нарушении опрятности (просится на горшок характерными
звуками).
Ф
ИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
Подползает под препятствие.
Вползает по наклонной поверхности, сползает.
Залезает, карабкается на диваны, кресла, спускается на пол.
Стоит без опоры.
Приседает, выпрямляется, наклоняется.
Ходит, держась одной рукой.
Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом (с помощью
взрослого).
Делает самостоятельно несколько шагов без поддержки или самостоятельно
проходит три-пять метров.
Подражает знакомым движениям взрослого.
Подражает простым движениям сверстника (хлопает, трясет, стучит).
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ
Показатели развития ребенка к 1 году 3 месяцам
П
ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики).
Находит после показа.
Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит
после показа, по просьбе взрослого.
Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета
игрушки (1—2 цветов).
Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки.
Ставит кубики один на другой (строит башню, дом).
Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.
Игровые действия:
Самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее
(нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку)
Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):
— по подражанию, — по собственной инициативе.
Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу
и мишку; возит и машинку и коляску).
Производит одинаковые действия с разными игрушками:
— по подражанию,
— по просьбе взрослого,
— по собственной инициативе.
Любит играть с предметами обихода.
Подражает близким взрослым: «читает», как папа, «готовит уроки», как
сестра.
С
ОЦИАЛЬНО
-
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных
ситуациях.
Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается,
хмурится) независимо от ситуации.
Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое
интонирование).
Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
Эмоционально реагирует на другого ребенка.
Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого
взрослого.
Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости
к капризу.
Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно
упасть — «больно», дотронуться до батареи — «горячо»).
Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями,
интонированием.
Взгляд приобретает различные выразительные оттенки:
радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает
внимание близкого взрослого.
Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее
уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
Удивляется, пугается неожиданного, нового.
Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении
движений, дискомфорте, отказе в желаемом.
Проявляет интерес к играм других детей.
Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
Эмоционально напряжен при неумении.
Радуется при получении результата от некоторых игровых действий,
выполненных взрослым или самостоятельно.
Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии;
напевность стихов, прибауток, песенок.
Р
ЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ
Понимание речи:
Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов,
знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий,
некоторых бытовых ситуаций.
Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной
игрушки.
Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми
действиями: приносит, находит, играет в «ладушки».
С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).
Слушает потешки, стихи, песенки.
Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):
Произносит простые слова, соотносит их с предметами, действиями.
Употребляет слова (в индивидуальном произношении):
— в момент радости,
— при удивлении,
— констатируя знакомые явления,
— в процессе двигательной активности,
— по подражанию,
— по просьбе взрослого,
— в процессе своих игровых действий.
Продолжает произносить лепетные звуки.
Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого («лает», «пищит», «гудит»).
Б
ЫТОВЫЕ
НАВЫКИ
Пьет из чашки (немного).
Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит
до рта, ест (взрослый докармливает).
«Вытирает» руки, лицо при умывании.
Начинает проситься на горшок.
Ф
ИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
Ходит самостоятельно, но может и падать. Устойчиво стоит, приседает,
наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения). Может иногда
ползать.
Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом. Ходит по доске,
лежащей на полу.
Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя,
сидя, лежа):
— по показу,
— по слову взрослого,
— самостоятельно. Шевелит пальцами, вращает кистями рук.
Показатели развития ребенка к 1 году 6 месяцам
П
ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по
просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по ф
пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после
показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как
просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом,
фломастером.
Игровые действия:
Переворачивает страницы книг («читает»).
Катит перед собой коляску,
Тянет игрушку за веревочку за собой.
Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия
(кормит, причесывает куклу):
— по показу взрослого,
— по просьбе взрослого,
— в самостоятельной игре.
Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия,
что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
Проявляет
сообразительность:
подставляет
что-то,
влезает,
использует
дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.
С
ОЦИАЛЬНО
-
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика («жалеет»):
— по показу,
— по просьбе взрослого,
— редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.
Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным
или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («жалеет»,
«сопереживает»).
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на
другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает
свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными
возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется
собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность
стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.
Р
ЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ
Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера,
цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложений.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи,
отнеси, накрой и др.).
Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности.
Отвечает на вопросы: «Кто (что) это?» (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение.
Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь
сопровождает
мимикой,
жестами,
движениями,
контактом
глаз
(имеющим значение дополнительного слова).
Б
ЫТОВЫЕ
НАВЫКИ
Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пищу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о
физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.
Ф
ИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставим шагом (после показа
взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Показатели развития ребенка к 1 году 9 месяцам
П
ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма,
кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с
соответствующим отверстием на грани пособия.
Ориентируется в трех величинах одной формы (большой— поменьше—
маленький); находит по просьбе взрослого.
Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести,
расположенных по степени уменьшения.
Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по
одному или по два кольца каждой величины.
Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце
(по просьбе взрослого).
«Рисует» линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.
Сгибает лист бумаги.
Игровые действия (отобразительные):
Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-
заместителями (кормит, возит, баюкает).
Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол,
стул, кровать, ворота, забор) после показа.
С
ОЦИАЛЬНО
-
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Поведение спокойное, уравновешенное.
Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен,
встревожен, доволен.
При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные
возгласы (слова), мимику, движения.
Скучает при расставании с мамой.
Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с
ним.
Напряжен в незнакомой обстановке.
Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой,
жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально
выразительными «высказываниями», мимикой.
Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
Радуется
или
огорчается
в
связи
с
умелыми
или
неумелыми
игровыми
самостоятельными действиями.
Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово
(эмоциональное узнавание).
Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.
Речевое развитие
Понимание речи:
Понимает несложный сюжет на картинке.
Отвечает на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?».
Выполняет (запоминает) два поручения (возьми и поставь и др.).
Понимает несложный рассказ со знакомыми событиями.
Активная речь:
Использует предложения из двух слов (при общении с взрослыми, прося что-
то, в играх).
Называет словом свои или чьи-то действия. Договаривает последние слова
знакомых стихов, песенок.
Бытовые навыки
Самостоятельно ест любую пищу. Ест с хлебом. Ест только из своей тарелки.
Самостоятельно снимает (стягивает) шапку, обувь.
Частично одевается (натягивает шапку, надевает туфельки).
Обращает внимание на грязное лицо, руки.
Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому
характерным словом).
Проявляет желание многое делать самостоятельно.
Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей.
Ф
ИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Перешагивает через небольшое препятствие на полу (брусочки, палочки).
Проходит по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической
скамеечке.
Забрасывает мяч в корзину, стоящую на полу.
Бегает в разных направлениях.
Легко влезает на диван, стул, спускается на пол.
Показатели развития ребенка к 2 годам
П
ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным
изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной
величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает
трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец
контрастных величин (после показа).
Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к
образцу.
Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый,
легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие
и длинные линии. Называет то, что рисует.
Игровые действия (сюжетно-отобразительные):
Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды
понравившуюся игрушку.
Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам
игровую
ситуацию
после
предъявления
игрового
материала,
находясь
в
проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если
рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители.
Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает,
кормит куклу; возит, нагружает машину):
— по просьбе взрослого, без показа,
— по подражанию.
Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.
Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом,
дорожку, стул, диван, стол и др.)
— по просьбе взрослого,
— по образцу,
— самостоятельно. Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
С
ОЦИАЛЬНО
-
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Эмоциональное, активное, деятельное состояние.
Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при
положительной оценке взрослого.
Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.
Кричит, жестикулирует, капризничает:
— при нежелании выполнить просьбу взрослого,
— подражая близкому человеку, другому ребенку,
— для привлечения внимания.
Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон
взрослого.
Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание
взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы,
движения).
Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных
играх с детьми.
Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными
формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное
(активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).
Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к ифам.
Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
Эмоционально предвосхищает результаты:
— собственного действия,
— действия взрослого.
Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку
Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно
относится к животным, растениям:
«Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. — по примеру взрослого,
— по собственной инициативе (редко).
Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения
взрослого). Спокойно относится к
указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова:
«хорошо», «плохо».
Р
ЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ
Понимание речи:
Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о
том, что делал на прогулке). Отвечает на вопросы об этих событиях.
Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи).
Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки
и др.) и тела (руки, ноги, спина).
Активная речь (до 200—ЗОО разнопроизносимых слов):
Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и
детьми, при констатации, в просьбах.
Фразы не оформлены.
Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия.
Может называть себя в третьем лице.
Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает.
В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент.
Задает вопросы.
Называет предметы на картинке:
— по просьбе взрослого,
— самостоятельно (комментирует).
Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший»,
«большой», «красивый».
Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в
индивидуальном произношении.
Б
ЫТОВЫЕ
НАВЫКИ
Ест аккуратно, не обливаясь.
При умывании трет ладони, часть лица.
Вытирается с помощью взрослого.
Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой
помощью взрослого)).
Частично раздевается.
Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
Пользуется носовым платком (при напоминании).
Контролирует физиологические потребности.
Ф
ИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом.
Удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.
Поднимается и спускается по лестнице детской горки.
Меняет темп: ходьбу на бег.
Бегает семенящим шагом.
Подпрыгивает.
Удерживает мяч одной или двумя руками.
Бросает мяч в горизонтальную цель.
Ловит мяч с близкого расстояния.
Скатывает мяч с горки.
Показатели развития ребенка к 2 годам 6 месяцев
П
ОЗНАВАТЕЛЬНО
РАЗВИТИЕ
Отличие предметов по цвету, форме, величине:
Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы.
Ориентируется в четырех цветах и оттенках; подбирает:
— по образцу,
— по просьбе взрослого.
Может назвать правильно 1—2 цвета.
Ориентируется в 4—6 геометрических формах
назвать правильно 1—2 цвета.
Ориентируется в 4—6 геометрических формах.
Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к
соответствующим по форме отверстиям.
Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу
С
ОЦИАЛЬНО
-
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды
бодрствования.
Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный,
шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и
др.
Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность
через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне
хочется и т. д.
Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои
прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на
празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
Бывает эмоционально сдержан при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и
др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта). Ориентируется в
различных по величине формах.
Собирает пирамидку из 4—8 колец по убывающей (по показу).
Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки,
колпачки — из 3—4 составляющих (по показу).
Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях
размера и цвета.
Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается
повторить за взрослым. Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.
Узнает, что нарисовал (или вылепил).
Игровые действия (сюжетная игра}:
Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе
(в самостоятельной игре).
Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия).
Выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не
называя роль):
— по предложению взрослого, без показа,
— в самостоятельной игре.
Начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково
или выполняют вместе несколько действий).
Подражает
игровым
действиям
другого
ребенка.
Использует
несколько
предметов-заместителей (проявляет воображение).
Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор (конструктивная
деятельность):
— по просьбе взрослого,
— в самостоятельной игре,
— по образцу.
Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими
сюжетными игрушками.
Экспериментирует в игре.
Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные
правила игры).
Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально
заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.
Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям,
если не заинтересовать).
Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого
действия.
Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.
Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств),
слушая знакомые музыкальные произведения, песни.
Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с
группой детей).
Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений
Начинает чувствовать красоту.
Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему,
сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь,
интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.
Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной
оценке.
Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым.
Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.
Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания
ситуациях.
Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.
Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их
эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.
Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-
разному (подчиняется или не слушается).
Не всегда может оценить доброту или понять наказание.
Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает
в контакт при их доброжелательном отношении.
Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции
(игра в театр, в поликлинику и др.).
Р
ЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ
Обозначает себя: «Я», «Я сам».
Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.
Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
Задает вопросы «Где?», «Куда?» и другие.
Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи
знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как
делает персонаж.
Легко подражает незнакомым словам.
Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.
Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно).
Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей. Разговаривает
со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям.
Понимает рассказ взрослого.
Б
ЫТОВЫЕ
НАВЫКИ
Одевается и раздевается с помощью взрослого.
Расстегивает несколько пуговиц.
Застегивает одну-две пуговицы.
Сообщает о физиологических потребностях.
Ф
ИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Перешагивает через препятствия на полу (приставным шагом).
Проходит по наклонной доске самостоятельно.
Удерживает равновесие, поднимаясь на носки.
Ходит на цыпочках.
Бегает, подпрыгивает, приседает.
Прыгает на двух ногах.
Отбрасывает мяч одной рукой.
Бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками.
Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы.
Ловит мяч двумя руками.
Перебрасывает мяч через препятствия.
Подражает движениям сверстника: бегает, лазает, влезает, подлезает.
Показатели развития ребенка к 3 годам
П
ОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Отличие предметов по признакам:
Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит
по образцу, по просьбе взрослого.
Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки,
мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу,
просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг,
прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур
(подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них
называет: шар, куб, призма («крыша»),
цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или
другие фигуры.
Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по
убыванию размера, по размеру и , цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между
ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в
совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к
цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные
предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку,
дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль»
(называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку,
по речевой инструкции, по замыслу)
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных
играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
С
ОЦИАЛЬНО
-
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-
положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить.
Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей
(«папа самый сильный», «мама самая красивая»).
Любознателен, любопытен.
Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания,
могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах,
переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно
слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при
обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при
непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в
своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не
успел в туалет, разлил воду);
С
ОЦИАЛЬНО
-
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-
положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить.
Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей
(«папа самый сильный», «мама самая красивая»).
Любознателен, любопытен.
Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания,
могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах,
переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно
слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при
обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при
непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в
своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не
успел в туалет, разлил воду);
ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально
отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства
выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями,
позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по
подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при
просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится,
сердится, морщится от «боли» и т. д.) .
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при
просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится,
сердится, морщится от «боли» и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение,
художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на
изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет
руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые
музыкальные или художественные произведения, при рассматривании
иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает,
различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных
или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям.
Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально
сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к
нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно),
помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит,
устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным
движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать
более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без
спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к
совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым
ситуациям.
Р
ЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ
(до 1500 произносимых слов)
Произносит сложные предложения при общении.
Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью.
Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова
изменяет
по
числам
и
падежам.
Задает
вопросы
познавательного
характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие.
Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы.
Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок.
Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке.
Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми.
Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке.
Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта,
одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку.
Передает
словами,
жестом,
интонацией
содержание
сказки,
потешки,
песенки, стихотворения.
Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по
возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после
вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги,
пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши
слушают», «ноги ходят»).
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у
всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья —
у птицы».
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого:
«Кто ты в игре?».
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по
брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много,
мало».
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для
достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей
деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой
.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или
записанную на аудиокассетах.
Б
ЫТОВЫЕ
НАВЫКИ
Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит «спасибо», здоровается, прощается.
Ф
ИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ
Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:
Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает.
Качается на качелях.
Скатывается на санках.
Катается на трехколесном велосипеде.
Учится ходить на лыжах.
Не боится плавать, поддерживаемый взрослым.
Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся
шагом.
Быстро проходит по наклонной доске.
Перепрыгивает через линию на полу.
Прыгает в длину с места на двух ногах.
Быстро проходит по наклонной доске.
Перепрыгивает через линию на полу.
Прыгает в длину с места на двух ногах.
Спрыгивает с небольшой высоты.
Бегает, подпрыгивает.
Бросает и ловит мяч.
Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает,
кружится.
Тематическое планирование психологических занятий для детей от 2 до 3 лет
( 1 занятие в неделю по 8-10 минут, всего 29)
Месяц
№
Темя занятия
Кол-во
часов,
мин.
Сентябрь
1
2
3
4
Знакомство (с ребятами, с игрушками)
Знакомство
Знакомство (с группой)
Знакомство (с группой)
Октябрь
1
2
3
4
Осень (тематические картинки, разноцветные
листья, ветер, дождь)
Осень
Осень
Диагностика развития (Волосова Е. Б.)
Ноябрь
1
2
3
4
Домашние животные (птицы)
Домашние животные (птицы)
Домашние животные (парнокопытные)
Домашние животные (собака, кошка)
Декабрь
1
2
3
4
Здравствуй, зима (снег, снежинки, снеговик)
Лесные животные (заяц, мишка, лиса, волк)
Новый год (ёлка, дед Мороз)
Новый год
5
Январь
1
2
3
4
Сказка «Курочка ряба»
Сказка «Колобок»
Большой, маленький (пирамидки, кубики)
Большой маленький
Февраль
1
2
3
4
Круглый, квадратный (шары, кубики)
Круглый, квадратный
Мягкий, твёрдый (пластилин, детали
конструктора)
Мягкий, твёрдый (игрушка мягкая, твёрдая)
Март
1
2
3
4
Весна (солнышко, корм птицам, травка,
листочки)
Весна
Мокрый, сухой (песок, вода)
Мокрый, сухой
Апрель
1
2
3
4
Сказка « Колобок» (эмоции)
Сказка « Репка» (эмоции)
Диагностика
Диагностика