Автор: Галина Васильевна Полянская
Должность: Заворонежская СОШ Ранинский филиал
Учебное заведение: Заворонежская СОШ Ранинский филиал
Населённый пункт: Мичуринск Тамбовская область
Наименование материала: разработка урока
Тема: Урок Памяти. Развитие речи
Раздел: среднее образование
Тема: Обучающее сочинение-рассуждение о памяти «Огонь памяти»
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок обучающего сочинения.
Форма урока: мастерская письма.
Возрастная группа: учащиеся 6-7 классов.
Цели урока:
Образовательные:
1) формировать орфографическую и пунктуационную зоркость;
2) повторить через анализ готового текста следующие понятия: тема, основная
мысль текста;
3) продолжить знакомство с языковыми особенностями художественного
текста.
Развивающие:
1) расширить кругозор учащихся;
2)развивать речь учащихся, совершенствуя ее образность и выразительность;
3) продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать
информацию.
Воспитательные:
1) воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию и
сопереживанию;
2) формировать потребность в систематическом чтении художественных
произведений.
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: доблесть,
верность, память, уважение.
Оборудование: репродукции с изображением памятников в честь героев
войны, стихотворения о войне, опорные конспекты о средствах
художественной изобразительности, поэтические строки о войне, презентация.
Ход урока
1. Первый этап. Индукция (создание эмоционального настроя,
включение чувств, мотивация деятельности каждого участника).
1) Слово учителя.
-В 80-х годах газета «Неделя» рассказала своим читателям волнующую
историю о солдате, который вернулся с войны через 30 лет. Ростислав Кравчук
потерял память – для работников госпиталя он был просто солдат. А для
своих земляков впоследствии он стал живой памятью о войне.
В нём видят всех солдат, чьи имена золотыми буквами вытеснены на обелиске
в центре села Сабатиновка. С этого обелиска стёрто только одно имя –
Ростислав Кравчук. Он часто приходил к этому месту и, обхватив руками
голову, думал, вспоминал. Родные и близкие воинов, не вернцвшихся с войны,
чаще стали приходить к этому памятнику и подолгу стоять у него в молчании...
2). Демонстрация (Слайд 2-9 ) ( медленная скорость смены кадров с
репродукций обелисков в честь героев Великой Отечественной войны на фоне
классической музыки).
- Как вы думаете, для чего Ростислав Кравчук часто ходил к обелиску?
- О чём он вспоминал?
- Почему после 30-летнего возвращения солдата односельчане стали чаще
приходить к памятнику?
- Как вы думаете, почему у памятников в честь героев Великой Отечественной
войны принять зажигать Вечный огонь?
Нужен слайд с изображением Вечного огня
- Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению, которое вам предстоит
писать дома. Чем больше вы соберете материал, тем легче будет работать
дома над сочинением.
3). Записи в тетради: дата, тема (без названия сочинения), рабочие
материалы.
2. Второй – третий этап (деконструкция – реконструкция).
Деконструкция (работа с материалом, превращение материала в хаос –
смешение слов, явлений, событий для того, чтобы потом появилась
истина).
1). Групповая работа с текстом Е. Нефедова (текст распечатан).
Комплексный анализ текста (слайд 10).
1.К Вечному огню приходят не на экскурсию. 2.Этот огонь горит для того,
чтобы в самые значительные, самые главные мгновения жизни мы могли
проникнуться его светом, согреться его теплом, прикоснуться к его вечности.
3.В этом огне – доблесть солдат Победы.
4. В этом огне – верность сегодняшнего поколения подвигу отцов и дедов.
5. В этом огне – свет, устремленный в завтрашний день.
Вопросы к тексту: (слайд 11)
- Какова тема данного текста? Как можно озаглавить этот текст?
- Можно ли найти в данном тексте ответ на вопрос: «Почему у памятников в
честь героев войны принято зажигать Вечный огонь?»
- Определите стиль и тип речи. Отличительным свойством художественной
речи является образность. Приведите примеры употребления образных
выражений, свойственных данному стилю.
- Объясните причины употребления автором лексического повтора.
2). Социализация. Реконструкция- 3 этап.
Представление выполненного задания.
3) Работа в группах (слайд 13-15). Деконструкция- 2 этап.
Орфографический и пунктуационный разбор. Составление словарного
диктанта по данному тексту:
1-ая группа работает с орфограммами в существительных,
2-ая – с орфограммой в глаголах,
3-тья – разбор 1-го предложения, схема 2-го (со знаками препинания в 3-5
предложениях помогает учитель, так как постановка знаков препинания в
неполном предложении еще не изучена).
4) Социализация. Реконструкция - 3 этап.
Распечатанный текст убирается. Представители от групп проводят словарные
диктанты, отвечают на вопросы (Работа проверяются по тексту на слайдах) .
При помощи схемы представитель 3-ей группы объясняет постановку знаков
препинания во 2-ом предложении.
5) Работа в группах (слайд 16) . Деконструкция – 2 этап.
- Объясните смысл двух последних предложений текста. В них заключается
основная мысль нашей творческой работы. Попробуйте её сформулировать.
6) Социализация. Представление выполненного задания (слайд 17).
Реконструкция – 3 этап.
Запись в тетради основной мысли будущей творческой работы.
( Мы должны помнить о подвиге героев Великой Отечественной войны).
Определение слова «память (слайд 18). Деконструкция – 2 этап.
1.Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние
впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании
впечатлений.
2. Воспоминание о ком-нибудь или о чем –нибудь.
3. То, что связано с умершим. (« Словарь русского языка» С. И. Ожегов)
Групповая работа. Выбор заглавия. Деконструкция.
- Какое заглавие вы бы предложили для работы? (сочинения) работают в
группах.
Социализация. Представление выполненного задания.Реконструкция.
- Интересно, а какие идеи и открытия вы мне сегодня подарите?
(Все темы, предложенные учениками, учитель записывает на доске.)
Разрыв – сопоставление заглавий (слайд 23).
«Огонь памяти », «Пламя памяти», «В пламени Вечного огня», «О чём
поведал мне Вечный огонь?» - такие варианты работ вы предложили.
- Как вы думаете, почему правомерно появление таких заглавий?
- Тему или идею текста они будут отражать?
Физкультминутка:
«Считалочка»
Раз, два - выше голова!
Три, четыре - руки шире!
Пять, шесть - тихо сесть.
7) Групповая работа (слайд 19, 20). Деконструкция – 2 этап.
- Посмотрите на слайд и вспомните, что такое эпиграф, как он оформляется.
Из
предложенных
стихотворных
отрывков
выберете
тот,
который
больше
подходит в качестве эпиграфа к творческой работе. (Эпиграф – изречение,
краткая
цитата,
предпосланная
произведению
или
его
части
и
характеризующая их основную идею.)
1. Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим,
Это надо не мёртвым,
Это надо - живым!
Р.Рождественский
2. На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвигов и славы,
Победы под врагом кровавым
На всю оставшуюся жизнь.
Из песни
3. И снова память нам покоя не даёт.
М.Ножкин
4. Народ без памяти слеп, а без надежды мёртв.
Русская пословица
5
. Люди!
Покуда сердца стучатся, —
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский
6
. Пусть живые запомнят,
И пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная
И могилы над Волгой,
Где тысячи юных лежат
.
С. Гудзенко
7
. Я не участвую в войне,
Война участвует во мне...
И пламя Вечного огня
Дрожит на скулах у меня.
Ю. Левитанский
8. Прошла война,прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
А.Твардовский
9. Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
С. Щипачев
8) Социализация. Защита эпиграфа. (слайд 21, 22) Реконструкция – 3 этап.
Представление выполненного задания. Оформление эпиграфа на доске и в
тетрадях.
9). Фронтальная работа.
- Представьте, что огонь у памятника ожил и теперь может говорить.
- О чем он может нам поведать? Прежде, чем вы ответите на эти вопросы, я
предлагаю вашему вниманию стихотворение Е. Винокурова «Москвичи».
6 этап - Разрыв.
1. Из истории создания стихотворения (слайд 24).
2. Чтение учителем стихотворения Е. Винокурова «Москвичи»(сл. 25) Или
прослушивание песни или видео.
В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире,
Который год подряд,
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.
Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.
Но помнит мир спасенный,
Мир вечный, мир живой
Сережку с Малой Бронной
И Витьку с Моховой.
- Представьте, что это поэтическое произведение вы услышали у вечного огня.
- О чем повествуется в нем?
- Какая мысль, на ваш взгляд, является главной?
- Могли бы вы воспользоваться материалом стихотворения для создания
своего произведения?
- Что именно вы бы использовали?
14) Групповая работа. Исследовательское задание «О чем мне поведал
Вечный огонь?» (слайд 26)
Каждой группе предлагается 3 стихотворения.
Задание: выбрать 1 стих-ние, выразительно его прочитать, ответить на
предложенные вопросы.
- О чем это стихотворение?
- Какими чувствами оно пронизано?
- Какие строки особенно понравились и почему?
- Чем может помочь это стихотворение при написании творческой работы?
15) Социализация. Представление выполненного задания ( по ходу
работы на доске и в тетрадях ведутся записи).
16) Промежуточная рефлексия.
- Мы отбирали материал для основной части работы. Достаточно ли
предварительной подготовки к написанию этой части творческой работы?
Второй этап.
3.Реконструкция. Составление плана.(слайд 27)
План:
1. Что я знаю о войне. (Эхо войны).
2. Испытания военного времени. (О чём поведал мне Вечный огонь.)
3. Память жива. (Никто не забыт).
1) Индивидуальная дифференцированная работа. Создание чернового
варианта работы. ( На распечатанных листочках представлены начало и
заключительная часть сочинения. Основная часть работы создается при
помощи материалов, отобранных при исследовании поэтических строк о
войне.)
Начало текста
, предлагаемое учителем: (слайд 28)
- Издавна на Руси принято зажигать свечи в память о тех, кто ушел из жизни. Вечный
огонь горит в честь павших в боях за Родину. Дышит теплом огонь, согревая сердца тех,
у кого болит душа памятью.
Основная часть «О чём поведал мне Вечный огонь?» (слайд 29)
(пишется самостоятельно при помощи рабочих материалов)
Заключение
, предлагаемое учителем.(слайд 30)
Огонь - это знак вечной памяти, ведь душа погибших такая же светлая, как пламя. Их
жизнь была короткой, но очень яркой, как языки огня на братских могилах.
2) Афиширование. Представление собственных творческих работ.
3) Итоговая рефлексия.
В начале урока вы услышали историю о Ростиславе Кравчуке, который через
30 лет вернулся домой с войны. Война давно закончилась, но и дома, в мирной
жизни, он просыпался ночью с криком: «Огня, ребята! Отрезай пехоту!»
-- Почему ему не удалось вычеркнуть из памяти эти страшные события?
-- Почему поэты и писатели призывают нас, людей, которые не видели ВОВ,
помнить о ней?
--Появились ли у вас какие-нибудь новые идеи по созданию творческой работы
по теме сегодняшнего урока?
- Сегодня я узнал....
Домашнее задание: (слайд 31) подготовить творческую работу для
оценивания.
1). Групповая работа с текстом Е. Нефедова (текст распечатан). Комплексный анализ
текста.
1. К Вечному огню приходят не на экскурсию. 2.Этот огонь горит для того, чтобы в самые
значительные, самые главные мгновения жизни мы могли проникнуться его светом,
согреться его теплом, прикоснуться к его вечности.
3. В этом огне – доблесть солдат Победы.
4.В этом огне – верность сегодняшнего поколения подвигу отцов и дедов.
5. В этом огне – свет, устремленный в завтрашний день.
(вопросы к тексту)
- Какова тема данного текста? Как можно озаглавить этот текст?
- Можно ли найти в данном тексте ответ на вопрос: «Почему у памятников в честь героев
войны принято зажигать Вечный огонь?»
- Определите стиль и тип речи. Отличительным свойством художественной речи является
образность. Приведите примеры употребления образных выражений, свойственных
данному стилю.
- Объясните причины употребления автором лексического повтора.
1). Групповая работа с текстом Е. Нефедова (текст распечатан). Комплексный анализ
текста.
1. К Вечному огню приходят не на экскурсию. 2. Этот огонь горит для того, чтобы в самые
значительные, самые главные мгновения жизни мы могли проникнуться его светом,
согреться его теплом, прикоснуться к его вечности.
3. В этом огне – доблесть солдат Победы.
4. В этом огне – верность сегодняшнего поколения подвигу отцов и дедов.
5. В этом огне – свет, устремленный в завтрашний день.
(вопросы к тексту)
- Какова тема данного текста? Как можно озаглавить этот текст?
- Можно ли найти в данном тексте ответ на вопрос: «Почему у памятников в честь героев
войны принято зажигать Вечный огонь?»
- Определите стиль и тип речи. Отличительным свойством художественной речи является
образность. Приведите примеры употребления образных выражений, свойственных
данному стилю.
- Объясните причины употребления автором лексического повтора.
1). Групповая работа с текстом Е. Нефедова (текст распечатан). Комплексный анализ
текста.
1. К Вечному огню приходят не на экскурсию. 2. Этот огонь горит для того, чтобы в самые
значительные, самые главные мгновения жизни мы могли проникнуться его светом,
согреться его теплом, прикоснуться к его вечности.
3. В этом огне – доблесть солдат Победы.
4. В этом огне – верность сегодняшнего поколения подвигу отцов и дедов.
5. В этом огне – свет, устремленный в завтрашний день.
(вопросы к тексту)
- Какова тема данного текста? Как можно озаглавить этот текст?
- Можно ли найти в данном тексте ответ на вопрос: «Почему у памятников в честь героев
войны принято зажигать Вечный огонь?»
- Определите стиль и тип речи. Отличительным свойством художественной речи является
образность. Приведите примеры употребления образных выражений, свойственных
данному стилю.
- Объясните причины употребления автором лексического повтора.
1). Групповая работа с текстом Е. Нефедова (текст распечатан). Комплексный анализ
текста.
1. К Вечному огню приходят не на экскурсию. 2. Этот огонь горит для того, чтобы в самые
значительные, самые главные мгновения жизни мы могли проникнуться его светом,
согреться его теплом, прикоснуться к его вечности.
3. В этом огне – доблесть солдат Победы.
4. В этом огне – верность сегодняшнего поколения подвигу отцов и дедов.
5. В этом огне – свет, устремленный в завтрашний день.
(вопросы к тексту)
- Какова тема данного текста? Как можно озаглавить этот текст?
- Можно ли найти в данном тексте ответ на вопрос: «Почему у памятников в честь
героев войны принято зажигать Вечный огонь?»
- Определите стиль и тип речи. Отличительным свойством художественной речи
является образность. Приведите примеры употребления образных выражений,
свойственных данному стилю.
- Объясните причины употребления автором лексического повтора.
1). Групповая работа с текстом Е. Нефедова (текст распечатан). Комплексный анализ
текста.
1. К Вечному огню приходят не на экскурсию. 2. Этот огонь горит для того, чтобы в самые
значительные, самые главные мгновения жизни мы могли проникнуться его светом,
согреться его теплом, прикоснуться к его вечности.
3. В этом огне – доблесть солдат Победы.
4. В этом огне – верность сегодняшнего поколения подвигу отцов и дедов.
5. В этом огне – свет, устремленный в завтрашний день.
(вопросы к тексту)
- Какова тема данного текста? Как можно озаглавить этот текст?
- Можно ли найти в данном тексте ответ на вопрос: «Почему у памятников в честь героев
войны принято зажигать Вечный огонь?»
- Определите стиль и тип речи. Отличительным свойством художественной речи является
образность. Приведите примеры употребления образных выражений, свойственных
данному стилю.
- Объясните причины употребления автором лексического повтора.
1). Групповая работа с текстом Е. Нефедова (текст распечатан). Комплексный анализ
текста.
1. К Вечному огню приходят не на экскурсию. 2. Этот огонь горит для того, чтобы в самые
значительные, самые главные мгновения жизни мы могли проникнуться его светом,
согреться его теплом, прикоснуться к его вечности.
3. В этом огне – доблесть солдат Победы.
4. В этом огне – верность сегодняшнего поколения подвигу отцов и дедов.
5. В этом огне – свет, устремленный в завтрашний день.
(вопросы к тексту)
- Какова тема данного текста? Как можно озаглавить этот текст?
- Можно ли найти в данном тексте ответ на вопрос: «Почему у памятников в честь героев
войны принято зажигать Вечный огонь?»
- Определите стиль и тип речи. Отличительным свойством художественной речи является
образность. Приведите примеры употребления образных выражений, свойственных
данному стилю.
- Объясните причины употребления автором лексического повтора.
1 группа. Задание: выбрать 1 стих-ние, выразительно его прочитать, ответить
на предложенные вопросы.
- О чем это стихотворение?
- Какими чувствами оно пронизано?
- Какие строки особенно понравились и почему?
- Чем может помочь это стихотворение при написании творческой
работы?
1.
Весна победы
Весна пришла и День Победы
Встречает снова вся страна.
Давно не слышно канонады,
Но не забыта та война.
Бои тяжелые под Брестом
И отступленье до Москвы.
Разгром врага под Сталинградом
Победы первые ростки.
Весна Победы, гром салютов,
И слёзы на глазах солдат.
Как долго ждали мы Победы
И майский праздничный парад.
На фронте и в глубоком тыле,
Ковал Победу весь народ.
Не все вернулись с поля брани,
Их подвиг в памяти живёт.
Уходят в вечность ветераны,
Но сохраним мы навсегда
Бессмертный ваш Великий подвиг,
И не забудем никогда.
2. Памяти героев Великой Отечественной
войны
Я чувствую кожей, как стонет земля,
Полями сражений вздыхая.
Я вижу, как сохнут, скорбя, тополя,
Листву, словно слёзы, роняя;
Я слушаю ветер - он эхом войны
Гудит так щемяще-тревожно.
Он помнит всех тех, кто пропал без вины
В кровавом огне бездорожья.
Я чувствую кожей, как стонет земля,
Кургановой грудью вздыхая.
Я слышу, как росами плачут поля,
С мольбою сердечно взывая:
Одумайтесь, люди... Не надо войны!
Н. Самоний
3. За Отечество
Белым саваном снега укрыта земля,
Здесь бои проходили когда-то.
Той далекой зимою, в конце февраля,
Встали насмерть Отчизны солдаты.
За Отечество бились - ни шагу назад!
И с гранатами лезли под танки:
Ополченец рабочий, комвзвод лейтенант
И безусый парнишка с Таганки.
Сколько боли и ран оставляла война,
На земле нашей с вами Российской.
Тех погибших солдат мы прочтем имена
На гранитной плите обелиска.
Ю. Шмид
Это стихотворение о весне Победы, которую все ждали. Стих-ние пронизано
чувством радости, что наконец-то закончилась война. Но к чувству радости
примешивается чувство боли и горечи, потому что не все вернулись домой.
Особенно понравились строки:
На фронте и в глубоком тыле,
Ковал Победу весь народ.
Не все вернулись с поля брани,
Их подвиг в памяти живёт.
Эти строки- подтверждение того, что героизм проявляли все, а те, кто не вернулся,
живут в нашей памяти. Это стихотворение рассказывает о войне, о подвиге, о Победе,
поэтому оно может помочь в написании сочинения.
2 группа
Задание: выбрать 1 стих-ние, выразительно его прочитать, ответить на
предложенные вопросы.
- О чем это стихотворение?
- Какими чувствами оно пронизано?
- Какие строки особенно понравились и почему?
- Чем может помочь это стихотворение при написании творческой
работы?
Звучит все реже слово "Ветеран"
Звучит так гордо - ветеран!
Но в сердце боль от прошлых ран.
И клонит голову печаль,
И тяжек скорбных слёз хрусталь.
Звучит так сильно - воевал,
Отчизну жизнью защищал.
Но боль в глазах, её не скрыть:
Друзей погибших - не забыть.
Звучит победно - ветеран!
По бедам шёл он, на таран -
Не украшение медаль,
А славных доблестей скрижаль.
Звучит всё реже - ветеран!
Но память - вечный океан...
Пусть не иссякнет он вовек,
Ведь прошлым вечен человек!
Н. Самоний
Вечный огонь
Вечный огонь. Александровский сад.
Вечная память героям.
Кто же он был, неизвестный солдат,
Чтимый Великой страною.
Может, он был, еще юный курсант,
Или простой ополченец.
Может, убит, потому что не встал
Перед врагом на колени.
Может, в атаку он шел в полный рост,
Пуля в излете достала.
Или он был неизвестный матрос,
Тот, что погиб у штурвала.
Может, был летчик, а может танкист;
Это сегодня не важно.
Мы никогда не прочтем этот лист,
Тот треугольник бумажный.
Вечный огонь. Александровский сад.
Памятник тысячам жизней.
Вечный огонь - это память солдат,
Честно служивших отчизне.
Ю. Шмидт
Куда б ни шёл, ни ехал ты...
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак,
шахтёр,
Учёный иль пастух, —
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал все, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
М. Исаковский
Это стих-ние о Вечном огне. Это произведение пронизано чувством гордости за того
Неизвестного солдата, который погиб, но не встал на колени перед врагом. И хотя больно от
того, что мы не узнаем, кто он был, но он честно служил Отчизне. Строки, которые особенно
затрагивают – это последнее четверостишие. Оно понятно объясняют, что такое Вечный огонь.
Для сочинения это стих-ние очень актуально, так как оно про память в виде Вечного огня.
3 группа Задание: выбрать 1 стих-ние, выразительно его прочитать, ответить
на предложенные вопросы.
- О чем это стихотворение?
- Какими чувствами оно пронизано?
- Какие строки особенно понравились и почему?
- Чем может помочь это стихотворение при написании творческой
работы?
22 июня
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!
В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.
Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!
Т. Лаврова
Ветераны
Немного осталось из тех, кто в боях
Прошли до Берлина полсвета –
В мороз и пургу, через горе и страх.
Пусть вспомнят живые про это.
Так было: внезапно настала война,
Пришли небывалые беды.
И всё, что могла, отдавала страна
Для фронта, для славной победы.
И каждую пядь нашей русской земли
Омыли мы кровью и потом.
Но правду враги здесь сломить не
смогли,
Не справились с гордым народом.
Все дальше и дальше, на Запад –
вперед
Идут и идут батальоны.
Нас Родина наша к победе зовет:
"Огонь, – не жалея патроны!"
Но вот и Рейхстаг, день фашистский
померк
И фрицы кричат: "Рус, сдаемся!"
Мы эту войну будем помнить вовек.
Клянемся... Клянемся... Клянемся!
Нельзя про такое забыть никогда.
Что может быть лучше на свете,
Чем мирное небо, в огнях города
И наши прекрасные дети?
Солдат, вспоминая свой путь до конца,
Заплачет скупыми слезами.
А павшие живы все в наших сердцах, –
Безмолвно стоят рядом с нами.
В. Снегирев
Это стих-ние о ветеранах, людях, которые были участниками войны. Это произведение
пронизано чувством благодарности тем, кто прошёл до Берлина. Интонация стих-ния
окрашивается в скорбные, печальные тона, когда автор пишет о войне- пришли небывалые
беды. Строки, которые особенно понравились – это первое четверостишие. Эти строки-
обращение к каждому из нас о том, что надо помнить и чтить тех, кто «в мороз и пургу, через
горе и страх» прошел до Берлина и принес Победу. Это стих-ние – небольшое повествование о
военном времени, о людях, о памяти, поэтому его можно использовать для сочинения.
Материал для эпиграфа:
Память, стой, замри! Это нужно.
То из жизни моей — не из книжки…
М. Румянцева
Вспомним всех поимённо,
горем вспомним своим,
это надо не мёртвым,
это надо - живым!
Р.Рождественский
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвигов и славы,
Победы под врагом кровавым
На всю оставшуюся жизнь.
(из песни)
Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
А.Твардовский
И снова память нам покоя не даёт.
М.Ножкин
Пусть живые запомнят,
и пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана
сквозная
И могилы над Волгой,
Где тысячи юных лежат…
С. Гудзенко
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Р. Рождественский
Не забыть, не забыть нам, солдаты,
Тех, кого схоронила война…
До сих пор откликаются даты
На бессмертные их имена
И. Ржавский
Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было
бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед
горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей? Этого
нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая
немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны.
С.С. Смирнов «Брестская крепость»
Сочинение
О чём поведал мне Вечный огонь.
Вечный огонь, камни почёта.
Вечная фраза на гранитной скале:
«Никто не забыт и ничто не забыто»
На этой безумной, жестокой земле.
Ломелинд
Издавна на Руси принято зажигать свечи в память о тех, кто ушёл из жизни.
Поэтому на могилах павших в боях за Родину героев горит Вечный огонь. Сколько я
себя помню, Вечный огонь всегда действовал на меня завораживающе. И в три года,
когда я впервые пошла с мамой на митинг, посвящённый 9 Мая, и сейчас, когда я вижу
священное пламя.
Каждый раз, глядя на языки пламени, я думаю о тех людях, которые ценою своей
жизни спасали Родину и наше будущее. Я думаю о Зое Космодемьянской и
Александре Матросове, которые погибли, но спасли своих товарищей. Я помню о
пионерах-героях: Гале Комлевой, Косте Кравчуке и других ребятах. Перед моими
глазами встают юные молодогвардейцы, в честь которых названы улицы в нашей
стране. Я восхищаюсь великим терпением и мужеством матерей, которые каждую
минуту молились за жизнь своих детей, и спустя годы, уже после войны, ждали
возвращения сыновей и дочерей домой и верили в то, что они живы, как, например,
героиня баллады А.Дементьева «Баллада о матери».
Много человеческих жизней унесла жестокая и беспощадная война. Но память о
тех людях, которые отстояли честь своей страны, будет всегда жить в наших сердцах и
в пламени Вечного огня. Огонь – это знак вечной памяти. Душа погибших такая же
светлая, как пламя. Их жизнь была короткой, но яркой, как пламя на братских могилах.
СОЧИНЕНИЕ
У Вечного огня
Прошло 74 года со дня Великой Победы, выросло несколько поколений. Многие
мои ровесники, да и люди чуть старше не видели военных событий, даже
послевоенного времени не застали. Все чаще с темой войны мы знакомимся на
уроках истории, литературы и узнаем о событиях того грозного времени из
фильмов, телепередач. Мы живем почти в мирное время, но должны знать и
помнить, каких неимоверных усилий и жертв стоило мирное небо над нашей
головой, жизнь без войны.
Мемориалы Вечного огня по всей нашей стране напоминают нам о страшной
цене той Великой Победы. Каждый год 9-го мая миллионы людей приходит к
Вечному огню в наших городах. Приходят к Вечному огню и стар, и млад для
того, чтобы мыслью и сердцем прикоснуться к великому Подвигу:
Я подхожу все тише.
Тише.
Склоняю голову свою.
Я перед памятью погибших
Как на смотру, сейчас стою.
Смотрю на Вечный огонь. Свет алый, словно кровь погибших героев, вновь и
вновь взывает к нам: « Не допусти!» Всматриваюсь в лица людей у Вечного огня и
хочу верить, что никогда не будет больше войны, не повторятся принесенные ею
страдания, горе и слезы.
Языки пламени, еще и еще раз взмываясь к небу, как будто просят:
«Задумайся!» И я стою, потрясенная этой минутой, задумчиво гляжу на
мемориал. Что мы можем сделать, чтобы не повторилась трагедия, чтобы через
несколько поколений никому не пришлось стоять вот так же с комом в горле и со
слезами на глазах, вспоминая погибших.
Я верю в человеческую память, в умение любить и сострадать. Я так хочу,
чтобы человеческая гордыня, жажда власти и наживы умерли в сердцах людей.
Понимаю, что нужно жить, учиться и трудиться так, чтобы Вечный огонь любви и
памяти горел в наших сердцах и в сердцах будущих поколений как знак великой
благодарности всем, кто отстоял мир и счастье на Земле:
На холодный гранит
Лягут пышные ветки сирени.
Их положат к огню
Благодарные внуки солдат.
Пусть сегодня звучат
Ноты тихой и нежной свирели,
Принимая уже
Поседевшей
Победы парад
План:
1)Вечный огонь-знак великой благодарности всем, кто отстоял мир и счастье на
земле
2)О чём мне поведал вечный огонь?
3)Я помню! Я горжусь!
Покаяние и Клятва ...
Да ! Их пытались ставить на колени !
Но ! Наши деды умирали стоя !
Да ! Свои жизни деды не жалели !
Но ! Воевали деды как герои !
Да ! Дедам чуждо было слово трусость !
Но ! И земли ни пяди не отдали !
Да ! И погибших были миллионы !
Но ! Родину свою не распродали !
Да ! Мы не благодарные потомки !
Но ! Никогда покаяться не поздно !
Да ! Мы вернём Отчизне нашей память !
И !! Мы поднимем нашу Славу к звёздам !
Шевчук Олесь Иванович
В нашем крае не было войны
Зелень пробудившейся весны,
Щебет птиц, заливистый и звонкий…
В нашем крае не было войны,
Только приходили похоронки.
Вестник смерти, почтальон-старик,
Опустив глаза, конверт протянет, –
Полетит над полем бабий крик,
Ясный день мгновенно черным станет.
В сизой дымке скроются леса,
Стаи молний горизонт охватят,
Русские заплачут небеса
О погибшем на войне солдате.
Видятся детей и юных вдов
Тонкие страдальческие лица,
Срубы заколоченных домов,
Враз осиротевших без кормильца,
Яблони в заброшенных садах,
Темные фуфайки в изголовье,
Белые бинты в госпиталях
С красной проступающею кровью...
Подвигу людскому нет цены.
Памяти навеки нет покоя.
В нашем крае не было войны.
Разве можно говорить такое?!
В. Стоянцева
Пока память жива!
Отгремели давно залпы наших орудий,
А в воронке от бомбы трава-мурава...
Но войну не забыли суровые люди
И смеются сквозь слезы,
Ведь память жива!
Они помнят походы и дальние страны,
И простые, от сердца, народа слова.
Помнят лица друзей, уходивших так рано.
Их слова и улыбки –
Ведь память жива!
Они помнят весну 45-го года...
Закружилась от счастья тогда голова!
Не узнали её те, что гибли в походах,
Но всё помнят друзья их,
Ведь память жива!
Эта память с корнями уходит всё глубже,
И шумит на ветвях, зеленея, листва...
Её времени бег никогда не заглушит!
Ведь душа молода,
Пока память жива!
Чеботарева
41. Память — наша совесть
Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!
Чтоб снова На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, Как сила, нам нужна...
Ю. Воронов
Неизвестный солдат
Пролетели дни как полустанки,
Где он, черный сорок первый год?
Кони, атакующие танки,
Над Москвой горящий небосвод?
А снега белы, как маскхалаты,
А снега багровы, как бинты,
Падают безвестные солдаты
Возле безымянной высоты.
Вот уже и не дымится рана,
Исчезает облачко у рта...
Только может быть она не безымянна
Крошечная эта высота?
Не она ль бессмертием зовется?..
Новые настали времена,
Глубоки забвения колодцы,
Но не забывается война...
Никуда от прошлого не деться,
Вновь война стучится в души к нам,
Обжигает, обжигает сердце
Благородность с болью пополам.
(Ю. Друнина)
Помни Андрей Досталь
Помни, как гремели орудий раскаты,
Как в огне умирали солдаты
В сорок первом,
Сорок пятом –
Шли солдаты за правду на бой.
Помни, как земля содрогалась и слепла,
Как заря поднималась из пепла,
Гром орудий
Не забудем
Мы с тобой.
Помни: грозный смерч над землей в небе синем –
Это черная смерть в Хиросиме,
В Хиросиме,
В небе синем –
Черный пепел в сердцах навсегда.
Помни, не забудь обожженные лица –
Это может опять повториться.
Не забудем
Это, люди,
Никогда.
Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,
Мы за счастье и слезы в ответе,
На планете
Наши дети –
Поколение юных живет...
Помни, чтоб шумели весенние всходы, –
Не забудь эти грозные годы!
Путь наш труден,
Встаньте, люди,
Жизнь зовет!
История вечного огня
[
Вечный огонь в СССР и России
Первый в СССР «Вечный огонь» был зажжён в посёлке Первомайский Щёкинского
района Тульской области 9 мая 1957 года
[1]
в память о павших в Великой Отечественной
войне. Однако Вечным в полном смысле этих слов его назвать нельзя, поскольку его
горение регулярно прекращалось (так, до 2013 года в течение более чем 10 лет огонь
зажигался только несколько раз в году, в частности, в День Победы, день начала Великой
Отечественной войны, День защитника Отечества, день освобождения Щёкино от
нацистских оккупантов — 17 декабря)
[2]
. 6 мая 2013 года состоялась торжественная
церемония восстановления непрерывного горения Вечного огня в посёлке Первомайском
[3]
.
Первым официально зажженным Вечным огнём в СССР считается огонь зажжённый 6
ноября 1957 года на Марсовом поле в Ленинграде
[4]
. Иногда в рамках проводимых работ он
гас.
[5]
Иногда в качестве места зажжения первого советского Вечного огня упоминается также
и Севастополь (Малахов курган, 23 февраля 1958 года).
Москва
В Москве в настоящее время горят три Вечных огня.
Первый в Москве Вечный огонь был зажжён на Преображенском кладбище 9 февраля 1961
года
[6]
. В ряде источников ошибочно указан 1956 год, что невозможно, поскольку огонь был
зажжён от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде. К 2004 году трубы, подающие газ к
Вечному огню, настолько износились, что он был выключен. После ремонта огонь был
зажжён вновь 30 апреля 2010 года
[7]
.
8 мая 1967 года был зажжён Вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской
стены. В церемонии зажжения огня приняли участие Герои Советского
Союза А.
П.
Маресьев и Г.
Ф.
Мусланов; при этом переносной газовый факел с огнём,
зажжённым от Вечного огня на Марсовом поле, Маресьев передал в руки Генерального
секретаря ЦК КПСС Л.
И.
Брежнева, который и зажёг огонь на Могиле Неизвестного
солдата
[8][9]
. Вечный огонь горел здесь до 27 декабря 2009 года, когда в связи с
необходимостью реконструкции мемориала огонь с воинскими почестями был временно
перенесён на Поклонную гору в Парк Победы
[10]
. В День защитника Отечества, 23
февраля 2010 года, Вечный огонь был возвращён к Кремлёвской стене, а зажёг огонь
Президент России Д.
А.
Медведев — от факела, который, в свою очередь, зажгли от Вечного
огня, горящего у входа в Центральный музей Великой Отечественной войны,
председатель Московского городского совета ветеранов В.
И.
Долгих и Герой Российской
Федерации Д.
Н.
Клименко
[8][11]
.
30 апреля 2010 года был зажжён Вечный огонь на Поклонной горе. Предложение о создании
мемориала с Вечным огнём поступило от Совета ветеранов города Москвы. Факел,
зажжённый у Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду, с почестями
перенесли к мемориалу на Поклонной горе. Чести зажечь новый «очаг Памяти» удостоились
почётный гражданин Москвы, участник битвы за Москву, председатель Московского совета
ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Владимир Долгих, Герой России
полковник Вячеслав Сивко, член Московской жилой общественной организации
«Содружество» Николай Зимогоров.
7 мая 2014 года были заменены запальники горелки Вечного огня на Могиле Неизвестного
солдата. Замену произвели специалисты Мосгаза
[12]
. Несколько минут Вечный огонь горел
рядом в специальной капсуле. После замены Вечный огонь зажгли снова. Зажигал
огонь Владимир Зельдин
[13]
.