Напоминание

Взрослым о детском чтении


Автор: Пожогина Людмила Владимировна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1353
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взрослым о детском чтении
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взрослым о детском

чтении!

Если в доме много книг, если они

являются предметом уважения и

любви, и вокруг себя малыш

видит читающих, а то и слышит

чтение вслух, любовь к книге,

интерес к печатному слову,

конечно, у него возникнет, и

будет расти.

Л.В. Успенский

Рекомендации для родителей по развитию

читательского интереса

Прививайте интерес к чтению с раннего детства;

Показывайте свой положительный пример людей, для которых чтение – это

удовольствие. Цитируйте писателей, заучивайте наизусть, приводите примеры из

литературы, обсуждайте прочитанное – и дети увидят, что без чтения – никуда;

Запишите ребёнка в библиотеку. Позвольте ребёнку самостоятельно выбирать себе

книжки и журналы;

Соберите дома интересную детскую библиотеку;

Мастерите вместе с ребёнком книги из разных материалов;

Заведите «Дневник читателя», где будет отражено, сколько

книг, каких и в течение какого периода были прочитаны;

Оборудуйте дома уголок для чтения: удобная парта,

книжная полка, игрушки в виде сказочных персонажей и прочее;

Слушайте аудиокниги;

Рекомендации для родителей по развитию

читательского интереса

Приобретайте вдохновляющие книги, красочные и увлекательные, чтобы детям хотелось

читать ещё больше;

Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию;

Читайте с детьми книги, по которым поставлены мультфильмы, фильмы, и наоборот;

Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение

слушать и сосредотачивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей;

Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей.

Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого

родители могут привить детям интерес к чтению;

Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка

одним из способов выражения своих впечатлений от

произведений;

Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное

окончание произведения. Достоинством таких историй

является более глубокое понимание прочитанной книги.

Рекомендации для родителей по развитию

читательского интереса

Придумывайте досуг, связанный с чтением: литературные вечера, совместное чтение

или театрализованные представления по произведениям;

Поддерживайте дружбу ребёнка с детьми, любящими читать;

Разгадывайте с детьми кроссворды, шарады, ребусы, интересные логические задачки;

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного

общения с книгой;

Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи;

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги;

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать

чтение на самом увлекательном эпизоде;

Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь

своими детскими впечатлениями от чтения той или иной

книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

Причины, по которым детям

надо читать книги

Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о

мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

вырабатывает правильное восприятие природы, бережливое

отношение ко всему живому.

Чтение развивает гибкость ума, делает речь ребёнка богатой и

правильной, и конечно же, готовит к успешному обучению в школе.

Чтение книг развивает социальные навыки, прививает основы

нравственности — понятия добра и зла, хорошего и плохого.

При чтении книг ребёнок учится размышлять, анализировать,

творчески подходить ко всему.

Также ребёнок учится ценить чужой труд и быть трудолюбивым.

знакомится с искусством, учится чувствовать и понимать красоту.

Книга формирует позитивное отношение к жизни.

Как лучше читать?

1.Подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочитанной сказке

или истории (занимаясь домашними делами ).

2. В режиме дня нужно выделить определённое время, чтобы к этому часу малыш настраивался

на восприятие книги. Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не

отвлекает ребёнка.

3. Полутора - двухгодовалый ребёнок может быть сосредоточен на книге 1-2 минуты, детям

постарше читают не более 15-20 минут, потому что затем их внимание

рассеивается. Речь идёт об активном общении с книгой. Пусть

малыш повторяет за вами слова, отвечает на вопросы,

рассматривает иллюстрации.

4. Пассивно ребёнок может слушать намного дольше (он то

отключается, то слушает вновь). Помните: ребёнок не

может быть всё время пассивным слушателем, поэтому во

время чтения надо активизировать его внимание.

Как лучше читать?

5. Следует помнить детскую любовь к повторным чтениям. Дети

жаждут их, чтобы вновь и большей силой пережить радостное

волнение. Повторные чтения тренируют память и развивают речь.

6. Обстановка ритуала семейного чтения усиливает восприятие

(вечер, затемнённая комната, настольная лампа). Полумрак

настраивает на сказочный, фантастический лад.

7. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами,

способными создать теплую семейную атмосферу и успешную

почву для развития личности ребенка.

Рекомендации по приобретению

литературы:

Дети 2-3 лет любят

книги с крупными

картинками, любят их

рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные

сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».

Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ,

чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими

словами и одновременно рассматривайте картинки к

книжке.

На третьем году жизни словарный запас быстро

увеличивается, и ребенку можно уже читать стихотворения.

Познакомьте с творчеством А. Барто,

З. Александровой, В.Степанова.

У детей 4-5 лет

происходит активизация словарного запаса, идет

развитие связной речи. Читая ребенку литературные произведения, нужно

обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно учить

пересказывать короткие тексты русских народных сказок. Потихоньку

приступайте к заучиванию стихотворений.

В этом возрасте можно знакомить ребенка со сказками зарубежных

авторов, с богатырскими народными сказками, с рассказами о природе и

животных, с творчеством К. Чуковского.

Для детей 6-7 лет

среди всех жанров художественной литературы

на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские.

Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со

смешными рассказами Н. Носова.

Детям 6-7 лет следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством

красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку

захотелось дочитать до конца. Книга в таком возрасте должна доставлять

удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в

произведениях, ведь вы сможете читать по ролям.



В раздел образования